Каша в национальной русской культуре
проект (10 класс)
У русского народа одним из наиболее распространенных блюд считается каша. Без неё трудно представить нашу кухню. А особенно кухню людей 17-19 веков. Наши предки с одинаковым почтением относились к любым злакам. Они были основным блюдом на столах, как простого бедного люда, так и богатых вельмож. Недаром только в русском языке есть поговорка «Хлеб да каша - пища наша».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 479.84 КБ |
Предварительный просмотр:
IX МОЛОДЕЖНЫЕ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
Г. БЕЛОЯРСКИЙ»
Секция №2 - Общие ценности славянских культур и их отражение
в языках, литературе и истории.
« Каша в национальной русской культуре»
Автор работы:
Буйдина Елизавета Евгеньевна
Класс 9б
Научный руководитель:
Черепанова Елена Александровна.
СОШ № 1 г. Белоярский,
учитель русского языка и литературы
2023-2024 учебный год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….3
1. История происхождение слова «каша» (этимология) ……………..4
2.«Праматерь хлеба». Каша в культуре русского народ……………...5
3. Каша как обрядовое блюдо........................................................................6
3.1. Каша в свадебном обряде………………………………………...6
3.2. Каша на рождение ребёнка……………………………………….6
3.3. Каша на поминках…………………………………………………7
3.4. Рождественская каша……………………………………………..8
3.5. Каша на Васильев день (с 13 на 14 января)…………………….8
4.Забытые каши………………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………..10
Литература……………………………………………………………………13
Интернет-ресурсы……………………………………………………………...13
Введение.
В каждой стране, у каждого народа есть свои национальные блюда. У русского народа одним из наиболее распространенных блюд считается каша (Рис.1). Без неё трудно представить нашу кухню. А особенно кухню людей 17-19 веков. Наши предки с одинаковым почтением относились к любым злакам. Они были основным блюдом на столах, как простого бедного люда, так и богатых вельмож. Недаром только в русском языке есть поговорка «Хлеб да каша - пища наша».
Актуальность моей работы обусловлена наличием существенных пробелов у современного поколения в знании не только русских национальных блюд, но и в знании их истории, происхождения названия. Считаю, что мы, русские люди, должны знать, что ели наши предки, почему кашу считают национальным русским блюдом, какие названия имели разные каши и почему.
Получив всеобщее признание, каша стала предметом почитания и непременным атрибутом различных бытовых и религиозных обрядов и праздников. Не обходились на Руси без каш в рождественские праздники, рождение и крещение ребёнка, похороны и многие другие события.
А что о кашах знают мои сверстники? Я провела анкетирование, в котором приняли участие 66 человек (учащиеся 9-х классов). На вопрос, «сколько видов каш они знают?» , 31 респондент насчитал 5- 6 видов (манная, гречневая, рисовая, пшенная, кукурузная, овсяная). Остальные назвали 3-4 вида. А самую древнюю кашу не назвал ни один человек. И даже название «полба» учащимся было незнакомо. Не знают опрошенные и о толокняной каше, о зелёной каше, о кутье и т.д.
А вообще, разновидностей каш на Руси было множество: «артельная», «суворовская», «гурьевская», «молодильная», «пуховая гречневая», «размазня», «ячная», «сытяная», «кутья», «колово», «мешанка». И все они делились на 3 вида: кашицы (жидкие каши), размазни (или вязкие каши), крутые (рассыпчатые).
Также я выяснила, что часто каши варят лишь в 38 семьях, в 22 семьях – иногда. О праздниках и мероприятиях, на которых принято подавать каши, знают немногие. Вспомнили о том, что кашу подают на рождение ребёнка (42 чел), на свадьбах ( 8 чел), на Рождество (5 чел), на поминках (11 чел). А 41 человек не мог вспомнить ни одного мероприятия, где бы каша была обрядовым блюдом (Приложение 1).
Исходя из результатов анкеты, я решила, что многим будет интересно узнать ответы на такие вопросы: почему в русской кухне каша является традиционным блюдом? как давно это блюдо "прижилось" в русской кухне? какова этимология названий разных видов каш? какие праздники так или иначе связывают с подачей каши?
Объект исследования: разные виды русского национального блюда - каши
Предмет исследования: происхождение названий разных видов каш и традиции приготовления каш на разных праздниках и мероприятиях от древности до наших дней.
Мною была выдвинута следующая гипотеза. Предполагаю, что если знать особенности русской кухни и способы приготовления главного национального блюда наших предков, знать происхождение названий разных видов каш, если ознакомиться с традициями в питании русских людей, то всё это будет способствовать сохранению теоретической и практической части национальной русской кухни, и в целом традиционной русской культуры. Так ли это?
В ходе работы были использованы различные методы исследования:
- Анализ рецептов старинных поваренных книг
- Анкетирование.
- Анализ информации кулинарных интернет-форумов
Цель работы: изучение древних и современных традиций, связанных с русским блюдом – кашей; знакомство с забытыми рецептами каш.
Задачи:
- собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашего класса о каше как традиционной русской еде;
- рассмотреть традиции, связанные с кашей, ушедшие в прошлое и сохранившиеся до сегодняшнего дня;
- выявить отношение учащихся к данной проблеме;
- создать сборник сказок «Каша – матушка наша»;
- оформить буклет, в котором будут собраны пословицы, поговорки афоризмы о каше;
- создать поваренную книгу с забытыми рецептами каш.
1. История происхождения слова "каша" (этимология)
Происхождение слова каша довольно интересное. У этого слово много родственников в других языках. Но на всех языках "кашэ" переводилось как "тяжело превращается, делается". Таким образом, каша - это то, что постепенно становится или делается твёрдым, сгущается, связывается, схватывается.
А вот в этимологическом словаре М. Фасмера можем найти немного другую историю происхождения слова "каша". Он считал, что значение этого общеславянского слова близко к словам «соскребать, сдирать». То есть очищать зерно, сдирать с него шелуху. [1].
Существует ещё и третья версия происхождения слова "каша". Некоторые учёные считают, что название блюда происходит от греческого слова kουκκί, что значит «зерно». Точно сказать, какая из версий правильная, сейчас невозможно.
2. Праматерь хлеба». Каша в культуре русского народа
«Праматерью хлеба» величали в народе кашу. Возраст этого удивительного блюда исчисляется тысячелетиями. Именно к тем далёким временам относят археологи свою уникальную находку - горшок с кашей. Обнаружили его под слоем золы при раскопках древнего города Любеча. И этой каше на тот момент было около тысячи лет.
Есть такая легенда, что именно каша была предвестником хлебопечения. Когда-то давно один неопытный кашевар готовил кашу, и то ли по неопытности, то ли по невнимательности насыпал крупы больше, чем следовало, и в результате получилась лепешка. Кашевара наказали, но хотелось всё равно кушать, тогда пришлось есть лепешку из каши. Так появилось новое блюдо. Потом кашу заменили на муку, и появился первый хлеб. Поэтому и называют кашу " праматерью хлеба".
Самые древние каши - кутья и полба. Кутья упоминается ещё в "Повести временных лет". А полбой кормил работника Балду жадный поп в сказке Пушкина.
В начале 10 века арабский путешественник Ибн-Фатлон писал, что у восточных славян существовал обычай: при заключении мира варить кашу и есть это блюдо с бывшим противником, без чего мирный договор был бы недействительным.
«Каша» было синонимом слова «пир». Так, в летописях можно прочесть, что в 1239 году князь Александр Невский устраивал «большую кашу» в Торопце, а затем другую - в Новгороде [2].
В старину в школе начало нового этапа обучения отмечалось совместной трапезой – все угощались кашей. Так произошло слово «однокашник».
Не все знают, что у каши есть свой народный праздник, и называется он «Мирская каша». Отмечается он в день Акулины-гречишницы, 26 июня (Рис.2) В этот день варили каши и угощали ими нищих. Это были своего рода добровольные пожертвования.
А готовить каши могли специалисты узкого кулинарного профиля — кашевары. Правила кашеваров были близки к арифметическим: точность в пропорциях, выдержанность по времени. Но иногда помогала кулинарная фантазия и, конечно же, опыт.
3. Каша как обрядовое блюдо.
Можно сказать, что каша сопровождала человека на всем жизненном пути, так как на Руси она была не просто едой, но и обрядовым блюдом.
3.1. Каша в свадебном обряде (Рис.3)
Известно, что во второй половине 17 века свадебный обряд назывался свадебной кашей. Организовать свадьбу раньше было делом хлопотным и затратным. Мало того, что блюдо следовало приготовить вкусным и рассыпчатым, каши нужно было сварить столько, чтобы хватило на всех гостей. Поэтому хозяевам застолья приходилось основательно потрудиться: стало быть, заварить побольше каши. Отсюда и пошло выражение «Заварить кашу».
