Методическая разработка «Проведение профессиональной пробы по профессии «Артист - вокалист»
методическая разработка (8 класс)

 Сергеева Нина Александровна

Цель профессиональной пробы: практическое знакомство с профессией артиста-вокалиста, ее спецификой.

Задачи профессиональной пробы:

- углубленное знакомство с профессией артист - вокалист;

- обеспечение процесса пробы профессионального опыта и оценки успешности этого опыта;

- формирование отношения участника к такого рода деятельности.

 

Кадровое обеспечение:

Профессиональную пробу проводит 

 

Ожидаемые результаты:

- Обучающиеся определяют, соответствует ли характер профессии их предпочтениям, способностям и умениям;

 - Педагог выявляет обучающихся, склонных к получению профессии артиста-вокалиста в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_2_profproba_artist_-_vokalist.docx199.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга «Ораниенбаум»

198412, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Александровская, дом 38, литер А тел.:/факс: 8(812) 4225088  

Методическая разработка

«Проведение профессиональной пробы по профессии

«Артист - вокалист»

Разработчики:

Глазунова Елена Николаевна,  методист

Сергеева Нина Александровна, методист

Санкт-Петербург

2024 г.

Пояснительная записка

Цель профессиональной пробы: практическое знакомство с профессией артиста-вокалиста, ее спецификой.

Задачи профессиональной пробы:

- углубленное знакомство с профессией артист - вокалист; 

- обеспечение процесса пробы профессионального опыта и оценки успешности этого опыта;

- формирование отношения участника к такого рода деятельности.

Кадровое обеспечение:

Профессиональную пробу проводит Мокин Александр Евгеньевич.

Ожидаемые результаты:

- Обучающиеся определяют, соответствует ли характер профессии их предпочтениям, способностям и умениям;

 - Педагог выявляет обучающихся, склонных к получению профессии артиста-вокалиста в будущем.

Информационная карта

Паспорт программы

Профессиональная среда: креативная

Наименование профессии: «Артист -вокалист (солист)»

Вид профессиональной пробы: ознакомительный

Уровень сложности

Формат проведения

Время проведения

Возрастная категория

Доступность для участников с ОВЗ

Исполнительско-творческий

Очный

90 минут

14-17 лет

нет

Содержание программы

Введение (10 мин)

Краткое описание профессионального направления.

В профессии артиста - вокалиста можно выделить различные направления профессиональной деятельности, имеющие специфические функции.

  • Артист – вокалист музыкальной комедии:
  • Артист – вокалист (оперный и камерный);
  • Артист – вокалист (солист);
  • Педагог дополнительного образования: (обучение, подготовка к выступлениям);
  • Учитель (пения).

Требования: высокий профессионализм, творческий подход, умение коммуницировать с обучающимися.

Профессия артиста - вокалиста имеет ряд специализаций в зависимости от жанра музыки: 

Классический вокал:

  • Оперные певцы: исполняют классический репертуар в оперных театрах.
  • Камерные певцы: выступают в ансамблях с более интимным и изысканным репертуаром.

Популярная музыка:

  • Поп-исполнители: ориентированы на широкую аудиторию, исполняют современные хиты.
  • Рок-вокалисты: выступают в составе рок-групп, часто сочетая вокал с энергичным сценическим поведением.

Джаз и блюз:

  • Джазовые певцы: мастера импровизации, владеющие различными стилями от свинга до бибопа.
  • Блюзовые вокалисты: исполняют музыку, насыщенную эмоциональной выразительностью.

Электронная музыка:

  • Вокалисты-электронщики: часто работают в тандеме с ди-джеями или продюсерами, создавая вокальные партии для электронных композиций.

Фолк и этническая музыка:

  • Фолк-исполнители: народные песни, авторский сингер-сонграйтинг.
  • Этнические вокалисты: используют традиционные стили пения, часто сочетая с игрой на национальных инструментах.

Музыкальный театр:

  • Мюзикл: вокалисты, работающие в жанре мюзикла, сочетающие пение с актерским мастерством.

Хоровое пение:

  • Хоровые певцы: работа в составе хора, исполняя как классические, так и современные произведения.

Сессионные вокалисты:

  • Студийные певцы: специализируются на записи вокала для различных проектов, часто работая на заказ.

Вокальные тренеры:

  • Педагоги по вокалу: специалисты, обучающие других технике вокального искусства.

Содержание профессии: 

Артисту – вокалисту приходится заниматься:

  • Исполнением произведений (основная функция);
  • Репетициями;
  • Работой над совершенствованием техники исполнения;
  • Выбором вокального материала;
  • Студийными записями;
  • Концертной деятельностью;
  • Взаимодействие с музыкантами, композиторами, аранжировщиками, поэтами-песенниками

 

Требования, определяемые профессией:

Профессиональные требования:

  • Вокальная подготовка;
  • Художественный талант и выразительность;
  • Сценическое присутствие;
  • Дисциплинированность.
  • Педагогические способности (для педагога)

Личностные качества:

  • Музыкальный слух;
  •  Голосовые данные;
  • Коммуникабельность;
  • Адаптивность;
  • Креативность.

