Методический час "Эмоциональное выгорание"
методическая разработка

Краткое описание темы, упражнения для профилактики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vygoranie_2023.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 «КАНЕВСКОЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

«Эмоциональное выгорание: способы восстановления и профилактические меры» -

деловая игра

Разработчик: воспитатель отделения

диагностики и социальной реабилитации

Коропова О.А.

Место проведения: ГКУ СО КК

«Каневской СРЦН»

ст. Новоминская

2023

Человек любой профессии, чья работа проходит в постоянных контактах с другими людьми, рано или поздно сталкивается с проблемой эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождение» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.

В настоящее время психологи выделяют следующие группы риска, в которые входят люди, предрасположенные к профессиональному выгоранию:

сотрудники, которые по роду службы вынуждены длительное время интенсивно общаться со множеством различных людей (знакомых и незнакомых);

специалисты, чьи индивидуально-психологические особенности не слишком согласуются с необходимостью постоянно взаимодействовать с людьми; особенно быстро «выгорают» застенчивые, склонные к замкнутости и концентрации на своём внутреннем мире интроверты;

люди, испытывающие постоянные межличностные и внутриличностные конфликты, связанные с работой;

женщины, которые переживают противоречие между работой и семьёй или работают в условиях жёсткой конкуренции с мужчинами и вынуждены постоянно доказывать свою профпригодность;

профессионалы, в течение длительного времени оказывающие помощь людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.

Таким образом, проблема профессионального выгорания является актуальной.

Синдром профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающие в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Если в самый неподходящий момент наваливается усталость, при одной мысли о работе возникают тошнота и головная боль, а люди, даже самые близкие, вызывают раздражение, можно говорить о профессиональном выгорании. Ведь именно так проявляются его первые симптомы.

В настоящее время синдром профессионального выгорания включает более ста симптомов. Назовём наиболее часто встречающиеся из них.

На психосоматическом уровне среди этих симптомов отмечают:

утомление, усталость, бессонница, истощение, пищевые нарушения.

К симптомам проявления личностных особенностей относят:

упадническое настроение и связанные с ним эмоции (пессимизм, апатия)

злоупотребление табаком, кофе, пристрастие к алкоголю,

негативное отношение к клиентам,

переживание зависимости от людей и обстоятельств,

агрессивные чувства по отношению к клиентам (раздражительность, гнев).

Обобщение результатов исследования позволило выделить три основных стадии синдрома.

Первая стадия - на уровне произвольного поведения: забывание некоторых моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти относительно выполнения каких-либо двигательных действий (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос.). Обычно на эти первые симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку девичьей памятью. В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста или руководителя первая стадия может формироваться в течение трех - пяти лет.

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): не хочется видеть тех, с кем специалист общается по роду деятельности (клиентов, больных, школьников); в четверг ощущение, что уже пятница, неделя длится нескончаемо, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек заводится с пол-оборота. Период формирования данной стадии - в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия - собственно личностное выгорание: полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Эффективным средством профилактики профессионального выгорания являются способы саморегуляции и самовосстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей работы.

Первым определение стресса дал канадский ученый Ганс Селье: «не следует бояться стресса. Его  не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни»

Теорию подтверждает наличие у выгорания всех трёх фаз стресса:

нервно-тревожное напряжение создаётся хронической психоэмоциональной атмосферой, повышенной ответственностью, трудностью контингента;

резистенция (сопротивление) отмечается при попытке человека более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

истощение (снижение эмоционального тонуса) наступает вследствие того, что проявление сопротивления оказалось неэффективным.

Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания является следствием влияния на человека целого комплекса факторов. Принято выделять три группы факторов: личностные, статусно-ролевые, корпоративные (профессионально-организационные). Рассмотрим более подробно каждую из этих групп.

Считается, что определённые черты личности способствуют развитию выгорания специалиста. К личностным факторам риска относят:

склонность к интроверсии (это люди с низкой социальной активностью и адаптированностью, социально несмелые, их интересы направлены на внутренний мир);

реактивность (динамическая характеристика темперамента, появляющаяся в силе и скорости эмоционального реагирования);

низкая или чрезмерно высокая эмпатия;

жёсткость и авторитарность по отношению к другим людям;

низкий уровень самоуважения и самооценки;

перфекционизм («синдром отличника»);

излишняя эмоциональность в сочетании с зависимостью от мнения окружающих.

Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают в себя:

ролевой конфликт (в семье или на работе);

ролевую неопределённость;

неудовлетворённость профессиональным и личностным ростом;

психологическую несовместимость сотрудника с деятельностью и коллегами.

Организационный фактор сам по себе не является непосредственной причиной выгорания. Его значение зависит от того, как сам сотрудник оценивает обстановку на работе. Организационный порядок, психологический климат, стиль отношений могут восприниматься как вызывающие стресс.

Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Возникновение данного синдрома – это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.

Профилактика синдрома профессионального выгорания

Профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Необходимо предпринимать определённые шаги по его профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение выгорания. Нужно приумножать и пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы. Если степень риска выгорания велика, наряду с приёмами самопомощи целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам.

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания

-  Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

-  Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли.

- Каждое утро, поднимаясь из кровати, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

- Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов.

-  Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

-  Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, музеи, выставки, театр, концерты и др.

-  Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!

-  Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: подойдите к окну, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

             -  Делайте дни «информационного отдыха» от ТВ и компьютера.

