Диагностические методики в работе социального педагога реабилитационного центра
тест

Этот методический материал я использую в своей педагогической деятельности для диагностики детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для

несовершеннолетних»

Диагностические методики в работе социального педагога реабилитационного центра

\

Подготовила социальный педагог

О.А. Приходина

В систему методов социально- педагогической диагностики входят:

документальный метод – метод, включающий изучение личного дела воспитанника;

метод экспертного опроса - комплекс вопросов, ответы на которые отражают интересы, установки, эмоциональную адаптацию, социальные контакты ребенка;

педагогическое наблюдение – сбор и описание фактов, случаев, особенностей поведения воспитанников. Методика требует определения цели объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать) длительности и способов фиксации результатов. Наблюдение дает возможность видеть ребенка в естественных условиях;

индивидуальная беседа – метод, направленный на изучение личности и поведения ребенка в определенной ситуации.

         Параллельно ведется работа с родителями или законными представителями ребенка, которая включает в себя:

проведение бесед, анкетирования – направленных на выяснение детско-родительских отношений, сбор информации о семье;

проведение консультаций по детско-родительским отношениям

1. Выявление, индивидуальных особенностей личности ребенка

2. Изучение положения ребенка в семье, классе, в среде неформального, общения

3. Определение сформированности социальных навыков.

В своей работе социальные педагоги используют методики на изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.

Требования к педагогической диагностике:

изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;  

диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;

изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;

личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений; нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.

Для детей дошкольного возраста используются методики:

Рисуночная методика «Семья на ладошке»

Когда ребенок рисует, он не задумывается о том, правильно он это делает или нет. Все, что лежит у него на сердце, он изображает на бумаге. Это может помочь взрослым понять, как ребенок к ним относится, кем он чувствует себя в семье, какие имеет скрытые проблемы. То, о чем молчит ребенок, он покажет на листе бумаги. Данная методика может помочь взрослым наладить отношения с малышом, а также избежать многих неприятных ситуаций.

Методика «Капитан корабля».

Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

4. Кто еще остался на берегу?

Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).

Методика «Два домика».

Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них — большой красивый, красного цвета, а другой — маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном — игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.

Интерпретация результатов этого теста достаточно проста: симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках.

Метод проблемных ситуаций

Для исследования межличностных отношений можно создавать такие естественные эксперименты, в которых ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт и пр.). Подобные ситуации не являются простыми формами совместной деятельности, это — игры и действия рядом, в которых дети, начиная с 3—4 лет, могут проявлять интерес к сверстнику, оценивать его действия, оказывать поддержку и помощь.

Приведем несколько примеров возможных проблемных ситуаций:

Одень куклу

В игре участвуют четверо детей и взрослый. Каждому ребенку дают бумажную куклу (девочка или мальчик), которую надо нарядить на бал. Взрослый раздает детям конверты с деталями кукольной одежды, вырезанными из бумаги (для девочек — платья, для мальчиков — костюмы). По цвету, отделке и раскрою все варианты одежды отличаются друг от друга. Помимо этого, в конверты вкладываются различные вещи, украшающие платье или костюм (бантики, кружева, галстуки, пуговицы и пр.) и дополняющие наряд куклы (шляпы, сережки, туфли). Взрослый предлагает детям одеть свою куклу на бал, самая красивая из кукол станет королевой бала. Но, приступая к работе, дети вскоре замечают, что все детали одежды в конвертах перепутаны: в одном оказывается три рукава и один ботинок, а в другом — три ботинка, но ни одного носка и т.д. Таким образом, возникает ситуация, предполагающая взаимный обмен деталями. Дети вынуждены обращаться за помощью к своим сверстникам, просить нужную для их наряда вещь, выслушивать и реагировать на просьбы других детей. По окончании работы взрослый оценивает (хвалит или делает замечания) каждую одетую куклу и вместе с детьми решает, чья кукла станет королевой бала.

Мозаика

В игре участвуют двое детей. Взрослый дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому — наблюдать за действиями партнера. Здесь важно отметить интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их.

После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Во второй части проблемной ситуации детям предлагается наперегонки выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробочке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробочке другого — синие. Приступив к работе, один из детей вскоре замечает, что в его коробочке недостаточно желтых элементов. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные для его солнышка желтые элементы.

После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.

Способность и желание ребенка помочь другому и отдать свою деталь, даже если она нужна ему самому, реакция на просьбы сверстников служат показателями сопереживания.

