Конспект НОД по развитию связной речи «Зимние заботы».
план-конспект на тему

Шавлова Наталия Васильевна

Развитие связных высказываний по сюжетной картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по развитию связной речи «Зимние заботы».

Возраст детей: средняя логопедическая группа.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Тема: Развитие связных высказываний по сюжетной картине.

Программные задачи:

Расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и       словаря признаков по теме «Зима».

Развитие зрительного восприятия, мышления, физиологического дыхания, тонкой и общей моторики, связной речи.

Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятие.

Оборудование и материалы:

Предметные картинки (санки, лыжи, коньки), муляжи «снежки», цветные конверты с   разрезными картинками (признаки зимы), шкатулка, зонт-«снежинка», сюжетная  картина «Зимние заботы», медальки (по количеству детей).

Предварительная работа:

Словообразование по теме «Зима» (воспитатели)

Чтение художественной литературы по теме (воспитатели).

Аппликация снеговика (воспитатели).

Разучивание физкультминутки (логопед).

Лексические упражнения «Подбери признак», «Подбери действие» (логопед).

Знакомство с картиной «Зимние заботы» (логопед).        

Планируемый результат: дети достаточно хорошо владеют предметным, глагольным  и       словарем признаков по теме «Зима»; дети могут использовать речь для выражения своих мыслей при составлении высказываний по сюжетной картине.

Ход занятия.

  1.  Мотивационно-ориентировочный этап.

Логопед: «Друзья мои, посмотрите на меня, давайте друг другу улыбнемся. Хорошо. Сегодня, я  приготовила вам вот такие интересные картинки. Что делает мальчик? А давайте покажем, как он катается на лыжах. Вот так (Имитация движений, поз) А что делает девочка? Давайте покажем, как она катается на коньках. (Имитация движений, поз) Скажите, а на чем еще можно кататься? Представьте себе, что вы хотите съехать с горы, но боитесь. Покажите как вам страшно. (Имитация эмоций мимикой - страх) Молодцы. И вот вы набрались храбрости и скатились с горы, не упали. Покажите как  вам весело. (Имитация эмоций мимикой - радость) Хорошо. А когда можно кататься на лыжах, на коньках, на санках? Правильно зимой, а еще дети зимой любят играть в снежки. Хотите поиграть? Давайте поиграем. Представьте, что вы не попали в цель. Покажите огорчение. Хорошо. А теперь прицелились и попали. Покажите радость. Молодцы».

II.          Поисковый этап.

Логопед: «Ребята, пока я с вами играла, нечаянно рассыпала картинки. Вы мне поможете их собрать? Тогда держите конверты. Сначала сядет тот, у кого конверт синего цвета, потом тот, у кого белого и т.д. Достаньте части картинки и соберите целую. Что у тебя получилось? Ребята, а к какому времени года относятся все эти картинки? Правильно это признаки зимы. Давайте мы соберем наши картинки в волшебную шкатулку и подарим их зиме».

III. Лексическое упражнение «Подбери признак».

Логопед: «Маша, скажи какая снежинка?  Клади свою картинку в шкатулку. Никита, какой снег?  Клади картинку. Сережа, мороз какой?  Хорошо. Ксюша, лед какой? Правильно и т.д. Молодцы, много слов собрали в шкатулочку. А у меня для вас есть сюрприз. Выходите все сюда».

IV. Зонт – «Снежинка» (Развитие целенаправленной    воздушной струии).

Логопед: «Посмотрите,  какой у меня необычный зонтик. Чтобы его открыть, нужно правильно подуть. Давайте мы с вами  вдохнем носом, губы вытянем трубочкой и выдохнем, щеки не раздуваем. Посмотрите, вот наш зонт и открылся. Выберите каждый себе снежинку и подуйте на нее правильно.

Упражнение выполняется 3-4 раза. Молодцы хорошо потрудились. Давайте  поиграем».

V. Имитационное упражнение .

На крылечке ножками потопали,                     Дети по ходу стихотворения

Ручками по щечкам похлопали.               имитируют    соответствующие

Ладошками глазки закрыли                                                           движения.

И пальчики раздвинули, раскрыли

Дружно присели

Через пальчики посмотрели.

Пальчики в кулак сжимаем,

Воздух набираем

Пальчики разжимаем,

Воздух выдыхаем.

Ладошками по грудке постучим,

Погладим и немножко помолчим.

VI. Лексическое упражнение «Подбери действие».

Логопед: «Молодцы, хорошо поиграли. Скажите мне, а что еще могут делать дети зимой? Как много слов вы знаете! Зима за ваши старания приготовила вам подарок. Вот такую картину. Хотите присядем и рассмотрим ее?».

VII. Рассматривание сюжетной картины.

Логопед: «Скажите, какое время года изображено на картине? Как можно догадаться? Как одеты дети? Почему? Что они слепили из снега? Какой снег, если он хорошо лепится?

Нравится детям, когда зимой выпадает много снега? Почему? Что за домик? Почему он такой маленький? Для кого он предназначен? Если у этой собачки, дом, хозяин или она бездомная? Как поступили дети?».

 VIII. Упражнение «Запомни и назови».

Логопед: «Дети, внимательно посмотрите на картину и запомните как можно больше предметов на ней. Теперь я ее переверну. Ну, кто начнет. Дети перечисляют предметы. Хорошо много вспомнили предметов. Давайте проверим, сейчас я переверну обратно картину. Кто назвал собачку?  А, кто назвал домик?  и т.д.».

X.  Рефлексивно-оценочный этап.

Логопед: «Маша, скажи, что тебе понравилось на занятии? Никита, скажи чему ты научился? Артем, а тебе что было сложно? А меня, вы сегодня особенно порадовали».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Развитие связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

В данном материале представлена система работы по развитию и совершенствованию связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи....

Развитие связной речи младших школьников.Предложение.Текст.формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.

Формирование связной речи у обучающихся 2-х классов с ЗПР, способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению....