Интеллектуальная игра для школьников ко дню Космонавтике "Шаг во вселенную"
материал

Филатова Юлия Сергеевна

Интересная игра для команд среднего школьного звена с творческим завершением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для школьников ко дню Космонавтике

«Шаг во вселенную»

        Цель: Создать условия для расширения знаний учащихся о космосе.

        Задачи: 1. Формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полетах в космос;

2. Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников.

3. Развивать умение работать в группах.

        Оборудование: ноутбук, проктор, воздушные шарики с карточками-буквами, карточками с планетами, карточки «Подбери пару», ручки, чистые листы, для изготовления космического чудо (фольга, картон, бумага, клей, фломастеры и тд).

        Ход мероприятия:

         (беседа)

        Несколько десятилетий назад почти все мальчишки и девчонки в нашей стране на вопрос кем они хотят стать, когда вырастут, отвечали одинаково «Космонавтом!». Наверное, и сейчас среди вас есть ребята, которые мечтают о космосе.

        С давних времён люди смотрели на небо и звёзды, гадали, что же это такое и где они находятся. Первые представления людей о земле и космосе были очень примитивными. Например, люди считали, что Земля плоская и покоится на трёх гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом с множеством сверкающих звёзд. С тех пор прошло много лет, и даже дошкольники сейчас знают, что земля – круглая, и что она вертится вокруг звезды по имени Солнце. И что таких звёзд в галактике несметное количество, да и самих галактик тоже.

   Люди всегда мечтали долететь до звёзд, но это стало возможным лишь совсем недавно – в 20 веке. Основателями космонавтики являются Константин Эдуардович Циолковский и Сергей Павлович Королёв.

    12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник, потому что 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности.

   Сейчас вы станете свидетелями космического путешествия двух экипажей. И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно, наши сегодняшние "космонавты" через 10-15 лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли. На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри) и даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий. Готовы?

   Дорогие члены экипажей, сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие. Во время игры мы выясним, чей экипаж лучше знает историю покорения космос. Очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции к командам. Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним. Итак, к полёту готовы 2 экипажа, члены, которых должны перед полётом пройти последнюю проверку на Земле.

        1 задание. Блиц-опрос. вопросы задаются по очереди экипажам, ответ должен быть быстрым:

1. Назовите имя первого космонавта Земли? (Ю. Гагарин)

2. Как вы думаете, Луна — это звезда или планета? (Планета)

3. Как называется прибор, с помощью которого можно наблюдать за звездами? (Телескоп)

4. Как называется костюм космонавта? (Скафандр)

5. Как называется книга Носова о космических приключениях героя? («Незнайка на Луне»)

6. Почему астронавты в космическом корабле не могут передвигаться на ногах, как по земле? (Из-за невесомости)

7. Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках. (ковёр - самолёт)

8. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (тарелка)

9. Летательный аппарат на котором летала Баба - Яга. (ступа)

10. Сколько длился полет Гагарина? (108 минут).

11. Сколько планет в Солнечной системе? (9 планет). (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Уран, Сатурн, Нептун, Плутон)

12. Назовите русских женщин-космонавтов. (Валентина Терешкова, Светлана Савицкая)

13. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? (Белка, Стрелка)

14. Может ли звезда упасть? (Нет)

15. Какие падающие тела мы называем «падающими звездами» (Метеориты)

        2 задание «Невесомость»

        Ребята, кто скажет, почему космонавты в космосе не могут ходить как мы по земле, а парят в воздухе?
(им мешает невесомость)
        Наша планета притягивает к себе все предметы: людей, животных, камни и т. д. Поэтому мы не можем высоко прыгнуть, а если бросим мяч, то он возвращается на землю. А когда космический корабль уходит далеко от Земли, то она уже не притягивает, и космонавты находятся в невесомости, т. е. плавают, летают... Вот и следующий наш конкурс — это испытание на невесомость. Для конкурса нужно 6 ребят. Каждый из вас получает по 1 воздушному шарику. Ваша задача подкинуть вверх воздушный шарик, в каждом из которых лежат буковки (С, А, Т, У, Р, Н), и пока он находится в невесомости, в воздухе, вы должны рассмотреть, какие буква внутри него находится. Как только вы увидели букву, вы должны подбежать к доске, написать её. А затем составить из них слово – название планеты. 

