Подготовка волонтёров к работе с людьми с ОВЗ
материал (10 класс)

Нестерова Анна Владимировна

Введение в обучение школьников-волонтёров работе с людьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЛЮДИ

Вводное занятие «Работа с людьми с ОВЗ и инвалидами»

Цель: формирование представлений о людях с ограниченными возможностями здоровья и способах и правилах общения с ними.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить старшеклассников с особенностями людей с ОВЗ и правилами общения с инвалидами;
  • Формировать толерантное отношение к людям с ОВЗ
  • Содействовать формированию нравственных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями;

Воспитательные:

  • Воспитывать сострадание, сопереживание и доброжелательность.
  • Воспитывать гуманное отношение к людям с ОВЗ
  • Содействовать снятию тревожных состояний при возможных контактах с людьми с ОВЗ

Развивающие:

  • развивать эмпатию по отношению к людям с ОВЗ.
  • Развивать инициативу старшеклассников по оказанию помощи нуждающимся в их заботе людям с ОВЗ

Оборудование:

  • стулья по количеству обучающихся;
  • стикеры в форме ладошек по количеству учащихся
  • бланки по количеству пар обучающихся;
  • ручки или карандаши по количеству учащихся;
  • магнитофон или ноутбук с колонками,
  • проектор и экран.

Педагогические приёмы:

  • рассказ,
  • объяснение,
  • фронтальный и индивидуальный опрос,
  • активное слушание,
  • анализ жизненных ситуаций,
  • создание ситуации нравственного сопереживания,
  • обращение по имени,
  • работа в группе,
  • работа в парах,
  • смена деятельности и пространства,
  • применение интерактивных технологий в обучении и мониторинге,
  • Создание атмосферы доброжелательности, толерантности, сотрудничества

Используемые формы и методы:

  • метод демонстраций,
  • частично-поисковый метод,
  • метод проблемного изложения материала,
  • тестовые упражнения направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, закрепление знаний.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ


1.
Организационная часть 
(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)
2.
Сообщение темы и целей занятия
(объявление темы занятия, постановка достижимых целей перед учащимся)
3.
 Актуализация опорных знаний учащихся 
(выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материла)
4.
 Начальная мотивация учебной деятельности
(заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.)
5.
Изучение нового материала 
(последовательное изложение по принципу «от простого к сложному» с возможной демонстрацией наглядных пособий)
6.
 Обобщение и систематизация изученного материала (выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д)
7.
Итоговая часть занятия 
(рефлексия, подведение итогов занятия,)

8. Сообщение домашнего задания 

Используемая и рекомендуемая литература


Сценарий занятия

Этапы

Ход занятия

Время

Организационный этап

Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Как у Вас дела в школе? Успеваемость в порядке? Самочувствие хорошее?

Тогда мы можем начинать занятие.

1 мин.

Введение в тему

Сегодня мы начинаем изучать большую и сложную тему. Мы с вами поговорим о детях с ограниченными возможностями здоровья и инвалидах.

Сначала я вам расскажу о лёгких мутациях или аномалиях человеческого тела. Сейчас эти аномалии считаются нормой, а в средние века человека изгнали бы из общества или сожгли. Аномалии встречаются очень часто, у одного человека может быть до 5 аномалий. И я почти уверена, что у некоторых из вас они могут быть.  

(На экране демонстрируются изображения людей с лёгкими аномалиями)

  • Щербинка между зубами
  • Рыжий цвет волос
  • Половина лица в канапушках
  • Ямочки на щеках
  • Второй палец на ноге длиннее большого
  • Второй и третий палец на ноге сросшиеся
  • Узоры или папиллярные рисунки на пальцах 
  • Направление роста волос
  • Две макушки
  • Прядь волос другого цвета
  • Ушки Эльфа
  • Разный цвет глаз
  • Аномалии языка и многое другое.

Лёгкие аномалии не беспокоят человека и никак не отражаются на его жизнедеятельности. А тяжелые аномалии, как отсутствие какого-либо органа или части тела, приводят к инвалидности.

3 мин.

Новый материал

Давайте определим, что отличает две категории: инвалидность и ограниченные возможности здоровья.

