Героизм и подвижничество как духовное наследие Великой победы (ежедневный трудовой и духовный подвиг)
материал
Текст выступления Рождественских образовательных чтений
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Героизм и подвижничество как духовное наследие Великой победы
(ежедневный трудовой и духовный подвиг)
С чего начинается память – с берез?
С речного лесочка?
С дождя на дороге?
А если с убийства!
А если со слез!
А если с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым
И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать пять лет
Войной начинается память.
К. Симонов
Война сопутствует роду людскому с тех пор, как первый пещерный человек впервые решил уничтожить своего соперника. Можно сказать, что история человечества — это история бесконечных войн.
Самой масштабной, самой жестокой и кровавой была Вторая мировая война (1939–1945 гг.), которая длилась 2195 дней (6 лет). В ней участвовала 61 страна; нейтральными были всего 6 стран. В ходе войны общие людские потери достигли 50–55 млн человек, ранено 35 млн человек.
Победа над фашизмом имела громадное, неоценимое значение для всей последующей истории человечества
На протяжении многих лет после окончания Великой Отечественной войны Великая Победа воспринималась в нашей стране и во многих странах мира как высшее проявление духа, огромного самопожертвования советских людей, массового героизма, мужества и славы воинов Вооруженных Сил.
Подвиг нашего народа, долгое время являлся важнейшим воспитательным средством, способствовавшим развитию преемственности поколений, сохранению традиций.
И хотя в 90-е годы были предприняты многочисленные попытки пересмотра значения битвы под Москвой, Сталинградом, попытки дегероизации подвигов Зои Космодемьянской, Александра Матросова и других, они оказались не только не приняты в научной среде, но и отвергнуты массовым историческим сознанием.
Нельзя допустить искажения истории и особенно истории Великой Отечественной войны. Память – это та единственная благодарность, которую можем выразить павшим.
Наши дети должны понять, что феномен Великой Отечественной войны заключается в общенародном подвиге. Это была великая война. На долю нашей страны выпала основная тяжесть борьбы с немецко-фашистской агрессией, самые великие сражения Второй мировой войны. Именно здесь советские войска нанесли фашистам решающие поражения, которые переломили ход всей Второй мировой войны и привели союзников к Победе. Победив врага, СССР стал одной из сверхдержав мира. Это и есть то огромное наследие, которое досталось последующим поколениям, но самое главное – это духовный и нравственный капитал, накопленный народом за долгие годы испытаний. И на этот «капитал» нужно опираться, изучая с детьми историю Великой Отечественной войны.
Христос некогда сказал ученикам: «Мужайтесь, ибо Я победил мир» (Ин. 16: 33). С особой радостью мы всегда слушаем слова воскресного песнопения: «Днесь спасение миру бысть. Поем воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея, разрушив бо смертию смерть, победу даде нам и велию милость». Христианство воспитывало и воспитывает победителей. Над диаволом, грехом, своими страстями, обстоятельствами жизни. И есть глубинная связь между христианским подвижничеством и воинским подвигом. Фронтовик, генерал-майор ВДВ Александр Васильевич Пыльцын как-то говорил: «Как преодолевался страх на войне? Самое главное: поднялся в атаку – уже не ложись. Иди в бой».
Когда прижимались солдаты, как тени,
К земле и уже не могли оторваться, –
Всегда находился в такое мгновенье
Один безымянный, Сумевший Подняться.
Правдива грядущая славная повесть:
Она подтвердит, не прикрасив нимало:
Один поднимался, но был он – как совесть.
И всех за такими с земли поднимало.
Не все имена поколенье запомнит.
Но в тот исступленный, клокочущий полдень
Безусый мальчишка, гвардеец и школьник,
Поднялся – и цепи штурмующих поднял. (О. Бергольц)
Моральные факторы ускользают от всякой книжной премудрости, их нельзя не изменить, не классифицировать, они требуют, чтобы их видели и чувствовали». Поэтому характер советского воина, воплотившийся в таких эпических фигурах, как трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин и ему подобные, стал тем фундаментом Победы, на котором выстраивалось все остальное.
Война показала, что советский солдат смог пройти боевую выучку прямо на поле брани и в решающий момент превзойти немецкого «сверхчеловека». Бойцы Красной армии проявили свои лучшие черты: природный ум, скромность, бесстрашие, воинскую доблесть, чувство товарищества, умение переносить, казалось бы, непереносимые тяготы, святую веру, что правое дело защиты Отечества победит.
Была заново осмыслена ценность религии.
