Коррекционно-развивающее влияние игры на психическое развитие умственно отсталого ребенка
методическая разработка
Трудности психологической реабилитации и адаптации детей с нарушениями в психическом развитии в значительной степени обусловлены сложной структурой и степенью тяжести их дефекта, что проявляется в своеобразных особенностях их умственного и эмоционально-волевого развития. Поэтому своевременная Психолого-педагогическая помощь им является одним из важнейших звеньев системы их реабилитации.
Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом индивидуально психологических особенностей детей и подростков с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему «Коррекционно-развивающее влияние игры на психическое развитие умственно отсталого ребенка»
Как указывал Л.С Выготский, ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста является игра, которая выступает не только средством разностороннего развития ребенка, но и составляет основу для дальнейшего психического развития.
В отечественной педагогике существует достаточно большое количество классификаций игр:
В работе с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью педагогу необходимо намечать последовательность игр, усложняющихся как по содержанию, так и учебным задачам, игровым действиям и правилам.
Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешности своих действий в игре, уровень усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлеченности. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства, пока ребёнок растет и развивается, приобретает новые знания и умения. Об этом в своих трудах указывал Л.С. Выготский, А.В. Запорожец.
Обыгрывая жизненные ситуации, педагог привлекает детей к активному участию и, тем самым, учит детей развивать содержание игры. Так, в ходе привычной игры, когда дети изображают ситуацию кормления, взрослый видоизменяет игру и вводит новые персонажи, новые блюда, новую посуду, а также создает ситуации, стимулирующие ребенка использовать предметы-заместители, к действиям. Детей необходимо побуждать воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры. Игры сопровождаются речью, которая помогает созданию образа.
Регулярное использование различных вариантов игр способствует воспитанию у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью возможности многообразного использования приобретаемых ими знаний, а также развитию внимания, наблюдательности, навыков движений и навыков обращения с предметами, что способствует обогащению их представлений об окружающем мире, развитию познавательной деятельности.
Примеры игр
Птички
Цель. Учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.
Ход игры. Взрослый приглашает всех детей подойти к нему: «Делайте, как я. Полетим, как птички», - говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой детей. Они повторяют движения. Тем, кто не выполняет нужных движений, взрослый поднимает их руки, помогает ими действовать. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делайте так». (Стучит рукой по полу.) Дети подражают. Игра повторяется 2-3 раза.
Обезьянка
Цель. Учить детей подражать мелким движениям.
Оборудование. Игрушка обезьянка.
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит, что у него есть обезьянка, показывает игрушку, рассказывает, как обезьянки любят подражать. Одной рукой взрослый делает движения, а другой повторяет их у обезьянки (поднимает руку, опускает, машет кистью, стучит рукой по столу). Потом предлагает детям стать «обезьянками» и повторять за ним движения руками. Игрушечная обезьянка хвалит малышей.
Зеркало
Цель. Учить выполнять движения по образцу.
Оборудование. Ширма.
Ход игры. Педагог ставит детей полукругом около ширмы, сам встает за ширму. Приняв определенное положение рук (например, поднимает одну вверх, а другую в сторону), выходит из-за ширмы и говорит: «Зеркало, зеркало, сделай так, как я». Дети выполняют задание. Педагог хвалит тех, кто сделал правильно, а тем, кто не сумел, показывает движение и просит выполнить по подражанию.
Игра повторяется, но педагог за ширмой принимает другое положение рук (например, одну ставит на пояс, другую вытягивает вперед и т.д.).
Идите ко мне - бегите ко мне
Цель. Обратить внимание детей на значение глаголов «иди» и «беги», учить их слушать и понимать речевую инструкцию.
Оборудование. Кукла.
Ход игры. Дети сидят на стульях, стоящих полукругом перед столом педагога. Педагог ставит куклу на стол. Она здоровается с детьми. Педагог предлагает кукле поиграть с ним. Правой рукой берет куклу, ставит на правый край стола, левую руку располагает у левого края и манит ею, говоря: «Иди ко мне». Когда кукла приблизится, обнимает, хвалит ее. Затем он берет куклу в левую руку, а правой манит и говорит: «Беги ко мне». Кукла снова идет, но педагог останавливает ее и говорит: «Слушай внимательно, я сказала беги». Кукла бежит и педагог хвалит ее. Игрушка снова переходит в правую руку и на сигнал «беги!» выполняет действие безошибочно. Перейдя в левую руку, кукла вновь пытается бежать по слову «иди», педагог останавливает ее: «Слушай внимательно, я сказала иди-». Кукла правильно выполняет инструкцию.
Сделай целое.
Цель. Учить подражать действиям взрослого, знакомить со свойствами глины (пластилина), развивать мелкие движения рук.
Оборудование. Комки глины (пластилина), небольшие квадратные листы газетной бумаги по количеству детей, подносики по два на каждого ребенка.
Ход занятия. Педагог показывает бумагу: «Посмотрите, у меня один большой лист бумаги. (Раздает каждому по такому же листу.) У вас такие же листы. Сейчас будто много маленьких листочков. (Отрывает кусочки и кладет их на подносики, берет глину.) Это большой кусок глины. (Раздает такие же детям. Щепотью отрывает маленькие кусочки глины и кладет их на подносики. Предлагает детям повторить действия.) Теперь у меня будет один большой кусок глины. (Сминает все кусочки.) Сделайте один кусок глины». Дети подражают действиям взрослого. По просьбе воспитателя они пытаются соединить кусочки бумаги. Педагог говорит: «Если порвешь бумагу, сделать целое нельзя. А глина лепится».
Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Играя, дети учатся переносить действия из одних условий в другие, комбинировать свои знания, полученные в повседневной жизни. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь.
В целом, правильно сформированная игра подготавливает благоприятную базу для дальнейшего развития детей с умственными отклонениями, дает возможность для их ранней социализации и в перспективе успешной интеграции в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми с выраженной степенью умственной отсталости «Оденем куклу на прогулку»
Цель: дать представление об одеждеЗадачи:Образовательные: формировать умение детей различать и называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, узнавать её на картинках, посл...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе
Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
Из опыта работы педагога-психолога по использованию в коррекционно-развивающей работе прозрачного мольберта....

Презентация к выступлению по теме "Песочная терапия, как один из методов психоэмоционального развития умственно отсталого ребенка"
Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и без...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 6 класса разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы школы....

Игра, как помощь в развитии умственно отсталого ребенка.
Помощь ребенку в умственном, физическом, речевом, нравственном и эстетическом развитии — это огромный повседневный труд родителей и окружающих ребенка лиц. В этом нелегком труде ведущая роль при...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по дефектологии для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Конспект учителя-дефектолога "Россия - родина моя" для 4 кл....

