Формирование словаря и связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи на материале сказок.
статья

Цыплова Марина Юрьевна

Глубочайшее воспитательное средство видел в сказке В. Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_slovarya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование словаря и связного высказывания у детей

с общим недоразвитием речи на материале сказок.

Значительные трудности в овладении навыками  связной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов  языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточной сформированностью  как звуковой, так и смысловой сторон речи.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один  из актуальных вопросов педагогики. С повышением вниманием развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого  развития. Наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать  лучшие образцы  народной педагогики.

Знакомство  ребёнка с художественной литературой  начинается  с миниатюр народного творчества – потешек, песен, сказок. Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, юмор, образность языка - главные особенности сказок.

Сказка - наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребёнок впитывает укорённую в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу  добра, любви и счастья.

Глубочайшее воспитательное средство видел в сказке В. Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности»

Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

- донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей;

- воспитание любви ко всем людям и природе;

- расширение кругозора и  представлений о мире;

- заложение нравственных основ и начал;

- развитие связной речи.

При использовании сказки в системе логопедических занятий преследует такие цели.

  1. Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка.
  2. Совершенствование лексико- грамматических средств языка.
  3. Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  4. Развитие диалогической и монологической речи.
  5. Эффективность игровой мотивации детской речи.
  6. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  7. Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
  8. Создание на занятий благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально- чувственной сферы ребёнка.
  9. Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи....

Использование игрового пособия "Угадай -ка" для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи

В данной статье даётся подробное описание игрового пособия "Угадай -ка" , направленного на развитие связной речи детей с ОНР. Это игровое пособие является адаптированным и усовершенствованным вар...

Формирование слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребёнка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и...

Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

Сообщение из опыта работы :" Формирование правильного речевого дыхания у детей с общим недоразвитием речи".

Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. -Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногд...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Осень»

В данном конспекте представлено подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Занятие проводится по лексическо...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...