Подготовка волонтёров к работе с людьми с ОВЗ
материал (10 класс)
Введение в обучение школьников-волонтёров работе с людьми с ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЛЮДИ
Вводное занятие «Работа с людьми с ОВЗ и инвалидами»
Цель: формирование представлений о людях с ограниченными возможностями здоровья и способах и правилах общения с ними.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить старшеклассников с особенностями людей с ОВЗ и правилами общения с инвалидами;
- Формировать толерантное отношение к людям с ОВЗ
- Содействовать формированию нравственных установок по отношению к людям с ограниченными возможностями;
Воспитательные:
- Воспитывать сострадание, сопереживание и доброжелательность.
- Воспитывать гуманное отношение к людям с ОВЗ
- Содействовать снятию тревожных состояний при возможных контактах с людьми с ОВЗ
Развивающие:
- развивать эмпатию по отношению к людям с ОВЗ.
- Развивать инициативу старшеклассников по оказанию помощи нуждающимся в их заботе людям с ОВЗ
Оборудование:
- стулья по количеству обучающихся;
- стикеры в форме ладошек по количеству учащихся
- бланки по количеству пар обучающихся;
- ручки или карандаши по количеству учащихся;
- магнитофон или ноутбук с колонками,
- проектор и экран.
Педагогические приёмы:
- рассказ,
- объяснение,
- фронтальный и индивидуальный опрос,
- активное слушание,
- анализ жизненных ситуаций,
- создание ситуации нравственного сопереживания,
- обращение по имени,
- работа в группе,
- работа в парах,
- смена деятельности и пространства,
- применение интерактивных технологий в обучении и мониторинге,
- Создание атмосферы доброжелательности, толерантности, сотрудничества
Используемые формы и методы:
- метод демонстраций,
- частично-поисковый метод,
- метод проблемного изложения материала,
- тестовые упражнения направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, закрепление знаний.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть
(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)
2. Сообщение темы и целей занятия
(объявление темы занятия, постановка достижимых целей перед учащимся)
3. Актуализация опорных знаний учащихся
(выполнение упражнений, игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материла)
4. Начальная мотивация учебной деятельности
(заинтересованность в изучении данной темы: необходима в профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.)
5. Изучение нового материала
(последовательное изложение по принципу «от простого к сложному» с возможной демонстрацией наглядных пособий)
6. Обобщение и систематизация изученного материала (выводы по основным вопросам темы, закрепление полученных знаний путем выполнения упражнения, составления таблицы и т.д)
7. Итоговая часть занятия
(рефлексия, подведение итогов занятия,)
8. Сообщение домашнего задания
Используемая и рекомендуемая литература
Сценарий занятия
Этапы | Ход занятия | Время |
Организационный этап | Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас в хорошем настроении. Как у Вас дела в школе? Успеваемость в порядке? Самочувствие хорошее? Тогда мы можем начинать занятие. | 1 мин. |
Введение в тему | Сегодня мы начинаем изучать большую и сложную тему. Мы с вами поговорим о детях с ограниченными возможностями здоровья и инвалидах. Сначала я вам расскажу о лёгких мутациях или аномалиях человеческого тела. Сейчас эти аномалии считаются нормой, а в средние века человека изгнали бы из общества или сожгли. Аномалии встречаются очень часто, у одного человека может быть до 5 аномалий. И я почти уверена, что у некоторых из вас они могут быть. (На экране демонстрируются изображения людей с лёгкими аномалиями)
Лёгкие аномалии не беспокоят человека и никак не отражаются на его жизнедеятельности. А тяжелые аномалии, как отсутствие какого-либо органа или части тела, приводят к инвалидности. | 3 мин. |
Новый материал | Давайте определим, что отличает две категории: инвалидность и ограниченные возможности здоровья. Ребенок-инвалид — физическое лицо в возрасте до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированном последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности. Ребенок с ОВЗ — физическое лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий. Ограничения нормального образа жизни, хронические заболевания, вследствие которых нарушена какая-либо функция организма. Ограниченные возможности здоровья или ОВЗ – более широкое и общее понятие, включающее не только лиц, имеющих статус инвалида, но и граждан с ограничениями, которые не всегда устанавливаются специалистами в области медицины. Здесь речь может идти и о постоянных дефектах, которые невозможно устранить, и о временных, которые на определенный срок «выбивают» ребенка из процесса обучения. (Ребята называют виды отклонений, на экране появляется соответствующая категория)