Ребенок-инвалид — физическое лицо в возрасте до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированном последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.

Ребенок с ОВЗ — физическое лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий. Ограничения нормального образа жизни, хронические заболевания, вследствие которых нарушена какая-либо функция организма.

Ограниченные возможности здоровья или ОВЗ – более широкое и общее понятие, включающее не только лиц, имеющих статус инвалида, но и граждан с ограничениями, которые не всегда устанавливаются специалистами в области медицины. Здесь речь может идти и о постоянных дефектах, которые невозможно устранить, и о временных, которые на определенный срок «выбивают» ребенка из процесса обучения.
Специалисты выделяют 6 категорий людей с ОВЗ. Попробуйте сами их назвать. Какие это могут быть отклонения?

(Ребята называют виды отклонений, на экране появляется соответствующая категория)

  1. Нарушение зрения

Незрячие и слабовидящие

Органическое поражение зрительного анализатора

Не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности

  1. Нарушение слуха и речи

Глухие и слабослышащие

Двустороннее нарушение слуховой функции

Речевое общение затруднено или невозможно

Нарушен вестибулярный аппарат

  1. Задержка психического развития

Замедлен темп формирования высших психических функций

Стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы

Интеллектуальная недостаточность

  1. Нарушение интеллектуального развития

Умственная отсталость (олигофрения)

Органическое поражение головного мозга ведёт к нарушению высших познавательных процессов

  1. Нарушение опорно-двигательного аппарата

ДЦП (детский церебральный паралич)

Органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга

  1. Расстройство поведения и общения

Разнородная группа, в том числе РАС (расстройства аутистического спектра) и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

5 мин.

Практикум

Общение с людьми с ОВЗ предполагает ряд правил.

Я сейчас предлагаю вам поделиться на пары. Взять одну из категорий и подумать, какие могут быть правила общения с ними?

(Педагог раздаёт парам листки с одной из категорий ОВЗ. Пока ребята работают в парах, на экране демонстрируется видеоролик с песней «Мы просто другие»)

Расскажите, что же у вас получилось?

(Один участник из пары зачитывает правила общения, которые ребята придумали)

6 мин.

Закрепление пройденного материала

Спасибо Вам за работу. Я видела, как вы старались. А теперь обратите внимание на экран, и вместе посмотрим, правильно ли вы подобрали правила общения с людьми с ОВЗ.

(на экране демонстрируется тест с вариантами ответов. Проходит обсуждение увиденного на слайде)

3 мин.

Подведение итогов

Мы начали разговор с того, что люди с ОВЗ – это прежде всего люди. А сейчас подумайте и напишите на ладошках своё пожелание человеку с ОВЗ.

(Раздаются стикеры в форме ладошки на клеевой основе, каждому по одному.)

 (Пока ребята пишут ответы и приклеивают их… педагог читает стихотворение)

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Собираются стикеры. Зачитываются и наклеиваются на банер ВОС «Звезда» поверх нарисованных в эмблеме ладоней.

У нас получился круг заботы, который мы сохраним и расширим.

Я желаю Вам приятного дня и добрых, бескорыстных свершений полных добра и заботы!

2 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задание № 20. Задания для подготовки и проверочная работа.

В данной методической разработке представлены 12 заданий из сборника подготовки к ОГЭ, 9 класс "Анализ геометрических высказываний" (задание № 20). Эти задания можно разобрать в классе...

Тренировочная работа для подготовки к диагностической работе МЦКО

Тренировочная работа для подготовки к диагностической работе МЦКО...

ЛФК при работе с людьми с избыточным весом

классификация людей с избыточным весом и разработка примерного комплекса упражнений...

N19 Практическая работа " Подготовка реферата (курсовой работы) в текстовом редакторе с использованием инструментов верстки" за 9.06.20 и 10.06.20 для группы Т2

Задание1: Задание параметров страницы, подготовка текста реферата (курсовой работы). стр. 88-91Задание2: Оформление сносок, ссылок на источники литературы и библиографического раздела. стр. 91-94Задан...

Программа подготовки волонтёров - медиаторов в среднем звене

В материале представлена программа подготовки волонтеров - медиаторов в среднем звене школы. (5-9 классы)...