"Чемоданчик логопеда"
материал

Дидактического пособия

"Чемоданчик логопеда»

      Цель: Повышение эффективности логопедического воздействия, формирование интереса к занятиям, создание положительной мотивации у детей с речевыми нарушениями.

     Задачи:

                Развивать артикуляционную моторику;

                Расширять и обогащать словарный запас по лексическим темам;

                Развивать и совершенствовать грамматический строй речи;

                Использовать нетрадиционные методики на занятиях;

                Развивать зрительный гнозис, пространственные представления;

                Учить устанавливать логические связи между предметами;

                Развивать фонематический слух, навыки анализа, синтеза;

                Развивать навыки связной речи;

                Развивать восприятие цвета, формы, размера;

                Развивать психические процессы (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

                Развивать мелкую моторику;

                Автоматизировать звуки в слогах, словах, чистоговорках, в связной речи;

 

8.                 Описание (инструкция по использованию пособия):

Дидактическое пособие чемоданчик логопеда «Речевичок» очень красочное, яркое. Он доступно как для самостоятельной деятельности детей, так и на занятиях с педагогом. При изготовлении я склонялась к тому, чтобы данное оригинальное пособие было инновацией в моей предметно – развивающей среде, где было бы всегда «всё под рукой», и в тот же момент, чтобы всё было доступно и удобно. Оно просто в использовании, одновременно им могут пользоваться большое количество детей, так как представленное дидактическое пособие имеет множество вариантов игр, также можно проводить индивидуальные занятия. В этом случае как раз происходит гуманизация воспитательного процесса, созданы условия для всестороннего развития личности. Мы даём ребенку право самостоятельного выбора игры в данном пособии, где включены множество дидактических игр, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка. В этом случае занятия проходят с удовольствием и «как на одном дыхании». Воспитатели также могут пользоваться данным пособием, например, в свободное вечернее время, с целью закрепления знаний с детьми – логопатами или в период автоматизации поставленных звуков. Картинки из одной игры можно использовать в других играх.  Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями, делая акцент на лексическую тему недели. Предметное зеркало снимается, моется, для артикуляционной гимнастики по краям вставляются нужные картинки в прозрачные уголки, их можно заменять. Процесс игры с данным чемоданчиком  очень увлекательный, всегда будет проходить интересно, разнообразно и весело. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в кармашки чемоданчика. «Логопедический чемоданчик» создает у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

 

Технологическая карта пособия

чемоданчик логопеда «Речевичок»:

 

Игровое поле «Экран»

Цель: Развитие артикуляционной моторики, формирование связной речи.

Материал: «Экран» выполнен в виде прозрачного кармана, в который помещаются картинки. Кнопки-пуговицы различной фактуры (шершавые, гладкие), цвета и величины способствуют развитию мелкой моторики. Также в этот карман вставляется зеркало для выполнения  артикуляционных упражнений, для постановки звуков.

Инструкция: Ребенок вставляет в прозрачный карман («экран» телевизора) картинку и выполняет упражнения артикуляционной гимнастики.

 

Игровое поле «Дорожки»

Цель: Развитие логического мышления, мелкой моторики, автоматизация изолированных звуков и закрепление названий цветов.

Материал: Игровое поле представляет собой лабиринт дорог, внутри лабиринта находятся бусины разной формы и цвета.

Инструкция: Задача ребенка в данной игре-головоломке заключается в том, чтобы выбрать правильную дорожку и прокатить по ней бусинку. Одновременно можно отрабатывать изолированное произношение автоматизируемого звука. В «Лабиринты» может играть сразу несколько детей, так как на игровом поле размещено несколько бусинок.

 

Игровое поле «Магия»

Цель: Развитие тактильного восприятия, мышления и мелкой моторики рук, автоматизация поставленных звуков, развитие фонематического слуха, анализа и синтеза.

Материал: «Магия» выполнена в виде окошка – магнитной доски.

Инструкция: Вариант № 1. Дети поочередно проговаривая нужный звук или слог выкладывают из разноцветных геометрических фигурок заданный предмет. Также можно использовать буквы на магнитной доске, составляя автоматизированные слоги или слова.