Для защиты Отечества нужен был массовый патриотизм, и он был проявлен: на фронте и в тылу, партийных и беспартийных, верующих и атеистов, людей разных национальностей и религий, самого разного возраста, взрослых и «детей войны».
Возникает вопрос: каковы истоки такой жертвенности, такого сопротивления? И вот здесь не обойтись без христианского наследия и без христианских архетипов русского сознания. Христос умер за всё человечество и искупил нас Своею Честною Кровью. Его Жертва действенна для всех людей, кто желает к ней приобщиться. Вспомним, что наша Россия искони созидалась жертвой ее сынов и дочерей, начиная со времени Крещения Руси, – жертвой тех, кто отстаивал Русь от печенегов и половцев, кто бился с немцами на льду Чудского озера и с татарами на Куликовом поле, кто освобождал Москву в 1612 году и стоял против Великой армии под Бородино в 1812-м. И это так же справедливо и в отношении тех, кто сражался на полях Великой Отечественной, нес свой крест в блокадном Ленинграде, кто трудился на заводах и нивах, страдал в оккупации
Великая Отечественная война выявила глубокие христианские архетипы в сознании русского народа, в частности самоотвержение, терпение, общинность, духовную твердость перед лицом испытаний.
Не вам ли памятны года,
Когда по этой магистрали
Во тьме оттуда и туда
Составы без огней бежали;
Когда тянулись в глубь страны
По этой насыпи и рельсам
Заводы – беженцы войны –
И с ними люди – погорельцы; (А. Твардовский)
Благодаря страшным испытаниям возродилась православная вера, власти – в чем-то вынужденно, а в чем-то нет – способствовали восстановлению Русской Православной Церкви, традиционных ценностей и прежде всего – патриотизма.
В военных условиях человек ищет духовный смысл происходящего и невольно, возвращаясь в воспоминаниях к старой жизни, дает ей оценку, решает для себя, насколько она дорога, чтобы сложить за нее голову. Война и жизнь подвергаются своеобразному духовному суду с глубокими раздумьями о собственной судьбе и прожитых годах. Если прежняя жизнь была плоха, несправедлива, темна, полна унижений, то есть ли смысл в ее защите? Если воевать, то не за эту жизнь. А за какую? Эти вопросы в том или ином виде волновали миллионы людей, подвергавшихся смертельной опасности на фронтах, занимавшихся тяжким солдатским трудом, стиравших до крови руки при рытье окопов, строительстве оборонительных сооружений, обессиливавших в изматывающих тело и душу переходах и марш-бросках, терявших здоровье на промозглом ветру заснеженных равнин или в болотных топях. А главное - за что подниматься в атаку и идти грудью на пулеметный свинец и под взрывы артиллерийских снарядов? Война учила проверять жизнь, ее достоинство и качество.
Хочу сказать и о том, о чем ныне говорить не модно, но без чего России не выжить и не возвыситься — о геройстве, подвижничестве и подвиге. Подвижничество во все времена выражалось в следовании Христу вплоть до … чего — решает время. Подвижничество состоит в том, что человек поступает не ради себя, не из гордыни и тщеславия, а ради любви и правды Божией. И это будет, возможно, один, но главный поступок за всю его жизнь, и этот человек будет истинным подвижником, а, возможно, — вся жизнь его станет цепью таких трудных и вдохновенных поступков.
Герои и подвижники самим фактом своего существования очищают жизненное пространство от демонических, разрушительных сил, низменных мыслей и деяний.
Однако герои и подвижники, роль которых в жизни нашей страны была огромной во все века, не появляются из ниоткуда. Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Георгий Жуков имели своих учителей. Например, Дмитрия Донского, которому во время Куликовской битвы было 30 лет, наставлял Сергий Радонежский. Александру Невскому, когда он разбил тевтонцев, было всего 22 года… Эти люди и тысячи им подобных в решающую минуту истории нашей страны отдавали народу светлую энергию своего ума, своей души и своей воли и тем спасали наше Отечество.
Все они наследовали своим предкам в их беззаветном служении Отечеству, несли в себе накопленные веками обширные знания о том, зачем дается человеку жизнь и как ему следует ее прожить. Главная радость для героя и подвижника — отдать свои знания и силы другим людям. Жизнь требует больше отдавать, а брать столько, сколько необходимо, чтобы жить. Действие с обратным знаком есть разрушение, деградация, смерть. Отдавать себя другим — воистину божественный признак настоящего Человека — героя и подвижника. Они призваны были делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
…Они прикрыли жизнь собою, –
жить начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зеленая трава. (Р. Козакова)
Среди подвижников наших дней можно назвать воинов, которые были готовы положить душу свою за други своя. Простых рабочих людей, которые на своих руках вынесли все тяготы войны, работая до изнеможения в полях и на заводах. Детей, трудившихся наряду со взрослыми. Это солдатские жены и матери, отдававшие в буквальном смысле все для Победы.
