Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по теме

Младина Элеонора Константиновна

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. 

Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вариантом одной американской игры, которую используют студенты, изучающие иностранный язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugaday_ka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игрового пособия «Угадай - ка» для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Младина Э.К.

учитель-логопед МБДОУ №12,

г. Красноярск

Человек – это существо социальное. Основным способом взаимодействия между людьми является общение. Именно в общении человек становится личностью.

Психологический словарь определяет общение как одну из основных психологических категорий. Сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению. (1)

Современное общество диктует свои правила: чтобы быть успешным -  надо уметь общаться, находить подход к любому человеку.

Но как же быть детям с речевой патологией?

Наблюдаемые у детей с ОНР трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими детьми. Л.Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связанного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм к партнёру по общению. (2)

Для решения выше изложенных проблем было разработано следующее игровое пособие. Это пособие является адаптированным и усовершенствованным вариантом одной американской игры, которую используют студенты, изучающие иностранный язык.

При составлении данного пособия учитывались основные принципы дошкольной педагогики: наглядности, доступности, природосообразности…

Что же представляет собой  это пособие?

Игровое пособие «Угадай - ка»

Цель игрового пособия: развитие коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи,  активизация потребности в общении, создание положительного эмоционального настроя.

Это игровое пособие способствует решению ряда важных задач:

  1. Уточнение и обогащение словаря по лексическим темам;
  2. Развитие умения задавать вопросы;
  3. Развитие связной диалогический речи;
  4. Развитие логического мышления, внимания, памяти.

Игровое пособие «Угадай – как» используется для работы с детьми 5-6 лет. В игре принимают участие 2 человека.

Игровой материал включает в себя:

  1. два игровых поля (по количеству участников). Картинный материал на игровом поле соответствует определённой лексической теме («Во саду ли, в огороде», «На ферме», «Знакомство с лесными жителями» «Все профессии важны, все профессии нужны» и т.п.);
  2.  набор разрезных картинок, содержание которых, отвечает содержанию картинного материала игрового поля;
  3. пустые карточки - фишки

В ходе игры дети задают друг другу разные вопросы о предмете или объекте, который изображён на карточке соперника. При этом на игровом поле закрывают фишками те картинки, которые, по их мнению, не подходят под данное описание.

Практическое использование игрового пособия.

Лексическая тема: «Дикие и домашние животные».        

На игровом поле в произвольном порядке изображены дикие и домашние животные. Игроки берут карточку с изображением любого животного и, не показывая друг другу, начинают по очереди задавать вопросы:

1-ый реб. – У тебя домашнее или дикое животное?

2-ой реб. – Домашнее животное. А у тебя?

1-ый реб. – А у меня дикое животное

Соответственно 1-ый ребёнок на своём игровом поле закрывает фишками (исключает) всех диких животных, а 2-ой ребёнок всех домашних.

1-ый реб. – Это животное большого размера?

2-ой реб. – Нет. А твоё животное рыжего цвета?

1-ый реб. – Нет. У твоего животного есть копыта?  И т.д.

Выигрывает тот ребёнок, кто первый догадается, какое животное у соперника.

Пособие «Угадай – ка» успешно применяется на коррекционных занятиях с учителем - логопедом. Дети с удовольствием играют друг с другом.

В результате использования  данного игрового пособия наблюдается следующее:

  1. у детей заметно расширяется активный словарный запас;
  2. совершенствуются навыки построения диалога;
  3. дети без стеснений обращаются друг к другу или взрослому, повышается интерес к общению;
  4. развивается логическое мышление, внимание, память.

Данное игровое пособие было представлено на районном методическом объединении, где получило положительные отзывы со стороны коллег.

Библиографический список

  1. С.Ю. Головин "Словарь практического психолога" (электронная версия)

    http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2554

  1. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография/ под ред. Г.В.Чиркиной, Л.Г.Соловьевой. – Архангельск: Поморский университет, 2009.-403.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития моторики у детей с общим недоразвитием речи и методы их коррекции.

Данная статья рассказывает о взаимосвязи общей и речевой моторики у детей с общим недоразвитием речи....

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

«ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ »

ГБОУ  №698 прогимназия  « Пансион» Московского района           «ИГРЫ И  ИГРОВЫЕ  ПРИЕМЫ  В  ОБУЧЕНИИ  ДЕТЕЙ  ...

Цикл логопедических занятий № 2 для группы детей с общим недоразвитием речи III уровня «Коррекция и развитие речи у детей с ОНР III уровня»

Направлен на продолжение коррекционно-развивающей работы по преодолению общего нарушения речи третьего уровня у детей....

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

 Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...