Час общения «Что значит быть патриотом своей страны?!»
методическая разработка
Цель мероприятия — пробудить в детях чувство любви к Родине, сформировать духовно-нравственные качества личности, чувство достоинства, ответственности, совести и чести.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны — это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Час общения
«Что значит быть патриотом своей страны?!»
Возраст: средний и старший школьный возраст
Воспитатель: Назипова З.И.
Форма: беседа
Цель: формирование у детей представления о патриотизме, воспитание чувства любви к Родине, к своей стране.
Задачи:
- Сформировать у воспитанников понятия и представления, связанные с патриотизмом, определить роль патриотизма в жизни современного общества;
- Развивать у воспитанников познавательный интерес, критическое мышление, способность к определению собственной жизненной позиции;
- Воспитывать гражданскую ответственность, уважение к Родине.
Оборудование: мультимедийное сопровождение, разрезные пословицы, аудио сопровождение.
Ход работы
- Организационный этап:
- Ребята, я рада вас всех видеть на нашем занятии.
- И начнём мы наше занятие с гимна нашей страны. (Дети исполняют гимн России)
II. Вводная часть:
- Сегодняшнее занятие мне бы хотелось начать со стихотворения. Послушайте его и скажите, о чём мы сегодня с вами будем говорить.
Россия – Родина моя,
Прекрасней нет тебя на свете,
Люблю я реки и моря, леса, поля
И южный ветер.
Люблю я дождь, люблю грозу,
Когда природа оживает,
Люблю смотреть я на луну,
На звезды как они сияют.
Люблю проснуться с пеньем птиц,
Смотреть, как солнышко восходит,
Как оживает все вокруг
И новый день опять приходит.
Люблю я летнюю пору,
Когда природа вся в цвету…
Все пахнет, все благоухает,
И пчелы кружат над цветком,
Нектар для меда собирают.
Люблю ходить я босиком,
Росой прохладной умываться,
И в речке, теплой - как парное молоко,
Люблю я ранним утром искупаться.
Как хорошо, что мы живем в России!
Россия - необъятная страна!
И нет ее прекрасней в Мире,
Ведь это – Родина моя!
Ответы детей.
- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о нашей с вами стране и о том, кто же такие патриот.
III. Основная часть:
- Ребята, патриотизм (греч. Patris – родина, отечество) –любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре; преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов.
- Все мы родились в одной стране, здесь мы живем, растём. Мы изучаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое важное - это когда наши души наполняются особым чувством - патриотизмом.
- Патриотизм – это любовь к Родине, а что же такое Родина? Как вы можете объяснить значение этого слова? (Ответы детей).
- Давайте с вами разомнёмся и вспомним очень важные составляющие нашей страны.
- Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.
1. Наша страна называется - … Дети отвечают……
2. Граждане России называются - … Дети отвечают……
3. Столица Российского государства - … Дети отвечают……
4. Кто является главой российского государства - … Дети отвечают……
5. Город, в котором мы живем, называется - …Дети отвечают…..
- Молодцы, ребята.
- Да, все мы – жители замечательной, богатой страны, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.
- Родина – это самое дорогое, что есть у человека, это святыня человека. Святыня! Это слово нельзя объяснить словами, это можно только чувствовать. Родина для нас всё.
- Ребята, а с чего для вас начинается Родина?
- Родина! Это и наш с вами город, и наша школа с тишиной уроков и шумом перемен.
- Каждый любит то место, где родился и вырос, не забудет дом матери, игры детства. Так начинается любовь к родной стране. Но только начинается. Когда человек становится старше, он Родиной считает не село и не город, а всю страну. Тех, кто по – настоящему любит свою землю, украшает её своим трудом, готов отдать ей все силы и способности, а если потребуется и жизнь, называют патриотами.
- В последнее время все чаще мы можем услышать слова «Родина», «ПАТРИОТ», «подвиг», «служение» … А как вы понимаете, кто такой патриот? (Ответы детей)
- В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?
(Ответы детей)
- Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это и есть сегодняшней целью - развития чувства патриотизма в каждом человеке нашей с вами страны.
- Какого человека мы можем назвать патриотом? Составим ассоциативный ряд «Патриот, кто он?»
1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос
2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
4. Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
5. Готов стать на защиту Отечества
6. Отстаивает престиж свой страны
7. Знает государственную символику
8. Готов отдать своей родине все силы и способности
9. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом
10. Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством
11. Знает свой родной язык
12. Знает историю своей страны, гордится своими предками.
- Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, ее процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают. Патриотизм – это бескорыстное служение Отечеству.
- Примеров бескорыстного служения Родине российская история знает немало. В этом году мы будем отмечать 85-летие со дня Великой Победы над фашизмом. ВОВ продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой тяжелой и жестокой в истории нашей страны.
Вывод: Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников, без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее.
- Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей.
- Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами.
- Патриотами не рождаются, ими становятся. Так что – всё в наших руках! Кто если не вы!
- Быть настоящим гражданином и патриотом своей страны – это значит любить и гордиться своей Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять свои обязанности, быть активным в общественной жизни, беречь и умножать богатства родного края.
- Каждый гражданин Российской Федерации должен знать историю своей Родины, её символику, её традиции.