Вариант № 2. Дети выкладывают на магнитный экран цветные фигурки для составления схемы слов.

 

Игровое поле «Чудо-мячики»

Цель: Развитие тактильного восприятия, мышления, грамматического строя речи и мелкой моторики рук, автоматизация поставленных звуков.

Материал: «Чудо-мячики» - Су - джок мячики и пружинные колечки, мячики различного качества: резиновые, пластмассовые, меховые, ватные, стеклянные, гладкие, шершавые, пушистые, колючие, однотонные, яркие, разноцветные и т.д.

 Инструкция: Дети проговаривают слова потешки и выполняют определенные упражнения с мячиком. Проговаривая нужный звук или слог выполняются определенные движения с мячиками или выкладываются цветные дорожки. Игры, на развитие грамматического строя речи выполняются по инструкции взрослого, используя мячики разных качеств.

 

Игровое поле «Дышалочка»

Цель: Развитие выработки более сильной, направленной, плавной воздушной струи; развитие речевого дыхания.

Материал: «Дышалочки» выполнены в виде различных героев, театра, аквариума – окошка – для дыхательных упражнений.

Инструкция: Дети выполняют упражнения для выработки дифференцированного дыхания, для формирования длительного и плавного речевого выдоха, для формирования направленной воздушной струи, для развития физиологического дыхания, для развития речевого дыхания, для развития фонационного выдоха.

 

Игровое поле «О. счастливчик!»

Цель: Автоматизация поставленных звуков;

Материал: Кубики – игральная кость разной величины.

Инструкция: Вариант №1. Задача детей кинуть кубик, и проговорить заданный звук, слог или слово столько раз. Сколько точек выпало на кубике. Победу одерживает тот, у кого выпадет 6 точек.

Вариант №2. Какое количество точек выпадет на кубике, из стольки слов составить предложение.

Вариант №3. Какое количество точек выпадет на кубике, столько прилагательных, глаголов или слов ассоциаций назвать о заданном слове.

 

Игровое поле «Грамотейка»

Цель: Развитие грамматического строя речи, мелкой моторики, Материал: Карточки, картинки, мелкие фигурки овощей-фруктов, транспорта, животных, можно использовать маленькие мячики.

Инструкция: Задача детей справиться с заданием взрослого, используя фигурки или  карточки, например, «Один - много», «Чудесный мешочек, «Назови ласково», «Чего не стало?», «Большой – маленький», «Чей?Чья?Чьё?», «Узнай по описанию», «Чего не хватает?», «Скажи наоборот» «Что из чего?» и т.д.

 

              Сам чемоданчик имеет двойное дно, кармашки, отверстия, конвертики для хранения элементов пособия. В углу чемоданчика ребят ожидает сундучок с сюрпризом – картинкой, который дети получают по окончании занятия.

Чемоданчик логопеда выполнен из плотного высокопрочного, трудно-промокаемого картона  (не промокает при влажной обработке) и представляет собой сборник различных дидактических игровых сюжетов. Развивающие элементы отстегиваются, вынимаются или развязываются. Нашитые различные пуговицы и бусины позволяют развивать тактильные ощущения, а различные шнуровки, молнии, завязки являются хорошим тренажером для интеллектуального обучения.  Он многофункционален и включает в себя несколько игровых полей, решающих различные коррекционные и развивающие задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemodanchik_logopeda.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактического пособия

"Чемоданчик логопеда»

      Цель: Повышение эффективности логопедического воздействия, формирование интереса к занятиям, создание положительной мотивации у детей с речевыми нарушениями.

