Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)
статья (5, 6, 7 класс)

Статья посвящена  теме тьторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.  Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в организации индивидуальной работы с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Тьюторство как новая в российском образовании педагогическая деятельность становится в условиях инклюзивной школы важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка с ОВЗ системы сопровождения. О роли тьютора в образовательном процессе ребенка, о целях и задачах его работы бытует не совсем верное представление. Бывает, что не только родители, но и специалисты приписывают тьютору роль няни при ребенке с ОВЗ. Между тем законодательно деятельность тьютора определена как многофункциональная педагогическая работа, направленная на персональное сопровождение ребенка в процессах развития, воспитания и образования с учетом его психофизического состояния. В соответствии с квалификационной характеристикой по должности «тьютор», утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10 н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области воспитания”» на должность тьютора принимается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование. Должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников.

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в организации индивидуальной работы с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует самоопределению и самореализации школьников в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности.

Работа тьютора по сопровождению детей с ОВЗ, особенно с РАС, существенно отличается от сопровождения детей, временно затрудняющихся и нуждающихся больше в репетиторе, чем в тьюторе. Особенно важно, что в тьюторской работе с детьми с РАС из-за многообразия форм нарушений зачастую для каждого ребенка требуются отличные от других способы и приемы работы.

Детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков, ограничены когнитивные возможности; прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов. Инертность может относиться к двигательной, речевой, интеллектуальной сферам. Труднее всего преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при сопровождении ребенка в учебной деятельности. Из наблюдений заметно, что для ребенка с РАС важна продолжительность контактов. Это относится, прежде всего, к основному педагогу и тьютору, которые проводят с этими детьми максимально длительное время.

Помимо общих педагогических правил и этических принципов работы с детьми с ОВЗ, тьютор руководствуется еще и правилами, выработанными в процессе работы именно с детьми с РАС и своим собственным опытом. Иногда незаметное, на первый взгляд, вмешательство тьютора в определенный период жизни ребенка с РАС помогает ему преодолеть страхи, скованность, непонимание окружающего мира, и в итоге стать более свободным от всего этого груза.

Тьюторское сопровождение строиться по принципу от простого к сложному, не следует усложнять требования к детям. Например, сначала нужно научить ребенка приходить в класс и самостоятельно находить свою парту, в дальнейшем он учится следить за расписанием уроков и т.д. Так как развитие детей с РАС проходит неравномерно, то при построении образовательного маршрута педагоги должны учитывать все варианты развития, в том числе и возможный регресс. Начиная свою работу по сопровождению обучающихся, тьюторы не должны громко суфлировать ребенку инструкции учителя (или другого педагога), заглядывать в лицо, стараясь получить результат любой ценой. Но надо помнить о конечной цели нашего сопровождения – самостоятельном применении учеником навыков и умений. Для полного понимания ребенком инструкции необходимо, чтобы он слышал и видел одного учителя, а тьютор «формирует» ответ ребенка своими руками, наклоняя, при необходимости, его голову в нужном направлении; при выполнении письменных заданий фиксирует руку ребенка, формируя трехпальцевый захват; удерживает ребенка в определенной позе на уроке ритмики или физкультуры. В буквальном смысле действует как кукловод. И конечно, выполняет все свои действия молча, тем самым формируя у ребенка правильный образ и алгоритм выполнения действий.

В процессе внеурочной деятельности тьютор общается с ребенком, занимается с ним, играет и обучает по плану классного руководителя. Для постепенного сокращения подсказок и самостоятельного выполнения ребенком заданий, поручений или свободной деятельности необходимо создать между тьютором и педагогами атмосферу полного взаимопонимания. Например, если педагог считает, что ученик может выполнить задание самостоятельно, и объем помощи тьютора необходимо сократить, учителю достаточно кивнуть головой или подать сигнал взглядом, и тьютор отойдет от ребенка, продолжая внимательно наблюдать за ним, а при существенной задержке выполнения заданий может дать частичную подсказку, коснувшись руки или плеча. Конечно, это продолжительный процесс и кропотливый труд, требующий от тьютора огромного терпения.

