Час общения «Что значит быть патриотом сегодня»
классный час на тему

Укрепление нравственных позиций личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           

«Что значит быть патриотом сегодня»

Цель: Укрепление нравственных позиций личности.

Задачи:

  • Помочь воспитанникам осознать понятие патриотизм;
  • Понять, что значит быть патриотом сегодня.

На доске эпиграф:

Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что она своя.

Луций Аней Сенека

Ход беседы:

Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о том, «Что значит быть патриотом?».

У каждого из Вас на парте лежат распечатанные стихотворения наших поэтов, давайте познакомимся с ними.

Первое стихотворение  поэтессы Нины Бадиной:

(Стихотворение читает один из учеников)

***

Над клёнами луны краюха,

Лягушек смолк вечерний хор,

Деревья слушают вполуха

Земли и неба разговор.

Ромашки куст сорочьим глазом

Застывший воздух сторожит,

И, не сомкнув очей ни разу,

Томятся васильки во ржи.

В туман уходит поезд дальний,

И эхом – гулкий перестук…

Какой-то смутною печалью

Тебя охватывает вдруг.

Среди полей, дорог и веток

Как будто всхлипнула струна…

И терпеливо ждёт рассвета

Моя полночная страна.

Второе стихотворение Николая Кожевникова: «Не погибнет Россия»

(читает ученик)

Не  погибнет Россия…

Она возродится.

Постепенно разруха пройдёт.

Снова будет спокойней в столице,

И увереннеё будет народ.

Все раздоры, слепые сражения

Вспомним мы через годы не раз,

И другие уже поколения

Без опаски расскажут про нас,

Назовут наши жертвы, потери…

Вновь заслуженно слава придёт.

Не погибнет Россия.

Я верю

В наш могучий и добрый народ!

Воспитатель: Как Вы считаете,   о  чём сегодня мы будем  говорить?

Воспитатель: У вас на столах листочки бумаги, пожалуйста, подумайте и напишите на них, о чём бы хотел узнать каждый из вас на  беседе.

Цель 1: (воспитанники записывают самостоятельно).

Цель 2: (Записывается на доске после совместного обсуждения).

     

 Понять значение слова  «патриотизм».

Воспитатель: Со словами «патриотизм», «Отечество» вы, знакомы с детских лет. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что же обозначают эти слова? Давайте вместе с Вами попробуем составить Древо понятий.

(воспитанники в словарях ищут обозначение слова патриотизм):

1. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

2. Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.

(Происходит от греческого слова patriotes – соотечественник, patris - родина).

(Таблички, с найденными в справочной литературе словами, прикрепляются к классной доске.)

- А как мы можем назвать человека, у которого проявляются  эти качества?

Учащиеся отвечают: «Патриот!» 

А теперь найдите в своих словарях и справочниках обозначение  слова патриот:

1. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела (из словаря).

Воспитатель: А как вы сами можете объяснить это слово? (ученики дают свои варианты ответов).

2. Любитель Отечества

Воспитатель: Есть ещё слова, которыми называли таких людей раньше (устаревшие), в настоящее время вы с ними не встретитесь, но мне бы хотелось познакомить вас с ними:

-  отечественник, отчизник;

- отчизнолюб;

- усердный защитник.

Учитель: Мы с вами попытаемся рассмотреть одно из понятий, как мне кажется, наиболее актуальное в наше время. Это ЛЮБИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА.

Что такое Отечество?

  1. Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.
  2. Своя земля.
  3. Родина.

Воспитатель: Мы с вами подошли к самому главному для нас слову РОДИНА (что же это такое?)

  1. Отечество, родная страна
  2. Место рождения.

Воспитатель: Какие ещё слова может включать в себя слово Родина? (Воспитанники объясняют, а воспитатель записывает их ответы на доске).

Род, родной (т.е. близкий, свой, дорогой, милый).

Вот какое у нас получилось большое Древо понятий, с помощью которого мы смогли объяснить, что же такое ПАТРИОТИЗМ, и кто такой ПАТРИОТ. Можно быть патриотом своей страны, города, школы в которой вы учитесь, своей семьи.

Воспитатель: Я думаю, (надеюсь), что каждый из вас хоть раз смотрел фильм «Виват гардемарины!»

Действие этого фильма происходит в XVIII веке, в эпоху царствования дочери Петра Елизаветы, когда в России уже появляется юная цесаревна, будущая императрица Екатерина Великая. В этом фильме очень занимательно плетутся интриги, в которых раскрываются характеры трёх воспитанников навигационной школы. Герои ищут своё место в жизни, своё счастье и следуют вечно благородному девизу: «Судьба и Родина - едины».

Но не все так думают. Есть мнение, что: «Где тепло, там и Родина». Сейчас, я предлагаю вас выполнить следующее задание: подумайте и выберите одно из близких вам понятий, а затем завершите предложение:

  1. Судьба и Родина – едины, потому что…
  2. Я не связываю воедино понятия судьба и Родина, потому что…

Воспитатель: А теперь выслушаем ваше мнение. (Заслушиваются выступления желающих воспитанников).

Воспитатель: Давайте подведём итог этих рассуждений. Действительно наша судьба и Родина неразрывны.

Воспитатель: Как вы считаете, с чего начинается любовь к Родине? (заслушиваются 2 – 3 ответа учащихся).

Учитель: Сейчас вам предлагается творческое задание: «Пока звучит песня нарисовать рисунки , который даст ответ, по вашему мнению, на вопрос «С чего начинается Родина?» Желательно, чтобы вы еще и защитили (объяснили) свой сюжет.

(воспитанники рисуют рисунки).

(проводится рефлексия).

Воспитатель: Я предлагаю всем вместе подвести итоги нашего урока и ответить на вопрос «Что же значит быть патриотом сегодня?» Как вы это понимаете?

Воспитатель: Кого из известных политиков, поэтов, композиторов, художников, спортсменов…вы бы назвали патриотом?

Воспитатель: Можно ли назвать патриотом главу нашего района? Если да, то почему?

Воспитатель: А директор нашей школы патриот? Почему? А поэты, которые в своих стихах воспевают всю красоту нашего края, нашей малой Родины?

Воспитатель: Как вы считаете можно ли назвать патриотами каждого из присутствующих здесь (и вас в том числе)? Ответ объясните.

Воспитатель: Мы с вами очень хорошо поработали, а закончить нашу беседу мне хочется четверостишьем ещё одного патриота барда Юрия Навалихина:

Где-то далеко, минуя разъезды

И перегоны, поезда.

Много на свете звёзд и созвездий,

Только у каждого своя звезда.

Помните об этом, пожалуйста, так как от вас зависит, будет ли ваша звезда гореть ярко и долго в сердцах  знающих Вас людей, или быстро погаснет. Я надеюсь, что каждый из вас патриот своей родины.

Воспитатель: Спасибо Вам за беседу.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по правилам дорожного движения

"Школа дорожных наук"

Цели мероприятия: 

  • познакомить обучающихся с видами светофоров и дорожных знаков; вспомнить как правильно переходить дорогу; рассказать о значении знаков для водителей и пешеходов; формировать у учащихся системы знаний по ПДД.
  • развивать наблюдательность, внимание, воображение, любознательность, навыки безопасного поведения на дорогах, творческие способности;
  • воспитывать у детей культуру поведения на дорогах, коллективизм, умение сопереживать.

Действующие лица: Баба Яга, Светофор, Ведущий, знаки (ученики), Девица, Иван.

Оборудование: дорожные знаки, рисунки, выставка книг, обручи, макет светофора, костюмы для Бабы Яги и Светофора.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий (В.) Ребята! Сегодня у нас с вами  будет не совсем обычное МЕРОПРИЯТИЕ. Оно посвящено правилам дорожного движения.  А для этого  нам нужно попасть в городок под названием «Школа дорожного движения».

(Вдруг из-за угла появляется Баба Яга. Она растрёпана и очень сердита.)

Баба Яга (Б.Я.). Безобразие! Постоянно одна и та же история!

В. Что с тобой Яга?

Б.Я. Оштрафовали! Не там видите ли улицу перехожу. На метле полетела, опять свистят! «Не положено, говорят,  в городе на таком виде транспорта передвигаться». Я им объясняю: Я – Баба Яга! Мне только на метле как раз и положено.

В. А они?

Б.Я. Иди, говорят, в лес. Там, пожалуйста, летай сколько угодно и хоть на чём.

В. Ну, так ты бы в другом месте, на другом участке улицу перелетела.

Б.Я. На другом? Там знаешь, сколько этих…как их…слово-то такое мудрёное.

В. Инспекторов что ли?

Б.Я. Вот-вот. А если этих нет, так знаков на дорогах по навешали, светофоров, указателей. Уважающей себя Бабе Яге и пролететь негде!

Попав в большой и шумный город
Я потерялась, я пропала!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути.
Признаться честно – я не знаю
Где мне дорогу перейти?
Ребята! Вы мне помогите!
И если можно, расскажите…
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!

1-й ученик. Не переживай. Оставайся с нами.

2-й ученик. Мы тебе поможем!

В. Сейчас мы отправимся туда, где можно познакомиться со знаками, светофорами и правилами дорожного движения.

(Сцена оформлена дорожными знаками, стоит макет светофора)

В. Ребята, что вы видите?

Дети (Д.). Дорожные знаки и светофор.

Б.Я. Подумаешь…знаки. Зачем они мне нужны? Тут такая ерунда!

Нарисован человек
Землю роет человек.
Может быть, здесь ищут клад?
И старинные монеты
В сундуке большом лежат?

3-й ученик. 

Ну и Баба Яга. Что ты, что ты?
Здесь дорожные работы.

Б.Я.

Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали в круг,
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу?
Что бы значило на деле?
А, я знаю: карусели!

4-й ученик.

Мы на площади с тобой.
Здесь дороги нет прямой!
Здесь движенье не прямое –
Здесь движение круговое!

Б.Я.

Вот так знак! Глазам не верю!
Для чего здесь батарея?
Помогает ли движенью
Паровое отопленье?
Может быть зимою вьюжной
Здесь шофёрам греться нужно?
Почему же в летний зной
Знак не сняли с мостовой?

5-й ученик.

Нет Ягуся, этот знак
Говорит шофёрам так:
Здесь шлагбаум, переезд
Подожди, пройдёт экспресс.

В. Ну Баба Яга, ничего ты не знаешь!

Историческая справка. Впервые дорожные знаки появились в 1933 году. Знаки-это как буквы в азбуке, по которой люди учатся читать. Выучишь все знаки и смело можешь читать книгу безопасности на дороге.

Все знаки  разделены на группы. У каждой из них свое название и назначение.

Красный круг обозначает

Что он что-то запрещает.

(Демонстрация запрещающих знаков и опрос детей на знание этих знаков.)

Это самые требовательные знаки. Они предупреждают о самых разных неожиданностях на дороге.

Ну, а если синий круг,

Значит - смело действуй друг.

Это  предписывающие знаки. Эти знаки помогают водителям и пешеходам на дорогах.

Голубой квадратный знак

Объясняет что и как.

(Демонстрация  это  информационных знаков.)

Знаки в красных треуголках

Просто так не намекают.

Об опасностях дорожных

Нас они предупреждают.

(Это предупреждающие знаки.)

Итак,  ребята, напомните, какие группы знаков мы повторили

«Знаки» исполняют песню на мотив песни «Крылатые качели»:

Всем кому даны колёса
Передайте наш совет
Пусть у нас сначала спросят
Можно ехать или нет?
Мы поможем, мы расскажем
Честь по чести, что и как.
Будьте, будьте осторожны,
Уважайте каждый знак.

(Обучающиеся-знаки рассаживаются в зале)

Ведущий.

Тот, кто нарушает правила движенья
Тот часто попадает в такие приключения.

(Инсценировка. Можно привлечь обучающихся старших классов.)

В. Нет повести печальнее на свете, чем повесть об Иване и Свете…

Молодец с роднёй простился,
В путь-дорожку снарядился,
И мамаша у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле,
Инда очи разболелись глядючи…
Что ж не едешь ты Иван?
Или в деле есть изъян?
Или просто задержался?
Или там на чём попался?

Иван тормозит, увидев красну девицу.

Девица (Д.) Здравствуй, добрый молодец!

Иван. Здравствуй, красная девица. Садись, подвезу.