На свадьбе новобрачные должны были участвовать в приготовлении каши, а потом обязательно её есть. Она была символом обилия, роста, плодородия. Кроме того, молодожёны должны были есть кашу обязательно из одной посуды и одной ложкой, чтобы показать, что теперь они составляют единое целое. Именно со свадебного обряда стали говорить : "Хозяйка красна – и каша вкусна". А о сватах, с которыми было трудно договориться, говорили: «С ними каши не сваришь». Таким образом, свадебный обряд без каши никак не мог обойтись.
3.2. Каша на рождение ребёнка (Рис. 4)
Встреча ребёнка и таинство крещения тоже сопровождались подачей и поеданием каши. А всего крестильных каш готовили две. Одну — от хозяина дома (отцовскую, с «потехой»), другую — от повитухи (бабину, бабкину бабью кашу, кутью), а
в некоторых местностях она называлась просто «крестильная каша»
На Дону у казаков был обычай варить отцовскую кашу. Если в семье рождалась девочка, то кашу давали только отцу. Её солили, перчили, горчили. И отец девочки должен был съесть эту кашу, не морщась, чтобы судьба у дочери была счастливая.
Кашу для крестин готовили из ячменя или пшеницы, добавляли в неё сливочное масло, молоко, мед и изюм. Готовила кашу повитуха, то есть бабка. Эту кашу выносили под конец праздничного застолья. Заплатив несколько монет, кутью выкупали крестные.
Празднуя это событие, наши предки старались всячески привлечь в будущую жизнь малыша здоровье, счастье и достаток.
И чем больше был горшок каши, тем более счастливую жизнь обещал он новорожденному.
Кстати, чтобы отец ребенка прочувствовал всю боль, которую пережила мать во время родов, бабка специально подавала ему кашу с большим количеством перца и соли. Когда она несла это угощение отцу, приговаривала: «Каково солоно было матери родить тебе сына, такова и тебе будет эта каша» [3].
В наше время зовут на «кашу» близких и родственников, когда ребёнку исполняется один месяц. Это смотрины новорождённого, первая его встреча с другими людьми. И традиция варить кашу практически ушла в прошлое. Вместо неё на этом мероприятии подают выпечку, конфеты и т.д.
3.3. Каша на поминках.
Старинное традиционное поминальное блюдо, характерное для православных традиций, с которого начинали поминальный обед, - кутья. Кутья к нам пришла из Византии вместе с христианством. Название блюда происходит от греческого слова kουκκί, которое означает «зерно». Нужно сказать, что кутья бывает разная и подают её не только на поминках:
- бедная – подаётся перед Рождеством, по количеству компонентов средняя, не содержит жиров;
- богатая (щедрая) – подаётся перед Новым Годом . Содержит жирные продукты (сливки, сливочное масло), сладкие ингредиенты. Такое блюдо не употребляется во время поста;
- водяная или голодная – подаётся в преддверии Крещения, содержит минимум компонентов: пшеницу и мёд [4].
На Руси кутья впервые упомянута в «Повести временных лет» (начало XII века). В рукописной славянской Псалтири дается разъяснение, что кутья — это разваренные зерна пшеницы, услажденные медом. Основные продукты, из которых готовили раньше кашу – это зерно, мёд и мак. В XVI веке кутью чаще варили с маком, а в XIX веке — из риса и изюма.
Церковными обычаями принято поминать кутьей умершего не только в кругу семьи и знакомых, но и приносить ее в храм. По традиции, с этой каши (а ее съедали три ложки) начинался поминальный обед. Если кутья осталась, то её раздавали неимущим или использовали для начинки сладкого пирога.
Кутью часто путают с другим блюдом православной кухни – коливом. Рецепты кушаний очень похожи, единственное их различие состоит в назначении. Так кутью принято подавать на поминках, а коливо является основной пищей, употребляемой православными христианами в дни Великого поста [5].
3.4. Рождественская каша (Рис 5)
В Рождественский и в Крещенский сочельник готовят всё ту же кутью.
Рождественская каша считалась бедной, потому что она была постная. Обычно в неё добавляли молоко из орехов. Для этого их очень хорошо перетирали, до тех пор, пока не появится молочко. Чаще всего на Рождество и Крещение делают кутью из пшеницы и называют это блюдо «сочиво».
Рождественская кутья символизирует рождение новой жизни, она должна быть очень вкусной и сладкой.
3.5. Каша на Васильев день.
Не все знают, что готовили кашу ещё и на Васильев день (с13 на 14 января). А «Васильевым» этот вечер называли, потому что 14 января православная церковь чтит память святого Василия Великого, автора множества проповедей и изобретателя иконостаса.