В городе Задонске есть памятник простой русской женщине-матери, вырастившей и воспитавшей 12 детей, из которых восемь отняла война. В центре стоит женщина в платке сгорбившись в горе, а вокруг размещены восемь обелисков с мужскими именами: Михаил, Дмитрий, Константин, Тихон, Василий, Леонид, Николай, Петр. Это, наверное, один из самых пронзительных памятников войне - памятник матери, Марии Матвеевне Фроловой, отдавшей ради Победы своих восьмерых сыновей. А сколько таких матерей было по всему Советскому Союзу? В противовес этому примеру можно вспомнить американский фильм «Спасти рядового Райана», описывающий события во время Нормандской операции Второй мировой войны. Картина основана на реальных событиях, произошедших с братьями Ниландами, когда после одновременной смерти троих братьев были приняты правила об отзыве последнего оставшегося в живых с фронта. Наши же матери отдавали все до последнего.
Она молилась за победу, –
Шесть сыновей на фронт ушли,
Но лишь когда упал последний,
Чтоб никогда не встать с земли,
Победа встала на пороге,
Но некому её встречать…
– Кто там?.. –
Спросила вся в тревоге
От слёз ослепнувшая мать. (С. Орлов)
Героем не будет тот, кто бесплодно прожигает жизнь.
Героем станет тот, кто дорожит жизнью, но готов к самопожертвованию ради общего блага, созидания мира, спасения своего народа и своей страны.
Подвиг творится с малых лет, от раннего возраста.
Вот почему забота о расширении сознания нынешней российской молодежи, включения в него мысли о служении другим, героизме и подвижничестве ради спасения России должна стать центральной в гуманитарном обучении, духовном и нравственном воспитании. Иначе страна наша не выйдет из полосы самоистребления, разрушительных революций, конфликтов и войн.
Мы должны добиться того, чтобы дети мечтали стать героями, примеряли на себя качества и героическую историю своих отцов, дедов и прадедов, свершивших огромное множество славных дел, среди которых особо высится Великая Победа в Великой Отечественной войне.
Пусть не устрашат никого слова «герой», «подвижник», «подвиг». Некоторый подвиг требуется от любого человека. Каждый, кто изо дня в день, из года в год во весь свой ум, изо всех сил исполняет свою работу и свой долг и тем улучшает качество своего труда, уже совершает подвиг. В этом случае, даже если он действует прежде всего ради себя, он принесет неизбежно пользу и другим. Подвиг совсем не обязательно требует особых условий и обстоятельств, особого места и времени. Подвиг совершается там, куда тебя привел Господь.
Опять война, опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда — не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна... (Ю. Воронов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвиг и духовное наследие Мусы Джалиля как средство патриотического воспитания учащихся на уроках иностранного языка.
Патриотическое воспитание...

Проект "Наследие великой победы"
Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, формирование сообщества патриотически настроенных школьников, уважительно относящихся к Родине и ее истории. Жизнь показывает, что...

«Спасо-Богородицкий женский Одигитриевский монастырь — духовный памятник Великой Победе»
Методическая разработка урока истории. 8 класс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры по теме "80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений"
Память, память, Ты же можешь, ты должна!.............................................Внеклассное мероприятие, посвящённое памятным событиям Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), проводится...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры по теме "80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений"
Дай мне силы ничего не забывать!Память, памятьТы же можешь, ты должна!На мгновенье, эти стрелки повернуть.Я хочу не просто вспомнить имена!..Как хочется, чтобы дети научились мыслить, сами могли научи...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры по теме "80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений" "Я хочу не просто вспомнить имена..."
Память, памятьТы же можешь, ты должна!На мгновенье, эти стрелки повернуть.Я хочу не просто вспомнить имена!..Роберт РождественскийИсторию невозможно изучать только по книжкам, надо прикоснуться к исто...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Великой Победе посвящается… Семейные ценности и подвиг народа»
Цель мероприятия:Формирование представления о ценности семьи, связи поколений, роли семьи в сохранении памяти о Великой Отечественной войне. Задачи мероприятия:Образовательные расширят...