Дополнительные возможности для формирования более тесных личностных контактов с ребенком дает внеклассная работа: походы, прогулки, посещение музеев. Однако вечеринки в классе, совместные экскурсии, походы могут оказаться слишком тяжелыми для ребенка в спектре аутизма, и он не получит от них удовольствия. Очень важно выяснить, как конкретный ребенок относится к участию в том или ином мероприятии, и в случае необходимости поддержать его, помогая получить удовольствие. Кроме того, у ребенка должно быть достаточно свободного времени в одиночестве, чтобы он смог восстановиться после чрезмерной стимуляции. Вследствие особенностей восприятия, обучение в среде нормативно развивающихся сверстников не является простым и легким процессом для аутичного ребенка. Если в классе есть ребенок с аутизмом необходимо создать условия для возможности побыть одному и восстановить ресурс. Ребенок должен иметь возможность выйти из класса, он может иметь при себе привычный любимый предмет, игрушку, при этом надо стараться, чтобы это не отвлекало других учеников. Такому ученику предпочтительнее сидеть на последней парте, где он будет постепенно привыкать к обстановке. Важно предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение класса, комнаты для занятий. Общение с ребенком лучше осуществлять негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами или настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда специалиста должна быть темных тонов и в ней должно быть постоянство – это поможет ребенку привыкнуть к нему. Аутичным детям наиболее доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционной работе. Ребенку с аутизмом необходима постоянная поддержка взрослого, его ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Здесь необходимо умение чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение.

Так как тьютор находится с учащимися на всех уроках, у всех специалистов, а также и в столовой, сопровождая детей по территории школы, то он владеет исчерпывающей информацией о поведении, успехах и затруднениях каждого из учеников, о приобретенных ими навыках. Эта информация необходима при составлении СИПР, ИУП, ИОТ для каждого ученика. Педагоги получают ее из дневников наблюдений за каждым из учеников, которые составляются по результатам обсуждения в конце учебного дня учителем и тьютором прошедших уроков и согласования ими плана совместной работы на следующий учебный день.

Даже в самых сложных случаях тьютор должен быть настроен на динамику, на положительный результат. Чтобы ученик начал самостоятельно производить необходимые действия, тьютор должен использовать стратегию обратной последовательности, т.е. постепенно отменять подсказки. Таким образом, этап за этапом подготавливается педагогами база для обучения ребенка конкретным умениям и навыкам, а в дальнейшем и для генерализации этих навыков.

Для интеграции ребенка с РАС как полноправного члена общества необходим процесс нормализации общества. Ведь нормальное общество, нормальная социальная среда для любого человека подразумевает, что ему всегда есть, куда пойти, чем заняться, и с кем пообщаться – независимо от диагноза, физического или психического состояния и возраста. Специалисты, обучающие детей с РАС, должны создавать междисциплинарные команды врачей, педагогов, тьюторов, психологов и социальных педагогов и уметь в них работать во взаимодействии с родителями.

Источники

  1. E-mail:
  2. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: ).
  3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от № 761н [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: ).
  4. Портал психологических изданий — [Практика тьюторского сопровождения в начальной школе детей с тяжелыми формами аутизма // Аутизм и нарушения развития — 2019. Том 17. № 3]

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде.

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра  в образовательной среде. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми. Семинар ЦППРиК "Строгино" «Коррекционно-...

Статья. Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности....

Методическая разработка - Особенности сопровождения детей с расстройством аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС) - это сложное неврологическое расстройство, которое выражается в первую очередь в нарушениях коммуникации (в том числе — проблемах с...

Тьюторское сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В разработке представлены основные направления работы тьютора с учащимися , имеющими РАС....

Тьюторское сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра. Личный опыт.

Тьюторское сопровождение ребенка с расстройствами аутистического спектра. Личный опыт. ...