Перспективы профессии

Профессия артистов и преподавателей танцев может измениться в будущем под воздействием различных факторов:

  • Технологические инновации;
  • Образование и доступность: (онлайн-образования и цифровых платформ может сделать обучение танцам более доступным);
  • Изменения в культурных трендах;
  • Глобализация и мультимедийные выступления создает новые возможности для вокалистов;
  • Социокультурные изменения.

Несмотря на это, спрос на артистов-вокалистов и педагогов по вокалу будет существовать, поскольку это является важной частью культуры и средством самовыражения.

Где обучают профессии артиста (преподавателя) танцев

Обучение в Санкт-Петербурге возможно в следующих учебных заведениях:

  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный институт культуры
  • Российский государственный институт сценических искусств
  • Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
  • Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова
  • Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М.П. Мусоргского;
  • Ленинградский областной колледж культуры и искусства
  • Музыкальная школа для взрослых в Санкт-Петербурге

Для тех, кто собирается поступать в профессиональные ВУЗы или колледжи, важен творческий экзамен по вокалу. Этот этап тестирования оценивает:

  • Вокальную подготовку; 
  •  Актерское мастерство;
  • Знание теории музыки и сольфеджио. 

Экзамен является ключевым моментом в оценке потенциала и перспективы вокалиста, выявляет его подготовленность к профессиональной карьере.

Карьера вокалиста зависит от множества факторов, в первую очередь от таланта, имиджа и удачи. Кроме того, карьера зависит от сферы деятельности артиста.

Вариант построения карьеры артиста - вокалиста: 

  • Участие в профессиональных конкурсах и фестивалях;
  • Выступление в бэк-вокале с другими исполнителями;
  • Запись исполнений произведений и распространение их среди продюсеров;
  • Самопродвижение через социальные сети, платформы, благотворительные концерты;
  • Сотрудничество с профессиональными менеджерами;
  • Выступления в сольных концертах;
  • Выпуск клипов, музыкальных дисков;

Карьера артиста -вокалиста:

  • Член коллектива: Присоединение к ансамблю, хору, участие в групповых выступлениях;
  • Солист: Выделение в качестве солиста, исполнение ведущих ролей;
  • Педагог-репетитор: Некоторые артисты могут со временем стать педагогами-репетиторами в своем коллективе, занимаясь репетиционной работой с группами вокалистов или солистами.

Вариант карьеры преподавателя вокала:

  • Преподаватель: 
  •  Учитель-мастер: Проводит мастер-классы для детей и профессионалов;
  • Художественный руководитель: Работа по разработке репертуара, координации программ обучения;
  • Консультант: Оказывает помощь художественному руководителю.

Карьера строится в зависимости от устремлений и талантов каждого профессионала. Опыт, профессиональные достижения и творческий вклад могут определить долгосрочное развитие в данной области.

Востребованность вокалистов

Профессия артиста-вокалиста и преподавателя по вокалу востребованы обществом по нескольким параметрам:

  • Культурное значение: Вокалисты передают культурную, эмоциональную и социальную информацию через искусство пения.
  • Эмоциональное воздействие: Вокалисты выражают широкий спектр чувств в своих произведениях.
  • Развлечение: Вокалисты являются важной частью индустрии развлечений.
  • Инновации и разнообразие. Вокалисты часто стоят у истоков инноваций, новых идей, экспериментируя с традиционными формами.
  • Социальное влияние: оказывают влияние на общественное мнение и моду, могут поднимать важные социальные вопросы и влиять на общественные изменения.
  • Терапевтическое и образовательное значение: используют свои навыки в музыкотерапии и образовательных программах.

Таким образом, профессия артиста - вокалиста и преподавателя является неотъемлемой частью культурной, образовательной и развлекательной сфер общества. 

Где может работать вокалист 

Вокалисты могут работать в самых разнообразных местах и условиях, вот некоторые из них:

  • Концертные площадки: вокалисты выступают перед живой аудиторией.
  • Студии звукозаписи
  • Театры: Оперные вокалисты и артисты мюзиклов часто работают в театрах.
  • Радио и телевидение.
  • Фестивали.
  • Свадьбы и частные мероприятия: Вокалисты часто выступают на частных торжествах и корпоративных вечерах.
  • Образовательные учреждения: Преподавание вокала в музыкальных школах, колледжах и университетах.
  • Музыкальные круизы и отели: Работа в составе развлекательной программы на круизных лайнерах и в отелях.
  • Музыкальные терапевты: Некоторые вокалисты применяют свои навыки в области музыкотерапии.
  • Сессионные музыканты: Предоставление вокальных услуг для других артистов или проектов.
  • Интернет-платформы: Самостоятельное создание и распространение музыки через платформы вроде YouTube, Spotify или SoundCloud.

Вокалисты также могут участвовать в составлении саундтреков для фильмов, рекламы и видеоигр, расширяя своё присутствие в различных сегментах развлекательной индустрии.

 

Связь профессиональной пробы с реальной действительностью.

