план работы с детьми из социально неблагополучных детей
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Пояснительная записка
Цель: выведение семьи из социально - опасного положения (оказание родителям помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).
Задачи:
- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения детей;
- оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
- координировать учебную помощь родителей их детям;
- выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
- организовывать психолого - педагогическое просвещение родителей;
- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций;
- привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Янгельское
муниципального района Абзелиловский район
Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________Аминова Л.З. «___»_______2024 год | УТВЕРЖДЕНО Директор ___________Галиуллин А.У Приказ №__ от «___»______2024 год |
Программа работы
с детьми из социально неблогополучных семей.
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Янгельское муниципального района
Абзелиловский район
учителя башкирского языка и литературы
Багаутдиновой Гульсары Маратовны
с. Янгельское – 2024 год
Пояснительная записка
Цель: выведение семьи из социально - опасного положения (оказание родителям помощи в осознании меры ответственности за содержание и воспитание несовершеннолетних детей).
Задачи:
- обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения детей;
- оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;
- координировать учебную помощь родителей их детям;
- выявлять воспитательные возможности родителей и вовлекать их в жизнь классных коллективов;
- организовывать психолого - педагогическое просвещение родителей;
- оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций;
- привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить сама.
Основные направления работы с детьми из социально-неблагополучных семей:
- проверка жилищно - бытовых условий семьи;
- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;
- составление плана работы с семьей;
- проведение консультаций, лекций для родителей;
- оказание им социально - психологической, посреднической и правовой помощи;
- отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из социально – неблагополучных семей;
- организация досуговой занятости детей из социально - неблагополучных семей во внеурочное время и во время каникул;
- помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул.
Этапы работы учителя с детьми из социально-неблагополучных семей.
1 этап: Раннее выявление неблагополучных семей и формирование банка данных. Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
2 этап: Работа классного руководителя с социально - неблагополучной семьей: обеспечивает связь образовательного учреждения с семьей; устанавливает контакт с родителями (иными законными представителями) обучающихся; консультирует родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения; организует в классе образовательно-воспитательное пространство, оптимальное для развития положительного потенциала каждого обучающегося; изучает индивидуальные особенности обучающихся и их динамику; изучает и анализирует степень удовлетворенности участников образовательного процесса жизнедеятельности классного коллектива, образовательного учреждения; контролирует посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося; анализирует условия и причины негативных проявлений в среде обучающихся класса и определяет меры по поддержке педагогической помощи и поддержке семей данной категории; отвечает за ведение документации внутришкольного учета.
В профилактической работе применяются следующие формы и методы: посещение семьи с целью обследования условий проживания, осуществление ежедневного контроля за посещаемостью учащихся, индивидуальные беседы и консультации с учащимися и родителями, наблюдения за детьми в течение года за их внешним видом, а также выполнением обязанностей со стороны родителей, привлечение родителей к участию в родительских собраниях, классных мероприятиях, рейды на дом, контроль за успеваемостью учащихся, оказание им помощи в выполнении домашнего задания, вовлечение их в кружки, секции, общественную жизнь класса и школы, лекции, семинары, практикумы для родителей, открытые уроки и классные мероприятия.
3 этап: Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании Совета профилактики. Классный руководитель рассказывает о результатах проделанной индивидуальной профилактической работе.
4 этап: Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних. Классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.
5 этап: Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье.
Виды помощи социально-неблагополучной семье:
Педагогическая: занятость детей в кружках, секциях, факультативах; контроль за посещаемостью несовершеннолетним учебных занятий; контроль за успеваемостью несовершеннолетнего по учебным предметам; консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка; просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям; занятость несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время
Психологическая: сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка); просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка; коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.
Коррекционная: индивидуальные занятия с ребёнком по тем предметам, где наблюдается неуспеваемость; формирование у ребёнка гигиенических навыков.
Правовая: консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.
Алгоритм работы учителя с социально-неблагополучной семьей:
- Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
- Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
- Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
- Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
- Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
- Изучение личностных особенностей членов семьи.
- Составление карты семьи.
- Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
- Составление плана работы с социально-неблагополучной семьей.
- Текущие и контрольные посещения семьи.
- Выводы о результатах работы с социально-неблагополучной семьей.
Системная работа учителя с данной категорией обучающихся включает в себя: выявление, сопровождение, поддержке и обучении, взаимодействие с родителями, применение психолого – педагогических технологий, эффективность работы, повышение качественных показателей успеваемости.
Описание системы работы с детьми из социально-неблагополучных семей
1. Выявление:
Механизм выявления неблагополучных семей: составляется социальный паспорт классов и школы и выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников. С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика. Неучастие родителей в школьной жизни ребенка и класса (неучастие в совместных мероприятиях, невыполнение домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием инструментами обучения и.д.). В выявлении неблагополучия в семьях и работе с ними помогают учителя- предметники, классные руководители, психолог, медицинская сестра, родители – волонтеры. Так же взаимодействие с близлежащим детским садом так же дает информацию о семьях, на которые необходимо обратить внимание.
2. Сопровождение.
Диагностическое сопровождение: анкетирование детей и родителей; опросники; тесты; тренинги; анализ документов; анализ продуктов детского творчества; составление социально-психологических паспортов семьи; анализ состояния здоровья детей; анализ развития, успеваемости.
Индивидуальная помощь социально - неблагополучной семье: советы по преодолению сложных жизненных ситуации; консультации специалистов; индивидуальные беседы; индивидуальный патронаж семей; родительские собрания на дому.
Групповая работа с родителями из социально - неблагополучных семей: тренинговые группы; консультирование.
Профилактическое сопровождение семейного неблагополучия: родительский всеобуч; ознакомление с психолого-педагогической литературой; обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; семинары для учителей и родителей; лектории для подростков; устройство на работу; летний лагерь; летняя площадка; дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
3. Поддержка и обучение.
Методы коррекционной работы с социально - неблагополучными семьями: убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка; моральная поддержка по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным; вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы; готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях; нравственное упражнение по формированию нравственных качеств.
4. Применение психолого – педагогических технологий.
Технологии работы с социально-неблагополучной семьей: диагностические, профилактические.
Технологии диагностики: применяются такие методы, как наблюдение, беседы и равноправный диалог или интервью, устный опрос, анкеты, тесты, экспрессивные методики и анализ документации.
Технологии профилактики: педагогическое просвещение родителей, проводятся беседы и консультации.
Предусмотрены такие формы и методы работы, как:
- индивидуальная беседа;
- обеспечение учащихся горячим питанием через школьную столовую;
- вовлечение несовершеннолетнего в кружки и секции УДО;
- контроль за проведением досуга и свободного времени несовершеннолетних;
- обеспечение учебниками учащихся;
- контроль за пользованием школьной библиотечной литературой;
- оказание психологической, правовой, педагогической помощи семье и несовершеннолетним;
- вовлечение членов семьи в школьные мероприятия;
- посещение на дому, с целью выяснения условий проживания несовершеннолетних;
- проверка документации (дневники, тетради); посещение уроков, контроль за процессом обучения;
- организация трудоустройства и помещения несовершеннолетних в детский оздоровительный лагерь;
- вызов на Совет по профилактике;
- вызов на малый и большой педагогический советы.
5. Эффективность работы.
Оценка позитивной динамики ситуации: уровень жизни семьи доведен до средних показателей: родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье; родители проявляют заботу о детях; дети посещают образовательное учреждение; уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков; восстановлены связи семьи с детскими лечебными заведениями; семья поддерживает контакт с образовательным учреждением, центром социальной помощи; в социальном окружении появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает и позитивно настроена на взаимодействие с ними; семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
6. Повышение качественных показателей успеваемости учащихся
- Реализация системы работы с детьми из социально – неблагополучных семей позволила достичь положительной динамики качества знаний и уровня сформированности учебных действий.
- Значительно повысился уровень познавательной мотивации.
- Повысился уровень удовлетворенности жизнью детей данной категории (с 32% до 61%).
- Понизился уровень тревожности.
План работы с детьми из социально - неблагополучных семей
1. Обследование условий проживания семьи
2. Социально-педагогическая поддержка семьи (беседы родителями с целью повышения воспитательного, культурного уровня семьи):
- Индивидуальная беседа «Влияние алкоголя на организм человека»;
- Индивидуальная беседа «Об уклонении от родительских обязанностей»
- Индивидуальная консультация «Взаимоотношения в семье»;
- Индивидуальная беседа «Роль семьи в воспитании детей»
- Индивидуальная консультация «Стили семейного воспитания»
- Индивидуальная консультация «Возрастные изменения детей».
3. Контроль за посещаемостью уроков
4. Организация летней занятости и оздоровление детей
5. Индивидуальные беседы с детьми:
