Методическая разработка «Проведение профессиональной пробы по профессии «Артист - вокалист»
методическая разработка (8 класс)
Цель профессиональной пробы: практическое знакомство с профессией артиста-вокалиста, ее спецификой.
Задачи профессиональной пробы:
- углубленное знакомство с профессией артист - вокалист;
- обеспечение процесса пробы профессионального опыта и оценки успешности этого опыта;
- формирование отношения участника к такого рода деятельности.
Кадровое обеспечение:
Профессиональную пробу проводит
Ожидаемые результаты:
- Обучающиеся определяют, соответствует ли характер профессии их предпочтениям, способностям и умениям;
- Педагог выявляет обучающихся, склонных к получению профессии артиста-вокалиста в будущем.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 199.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга «Ораниенбаум»
198412, Санкт-Петербург, г. Ломоносов, ул. Александровская, дом 38, литер А тел.:/факс: 8(812) 4225088
Методическая разработка
«Проведение профессиональной пробы по профессии
«Артист - вокалист»
Разработчики:
Глазунова Елена Николаевна, методист
Сергеева Нина Александровна, методист
Санкт-Петербург
2024 г.
Пояснительная записка
Цель профессиональной пробы: практическое знакомство с профессией артиста-вокалиста, ее спецификой.
Задачи профессиональной пробы:
- углубленное знакомство с профессией артист - вокалист;
- обеспечение процесса пробы профессионального опыта и оценки успешности этого опыта;
- формирование отношения участника к такого рода деятельности.
Кадровое обеспечение:
Профессиональную пробу проводит Мокин Александр Евгеньевич.
Ожидаемые результаты:
- Обучающиеся определяют, соответствует ли характер профессии их предпочтениям, способностям и умениям;
- Педагог выявляет обучающихся, склонных к получению профессии артиста-вокалиста в будущем.
Информационная карта
Паспорт программы
Профессиональная среда: креативная
Наименование профессии: «Артист -вокалист (солист)»
Вид профессиональной пробы: ознакомительный
Уровень сложности | Формат проведения | Время проведения | Возрастная категория | Доступность для участников с ОВЗ |
Исполнительско-творческий | Очный | 90 минут | 14-17 лет | нет |
Содержание программы
Введение (10 мин)
Краткое описание профессионального направления.
В профессии артиста - вокалиста можно выделить различные направления профессиональной деятельности, имеющие специфические функции.
- Артист – вокалист музыкальной комедии:
- Артист – вокалист (оперный и камерный);
- Артист – вокалист (солист);
- Педагог дополнительного образования: (обучение, подготовка к выступлениям);
- Учитель (пения).
Требования: высокий профессионализм, творческий подход, умение коммуницировать с обучающимися.
Профессия артиста - вокалиста имеет ряд специализаций в зависимости от жанра музыки:
Классический вокал:
- Оперные певцы: исполняют классический репертуар в оперных театрах.
- Камерные певцы: выступают в ансамблях с более интимным и изысканным репертуаром.
Популярная музыка:
- Поп-исполнители: ориентированы на широкую аудиторию, исполняют современные хиты.
- Рок-вокалисты: выступают в составе рок-групп, часто сочетая вокал с энергичным сценическим поведением.
Джаз и блюз:
- Джазовые певцы: мастера импровизации, владеющие различными стилями от свинга до бибопа.
- Блюзовые вокалисты: исполняют музыку, насыщенную эмоциональной выразительностью.
Электронная музыка:
- Вокалисты-электронщики: часто работают в тандеме с ди-джеями или продюсерами, создавая вокальные партии для электронных композиций.
Фолк и этническая музыка:
- Фолк-исполнители: народные песни, авторский сингер-сонграйтинг.
- Этнические вокалисты: используют традиционные стили пения, часто сочетая с игрой на национальных инструментах.
Музыкальный театр:
- Мюзикл: вокалисты, работающие в жанре мюзикла, сочетающие пение с актерским мастерством.
Хоровое пение:
- Хоровые певцы: работа в составе хора, исполняя как классические, так и современные произведения.
Сессионные вокалисты:
- Студийные певцы: специализируются на записи вокала для различных проектов, часто работая на заказ.
Вокальные тренеры:
- Педагоги по вокалу: специалисты, обучающие других технике вокального искусства.
Содержание профессии:
Артисту – вокалисту приходится заниматься:
- Исполнением произведений (основная функция);
- Репетициями;
- Работой над совершенствованием техники исполнения;
- Выбором вокального материала;
- Студийными записями;
- Концертной деятельностью;
- Взаимодействие с музыкантами, композиторами, аранжировщиками, поэтами-песенниками
Требования, определяемые профессией:
Профессиональные требования:
- Вокальная подготовка;
- Художественный талант и выразительность;
- Сценическое присутствие;
- Дисциплинированность.