В ходе выполнения заданий профессиональной пробы, обучающиеся соотносят свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями к интересующей профессии, осознанно делают вывод о возможности профессиональной деятельности в этой профессии.

Профессиональная проба «Артист - вокалист» ориентирует обучающихся на формирование профессиональных представлений по специальностям:

20107 «Артист - вокалист музыкальной комедии и эстрады»

20108 «Артист-вокалист (оперный и камерный)»

20110 «Артист-вокалист (солист)»

20113 «Артист вокально-инструментального ансамбля»

20166 «Артист танцевального и хорового коллектива»

Постановка задачи (5 мин)

Постановка цели и задач в рамках пробы. В процессе выполнения профессиональной пробы обучающиеся получают общее представление о профессии «Артист - вокалист»; знакомятся с качествами личности, необходимыми для работы в этой профессии; трудностями и привлекательными сторонами; получают информацию о формах профессионального обучения, возможностях трудоустройства и профессионального роста. В качестве практической деятельности выполняется работа по заданию педагога.

Выполнение задания (55 минут)

  1. Подробная инструкция по выполнению задания, объяснение последовательности исполнения работы.

Участники выходят на сцену и распеваются с педагогом.

Выполняют предложенные танцевальные элементы.

Пример задания: 

1. Сделать четыре пары приставных шагов с правой ноги, затем без команды то же – левой.

2. В момент, когда нога делает приставляющее движение, на счет «четыре» надо слегка ударить стопой в пол, а затем вынести ее вперед, чтобы начать следующее движение.

3. Когда нога приставляется с ударом, слегка присесть на опорной ноге.

4. Начиная новое движение, выставлять вперед соответствующее плечо, а другое отодвигать слегка назад.

В результате должен получиться простейший ход русского танца.

Читают скороговорки.

Пример задания:

1. Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал. 

2. Была у Фрола, на Лавра Фролу наврала. 
   Пойду ко Лавру, на Фрола Лавру навру.

3. Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас. 
   В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы. 

Исполняют фрагмент популярной песни на сцене. (Выбор песни определяется жеребьевкой)

  1. Выполнение упражнений.

Интонационные упражнения

Необходимо спеть: - мажорную или минорную гамму вверх и вниз;

Чтение с листа

Проверяется умение читать с листа одноголосый музыкальный пример.

Примеры заданий:

Слуховой анализ

Необходимо повторить предложенный педагогом ритмический оборот или повторить голосом предложенную музыкальную фразу.

Подведение итогов, рефлексия (20 минут)

  1. Критерии успешного выполнения задания:

- понимание смысла песни; точность интонирования; музыкальность.

- чтение выполнено в указанном темпе, выразительно, ритмически точно, с чистой интонацией;

- задание выполнено правильно с одного прослушивания.

  1. Вопросы для рефлексии обучающихся:

- интересно ли вам было выполнять задания?

- хотелось бы вам попробовать выполнить задания еще раз, но по-другому?

  1. Осмысление полученного опыта (ответы на вопросы):

- какие новые знания и навыки вы получили?

- какими качествами должен обладать артист - вокалист?

- какие проблемы имеются у представителей данной профессии?

- что изменилось в ваших представлениях о себе и жизненных планах после прохождения профессиональной пробы?

-как вы считаете, профессия артиста вам подходит? А вы профессии?
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация и проведение профессиональных проб в центре профессионального выбора"

Профессиональные пробы составляют практическую часть предпрофильного самоопределения учащихся 9-х классов. В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профевссиональной деятельн...

Методическая разработка проведения Дня европейских языков в рамках проведения декады иностранных языков

Целью проведения Дня европейских языков и декады иностранных языков в общеобразовательном учреждении ставится популяризации изучения других иностранных языков помимо английского, привлечение  вни...

Территориальная карта профориентационных ресурсов для проведения профессиональных проб и экскурсий, погружающих учащихся в различные сферы профессиональной деятельности.

В таблице представлены темы занятий, формы проведения экскурсий и профессиональных проб, целевые установки и планируемые образовательные результаты. Кроме того указаны объекты посещения и основные вид...

Методическая разработка «Cтруктура профессиональной пробы» (Мясникова С.Л., методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга)

Методическая разработка "Cтруктура профессиональной пробы" предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов и методистов образовательных учреждений, зани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проведения профессиональных проб «Шаг в профессию»

Программа проведения профессиональных проб разработана на основе ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, Профессионального стандарта 33.011 Повар, Профессионального стандарта 33.010 Кондитер....

Алгоритм подготовки и проведения профессиональной пробы "Библиотекарь"

В материале представленны этапы подготовки и проведения профессиональной пробы "Библиотекарь"...

02.10.2024 - 05.12.2024г. Приказ о проведении профессиональных проб в рамках федерального проекта "Билет в будущее". Участник мастер производственного обучения Михаил Викторович Кутаков

В период с 02.10.2024 по 05.12.2024 в Московском технологическом колледже в рамках профессионального проекта "Билет в будущее", проходили пробы для школьников. Я проводил профессиональную пр...