Чаще всего варили гречневую кашу. Но существовал определенный ритуал, которому раньше следовали. Вероятно, если каша варилась из другой крупы, ее тоже нахваливали, но гречиха всегда пользовалась на Руси особым уважением, поэтому не случайно ее называли "княгиней".
Старшая в доме женщина в два часа ночи приносила из амбара крупы. Старший из мужчин приносил в это же время из колодца или реки воду. Крупы и воду ставили на стол и начинали готовить печь. Когда наступало время готовить кашу, все семейство садилось за стол, а старшая женщина, размешивая крупу, причитала: "Сеяли, растили гречку все лето; уродилась наша гречка и крупна, и румяна; встречали гречку князья и бояре, сажали ее за дубовый стол , пир пировали". Этим причитанием показывали свое уважение к "княгине" круп - гречке. Затем хозяйка брала горшок с кашей со стола, и тогда все члены семьи вставали. Дружно провожали горшок с гречей в печь. А пока ждали кашу, играли, пели песни, водили хороводы. [6]
4. Забытые каши (некоторые виды)
На Руси готовили множество различных каш. Вот названия некоторых из них: «артельная», «суворовская», «гурьевская», «молодильная», «пуховая гречневая», «размазня», «ячная», «сытяная», «кутья», «колово», «мешанка» и т.д. И это только малая часть каш, которые раньше готовились русские люди. Разнообразие каш определялось не только большим количеством круп, но и умением русского человека из одних и тех же простых продуктов создать абсолютно разные блюда. Так, каши готовили из спелых злаков и из зелёных, крупу заваривали, катали, парили. Каши были постные, на молоке и даже на мясном бульоне.
У гурьевской и суворовской каш самые интересные истории происхождения названий и рецептов.
Гурьевская каша
Это очень вкусное и эффектное блюдо традиционной русской кухни.
Однажды министр финансов, член Государственного совета Российской империи в эпоху правления Александра I, граф Дмитрий Александрович Гурьев обедал в доме майора Оренбургского драгунского полка Георгия Юрисовского. У него был повар - крестьянин Захар Кузьмин. Именно он предложил гостю необычный десерт — густую сладкую манную кашу с сухофруктами, орехами и вареньем. Она больше походила на пудинг. Манку укладывали слоями, а между ними – фрукты, ягоды, орехи и молочные пенки. Все это придавало блюду нежный десертный вкус.
Блюдо так впечатлило графа , что он предложил хозяину дома выкупить талантливого повара вместе с его семьей. Так Захар Кузьмин стал штатным поваром двора Гурьева. А кашу, которую подавали только в его доме, стали называть "гурьевской".
Суворовская каша.
В честь этой каши в годовщину со дня смерти великого русского полководца Александра Васильевича Суворова в с. Суворово (Пензенская область, Лунинский район) проводится Фестиваль «Суворовская каша».
Считается, что изобретение этой каши принадлежит Александру Васильевичу Суворову. Во время известного перехода через Альпы, осенью 1799 года, запасы еды почти закончились, и солдаты страдали от холода и голода. Перед Суворовым встал вопрос: как накормить армию. Недолго думая, генерал кинул клич: "Братцы, не приказываю, но прошу, у кого есть какой припас, сдайте в общий котел, сварим горячего и накормим всех". О том, что это может быть невкусно или несъедобно, Суворов даже не думал. Он понимал, что любая горячая еда спасёт солдат и поможет им выжить. По просьбе генерала солдаты тут же отдали в общий котел всё, что было в их рюкзаках. Кто луковицу, кто мешочек с крупой, кто морковку. Каша получилась очень вкусной, и тогда же появилось новое блюдо, которое вошло в историю под названием "каша по-суворовски". Но есть у этой каши ещё и другие названия: "фельдмаршальская" или "дружба".
Впоследствии современная наука о питании подтвердила, что каша из смеси круп полезнее, чем из одной, так как каждая крупа имеет свой химический состав, и чем больше круп используется в смеси, тем выше пищевая ценность каши.
В рамках данного проекта нет возможности рассказать о всех видах каш. Поэтому я все и истории происхождения, этимологии названий и рецепты этого блюда оформила в поваренную книгу "Забытые русские каши" (Приложение 2).
Заключение.