Незрячие и слабовидящие Органическое поражение зрительного анализатора Не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности
Глухие и слабослышащие Двустороннее нарушение слуховой функции Речевое общение затруднено или невозможно Нарушен вестибулярный аппарат
Замедлен темп формирования высших психических функций Стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы Интеллектуальная недостаточность
Умственная отсталость (олигофрения) Органическое поражение головного мозга ведёт к нарушению высших познавательных процессов
ДЦП (детский церебральный паралич) Органическое поражение двигательных центров головного или спинного мозга
Разнородная группа, в том числе РАС (расстройства аутистического спектра) и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) | 5 мин. |
Практикум | Общение с людьми с ОВЗ предполагает ряд правил. Я сейчас предлагаю вам поделиться на пары. Взять одну из категорий и подумать, какие могут быть правила общения с ними? (Педагог раздаёт парам листки с одной из категорий ОВЗ. Пока ребята работают в парах, на экране демонстрируется видеоролик с песней «Мы просто другие») Расскажите, что же у вас получилось? (Один участник из пары зачитывает правила общения, которые ребята придумали) | 6 мин. |
Закрепление пройденного материала | Спасибо Вам за работу. Я видела, как вы старались. А теперь обратите внимание на экран, и вместе посмотрим, правильно ли вы подобрали правила общения с людьми с ОВЗ. (на экране демонстрируется тест с вариантами ответов. Проходит обсуждение увиденного на слайде) | 3 мин. |
Подведение итогов | Мы начали разговор с того, что люди с ОВЗ – это прежде всего люди. А сейчас подумайте и напишите на ладошках своё пожелание человеку с ОВЗ. (Раздаются стикеры в форме ладошки на клеевой основе, каждому по одному.) (Пока ребята пишут ответы и приклеивают их… педагог читает стихотворение) Мир «особого» ребенка Интересен и пуглив. Мир «особого» ребенка Безобразен и красив. Неуклюж, порою странен, Добродушен и открыт Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит. Почему он агрессивен? Почему он так закрыт? Почему он так испуган? Почему не говорит? Мир «особого» ребенка – Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребенка Допускает лишь своих! Собираются стикеры. Зачитываются и наклеиваются на банер ВОС «Звезда» поверх нарисованных в эмблеме ладоней. У нас получился круг заботы, который мы сохраним и расширим. Я желаю Вам приятного дня и добрых, бескорыстных свершений полных добра и заботы! | 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси
Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Технологическая карта 5 класс ФГОС ООО. Устройство лобзика, подготовка лобзика к работе. Основные правила при работе с лобзиком
УМК А.Т. Тищенко В.Д. Симоненко...

9 класс. Подготовка к ОГЭ. Задание № 20. Задания для подготовки и проверочная работа.
В данной методической разработке представлены 12 заданий из сборника подготовки к ОГЭ, 9 класс "Анализ геометрических высказываний" (задание № 20). Эти задания можно разобрать в классе...

Тренировочная работа для подготовки к диагностической работе МЦКО
Тренировочная работа для подготовки к диагностической работе МЦКО...

ЛФК при работе с людьми с избыточным весом
классификация людей с избыточным весом и разработка примерного комплекса упражнений...

N19 Практическая работа " Подготовка реферата (курсовой работы) в текстовом редакторе с использованием инструментов верстки" за 9.06.20 и 10.06.20 для группы Т2
Задание1: Задание параметров страницы, подготовка текста реферата (курсовой работы). стр. 88-91Задание2: Оформление сносок, ссылок на источники литературы и библиографического раздела. стр. 91-94Задан...

Программа подготовки волонтёров - медиаторов в среднем звене
В материале представлена программа подготовки волонтеров - медиаторов в среднем звене школы. (5-9 классы)...