-  Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физическая культура и труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

-  Позаботьтесь о цветовой гамме, которая вас окружает. Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета.

-  Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее. Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.

- Не забывайте хвалить себя!

         - Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы:

 — громко запеть;

 — резко встать и пройтись;

 — быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

 — измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

       - Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

     - Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

       - Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Упражнение «Улыбка».

Давайте улыбнемся друг другу и постараемся удержать улыбку на лице на некоторое время. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.

Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось.

Упражнение «Приветствие»

Участникам деловой игры предлагается поздороваться с группой и продолжить фразу: “Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…”. Можно предложить участникам игры придумать свое приветствие, остальные должны поприветствовать друг друга так же. Упражнение повторяется при каждом новом приветствии.

 Упражнение «Молодец!» (5–7 мин.)

Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т.д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

Массаж

Немаловажное значение в оздоровительной работе имеет закаливание. Одним из эффективных элементов является массаж. Перед массажем потрите руки, чтобы их согреть. Участники игры должны повернуться вправо и сделать массаж соседу, затем, то же самое – соседу слева.

Релаксация

Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения.

Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара.

Релаксацию можно провести двумя способами: либо подготовить видеофильм, который содержит в себе фото с пейзажами природы и сопровождается спокойной и расслабляющей музыкой, либо подобрать текст и музыку и провести релаксацию с использованием зрительных представлений.

«Водопад» (выполняется под классическую музыку)

Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и тёплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесёт прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой. Ваши страхи, беды смыла и унесла вода. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

Упражнение «Поза Наполеона»

 Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

 Комментарий ведущего

 Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

Упражнение “Моечная машина”

Цель: снятие напряжение, почувствовать сопричастность группы

Описание упражнения: Участники разбиваются на пары и встают в шеренгу лицом друг к другу — это сама «моечная машина». Одна пара разбивается, и один из них встает в начале шеренги — это «вещь», которую необходимо отмыть, а другой в конце — это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри шеренги, а все ее гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., т. е. «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» ее, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами. Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не пройдет каждый участник игры.

Упражнение «Вездеход»

Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии; создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия; помощь участникам в том, чтобы лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.

Инструкция ведущего; «А теперь давайте разомнемся, отвлечемся от раздумий. Выполним упражнение, которое помогает отработать переключение внимания, запускает спонтанность и творческое мышление. Мы будем передвигаться по комнате в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры, изображает то, о чем идет речь. Подстроиться к новым обстоятельствам нужно быстро, без разговоров и осуждения! Итак, готовы? Начали!

Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются…

Снежное поле, пронизывающий зимний вечер. И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой. Но очень холодной, градусов восемь - десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков. Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам. Ею наполнено пространство. Нет, показалось!

Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты. Сорвем один. Вдохнем чудо- аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку. Скулы свело - ух, как кисло! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад! Берег моря, закат, идем по кромке воды…наше путешествие заканчивается идем легко и свободно перед нами широкая дорога….

Примечание Участники изображают все, о чем говорит ведущий.

 

 Упражнение «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи.

Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

1. Что, по вашему мнению, не удалось?

2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.

Затем объяснить, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Упражнение «Я учусь у тебя»

Цель: поддержание положительного эмоционального настроя друг к другу.

Педагоги встают в круг, ведущий бросает каждому мяч со словами: «Я учусь у тебя …». Участники называют профессиональное или личностное качество человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего. Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться …» или «Да, я могу научить …». Затем он бросает мяч другому участнику.

Например, Юлия Сергеевна, я учусь у Вас доброжелательности.

Юлия Сергеевна: «Да, у меня можно этому научиться

Рефлексия. “Мне сегодня. ”передаем свечу, делимся впечатлением

Каждый участник группы, передавая сидящему рядом свечу, завершает фразу: “Мне сегодня”, делятся своими впечатлениями с коллегами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов в работе районного методического объединения средствами деловой игры»

Реферат  о проблеме профилактики эмоционального «выгорания» учителей. Актуальность темы   требует осуществления комплексных мер. Методическое объединение может включиться в решение проб...

Методическая разработка «Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений деформаций личности педагога»

Работники сферы образования являются наиболее уязвимой категорией, подверженной профессиональной деформации. Возникновение и развитие профессиональной деформации снижает продуктивность выполнения...

Методическая разработка "Модель работы по профилактике синдрома профессионального выгорания педагогов"

Вопросы профессионального выгорания педагогов актуальны в современном образовании. Это обусловлено введением нового ФГОС, увеличением количества требований предъявляемых к педагогу, бесконечными отчет...

Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов.

Методические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов помогут сохранить здоровье и справиться с неблагоприятными воздействиями напряженных факт...

Методическая разработка практического семинара для педагогов «Арт-терапевтические техники как средство профилактики эмоционального выгорания»

В последние годы в нашей стране все чаще говорят и пишут о таком явлении, как эмоциональное выгорание педагогов - синдроме, развивающемся на фоне стресса и ведущего к истощению эмоционально-энергетиче...

Методическая разработка тематического педсовета «Эмоциональное выгорание педагогов»

Пояснительная запискаТема педсовета очень актуальна. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряж...

Методическая разработка занятия для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Чудесный сад моей души»

Основная задача занятия - актуализировать потребность педагогов заботиться о своем психичесом здоровье с целью профилактики эмоционального выгорания. В ходе занятия педагогов информируют о том, как мо...