В рамках своей работы я узнала, на каких праздниках и мероприятиях подавалась каша. Также рассмотрела историю происхождения, этимологию названия разных видов самого распространённого русского блюда - каши. Мои теоретические исследования были направлены на то, чтобы собрать как можно больше информации о том,
почему в русской кухне каша является традиционным блюдом. Изучив достаточно много различных старинных поваренных книг в интернете, я узнала много рецептов забытых каш. (Приложение 2).
Было интересно узнать, когда впервые появляются упоминания о каше, какие исторические личности любили кашу и даже участвовали в создании новых рецептов.
Цель моей работы достигнута. Я выяснила, что каша занимала в русской культуре и в русской кухне , наверное, одно из главных мест. Родовое понятие «каша» в значении «блюдо из разваренного зерна» есть только в славянских языках.
Кроме того, каша действительно являлась обрядовым блюдом. Некоторые традиции, связанные с кашей, сохранились и до наших дней.
Работая над проектом, я обратила внимание на то, что в русской литературе достаточно много сказок, рассказов, посвящённых каше. Все они собраны в сборнике сказок.
(Приложение 3).
Пословицы, поговорки и скороговорки оформлены в буклет "Малые жанры фольклора о каше" (Приложение 4) .
Сохранились и фразеологизмы, в которые входит слово каша, и все они имеют своё объяснение (Например: С ним / с ней каши не сваришь, ты эту кашу заварил, тебе её и расхлёбывать, заварить кашу, расхлёбывать кашу, каша в голове, каша во рту, мало каши ел и др.).
Работая над проектом, я убедилась в том, что каша – не только важный и вкусный элемент питания русского народа, но ещё и важная часть русской культуры.
Литература
- Аникин А.Е., Уткин А.А. и др. Из истории русских слов: Словарь – пособие. – М.: Школа Пресс – 1993
- Н.И.Ковалев. Рассказы о русской кухне. М., Исида, 1994.
- Лутовинова И.С. Слово о пище русской. [2-е изд., перераб.]. - Санкт-Петербург : Авалон : Азбука-классика, 2005.
- Похлёбкин В.В. "Каши". Москва : Центрполиграф, 2000
Интернет-источники
1. https://lexicography.online/etymology/
2. https://dzen.ru/a/Xjq9TOPV3gNXa6Dt
3. https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/17407/?ysclid=lsikexzrqj90048219
4. https://gkrs-spb.ru/stati/kutya-reczeptyi-i-istoriya-pominalnogo-blyuda?ysclid=ltmr0ctun5825115346
6. https://proza.ru/2017/05/15/192?ysclid=lu2cp1741d57529411
Приложение 1.
Анкетирование
Опрошено всего - 66 человек
1. Назовите виды каш, которые вы знаете.
1) 5-6 видов назвали 31 чел : манная, рисовая, овсяная, гречневая, пшенная, кукурузная.
2) 4 вида – 22 чел.
3) 3 вида – 13 чел.
2. Часто ли в вашей семье варят каши?
1) Да, постоянно - 38 чел.
2) Изредка – 22 чел.
3) Почти никогда – 6 чел.
3. Назовите праздники, на которых подают каши.
1) Рождение ребёнка – 42 чел
2) Свадьба – 8 чел.
3) Рождество – 5 чел.
4) Поминки – 11 чел.
5) Не знают о таких праздниках – 41 чел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение и развитие традиций национальной хореографической культуры России
Музыкально-хореографическая постановка "Празднова...

Сценарий фестиваля "Национальные традиции- богатство русской культуры"
Богата наша страна на традиции и праздники. Веками русский народ чтил и хранил свои традиции, которые отражают его характер, отношение к окружающему миру, прививают духовные ценности....

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОСВОЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Выдержка из авторской программы хореографического воспитания и образования в школах инновационного типа «Хореография. 1-11 класс» (рецензия доцента кафедры хореографии Казанского государст...

Образовательно-культурный проект "Театр здоровья" как средство развития татарской национальной языковой культуры школьников.
В организации деятельности школьников большое место принадлежит учету их особенностей. Нет иного пути формирования талантов,как только путь целенаправленно организованной деятельности.Русскоязыч...

Доклад на тему: "Приобщение детей с ОВЗ к основам национальной русской культуры через ознакомление с традиционными русскими оберегами"
laquo;Народ, который не знает своей культуры и истории презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин Мы живем в очень сложное время. Бурный поток западной культуры, вливающийся в нашу жизнь с экранов т...

Дни национальных культур - русская культура
Мини сценарий представления культуры русского народа на празднике "Дни национальных культур". Может использоваться в работе классного руководителя, педагога-организатора....