     Задачи:

                Развивать артикуляционную моторику;

                Расширять и обогащать словарный запас по лексическим темам;

                Развивать и совершенствовать грамматический строй речи;

                Использовать нетрадиционные методики на занятиях;

                Развивать зрительный гнозис, пространственные представления;

                Учить устанавливать логические связи между предметами;

                Развивать фонематический слух, навыки анализа, синтеза;

                Развивать навыки связной речи;

                Развивать восприятие цвета, формы, размера;

                Развивать психические процессы (внимания, восприятия, памяти, логического мышления);

                Развивать мелкую моторику;

                Автоматизировать звуки в слогах, словах, чистоговорках, в связной речи;

 

8.                 Описание (инструкция по использованию пособия):

Дидактическое пособие чемоданчик логопеда «Речевичок» очень красочное, яркое. Он доступно как для самостоятельной деятельности детей, так и на занятиях с педагогом. При изготовлении я склонялась к тому, чтобы данное оригинальное пособие было инновацией в моей предметно – развивающей среде, где было бы всегда «всё под рукой», и в тот же момент, чтобы всё было доступно и удобно. Оно просто в использовании, одновременно им могут пользоваться большое количество детей, так как представленное дидактическое пособие имеет множество вариантов игр, также можно проводить индивидуальные занятия. В этом случае как раз происходит гуманизация воспитательного процесса, созданы условия для всестороннего развития личности. Мы даём ребенку право самостоятельного выбора игры в данном пособии, где включены множество дидактических игр, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка. В этом случае занятия проходят с удовольствием и «как на одном дыхании». Воспитатели также могут пользоваться данным пособием, например, в свободное вечернее время, с целью закрепления знаний с детьми – логопатами или в период автоматизации поставленных звуков. Картинки из одной игры можно использовать в других играх.  Пособие можно по необходимости пополнять другими играми и деталями, делая акцент на лексическую тему недели. Предметное зеркало снимается, моется, для артикуляционной гимнастики по краям вставляются нужные картинки в прозрачные уголки, их можно заменять. Процесс игры с данным чемоданчиком  очень увлекательный, всегда будет проходить интересно, разнообразно и весело. Детали, которые на определенном занятии оказались не нужны, удобно убирать в кармашки чемоданчика. «Логопедический чемоданчик» создает у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

 

Технологическая карта пособия

чемоданчик логопеда «Речевичок»:

 

Игровое поле «Экран»

Цель: Развитие артикуляционной моторики, формирование связной речи.

Материал: «Экран» выполнен в виде прозрачного кармана, в который помещаются картинки. Кнопки-пуговицы различной фактуры (шершавые, гладкие), цвета и величины способствуют развитию мелкой моторики. Также в этот карман вставляется зеркало для выполнения  артикуляционных упражнений, для постановки звуков.

Инструкция: Ребенок вставляет в прозрачный карман («экран» телевизора) картинку и выполняет упражнения артикуляционной гимнастики.

 

Игровое поле «Дорожки»

Цель: Развитие логического мышления, мелкой моторики, автоматизация изолированных звуков и закрепление названий цветов.

Материал: Игровое поле представляет собой лабиринт дорог, внутри лабиринта находятся бусины разной формы и цвета.

Инструкция: Задача ребенка в данной игре-головоломке заключается в том, чтобы выбрать правильную дорожку и прокатить по ней бусинку. Одновременно можно отрабатывать изолированное произношение автоматизируемого звука. В «Лабиринты» может играть сразу несколько детей, так как на игровом поле размещено несколько бусинок.

 

Игровое поле «Магия»

Цель: Развитие тактильного восприятия, мышления и мелкой моторики рук, автоматизация поставленных звуков, развитие фонематического слуха, анализа и синтеза.

Материал: «Магия» выполнена в виде окошка – магнитной доски.

Инструкция: Вариант № 1. Дети поочередно проговаривая нужный звук или слог выкладывают из разноцветных геометрических фигурок заданный предмет. Также можно использовать буквы на магнитной доске, составляя автоматизированные слоги или слова.

Вариант № 2. Дети выкладывают на магнитный экран цветные фигурки для составления схемы слов.

 

Игровое поле «Чудо-мячики»

Цель: Развитие тактильного восприятия, мышления, грамматического строя речи и мелкой моторики рук, автоматизация поставленных звуков.

Материал: «Чудо-мячики» - Су - джок мячики и пружинные колечки, мячики различного качества: резиновые, пластмассовые, меховые, ватные, стеклянные, гладкие, шершавые, пушистые, колючие, однотонные, яркие, разноцветные и т.д.