- «О соблюдении личной гигиены»
- «Разговор о правильном питании»
- «Беседа по профориентации»
- «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»
- «О взаимоотношениях в семье»
- «Вредные привычки»
6. Индивидуальные беседы с детьми и родителями
7. Привлечение родителей к деятельности класса и участию в родительских лекториях.
8. Оказание детям социальной помощи и поддержки.
9. Оказание учителями-предметниками помощи детям в учебной деятельности.
10. Вовлечение детей в классные и школьные мероприятия (классные часы, акции, дни здоровья и т.д.), библиотеку.
11. Оказание содействия в оформлении необходимых документов по запросу родителей, различных служб.
12. Беседа с родителями о соблюдении личной гигиены ребенка.
13. Вовлечение детей в кружки, спортивные секции. Контроль за их посещением.
14. Координационная деятельности со всеми заинтересованными организациями Динского района по работе с социально-неблагополучными семьями.
15. Беседа с родителями об ответственности за воспитание детей, о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей.
16. Работа с социальным окружением семьи и детей. Привлечение ближайших родственников к воспитанию детей.
17. Трудоустройство несовершеннолетних на каникулах.
18. Анализ результата работы с семьей. Рассмотреть вопрос на заседании Совета профилактики о снятии с профилактического учета по исправлении ситуации в семье.
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия.
1. СОВМЕСТНАЯ РАБОТА:
- Органы социальной защиты населения
- Отдел образования;
- Органы внутренних дел;
- Здравоохранения;
- Отдел по молодежной политики;
- Служба занятости населения;
2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О СЕМЕЙНОМ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ:
- Классные руководители;
- Педагоги школы;
- Врачи;
- Участковый инспектор;
- Родственники;
- Соседи;
- Друзья.
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ИСТОЧНИКОМ ЯВЛЯЕТСЯ:
- Документы социально-медицинского патронажа;
- Документы психолого-педагогического консилиума в школе;
- Материалы психодиагностики;
- Результаты рейдов;
- Жалобы и заявления граждан;
- Материалы о правонарушениях;
- Преступления несовершеннолетних.
4. ПОКАЗАТЕЛИ НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА.
НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ – 50%
- Бродяжничество;
- Агрессивность;
- Хулиганство;
- Кражи;
- Вымогательство;
- Правонарушения;
- Аморальные формы поведения;
- Неадекватные реакции на замечания взрослых.
НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ - 70%.
- Низкая успеваемость;
- Неврастения;
- Отсутствие навыков личной гигиены;
- Неуравновешенность психики;
- Подростковый алкоголизм;
- Подростковая проституция;
- Болезни;
- Недоедания;
- Уклонение от учебы.
НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ - 40%
- Конфликты с учителями;
- Частое употребление ненормативной лексики;
- Суетливость или гиперактивность;
- Конфликты с родителями;
- Контакты с криминогенными группировками.
5. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕБЛАГОПОЛУЧНУЮ СЕМЬЮ.
- Принудительное лечение от алкоголизма;
- Лишение родительских прав, в том числе и временное;
- Консультирование;
- Обучающие консультации для родителей;
- Помощь общественных организаций;
- Влияние через СМИ;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Пропаганда семейных ценностей;
- Оказание материальной помощи;
- Административные штрафы;
- Создание клубов по интересам;
- Постоянный патронаж;
- Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
- Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
- Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Результатами моей работы в данном направлении, по моему мнению, можно считать:
1.100% занятость детей из неблагополучных семей в проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
2 Активное участие детей из семей данной категории в общественной жизни школы: конкурсы, праздники, школьные мероприятия, где ребята могут показать результаты своего труда (поделки, изделия и т.п.).
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
2. Конвенция о правах ребенка, Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.
3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ О государственной социальной помощи (с изменениями от 8 декабря 2010 г.).
4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ О рекламе (с изменениями от 21 ноября 2011 г.). Принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года. Одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей"
В последние годы в практике воспитания успешно используется сказкотерапия методы и приемы психотерапевтического воздействия на воспитанников. В докла...

План работы с детьми из неблагополучных семей
В данной разработке представлен план работы классного руковолдителя с детьми из неблагополучных семей (общие мероприятия с родителями, круглые столы, творческая деятельность учащихся и др.)....

4.2. Работа с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением (далее-сложные дети)
Справка, копии дипломов...

Примерная программа работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации
В связи с ухудшающейся общей социально-экономической ситуацией в стране, вызванной целым комплексом исторических, культурных, политических и экономических причин на данном этапе развития общества возр...

План по устранению и профилактики социально неблагополучных явлений
Профилактика неблагополучных явлений в подростковой среде....

Методическая разработка по формам и методам работы с детьми из социально неблагополучных семей
Данная методическая разработка поможет при построении работы в обучении с детьми из социально неблагополучных семей...

план работы с детьми-сиротами и детей, оставшихся без попечения родителей
Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунские и приемные семьи. Основная ф...
