«Заманча укытучының методологик культурасы»
методическая разработка

Татарстан Республикасы Зеленодол муниципаль районы

Мәкаләдә педагогның методик культурасына хас үзенчәлекләр, аларның белем бирү сыйфатына йогынтысы, гуманистик юнәлешнең көчәюе, укыту процессында дәүләт белем бирү стандартларын гамәлгә ашырганда вариативлыкның артуы ачыла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zamancha_ukytuchynyn_metodologik_kulturasy.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗАМАНЧА УКЫТУЧЫНЫҢ МЕТОДОЛОГИК КУЛЬТУРАСЫ»

«МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ»

Сәләхова Роза Әбрар кызы,

Татарстан Республикасы Зеленодольск муниципаль районы Башкарма комитеты мәгариф идарәсе информацион-методик булегенең милли мәгариф буенча югары квалификацион категорияле методисты;

югары квалификацион категорияле татар теле һәм әдәбияты укытучысы

Аннотация. В статье раскрываются характерные черты методической культуры педагога, их влияние на качество образования, усиление гуманистической направленности, увеличение вариативности при реализации государственных образовательных стандартов в процессе обучения.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, воспитание, образование, мастерство, личность, компетенции, технологии, методы и формы обучения.

Методологическая культура является важнейшим фактором создания условий для развития личности, ее самоопределения и самореализации. На достижение этой цели направлен образовательный процесс в учебном заведении.

На современном этапе модернизации и трансформации образования, в условиях реализации образовательных стандартов нового поколения, произошло существенное расширение содержания профессиональной деятельности учителя, связанного с учебно-методическим обеспечением образовательного процесса: разработкой учебных программ, конструированием учебного материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Это выдвигает повышенные требования к методической деятельности учителя, к его методической культуре, требует ее нового осознания.

Методологическая культура предусматривает высокий уровень развития личности учителя и его профессионального мастерства в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса. Сформированная на высоком уровне она дает возможность учителю ориентироваться в современных научно-методологических подходах к осуществлению педагогической деятельности, эффективно использовать инновационные и новые технологии обучения.

Существует философский принцип – подобное создается подобным: нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знание – знанием, мастерство – мастерством. Никакие современные технологии обучения и воспитания не помогут учителю успешно осуществлять свою педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. В деятельности учителя, как в фокусе, сходятся все нити, идущие от педагогической науки, реализуются, в конечном счете, все добываемые ею знания.

Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Чтобы стать обладателем методической культуры, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление, определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу и способы ее оптимального решения. Именно на создание условий для профессионального роста, саморазвития, самосовершенствования учителя и ориентирована модель методической работы нашей школы. Итогом планомерной методической работы является формирование методической культуры учителя.

Складывается и развивается методическая культура под влиянием внешних факторов (политических решений, образовательных реформ, нормативных требований, экономических условий) и факторов внутренних (к которым относятся значимые для учителей нормы и ценности, освоенные компетенции и технологии, устойчивые отношения и поступки). Можно сказать, что если внешние факторы оказывают на методическую культуру обновляющее влияние, то изнутри она направлена на собственную консервацию, закрепляя в коллективном профессиональном сознании учителей «вечные истины» педагогического успеха. В этом взаимодействии внешних и внутренних импульсов рождается и длительно существует методическая культура как педагогическая реальность.

Именно формирование умения осознанно подходить к инновациям, осмысливать их, правильно выбирать наиболее подходящий методический инструментарий и грамотно применять его и составляет основу методической культуры.

Современный образовательный процесс, насыщенный техническими средствами обучения, новыми и обновленными педагогическими технологиями, возможностями информационного общества делает это умение особенно актуальным. Задачей методической службы школы является обеспечение поэтапного введения инновационных подходов, отслеживание их эффективности, предупреждение возможных рисков.

Возможности мультимедиа используются в урочной и внеурочной деятельности. Проведение урока или внеклассного мероприятия с использованием современных технических средств меняет философию, дидактику, методологию урока, внеурочного мероприятия.

  И важнейшим условием формирования методической культуры учителя, в том числе и в области применения ИКТ, представляется повышение квалификации как в методологическом и методическом направлении, так и в техническом.

Только в этом учебном году 50 педагогов родного языка и литературы из 96 прошли курсы повышения квалификации в Академии наук Республики Татарстан. Не менее важна возможность обмена опытом и получения независимой внешней оценки проведенных уроков и внеурочных мероприятий с целью получения представления об адекватности применяемого методического инструментария, что происходит на открытых уроках, мероприятиях, педсоветах.

Педагоги являются активными участниками районных семинаров, методических обьединений, конференций и др.