        Задание 3. Распредели планеты.

(карточки с планетами, командам нужно подписать планеты, проверяем с ответом на экране)

        Задание 4. «Они были первыми…».

        На экране фамилии ученых и космонавтов. Ведущий читает факты биографии, команды называют соответствующую фамилию характеристикам. Можно называть после первого факта, второго, третьего, но оценка выше, если команда дает правильный ответ после первой попытки.

  1. Гагарин Юрий Алексеевич
  2. Королев Сергей Павлович
  3. Комаров Владимир Михайлович
  4. Цандер Фридрих Артурович
  5. Циолковский Константин Эдуардович
  6. Глушко Валентин Петрович
  7. Леонов Алексей Архипович
  8. Гречко Георгий Михайлович
  9. Кибальчич Николай Иванович
  10. Тихонравов Михаил Клавдиевич
  1. Ему принадлежит идея – сочетания ракеты с самолетом для взлета с Земли и последующего сжигания топлива в полете самолета для увеличения дальности полета.
  2. Разработал идею об использовании гравитации Луны или попутных планет, для увеличения скорости полета на другие планеты.
  3. В 1930г. Построил и испытал первый ракетный двигатель на сжатом воздухе и бензине, в 1933г. Первый жидкостный ракетный двигатель. (4)
  1. После окончания Чугуевского авиационного училища попал в первый набор космонавтов.
  2. Был командиром космического корабля «Союз 19», который осуществил стыковку с американским кораблем «Аполлон».
  3. Первым вышел в открытый космос. (7)
  1. В 1883г. написал работу «Свободное пространство», в которой сделал вывод о возможности использования реактивного движения для перемещения в мировом пространстве
  2. В 10 летнем возрасте заболел скарлатиной и в результате осложнений практически потерял слух.
  3. В течении 12 лет жил и работал в Рязанской губернии. Преподавал арифметику, геометрию, физику. (5)
  1. В 1967 году был дублером командира корабля «Союз1»
  2. Его космический полет длился 108 минут. За это время корабль сделал один виток вокруг Земли.
  3. Свой полет на корабле !Восток» он совершил 12 апреля 1961 года.(1)
  1. Учился в Петербургском институте путей сообщения и в Медико - хирургической академии.
  2. Заведовал лабораторией взрывчатых веществ исполнительного комитета «Народной воли».
  3. Находясь в тюрьме, за несколько дней до казни, разработал проект пилотируемого ракетного летательного аппарата с пороховым ракетным двигателем (9)
  1. В 1934 году издал книгу «Ракетный полет в стратосфере». Для освоения стратосферы им был создан ракетоплан, который трижды успешно летал.
  2. В 1938 году осужден на длительный срок и в ОКБ особого режима занимался проблемами оснащения боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями.
  3. Под руководством этого ученого и конструктора был осуществлен запуск первого ИСЗ, и пилотируемого корабля. (2)
  1. Был командиром первого многоместного корабля «Восход».
  2. Совершил первый испытательный полет на корабле «Союз 1».
  3. При возвращении на Землю трагически погиб (3)
  1. В письме Циолковскому он писал «Межпланетные полеты являются моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела»
  2. В 1938 году был необоснованно репрессирован и направлен в ОКБ особого режима, где в качестве главного конструктора занимался созданием жидкостных ракетных двигателей.
  3. С 1974 года являлся директором и генеральным конструктором НПО «Энергия» под его руководством создавалась космическая система «Энергия- Буран» (6)

Задание 5. «Подбери пару».


Подбери пару.

