Конспект подгруппового занятия «Развитие связной речи» 7 класс
план-конспект занятия (7 класс)

Цель: Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

- Коррекция внимания, памяти, мышления.

- Учить детей выражать свои мысли связно.

- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

- Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание.

- Формировать навыки речевого этикета, интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к родному языку, внимательное, вдумчивое отношение к употреблению форм речи, умение выбирать языковые средства, более уместные в конкретной речевой ситуации.

Оборудование: карточки «слова-ощущения», 6 пословиц, текст для упражнений, картины для описаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitia_rechi_7_klass.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия «Развитие связной речи» 7 класс

Цель: Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).

Задачи:

Коррекционно – развивающие:

- Коррекция внимания, памяти, мышления.

- Учить детей выражать свои мысли связно.

- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.

- Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание.

- Формировать навыки речевого этикета, интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к родному языку, внимательное, вдумчивое отношение к употреблению форм речи, умение выбирать языковые средства, более уместные в конкретной речевой ситуации.

Оборудование: карточки «слова-ощущения», 6 пословиц, текст для упражнений, картины для описаний.

Ход занятия:

Структура занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Организационный момент

Здравствуйте, Алёна и Андрей! Давайте познакомимся поближе! Меня зовут Ксения Сергеевна, я студентка 2 курса Сыктывкарского Государственного Университетата. Расскажите о себе, где и как учитесь, любимое хобби, кем хотите стать в будущем?

Сегодня мы поговорим о культуре речи. Эта тема очень актуальна, потому что частенько среди ребят разного возраста можно услышать не только грубые, но и нецензурные слова. А как часто в своей речи вы допускаете слова-паразиты?

Человек с чистой речью, выговаривающий каждое слово, не употребляющий в своей речи слова-паразиты, ведущий разговор ровно и убедительно, не перебивая собеседника, всегда привлекает к себе внимание.

А еще словами можно создать настроение, вызвать какие-то ощущения.

2. Игра-разминка «Слова-ощущения».

Давайте поиграем. Придумайте слова и произнесите полное предложение.

Я начну! В нашем буфете есть сладкие булочки.

- «сладкие»,

- «соленые»,

- «кислые»,

- «веселые»,

- «мягкие»

Молодцы! Продолжаем работу

Приветствуют друг друга, отвечают на вопросы.

Ребята предлагают свои варианты.

Основная часть

1. Развиваем культуру речи

Иногда в речи как детей, так и взрослых встречаются ничего не значащие слова. Такие слова называют пустыми. А пустословием называется разговор ни о чем, разговор попусту. А чем опасны пустые слова?

Конечно, прежде всего, пустословие отнимает много времени у собеседника. Оно обессиливает человека.

В давние времена были люди, которые накладывали на себя обет молчания (воздержание от разговоров) и всю жизнь молчали. Это давало им силы. Не даром гласит пословица: «Слово— серебро, а молчание — золото».

Кстати, о пословицах. Именно в них хранится тайна каждого народа, который их слагает. Давайте прочтем русские народные пословицы по очереди начиная с Андрея, и объясните, как вы их поняли:

• Слово лечит и калечит.

• Поменьше говори — побольше услышишь.

• Петь хорошо вместе, а говорить — порознь.

• Слово не стрела, а сердце сквозит.

• Хорошую речь хорошо и слушать.

• От приветливых слов язык не отсохнет.

Вы молодцы!

Пустословие отнимает много времени у собеседника, обессиливает человека.

• Слова оказывают разное влияние на человека.

• Важно уметь слушать, а не только высказывать своё мнение.

• Если все вместе заговорят, то никто никого не поймет.

• Обидное слово может причинить боль, как если бы попала в сердце стрела.

• хорошую, грамотную речь приятно слушать.

• не стоит жалеть вежливых слов, ведь они не причиняют вреда.

Развитие органов дыхания, артикуляции, дикции

2. Развиваем органы дыхания.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация наиболее важна для постановки голоса. Научиться верно использовать выдыхаемый воздух – одна из сложнейших задач.

• Упражнение для тренировки диафрагмы.

Произнесите текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу как никогда.

Два часа ждать? Ерунда!

Есть характер, воля есть,

Раз нельзя – не стану есть!

• Игры-соревнования

1. «Кто дольше?»:

- прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж);

- прозвенит комаром (з-з-з-з-з)

2. «Кто больше?»:

- выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с);

-задует свечей на торте (ф-ф-ф-ф-ф).

3. Развиваем артикуляцию (речевая гимнастика).

• Разминка языка.

Энергично в течении одной минуты произносите Д-Т.

• Разминка гортани.

Одну минуту повторяйте К-Г.

4. Развиваем дикцию

Сейчас перейдём к развитию дикции. Это то, над чем надо работать не только детям, но и взрослым.

• Упражнение-игра «Сочетание звуков».

Используйте звукоподражания:

- имитируйте лошадиный топот: птку, птко, птка, пткы, пткэ, птки!

- бросайте воображаемые тарелки партнеру: кчку,кчко,кчка, кчкы,кчки.

• Упражнение «Трудные сочетания согласных»

Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, сверхвстревоженный, брандспойт, горазд всхрапнуть., попасть в ствол, пункт взрыва.

• Упражнение «Скороговорки».

Произнесите скороговорки сначала медленно, затем быстрее. Произнесите их с разными интонациями: весело, грустно, удивленно, испуганно, смущенно и т. п.

- Интервьюер интервента интервьюировал

- Брандербургские рододендроны из дендрария.

- В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.

- Ловко лавируя в ларингологии, лекарь-ларинголог легко излечивал ларингиты.

- Сиреневенькая зубовыковыривательница.

- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

- Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

- Курфюрст скомпрометировал ландскнехта.

Молодцы! Если выполнять такие задания хотя бы раз в день, то Вы улучшите чёткость и выразительность речи.

Произносят текст.

Жужжат.

Звенят.

Свистят.

Дуют свечи.

Итог занятия

Чтобы закончить нам занятие, давайте переместимся в галерею картин разных художников и поразмышляем. Вытяните любую картину, и расскажите о ней связным, красивым, понятным текстом. Какие люди? Какие предметы? Что происходило там, по вашему мнению? Какое настроение вызывает картина?

Сложно описывать картину сразу, как только её увидели? ну всё впереди, вы большие молодцы, спасибо за занятие, досвидания!

Описывают картину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию связной речи в 4 классе школы I вида

Планирование урока по развитию связной речи в 4 классе школы I видаТема: Описание предмета. Букет сирени.Цель: развитие связной речи....

Конспект урока по развитию связной речи в 3 классе школы I вида

Конспект урока по развитию связной речи в 3 классе школы I видаТема: Сочинение рассказа по серии картинок «Мальчики на льду»Цель: развитие связной речи....

Конспект подгруппового занятия по связной речи по теме «Космос» в старшей логопедической группе

Цели:Коррекционно-обучающие:-Формировать умение детей пересказывать текст, соблюдая целостность, связность, плавность и объем.-Формирование фонематического восприятия.-Формирование умения образования ...

Конспект НОД по развитию связной речи «Зимние заботы».

Развитие связных высказываний по сюжетной картине....

Конспект НОД по развитию связной речи.

Тема: "Составление описательных рассказов о домашних животных по наглядно-графическому плану"...

Конспект родительского собрания "Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР".

На собрании рассматривается актуальный вопрос о развитии связной речи детей пяти-шестилетнего возраста с ОНР....

Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»

Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов....