Статья «Цифровая трансформация образовательного процесса: от теории к практике»
статья
«Цифровая трансформация образовательного процесса: от теории к практике»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
М.И.Дучинская
СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О.Мухина»
Цифровая трансформация образовательного процесса: от теории к практике
Цифровизация и цифровая трансформация образования представляют собой огромный спектр методических возможностей и не могут игнорироваться современными преподавателями как факт не только ближайшего будущего, но и настоящего.
«Цифровая трансформация – это системное и синергичное обновление базовых составляющих образовательного процесса, включая результаты образовательной работы, содержание образования, организацию образовательного процесса, оценивание его результатов» [1].
В ноябре 2018 года был запущен федеральный проект «Цифровая образовательная среда». Данный проект направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. [2].
На данный момент в большинстве российских профессиональных образовательных организациях процессы цифровизации не носят системный характер, поэтому при разработке стратегии цифровой трансформации образования без внимания педагогов не должны оставаться различные цифровые технологии.
В СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О.Мухина» осуществляется подготовка квалифицированных медицинских специалистов по трем специальностям: «Сестринское дело», «Фармация», «Лечебное дело».
Основной целью цифровой трансформации образования, является осуществление перехода к массовому качественному образованию по данным специальностям, направленному на всестороннее развитии личности обучающихся. Для достижения этой цели мы стараемся решить следующие задачи:
- Внедрение цифровой инфраструктуры (цифровое оборудование, доступ в интернет, наличие программных продуктов). С 2023 года наш колледж был подключен к электронной библиотечной системе "Лань". Преподаватели и все обучающиеся имеют бесплатный доступ к электронным ресурсам на данной платформе.
- Формирование цифровой грамотности у всех участников образовательного процесса. Большую роль здесь играет непрерывное повышение квалификации педагогов. Преподаватели нашего колледжа систематически проходят курсы по цифровой грамотности и применению современных информационных технологий.
- Использование цифровых технологий и информации для преобразования отдельных операций (управление кадрами, контингентом обучающихся, бухгалтерия, закупки).
С 2024 года наш колледж принимает участие в проекте «Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО». Данный проект направлен на повышение качества преподаваемых общеобразовательных дисциплин. В рамках данного проекта преподаватели дистанционно участвуют в консультационных семинарах, мастер-классах, конференциях и методических неделях. Так же проводятся открытые онлайн бинарные и интегрированные занятия. Таким образом, данный проект направлен не только на внедрение новых методик преподавания, но и на цифровизацию процесса обучения.
Особую актуальность приобрел процесс цифровизации во время пандемии коронавирусной инфекции. Образовательные учреждения внедряли цифровые технологии во все сегменты своей работы - от онлайн-занятий (например, в Zoom,Scype, Moodle) и загрузки домашних заданий, до студенческих чатов и форумов, и цифрового администрирования.
Преподаватели и студенты нашего колледжа активно использовали платформу Moodle для образовательного процесса в условиях дистанционного обучения. Пользователи данной платформы могут загружать информацию в разных форматах: файлы в формате PDF, изображения, презентации и видео. На данную платформу можно загружать тесты и отслеживать их выполнение обучающимися. Встроенная система аналитики автоматически создаёт отчёты о действиях обучающихся на платформе. Можно посмотреть статистику посещений и просмотра курсов. Таким образом, обучающиеся могут иметь мгновенный и постоянный доступ к учебным материалам и программам, выполнять задания, общаться с участниками учебного процесса в любое время и в любом месте.
Формат цифрового общения предполагает также включает и другие методы, которые можно применять в педагогической деятельности. При реализации дистанционного обучения можно эффективно использовать российскую информационно коммуникационную платформу «Сферум». Платформа «Сферум» может активно использоваться при выборе смешанного обучения, так как при смешанном обучении учащиеся СПО часть заданий выполняют в онлайн-формате. Данная платформа может быть использована для проведения онлайн уроков, трансляций мероприятий и создания групповых чатов.
Таким образом, цифровая трансформация открыла уникальную возможность создания персонального профессионально ориентированного цифрового пространства, что соответствует современной компетентностно ориентированной концепции образования, в которой акцент делается на обучении умению обучающимся самостоятельно находить необходимую информацию, выявлять проблемы и искать пути их решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике.
Подводя итог, стоит отметить, что процесс цифровой трансформации образования неизбежен. Несмотря на имеющиеся трудности перехода в цифровую среду, сейчас цифровое образование является необходимостью. Конечно, полностью заменить традиционную систему образование цифровым не получится, но значительная часть образовательного процесса непременно станет цифровым [3].
Литература
1. Министерство Просвещения России: официальный сайт. – Москва. – Обновляется в течение суток. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения 27.04. 2024) – Текст: электронный.
2.Уваров, А.Ю. Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. – Москва: НИУ ВШЭ, 2020. – 108 с. – Текст : электронный. – URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/418228715.pdf (дата обращения: 26.04.2024).
3. Такиуллин, Т. Р. Влияние цифровизации на систему образования / Т. Р. Такиуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85723/ (дата обращения: 01.05.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Статья "Обеспечение эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии".
Выступление об обеспечении эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии было сделано на конференции в РГПУ им. А.И. Герцена в октябре 20...
Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"
Статья "Цифровое творчество как процесс реализации национально-регионального компонента в преподавании географии"...

ФГОС: целеполагание как ключевая компетенция образовательного процесса. От теории к практике (на примере учебника Кузовлев В.П. 6 класс)
доклад на РМО учителей иностранного языка...

Выступление на РМО учителей математики "Цифровая трансформация образовательного процесса" 2022
Материал из опыта работы учителей ШМО учителей нашей школы...

Актуальные направления цифровой трансформации образовательной деятельности
Дистанционное обучение – это демократичная и свободная система обучения. Сейчас она активно используется в России для получения дополнительного образования....