Методики для детей среднего возраста:

Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»

Цель: методика Р. Немова применяется для оценки общей ориентировки в окружающем мире и для выяснения запаса их бытовых знаний детей начальных классов (в зависимости от возраста применяются вопросы разной степени сложности)

  1. Как тебя зовут?
    (Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей? 
    (Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)
  4. Как называется город, в котором ты живешь?
  5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?
  6. Какой у тебя номер дома и квартиры?
  7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние? 
    (Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)
  8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья с деревьев?
  9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?
  10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься. 
    (Правильный ответ — тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

Обработка результатов и интерпретация

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10. Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов. Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

Методика «Оценка уровня школьной мотивации» 

Цель: методики Н.Г. Лускановой – определение школьной мотивации (для детей начальных классов). Проверка уровня школьной мотивации воспитанников наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Процедура проведения

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят;

анкеты в напечатанном виде раздаются всем детям, и педагог просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

  1. 25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
  2. 20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  3. 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
  4. 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
  5. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

Методики для детей старшего возраста.

Методика КОС, разработанная В. В. Синявским и Б. А. Федоришиным, предназначена для изучения коммуникативных и организаторских склонностей. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14 – 17 лет.    

Цель: изучение коммуникативных и организаторских склонностей. Коммуникативные и организаторские способности являются стержневыми в профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием между людьми. Они являются важные факторами для достижения успеха во многих профессиях типа "человек - человек" (например, труд учителя, тренера, врача, работника клуба и т.д.). Данная методика предназначена для выявления коммуникативных качеств и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявить инициативу и т.д.) Авторы: В. Синявский и Б. А. Федоришин.

Программа изучения организаторских склонностей включает вопросы такого содержания: а) быстрота ориентации в сложных ситуациях; б) находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность; в) склонность к организаторской деятельности; г) самостоятельность, самокритичность; д) выдержка; е) отношение к общественной работе. На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся.

При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь наличие уровней развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности, Если при обследовании воспитанника обнаруживается не очень высокий или низкий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то это вовсе не означает, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

Методика для изучения социализированности личности воспитанника

Методика М.И. Рожкова предназначена для выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности несовершеннолетнего. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 14-17 лет.

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности детей.

В настоящее время в обществе происходит значительное изменение национальных и общепринятых норм, что оказывает на социализацию личности подростка. Степень социализации зависит от двух факторов: внутренних и внешних. Первоначальное и самое важное влияние на социализацию ребенка оказывает семья. И от того, в какой семье воспитывается ребенок, зависит, как успешно он будет социализироваться в обществе.

Высокий уровень. У детей имеется представление о своих жизненных перспективах, и они реалистичны, принимают самостоятельно решения. У воспитанников характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящими в различных сферах общества. Эти воспитанники наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».

Средний уровень имеют воспитанники, для которых характерна неопределенность, противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Несовершеннолетние не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой жизни», поэтому успех в жизни связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.

Низкий уровень имеют воспитанники, у которых нет интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминирует мотивы обязанности и избегания неприятностей. Дети этой группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного пути.

Методика «Сфера интересов»

Цель: методика Н.П. Нечаевой предназначена для изучения широты сфер интересов воспитанников, выраженности интересов к активным видам деятельности, общению, развлечению, творчеству. Методика направлена на выявление следующих ценностных ориентаций:

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);

наличие хороших и верных друзей;

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

творчество (возможность творческой деятельности);

красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

любовь (близость с любимым человеком).

Параллельно ведется работа с родителями или законными представителями ребенка, которая включает в себя:

проведение бесед, анкетирования – направленных на выяснение детско-родительских отношений, сбор информации о семье;

проведение консультаций по детско-родительским отношениям.

1. Выявление, индивидуальных особенностей личности ребенка

2. Изучение положения ребенка в семье, классе, в среде неформального, общения

3. Определение сформированности социальных навыков.

«Методика диагностики мотивации учения»

Цель: методики А. Д. Андреевой помогает определить уровень мотивации детей и их эмоциональное отношение к учёбе. Диагностику можно проводить и группой и индивидуально. Для этого детям предлагают заполнить анкету с утверждениями о том, как они обычно чувствуют себя на уроках в школе. 

По результатам методики можно определить общий уровень мотивации, познавательной активности и мотивации достижений, а также выявить тех несовершеннолетних, у которых учёба вызывает в основном отрицательные эмоции или провоцирует тревогу. 

Мониторинг качества воспитания — это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения и методик для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностические методы работы социального педагога

Эта работа может быть полезна классным руководителям. социальным педагогам...

Методика работы социального педагога с семьёй

Материал разработан в помощь в работе социального педагога с семьёй в школах...

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"

Выступление на педагогическом совете на тему "Методика работы социального педагога с различными категориями семей"Презентация, доклад...

Диагностический инструментарий в работе социального педагога с детьми девиантного поведения

Методическая разработка для учителя, классного руководителя....

Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра

В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...

Опыт работы «Диагностические технологии в работе социального педагога»

Диагностическая функция — одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О соци­ально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социаль...

Диагностический инструментарий работы социального педагога с девиантными детьми.

Методическое пособие. Выступаю лишь составителем. Подбор наиболее продуктивных, на мой взгляд, анкет, которые можно эффективно применить на практике....