Доклад "Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей"
материал на тему

В  последние годы в  практике  воспитания успешно ис­пользуется  сказкотерапия  методы и приемы психо­терапевтического воздействия на вос­питанников.  В докладе  описан метод сказкотерапии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как метод развития личности и коррекции поведения социально неблагополучных детей.

Слайд 1. Воспитательная функция школы в современных условиях образования

В  последние годы в  практике  воспитания успешно ис пользуется  сказкотерапия  методы и приемы психо терапевтического воздействия на вос питанников.

Слайд 2.  Сказкотерапия - это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, способ передачи ребенку необходимых моральных норм и правил.

 Слайд 3.Основной принцип сказкотерапии -  целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого языка забота о душе и есть терапия).

Сказкотерапия один из наименее травмоопасных и безопасных способов психотерапии. Сказка учит детей слушать и слышать других людей. Но ещё сказка помогает взрослым найти общий язык с ребёнком, подружиться с ним, помочь ему решить его первые трудности. Процесс сказкотерапии позволяет  ребёнку осознать и увидеть свои проблемы, актуализировать их. И это очень важно!  Ведь всегда больше всего пугает то, чего мы не понимаем, а при помощи сказки страх приобретает реальные черты и тем самым даёт действенное оружие против себя.

Слайд 4. (Главная задача сказкотерапии)

  1. Одна из важнейших задач сказкотерапии является выявление актуальных проблем ребёнка и психологическая помощь.

Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно еще и тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное — отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности интеллектуального, психофизического и сенсорного развития). Однако имеются особенности применения сказкотерапии в области дефектологии.

Секрет метода состоит в следующем: в сказкотерапии важно действие, но еще более важно ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ. Именно последействие сказкотерапии является мощной силой, стимулирующий развитие ребёнка. Развитие, не зависящее от педагога. Собственное РАЗВИТИЕ. Сказки обращаются к двум уровням: к уровню сознания и подсознания. С помощью сказки ребенка можно подготовить к напряженной эмоциональной ситуации, для отреагирования стрессов и переживаний. Они позволяют ребенку или взрослому, который привык держать себя в руках выразить свои чувства, сопереживая герою, с которым у него происходит определенная идентификация (отождествление себя герою).          

Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. С помощью сказки специалисты работают с детской агрессией, неуверенностью в себе, застенчивостью, проблемами стыда, вины, лжи, а также с различными психосоматическими заболеваниями, проблемами поведения. Но... в каждом случае свои комбинации, акценты, «посылы.                                                                      Слайд 5. (Функции)

Сказка может выполнять функции: диагностическую, прогностическую, и развивающую и терапевтическую.
Прогностическая и диагностическая  иногда две эти функции объединяют в одну. Применяется на начальном этапе сказкотерапии, позволяя многое узнать о человеке и его проблемах.  Позволяет выявить характерные черты личности и звенья с « изъянами», так называемую патологическую доминанту в его психике, а также понять жизненные ценности и степень познания им окружающего мира.  Прогностическая и диагностическая функции позволяют наметить основные цели для дальнейших занятий. Проводятся  диагностики («Сюжетные картинки», «Цветовой тест отношений).

 Развивающее (или профилактическое) воздействие направленно на развитие индивидуальности, формирование у детей творческих способностей (креативности) и необходимых социально – адаптивных навыков, а также для обучения чему – либо.

Сюда же можно отнести и воспитательную функцию. Сказкотерапия с помощью простых, но в то же время ярких сюжетов учит ребёнка непреложным жизненным истинам.

Терапевтическое (коррекционное) воздействие позволяет в игровой форме корректировать существующие проблемы, а также служит хорошим способом воспитания ребенка.

Слайд 6.    Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена    различными способами:

 

    1. Для работы может использоваться существующая авторская или     народная сказка.

  1. Воспитатель и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.
  2. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.    

 При сочинении сказки необходимо соблюдать рекомендации и советы

  1. Сеанс сказкотерпии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности.
  2. «В некотором царстве, в некотором государстве»…Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем,  рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
  3. Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору).

4.Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу педагог также может выбрать сам. Он может рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Педагог  может предложить ребенку сочинять сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

 Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.         

      Слайд 7. (Виды сказок)

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: художественных, дидактических, психокоррекционных, психотерапевтических и медитативных. Для каждой ситуации, случая консультирования либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки.                                                    Художественные сказки очень полезны. Прежде всего,  в сказке ценен её воспитательный аспект: все они учат добру. И положительные герои, и  помогающие им животные, и предметы – все стремятся созидать добро.

     Авторские психологические (или терапевтические) сказки – это особые сказки. Они целенаправленны, разрабатываются специально под каждый конкретный случай. Они чётко ориентированы на решение определённой проблемы или избавление от конкретного страха.

     Психокоррекционные сказки используются в случаях, когда ребёнок, сталкиваясь со сложной жизненной ситуацией, никак не может найти из неё выход. Также сказки этого типа используются для корректировки тех или иных черт характера ребёнка, которые затрудняют его жизнь. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство, склонность решать свои проблемы при помощи агрессии.                                                                                                          Медитативные сказки – это специальные сказки, которые используются в сказкотерапии для проведения так называемых психологических «Медитаций». Сказки – медитации – это бесконфликтные сказки, в них нет никакого зла, в них нет злых,  отрицательных или даже просто не очень приятных персонажей. В них хорошо, светло и уютно.

Слайд 8.  Основные этапы работы над сказкой:

1. Знакомство с персонажами сказки.

Задача педагога - вместе с детьми выделить и перечислить всех персонажей сказки, в соответствии очередностью их появления. Здесь важно обратить внимание ребенка на внешний облик персонажа, его величину, окраску, форму, звукоподражание, форму передвижения.