 Инструкция: Дети проговаривают слова потешки и выполняют определенные упражнения с мячиком. Проговаривая нужный звук или слог выполняются определенные движения с мячиками или выкладываются цветные дорожки. Игры, на развитие грамматического строя речи выполняются по инструкции взрослого, используя мячики разных качеств.

 

Игровое поле «Дышалочка»

Цель: Развитие выработки более сильной, направленной, плавной воздушной струи; развитие речевого дыхания.

Материал: «Дышалочки» выполнены в виде различных героев, театра, аквариума – окошка – для дыхательных упражнений.

Инструкция: Дети выполняют упражнения для выработки дифференцированного дыхания, для формирования длительного и плавного речевого выдоха, для формирования направленной воздушной струи, для развития физиологического дыхания, для развития речевого дыхания, для развития фонационного выдоха.

 

Игровое поле «О. счастливчик!»

Цель: Автоматизация поставленных звуков;

Материал: Кубики – игральная кость разной величины.

Инструкция: Вариант №1. Задача детей кинуть кубик, и проговорить заданный звук, слог или слово столько раз. Сколько точек выпало на кубике. Победу одерживает тот, у кого выпадет 6 точек.

Вариант №2. Какое количество точек выпадет на кубике, из стольки слов составить предложение.

Вариант №3. Какое количество точек выпадет на кубике, столько прилагательных, глаголов или слов ассоциаций назвать о заданном слове.

 

Игровое поле «Грамотейка»

Цель: Развитие грамматического строя речи, мелкой моторики, Материал: Карточки, картинки, мелкие фигурки овощей-фруктов, транспорта, животных, можно использовать маленькие мячики.

Инструкция: Задача детей справиться с заданием взрослого, используя фигурки или  карточки, например, «Один - много», «Чудесный мешочек, «Назови ласково», «Чего не стало?», «Большой – маленький», «Чей?Чья?Чьё?», «Узнай по описанию», «Чего не хватает?», «Скажи наоборот» «Что из чего?» и т.д.

 

              Сам чемоданчик имеет двойное дно, кармашки, отверстия, конвертики для хранения элементов пособия. В углу чемоданчика ребят ожидает сундучок с сюрпризом – картинкой, который дети получают по окончании занятия.

Чемоданчик логопеда выполнен из плотного высокопрочного, трудно-промокаемого картона  (не промокает при влажной обработке) и представляет собой сборник различных дидактических игровых сюжетов. Развивающие элементы отстегиваются, вынимаются или развязываются. Нашитые различные пуговицы и бусины позволяют развивать тактильные ощущения, а различные шнуровки, молнии, завязки являются хорошим тренажером для интеллектуального обучения.  Он многофункционален и включает в себя несколько игровых полей, решающих различные коррекционные и развивающие задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чемоданчик знаний

Классный час Чемоданчик знаний...

Методическая разработка Чемоданчик Знаний воспитанника СПКУ

точное описание и проведение мероприятия посвященного вновь прибывшим воспитанникам...

Настольные игры 2 в 1 и целый чемоданчик хитов от Десятого королевства

  «Десятое королевство» представляет новые компактные настольные игры и целый чемоданчик с хитами продаж! • Игры «Лудо» и «Лестницы и змеи» ...

социальный проект "Театр в чемоданчике"

Проект «Театр в чемодане» -  уникальный человеческий ресурс решения социальных и культурных проблем местного сообщества.     Реализация проекта направлена на решен...

Внеклассное мероприятие ко Дню защитника отечества. Акция "Армейский чемоданчик"

В феврале во всех школах нашей необъятной Родины проходит акция «Армейский чемоданчик», посвящённая Дню защитника Отечества....

"Волшебный чемоданчик звуков"

Данное наглядно-дидактическое пособие рекомендовано для учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Служит в качестве материала, стимулирующего активность детей и повышающего качество...

В данной работе представлен материал к программе психологической коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами кейс - технологии на тему: «Волшебный чемоданчик». Автор О.А. Сатылбаева г. Стрежевой Томская

В данном приложении к моей программе систематезирован материал по кейсам, применяемым в дошкольном образовании. Педагоги могут воспользоваться им при применении данной технологии на своих занятиях....