1. АЗБУКА

1. ВОЛНА

2. ЧИСЛО

2. ДВИЖЕНИЕ

3. УДЕЛЬНАЯ

З.ЦИОЛКОВСКИИ

4. ГАЛИЛЕИ

4.ИНЖЕНЕР ГАРИН

5.МЕХАНИКА

5.НАПРЯЖЕНИЕ

6. КОСМОНАВТИКА

6. АВАГАДРО

7.ЯДЕРНОЕ

7.ПОСТОЯННЫЙ

8. КУСТО

8.ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ

9. АРХИМЕДА

9. КЕЛЬВИН

10.ЧЕРНАЯ

10. РАДИО

11.МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

11.НЬЮТОН

12.УДАРНАЯ

12. ГОРЮЧИЕ

13.ПАРОВАЯ

13. АКВАЛАНГ

14. ГИПЕРБОЛ ОЕД

14. ТЕПЛОЕМКОСТЬ

15. МЕХАНИЧЕСКОЕ

15. СИЛА

16. ВОЛЬТМЕТР

16. ЛОМОНОСОВ

17. А.С.ПОПОВ

17.ТУРБИНА

18. ШКАЛА

18. ТЕЛЕСКОП

19.ТОК

19. МОРЗЕ

20.ПЛАВКИЙ

20. ДЫРА


Ответы:(1-19, 2-6, 3-14, 4-18, 5-11, 6-3,7-12,8-13,9-15,10-20,11-16,12-1,13-17,14-4,15-2,16-5,17-10, 18-9,19-7,20-8.)

Задание 6. Знаете ли вы, что…

…скафандр космонавта весит 50 кг.

…в космосе космонавты спят в спальных мешках, пристегнутых к кровати.

…космодром, с которого в космос поднимаются русские ракеты, называется Байконур и находится в Казахстане.

…Валентина Терешкова – первая женщина-космонавт.

…космонавт Алексей Леонов первый вышел в открытый космос.

…в космосе побывали мыши, крысы, тараканы, собаки, обезьяны, лягушки и пчелы.

…космический хлеб представляет собой спрессованную плитку, похожую на плитку шоколада.

…первый искусственный спутник Земли был запущен в 1957 году.

…конструктором первого космического корабля был Сергей Павлович Королев.

…сердцем космической ракеты является реактивный двигатель.

…космический корабль Гагарина назывался ВОСТОК-1.

…позывной первого космонавта был «КЕДР».

…первой женщиной-космонавтом, вышедшей в открытый космос, была Светлана Савицкая.

 Вопрос на засыпку: Как известно, во время полёта на Ю.А.Гагарине был оранжевый скафандр, белый шлем и такие же белые шнурованные сапоги на толстой подошве. Зачем нужна была толстая подошва, ведь космонавт не собирался лететь на Луну и высаживаться там? (команды обдумывают и дают ответ)

(Должны иметь толстую подошву, хорошо держащую удар. Это необходимо потому, что нагрузки при аварийной посадке могут быть очень большими. Настолько большими, что кости разрушаются а сухожилия лопаются. Ботинок должен хотя бы отчасти смягчать удар. Андреем Собетовым описан случай, когда пяточная кость пилота пробила тонкую подошву ботинка, что привело впоследствии к инфицированию перелома, гангрене и ампутации. Высокий голеностоп может уберечь от вывихов и растяжений при неграмотном приземлении. Важное требование - на ботинке не должно быть крючков и тому подобных деталей).

Задание 7. «Создать космическое чудо»

        Командам дается возможность проявить творчество и фантазию, создать космическое чуд из подручного материала (фольга картон, бумага, глазки, нитки, клей, фломастеры). Потом представить:

1. Имя

2. Миссия

3. Супер-способность

        Наша игровая программа «Шаг во вселенную» подошла к концу и завершить хотелось словами первого лётчика-космонавта Юрия Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и преумножать эту красоту, а не разрушать её». Давайте будем выполнять этот завет.  До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра для школьников 5-х классов «Юные эрудиты»

Материал предназначен для внеклассной работы по русскому языку.Можно использовать для Недели русского языка....

Интеллектуальная игра для школьников " Конкурс эрудитов" 5 класс

Интеллектуальная игра для школьников 5 класс...

Статья "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РЕГАТА», ПРОВОДИМАЯ ПО ЛИНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ "БАЙКАЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР«ЭВРИКА» ГОРОДА УЛАН-УДЭ"

Математические регаты –  увлекательная  и динамичная   форма математических соревнований школьников города Улан-Удэ, которые проводятся по линии Республиканской общественной органи...

Интеллектуальная игра для школьников «Эрудит»

Интеллектуальная игра для школьников «Эрудит»...

Интеллектуальная игра для школьников «Брейн - ринг»

Интеллектуальная игра для школьников «Брейн - ринг»...

Интеллектуальная игра для школьников «России славные сыны»

Цель: способствовать воспитанию патриотических чувств, расширению кругозора учащихся....