Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра и коррекция поведенческих проблем
статья

Рише Наталья Викторовна

Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра  и коррекция поведенческих проблем

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра и коррекция поведенческих проблем».

Хочу начать свое выступление с разъяснения-Тьютор - это педагог наставник.

- Что же такое тьюторство? Феномен тьюторства происходит из Великобритании и зародился примерно в 14 веке в классических английских университетах- Оксфорде и Кембридже. Педагогом тьютором может быть только педагог-профессионал, с такими личностными преимуществами , как:

-аналитико-рефлексивные способности;

-умение помогать ребенку в его саморазвитии, обучение его самостоятельности;

- анализировать индивидуальные особенности ребенка и возможности преодоления его неуспешности;

-владение приемами рефлексии и методами психологической работы;

- коммуникативные способности;

- организаторские способности.

Тьютор – это прежде всего не помощник учителя, а помощник ребенка. Ребенок должен полностью доверять своему помощнику, обращаться к нему за помощью и получать от тьютора подсказки, чтобы быть успешным и не бояться учиться и общаться со взрослыми и сверстниками. Таким образом реализуется концепция безошибочного обучения. Тьютор также должен давать поощрения ребенку за правильно выполненные задания и при этом четко знать, что они ребенку интересны в данный момент. Поэтому очень гипертрофированно хвалить ребенка даже за малейшее выполнение или инициативу.

В своей работе я использую основные подсказки для коррекции поведенческих проблем.

#1055;олная физическая или подсказка «рука в руке». (я молча делаю все сама, используя руки ребенка. Стою сзади и держу руки ребенка в своих. При этом говорит и хвалит ребенка учитель.)

2. Частичная физическая подсказка (частично помогаю ребенку правильно ответить. Например, если мы учим ребенка махать рукой на прощание, то частичная физическая подсказка будет выглядеть как прикосновение к локтю ученика.)

3. Жестовая подсказка (самая распространенная. Это указывание на нужный предмет)

4. Моделирование (тьютор и учитель моделируем правильное поведение. Например, учитель говорит ребенку «встань» и тьютор встает при этом, показывая ребенку ему, что делать. Можно показать ребенку видео, где выполняется это действие. Это имитация действия.)

#1042;изуальная подсказка. (Это картинки, знаки, текст. Например, мы просим ребенка показать картинку с курицей. При этом курица должна быть крупнее других персонажей. Или мы просим дать зеленый квадрат, то есть выбрать его из двух или трех квадратов. При этом нужный квадрат должен быть крупнее по размеру.)

6. Позиционная подсказка (например, ребенок собирает пирамидку. Чтобы он собрал ее правильно, мы выстраиваем на столе нужную последовательность. Если надо выбрать какой-то предмет, то его надо положить ближе других. Например, учитель просит дать красный кубик. Мы кладем красный кубик ближе других, и ребенок сразу его заметит.)

7. Вербальная подсказка.

- полная вербальная подсказка – это полное произнесение всей фразы или слова. Например, мы учим ребенка называть предметы. Учитель задает вопрос: «Кто это?, а я говорю: медведь».

- частичная вербальная подсказка, когда произносится не все слово целиком, а его часть. Например «ме», а ребенок заканчивает произнесение слова.

Следующий вопрос, на котором мне очень хочется акцентировать ваше внимание, это поведение.

Для детей-аутистов очень часто характерно проблемное поведение. Эти дети очень любят валяться на публике, бить окружающих, кусаться, щипаться, громко кричать.

Я работаю с такими детьми первый год и я понимаю, что, такое поведение зависит от внимания окружающих. Ребенок либо хочет его привлечь таким способом, либо хочет чего-то избежать. Он видит, если он орет, пинается, то от него все отстанут, и он не будет рисовать птичку, как другие дети. Это избегание. Если же ребенок стучит по столу, и он при этом вскрикивает, то аутист испытывает огромное удовлетворение от происходящего. Его нельзя ругать, нельзя наказывать, так как в данном случае его цель-привлечь к себе внимание. Если мы реагируем на это, то такое поведение будет снова повторяться в будущем и может стать чертой характера и быть опасным для окружающих. Поэтому, наша задача – свести внимание к нежелательному поведению к минимуму, но при этом обеспечить безопасность.

Исходя из вышесказанного следуют, последствия проблемного поведения.

Формами проблемного поведения являются:

Агрессия:( она может проявляться)

- по отношению к самому себе- самоагрессия: укусы, вырывание ресниц, битье головой о стену, крики;

- самостимуляция: раскачивание тела, бег по кругу, постукивание предметами, декламация фраз из мультфильмов, закатывание зрачков глаз, ковыряние в носу, размахивание руками;

- абсцессивно-компульсивное поведение: выстраивание предметов в ряд, верчение волос, открывание и закрывание дверей.

Что можно попробовать для коррекции проблемного поведения!?

Использовать поведенческий импульс. Говоря кратко, поведенческий импульс означает, что я позволяю ребенку быть успешным, и только потом предъявлять более сложное задание или требование.

Вести себя весело и эмоционально. Лучший способ привлечь внимание, конечно, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.

Поймать мотивацию. Если я правильно определила, что мотивирует ребенка, то это обязательно приведет к повышению внимания.

Полезный совет.

Внимание - это сложный навык, и не надо считать по умолчанию, что он у ребенка есть. Возможно, ребенок просто не знает, как и на чем сосредоточиться во время занятия. Вот несколько примеров программ, которые могут улучить внимание во время занятий: имитация, рецептивная речь, реагирование на имя, слежение за предметом.