Проанализируем рейтинг востребованности некоторых форм методической работы педагогами. Небольшое исследование, целью которого было выявление эффективности организации методической работы показало, что переход от форм репродуктивных, информационных к продуктивным, исследовательским, требующим активного участия самого педагога в процессе образования, существенно меняет отношение педагогов к своей профессиональной деятельности.

В школе функционируют компоненты способствующие повышению квалификации педагогов:

педагогический совет;

методический совет;

школьное МО учителей предметников;

школа молодых учителей «Путь к мастерству»

творческие группы.

Существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства, используются следующие формы методической поддержки для повышения профессиональной компетентности педагогов:

1. Традиционные:

проблемные семинары;

семинары-практикумы;

наставничество;

педагогические советы;

педагогические чтения;

повышение квалификации.

2. Инновационные:

мастер-классы;

проведение предметных недель;

декады открытых уроков;

творческие конкурсы;

школа молодых учителей;

информационно-методические дни.

Передовой опыт – самая быстрая, оперативная форма разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, изменяющуюся ситуацию.

С целью пропаганды опыта лучших педагогов проходят декады открытых уроков. В рамках проведения этих мероприятий учителя представляют лучший опыт в образовательном процессе школы.

Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми.

Не менее важна и возможность просмотра видеозаписи своих и чужих уроков. Создание видеотеки уроков является одной из наиболее важных задач методической службы.

Мастер-классы проводятся с целью обучения учителей. Они дают возможность установить непосредственный контакт с учителем во время занятия, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогают проникнуть в своего рода творческую лабораторию учителя, стать свидетелем педагогического творчества.

С этой целью преодоления трудностей и выход на качественно новый уровень профессионализма используются педагогические мастерские и наставничество.

Методическая работа включает в себя систему организационно-методических, научно-методических семинаров. Важное место занимает работа школьных предметных МО по изучению требований к усвоению учебных программ. Особое внимание обращено на изменения в содержании программ.

Важным в развитии профессионального мастерства является возможность знакомства с опытом коллег других ОУ нашего района. Учителя школы принимают активное участие в работе районных семинаров.

Рост уровня компетентности педагога сопряжен с самоанализом и самооценкой личности, Предложенные алгоритмы методической работы с педагогами по повышению их профессионального мастерства отличаются цикличностью, а цикличность – это всегда основа системности; наличие её в работе, как правило, приводит к позитивному результату.

Выводы. Для осуществления процесса формирования методической культуры преподавателя необходимо направлять его, прежде всего, на формирование личности, обладающей общечеловеческими и профессионально-педагогическими ценностями, способной к производительной, творческой методической деятельности. Для этого необходимо единство организации учебно-познавательной, поисковой и творческой деятельности, призванной формировать методическую культуру преподавателя; органическое единство обучения и воспитания, оптимизация выбора форм, методов, средств формирования методической культуры преподавателя

Список литературы:

  1. Адольф В.А. Развитие профессионального потенциала педагога в условиях обновления образовательной практики/ В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Инновации в образовании. - 2011. - № 10. - С. 14 — 24
  2. Гусинский Э.Н. Образование личности: пособие для преподавателей / Э. Н. Гусинский. - М. : Интерпракс, 1994. - 136 с.
  3. Ходусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия                 ее формирования в системе современного педагогического образования /А.Н. Ходусов. — М., 1997 — С.382


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сөйләм культурасы

9 нчы сыйныф татар теленнән кирәкле дәрес конспекты...

Лексикология һәм сөйләм культурасы бүлеген кабатлау.

"Лексикология һәм сөйләм культурасын кабатлау" темасы буенча 5 сыйныфка ачык дәрес эшкәртмәсе....

Лексикология һәм сөйләм культурасы бүлеген кабатлау. Презентация.

"Лексикология  һәм сөйләм культурасы бүлеген кабатлау" темасына презентация....

Электив курс "Стилистика һәм сөйләм культурасы"

Электив курс 9 нчы сыйныфлар өчен.  Курсның төп максаты: укучыларны туган телебезнең байлыгын, матурлыгын күрә белергә, аның белән горурлана белергә өйрәтү....

"Лексикология һәм сөйләм культурасы" дигән электив курс программасы

Тел, сөйләм – безнең байлыгыбыз, милли культураның бер өлеше. Бүгенге укытуны гуманлаштыру заманында укучыларның язма һәм телдән сөйләмен үстерү, аларда телгә карата дөрес мөнәсәбәт формалаштыру, телн...

Сөйләм культурасы

5 нче сыйныфта уздырылган дәрес планы...

"Сөйләм культурасы.Текст редакцияләү" 9 нчы сыйныф, татар теле

"Сөйләм культурасы.Текст редакцияләү" 9 нчы сыйныф, татар теле...