Д. А ты, добрый молодец, правила дорожного движения знаешь?

Иван. Знаю, знаю! Садись ко мне скорее.

Д. Ну, а вот это какой знак? (Показывает пальчиком на знак)

Иван. Это? Это мы с Петькой с урока истории убегаем.

Д. Неправильно. Это знак – «Осторожно дети». А этот?

Иван. Это – «Осторожно, кирпич на голову упадёт».

Д. Ну и ну! А ещё в тридесятое царство подвезти хочет. Нет тебе туда дороги.

Иван. 

Не тужи, душа моя,
Обойдусь без правил я…

Закрывается занавес. Иван резко даёт газу. Раздаётся страшный грохот, потом звук сирены «скорой помощи». Появляется наш герой. Теперь он с перевязанными головой и ногой и с костылём  в руке.

Иван. 

Думал я: мне всё сойдёт!
Вышло всё наоборот.
Жигулёночек  разбил – 
Сам в больницу угодил!

В. Вот такой исход бывает, когда не соблюдаются правила дорожного движения.

В. Ребята, а где же наша Яга?

Б.Я. Да здесь я!

В. Я хочу тебе задать один вопрос. Как ты думаешь, кого называют «волшебник-постовой»?

Б.Я. Милиционера.

В. Нет, не угадала. Ребята, помогите Бабе Яге.

Он глазищами моргает
Неустанно день и ночь.
Он машинам помогает
Вам тоже может он помочь.

Дети (Д). Это – светофор!

Светофор (С.) 

– Да, это я, светофор –
Волшебник – постовой.

Б.Я.

А как же можешь помочь?
С помощью чего?
С. Чтоб тебе помочь
Путь  пройти опасный,
Стоят на страже день и ночь –
Зелёный, жёлтый, красный.

(3 ученика изображают цвета светофора и каждый держит круг своего цвета).

Вместе:

Наш домик светофор
Мы три родные брата
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Мы три   чудесных цвета
Ты часто видишь нас
Но нашего совета не слушаешь подчас.

Красный.

Самый строгий – красный свет,
Если он горит – стой!
Дороги дальше нет!
Путь для всех закрыт

Жёлтый. 

Чтоб спокойно перешёл ты
Слушай наш совет
– Жди!
Увидишь скоро жёлтый
В середине свет.

Зелёный. 

А за ним зелёный свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он:
«Препятствий не,
Смело в путь иди!»

В. Историческая справка. Первый светофор появился в Москве в 1924 году. Он имел форму круга со стрелкой. ( Демонстрация макета). Одна половина была красной, а другая-зеленая. Стрелка передвигалась по кругу, давала указания для водителей и пешеходов. А само слово светофор означает несущий свет. Светофор- наш первый друг.

В. Ребята! А сейчас ответьте на мой вопрос. Где самое опасное место  в большом городе?

Д. Это перекрёсток!

В. Как же нам благополучно его перейти и оказать на другой стороне улицы?

Д. По переходу.

В. А какие переходы вы знаете?

Д.

  • Пешеходный переход.
  • Подземный пешеходный переход.
  • Наземный пешеходный переход.

Ученик.

На дороге дружно в ряд

Полоски белые лежат

Для тебя есть, крошка…( переходная дорожка)

Ученик.

Я хочу спросить про знак

Нарисован он вот так:

В треугольнике, ребята

Со всех ног бегут куда-то. (Осторожно, дети!)

Ученик

Шли из школы мы домой

Видим- знак над мостовой.

Круг, внутри- велосипед,

Ничего другого нет. (Велосипедистам проезд запрещен)

Ученик

Этот мостик над дорогой

Служит нам большой подмогой Через улицу ведет Нас…( надземный переход)

Ученик

В треугольнике, ребята,

Человек стоит с лопатой

Что-то роет, строит что-то.

Здесь…( дорожные работы)

 В. Викторина. Отгадайте вопросы нашей викторины.

1. Как пешеходы должны ходить по улице? (Пешеходы должны ходить только по тротуару, так как проезжая часть улицы предназначена для транспорта.)

2. Какой стороны тротуара  должны придерживаться  пешеходы? ( Пешеходы должны придерживаться правой стороны тротуара, чтобы не мешать идущим навстречу людям.)