- Сейчас мы с вами проведем небольшой «Блиц – турнир»
Вопросы:
- Кому принадлежит крылатая фраза: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» (Александру Невскому)
- Какое событие положило конец татаро-монгольскому игу? (Куликовская бита 8 сентября 1380 г.)
- Кем была создана регулярная русская армия? (Петром I)
- Кому из русских полководцев принадлежат слова: «Тяжело в ученье, легко в бою»? (Александру Васильевичу Суворову)
- В каком году началась война с наполеоновской армией? (12 июня 1812 г.)
- Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 г.)
- Как бойцы во время Великой Отечественной войны назвали зенитно-ракетную установку? («Катюша».)
- Кем по национальности был полководец Наполеон Бонапарт? (Француз.)
- Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер).
- Очень много у нашего народа мудрых мыслей. К ним относятся пословицы и поговорки – это наше наследие, они как жемчужина украшают и оживляют нашу речь. Отношение человека к Родине выражено в пословицах. У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.
Человек без Родины.. (что соловей без песни).
Родина - мать, …(умей за нее постоять).
Для Родины своей…(жизни не жалей).
На чужой стороне и …(весна красна).
Жить -…(Родине служить).
Родной свой край…(люби и знай, делами прославляй).
- Какие пословицы о Родине вы ещё знаете? Молодцы, ребята! Знание своего родного языка, традиций – это тоже проявление патриотизма.
- Служба в армии считается ли гражданским долгом перед Родиной?
- А вы готовы выполнить свой гражданский долг? (Ответы детей)
- Армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…
- Всенародный праздник, День защитников Отечества, стал олицетворением верности присяге, добросовестного выполнения священного долга перед Родиной. Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. В советское время было очень почетно служить в ней. Армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов.
Вывод: Замечательно, что наши потенциальные призывники готовы выполнить свой гражданский долг, несмотря на обилие негативной информации, присутствующей в средствах массовой информации.
- Проявить качества патриотизма можно и в повседневной жизни. Как? Я предлагаю определить свою позицию в предложенной ситуации. Обоснуйте свой выбор.
Ситуация 1.
Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как поступили бы вы?
Ситуация 2.
Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил на их месте?
Ситуация 3.
Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что классный руководитель сделал им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав?
Ситуация 4.
Закончив сочинение, Сережка весело побежал в парк, где его ждали друзья. У одного из них накануне было день рождения, и он щедро угостил ребят конфетами с праздничного стола. На скамейке, на которой сидели ребята, быстро выросла гора фантиков. Вскоре пришло время расходиться. Но едва все мальчики встали, как к ним подошла Никитична, старая бабушка, которая гуляла со своим внуком.
- Уходите? – строго спросила она. – А мусор кому оставляете?
Ребята переглянулись, хочешь, не хочешь, а придется подобрать фантики.
- А это что? – Никитична показала на бутылку из-под пива, которая валялась около лавочки.
- Это не наша! – в один голос сказали мальчики, возмущенные тем, что их обвинили в распитии пива.
- Ну и что, что не ваша! Она же валяется, поднимите её и выбросите!
Вот пристала. Сережка терпеть не мог, когда его заставляли что-то делать.
- Вот ещё, - ответил он старушке. – Будем мы ещё чужой мусор подбирать!
- Значит, вы не патриоты! – вздохнув, сказала Никитична и подняла эту бутылку.
– Как это мы не патриоты? Причем здесь мусор и патриотизм? Мы всегда болеем за Россию! Правда!
Мальчики согласились и все хором дружно прокричали:
- Оле-оле-оле-оле-оле! Россия – чемпион!
Оставив последнее слово за собой, ребята разошлись по домам.
- Ребята, правы ли мальчики?
- Бережное отношение к природе родного края имеет прямое отношение к патриотизму. Если человек оставил мусор, кинул фантик – это ещё не значит, что он не любит Родину. За чистоту территории отвечают специальные службы, им за это начисляют зарплату. Но настоящий патриот не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его родного края, он помогает содержать в порядке свой двор, свой поселок … Из этих, казалось бы, мелочей и складывается любовь к Родине.
- Как вы думаете, вас можно назвать сейчас патриотами?
- Если вы хорошо учитесь, помогаете своей школе, родителям, помогаете ветеранам, участвуете в различных акциях, например, «Помоги собраться в школу!» и т.д., то вы, конечно, пока юный, но истинный патриот.
Участие в добрых делах – это тоже проявление патриотизма.
IV. Заключительная часть
- Ребята, о чём говорили на занятии? (Ответы детей)
- Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Неслучайно в качестве эпиграфа к нашему разговору я привожу слова Василия Розанова: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать». Растите хорошими людьми, достойными гражданами России! Я хочу, чтобы это занятие побудил вас к активным действиям во благо школы, поселка, людей, живущих с вами рядом. Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Что значит быть патриотом
Формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»...

Урок-конспект "Что значит быть патриотом"
Урок разработан в соответсвиии с новыми стандартами ФГОС и учетом регионального компонента....

Что значит быть патриотом. Урок обществознания - 6 класс
Технологическая карта и конспект урока по обществознанию в 6 классе. Учебник "Обществознание" Боголюбов Л.Н....

Что значит быть патриотом. Презентация по обществознанию - 6 класс
Презентация дополняет урок обществознания в 6 классе по теме "Что значит быть патриотом". Учебник "Обществознания" Боголюбов Л.Н....
Конспект урока обществознания 6 кл "Что значит быть патриотом"
Урок посвящен понятию "патриотизм". На применре конкретных личностей учащиеся рассматривают суть данного понятия...
Час общения «Что значит быть патриотом сегодня»
Укрепление нравственных позиций личности....