2. Знакомство с главным объектом (героем) сказки.

Из всех героев сказки педагог совместно с детьми выделяет главного и комментирует, почему.

3. Рассказывание сказки с акцентом на эмоциональное состояние.

Главная цель - установление эмоционального контакта с ребенком, обращение внимания ребенка на эмоции педагога, его отношение к рассказываемому.

4. Рассказывание сказки с акцентом на причинно-следственные связи.

Цель - научить ребенка правильно воспроизводить последовательность появления каждого героя, осознавать события, предшествующие их появлению.

Слайд 9.  

 5. Анализ сказки.

На этом этапе педагог задает ребенку вопросы по содержанию сказки, выясняет отношение ребенка к каждому персонажу. Вопросы к сказке формулируются учетом интеллектуального и психологического уровня развития детей.

6. Стимулирование детских «подcказок» (повторное рассказывание сказки педагогом).

7. Совместное рассказывание сказки: педагог и ребенок.

На этом этапе рекомендуется использовать фланелеграф с плоскостными изображениями персонажей, настольный театр, кукольный театр.

8. Проведение игр-импровизаций с ребенком.

Слайд 10.  Пять уровней понимания литературного текста учащимся.                 1.Понимание информационного плана текста и его идеи.                                                                                           2.  Характеризуется частичным пониманием плана и пониманием идеи.                                                                   3. Третий - пониманием идейного плана и непониманием идеи.                                                            4. Частичным пониманием информационного плана и не пониманием идеи.                                                  5.Не пониманием плана и не пониманием идеи.                                                                                 Чтобы помочь детям усвоить идейное содержание текста, использую приемы: как выразительное чтения. Стараюсь читать с интонационной характеристикой персонажей сказок, что помогает развитию образного и логического мышления детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. По окончанию прочтения предлагаю пересказать, тут же помогаю воспроизводить сюжетный ход, найти нужные слова и правильно выразить свои мысли, предлагаю различные иллюстрации. Другой эффективный приём сказкотерапии - это  инсценирование   сказок, помогающий изжить эмоционально травмирующие ситуации, улучшающий адаптацию детей.                                                                                                 Привлекаю учеников во внеурочные формы работы с детской книгой это показатель формирования у них читательской самостоятельности, их литературного развития. Провожу экскурсии в школьную и центральную библиотеку, где дети читают и слушают сказки. Учащимся предлагаю выполнять иллюстративную работу к прочитанному произведению, к сказке, на игру «Русские народные сказки о животных», на занимательное путешествие «Подружись со сказкой». Обязательно слушаю рассказ о  прочитанном,  и выражаю своё мнение. Главное – внимательно относиться к тому, что читают дети. Одним из стимулов чтения сказок является участие в викторинах, конкурсах, играх. Дети охотно отзываются на эти мероприятия, которые удовлетворяют их потребность в состязании, развлечение, воодушевляют и возбуждают. В игры закладываются задания, обуславливающие необходимость прочесть те или иные книги, обратиться к творчеству определённого писателя, усвоить те или иные знания.  И ребёнок, в соответствии с  требованиями игры, обращается к книгам. Эстетический фон  занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми.

Слайд 11. (Клубный час «Давайте жить дружно»)

 На клубных часах провожу  беседы  по разным  воспитательным направлениям, где использую фрагменты сказок,  например,  клубный час «Давайте жить дружно» где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью. Ребята учатся справедливо оценивать поступки,  своих сверстников, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.  Использую нестандартные формы обучения: спектакль – экспромт по сказке,  чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение использую  ритуалы вхождения и выхода из сказки, правила сказочной жизни, пропуск в сказку. Провожу игры и упражнения: направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей (  "Волшебный стул"), направленные на развитие эмоциональной осведомлённости ("Цветовое настроение),   рисование «Дерево радости», рисование «цветов – человечков», диагностику «Сюжетные картинки», Цветовой тест отношений».  

Слайд 12. («Путешествие в страну театрализованной сказки»)

 Провела в прошлом году  праздник «Путешествие в страну театрализованной сказки», посетили детский сад «Родничок»»,  где дети показали малышам театрализованную музыкальную сказку «Репка» в результате чего у ребят появился интерес к искусству театра. В процессе работы над спектаклем ребята учились дружбе, свзаимовыручке,  перевоплощаться, импровизировать, свободно двигаться по сцене.

Спасибо за внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказкотерапия, как один из методов развития личности дошкольника, ее коммуникативных навыков и познавательных способностей»

Дошкольный возраст – синзетивный, т.е.  наиболее чувствительный для развития этических представлений воспитания нравственных норм и правил, способности сопереживать и эмоционально откликать...

Презентация «Методы и приёмы по коррекции оптической дисграфии у детей с ОВЗ».

В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у де...

Презентация «Методы и приёмы по коррекции оптической дисграфии у детей с ОВЗ».

В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у де...

Презентация «Методы и приёмы по коррекции оптической дисграфии у детей с ОВЗ».

В настоящее время дисграфия является одним из наиболее распространенных нарушений письменной речи. Исследования ряда учёных в области специальной педагогики показывают, что нарушения речи у де...

Тестопластика как средство всестороннего развития личности воспитанников в условиях социально реабилитационного центра

Тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя...

Уроки музыки как метод развития личности

Статья «Уроки музыки как метод развития личности» опубликована в научно-практическом журнале «Современное образование»  - №1 (15) 2016, ЧОУ ДПО «Центр современного образования», Краснод...

Программа по развитию личности и коррекции межличностных отношений у детей 6-9 лет с использованием метода сказкотерапии

     Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека.       Сказка окружает нас повсюду. Конк...