3. Можно ли переходить улицу наискосок? ( Нельзя. Улицу надо переходить  прямо, так как уменьшает время пребывания на проезжей  части.)

4. Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы? ( Игры на проезжей части улицы мешают движению транспорта, а главное, дети, увлекшись игрой, могут попасть под колеса машин.)

5. Можно  ли переходить улицу на желтый сигнал светофора? ( Нельзя.  Желтый сигнал светофора означает. Внимание! Он включается при смене сигналов светофора. Для перехода  улицы надо   дождаться зеленого сигнала.)

6. Как надо переходить улицу, если нет светофора? ( Прежде чем начать переход улицы, надо сначала посмотреть налево и направо и пропустить приближающийся транспорт. Дойдя до середины, посмотреть направо и налево и, если нет машин, закончить переход.)

7. В какой последовательности расположены сигналы в трехсекционном светофоре? ( Сигналы в трехсекционном светофоре располагаются сверху вниз в последовательности: красный, желтый, зеленый.)

В. Сейчас предлагаем вашему вниманию небольшой видеоролик., о том как надо вести себя на дороге.

В. Ребята, если каждый человек соблюдал бы правила дорожного движения, меньше были бы слезы и боль. Мы всегда должны их знать и выполнять. Вот они:

1. Переходи по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2. Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу.

3. При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин.

4. Переходи только на зеленый сигнал светофора.

5. Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем.

6. За городом  безопаснее идти навстречу движущемуся транспортному потоку.

7. Всегда обращайте  внимание на  дорожные  знаки и светофор

Весь сентябрь мы посвятили правилам дорожного движения. Свои знания вы отобразили в рисунках. Вот они !  Кроме того вы принимали участие в викторине на данную тематику. Наиболее активными оказались  Рудаков Влад, Артамонова Татьяна, Рыбина Анастасия.

Исполняется финальная песня на мотив песни «Если с другом вышел в путь».

Если с другом вышел в путь
Если с другом вышел в путь
Веселей дорога
Ты про знаки не забудь
Ты про знаки не забудь
Их в дороге много.

Припев:

Что мне снег,
Что мне зной, 
Что мне дождик проливной
Ведь светофор помощник мой. (2 раза)

Собираясь в дальний путь,
Собираясь в дальний путь
Много правил строгих –
Вспомни ты и не забудь,
Вспомни ты и не забудь,
Не забудь в дороге.

Припев:

Красный свет говорит, что пока нам путь закрыт –
И нет дороги впереди.
Жди зелёный тогда
Можешь смело в путь идти
И нет тебе преград в пути.

Припев:

И в дорогу я друзья  
И в дорогу я друзья
Выйду без испуга
ПДД ведь знаю я
ПДД ведь знаю я
Научу и друга.

Припев:

Что мне снег,
Что мне зной,
Что мне дождик проливной
Ведь светофор помощник мой. (2 раза)

В. Всем спасибо , кто помог Бабе Яге разобраться в знаках и светофорах. Теперь, тебе все понятно, Яга?

Б. Я. Да, большое спасибо.

В.  До свидание,  дорогие гости,  до новых встреч! Всем спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО внеклассного мероприятия по теме «Что значит быть патриотом сегодня?»

Федеральное  государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»         МЕ...

классный час - размышление "Что значит быть патриотом сегодня?"

Классный час в 9 классе на тему: Что значит быть патриотом сегодня?...

Классный час "Что значит быть патриотом сегодня"

Классный час предназначен для учащихся 6-7 классов....

Классный час – диспут: "Что значит быть патриотом сегодня?"

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его уси...

Что значит быть патриотом сегодня

Главна цель данного урока - воспитание патриотизма, определение роли патриотизма в современной жизни. Это разговор о нашей Родине. Что такое Родина?. Что такое "малая" Родина?. На уроке изучается симв...

Что значит быть патриотом сегодня

Классный час «Что значит быть патриотом сегодня»Цель: Укрепление нравственных позиций личности.Задачи:Помочь учащимся осознать понятие патриотизм;Понять, что значит быть патриотом сегодня....

Что значит быть патриотом сегодня?

Что значит быть патриотом сегодня?...