Проблема аутизма в настоящее время очень актуально. Все ученые и врачи бьют тревогу, так как количество таких детей с каждым годом постоянно увеличивается. По мнению ученых, такие дети - это результат на 50 процентов экологических факторов и на 50 процентов генетических. По мнению некоторых врачей, аутизм это результат ЭКО или прививок. Для профилактики проблемного поведения предлагается уменьшить просмотр телепередач и побольше гулять на свежем воздухе и играть в подвижные игры. Многие звезды имеют детей-аутистов, которые смогли приспособиться в нашем мире и быть успешными.

Спасибо за внимание!

.

«Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья»


Рише Н.В., тьютор,

ГКОУ «Котовская школа – интернат» class="c12 c30 c20 c51">

Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.

Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:

состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;

информированность о профессиональных деятельностях для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и возможностям.

Формы и методы профессионально ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии:

профессионально – ориентационные беседы;

экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;

участие в конкурсах.

Для детей с ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор взаимосвязан с характером течения заболевания. А сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях. Чтобы сделать осознанный выбор, подростку важно уметь анализировать свой характер, знания, умения, навыки и способности. Знание достоинств и недостатков своей личности составляют предпосылку успешного выбора и овладения профессией. Познание своих способностей, адекватная самооценка возможностей придает профессиональному самоопределению более осознанный и целенаправленный характер.

Поэтому особое внимание должно уделяться:

- комплексной диагностической оценке возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;

- развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;

- формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.

Первичная психологическая диагностика позволяет определить так называемые «стартовые возможности» ребенка: его интеллектуальное развитие, самооценку, уровень притязаний, и пр.

Чтобы помочь детям и подросткам осознать свои личные возможности, связанные с профессиональным самоопределением, я использую комплексные развивающие занятия. В структуру таких занятий входят игры и упражнения, например, «В детстве я хотел быть…», «Лучший мотив», «Человек – профессия», «Угадай профессию», которые выявляют степень самосознания и самооценки, психолого-педагогические проблемы профессионального выбора, идеальные и реальные представления о профессии, о своих личностных качествах, необходимых для неё.

На занятиях в форме бесед, тренингов, просмотра и обсуждения фильмов подростки получают знания о современном рынке труда, его потребностях в кадрах, о слагаемых профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений, возможностях и путях приобретения профессионального образования.

Подросток с ОВЗ имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. Необходимым условием профессиональной ориентации детей и подростков с ОВЗ является их желание получать помощь в разрешении вопросов, обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И, поскольку, инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профориентационной работы необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности.

В профессиональной ориентации детей с ОВЗ необходимо использовать различные формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Преобладать должны индивидуальные формы работы. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.

Необходимо учитывать, что подростки с ОВЗ очень чувствительны не только к содержанию, но и к форме любого высказывания. С результатами профдиагностики подростков с ОВЗ нужно начинать знакомить с позитивной информации, для того чтобы эмоционально расположить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора профессий. Ту информацию, которая может вызывать негативные эмоции и чувства, можно дать в середине общения.

информации о мире профессий и рынке труда.

Квалифицированная помощь в выборе профессии и планировании карьеры – важный аспект социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов, важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями; на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией. Основная задача методик заключается не только в диагностике, но и в развитии функций, необходимых для освоения .

Профориентационная подготовка – одно из самых важных средств интеграции ребенка с ОВЗ в социум и адаптации в нем. Наличие у учащихся физических и/или интеллектуальных, психических ограничений делает эту работу довольно сложной. Поэтому приступать к ней нужно как можно раньше – как только состояние и возможности школьника позволят размышлять о том, кем он хочет стать в будущем. Профессиональной ориентацией должны быть охвачены ученики с инвалидностью в учебных заведениях всех типов и форм собственности. Ее основная задача – определить оптимальные для подростков с ОВЗ сферы деятельности и донести до них, что лучшая работа – это та, которая соответствует их умениям и знаниям. Чтобы достичь максимально возможных результатов, педагогу следует учитывать личные предпочтения и увлечения каждого ребенка, реально оценивать его склонности и соотносить это все с поставленным диагнозом и прогнозами медиков.


Литература


1. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. -М., 1993.

2. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. -2010. -No 1.

3. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Регистрационная карта участника

региональной научно-практической (очно-заочной) конференции

«Школа как платформа для успешной социализации обучающихся

на уровне профессионального образования»

ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКЕ КОНФЕРЕНЦИИ

Фамилия, имя, отчество

Рише Наталья Викторовна

Должность, преподаваемый предмет

тьютор

Краткое наименование ОУ

ГКОУ «Котовская школа – интернат»

E-mail

Почтовый адрес

г. Котово, ул. Мира, дом 171, кв. №14

Моб. телефон (обязательно!!!)

89275277058

Форма участия

заочная

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ

Секция

«Методики и инструменты сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Название статьи

« Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде.

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра  в образовательной среде. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми. Семинар ЦППРиК "Строгино" «Коррекционно-...

Статья. Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности....

Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В разработке представлены основные направления работы тьютора с учащимися , имеющими РАС....

Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Статья посвящена  теме тьторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.  Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в о...

Тьюторское сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра. Личный опыт.

Тьюторское сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра. Личный опыт. ...