- Педагогические способности (для педагога)
Личностные качества:
- Музыкальный слух;
- Голосовые данные;
- Коммуникабельность;
- Адаптивность;
- Креативность.
Перспективы профессии
Профессия артистов и преподавателей танцев может измениться в будущем под воздействием различных факторов:
- Технологические инновации;
- Образование и доступность: (онлайн-образования и цифровых платформ может сделать обучение танцам более доступным);
- Изменения в культурных трендах;
- Глобализация и мультимедийные выступления создает новые возможности для вокалистов;
- Социокультурные изменения.
Несмотря на это, спрос на артистов-вокалистов и педагогов по вокалу будет существовать, поскольку это является важной частью культуры и средством самовыражения.
Где обучают профессии артиста (преподавателя) танцев
Обучение в Санкт-Петербурге возможно в следующих учебных заведениях:
- Санкт-Петербургский государственный университет;
- Санкт-Петербургский государственный институт культуры
- Российский государственный институт сценических искусств
- Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
- Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова
- Санкт-Петербургское музыкальное училище имени М.П. Мусоргского;
- Ленинградский областной колледж культуры и искусства
- Музыкальная школа для взрослых в Санкт-Петербурге
Для тех, кто собирается поступать в профессиональные ВУЗы или колледжи, важен творческий экзамен по вокалу. Этот этап тестирования оценивает:
- Вокальную подготовку;
- Актерское мастерство;
- Знание теории музыки и сольфеджио.
Экзамен является ключевым моментом в оценке потенциала и перспективы вокалиста, выявляет его подготовленность к профессиональной карьере.
Карьера вокалиста зависит от множества факторов, в первую очередь от таланта, имиджа и удачи. Кроме того, карьера зависит от сферы деятельности артиста.
Вариант построения карьеры артиста - вокалиста:
- Участие в профессиональных конкурсах и фестивалях;
- Выступление в бэк-вокале с другими исполнителями;
- Запись исполнений произведений и распространение их среди продюсеров;
- Самопродвижение через социальные сети, платформы, благотворительные концерты;
- Сотрудничество с профессиональными менеджерами;
- Выступления в сольных концертах;
- Выпуск клипов, музыкальных дисков;
Карьера артиста -вокалиста:
- Член коллектива: Присоединение к ансамблю, хору, участие в групповых выступлениях;
- Солист: Выделение в качестве солиста, исполнение ведущих ролей;
- Педагог-репетитор: Некоторые артисты могут со временем стать педагогами-репетиторами в своем коллективе, занимаясь репетиционной работой с группами вокалистов или солистами.
Вариант карьеры преподавателя вокала:
- Преподаватель:
- Учитель-мастер: Проводит мастер-классы для детей и профессионалов;
- Художественный руководитель: Работа по разработке репертуара, координации программ обучения;
- Консультант: Оказывает помощь художественному руководителю.
Карьера строится в зависимости от устремлений и талантов каждого профессионала. Опыт, профессиональные достижения и творческий вклад могут определить долгосрочное развитие в данной области.
Востребованность вокалистов
Профессия артиста-вокалиста и преподавателя по вокалу востребованы обществом по нескольким параметрам:
- Культурное значение: Вокалисты передают культурную, эмоциональную и социальную информацию через искусство пения.
- Эмоциональное воздействие: Вокалисты выражают широкий спектр чувств в своих произведениях.
- Развлечение: Вокалисты являются важной частью индустрии развлечений.
- Инновации и разнообразие. Вокалисты часто стоят у истоков инноваций, новых идей, экспериментируя с традиционными формами.
- Социальное влияние: оказывают влияние на общественное мнение и моду, могут поднимать важные социальные вопросы и влиять на общественные изменения.
- Терапевтическое и образовательное значение: используют свои навыки в музыкотерапии и образовательных программах.
Таким образом, профессия артиста - вокалиста и преподавателя является неотъемлемой частью культурной, образовательной и развлекательной сфер общества.
Где может работать вокалист
Вокалисты могут работать в самых разнообразных местах и условиях, вот некоторые из них:
- Концертные площадки: вокалисты выступают перед живой аудиторией.
- Студии звукозаписи
- Театры: Оперные вокалисты и артисты мюзиклов часто работают в театрах.
- Радио и телевидение.
- Фестивали.
- Свадьбы и частные мероприятия: Вокалисты часто выступают на частных торжествах и корпоративных вечерах.
- Образовательные учреждения: Преподавание вокала в музыкальных школах, колледжах и университетах.
- Музыкальные круизы и отели: Работа в составе развлекательной программы на круизных лайнерах и в отелях.
- Музыкальные терапевты: Некоторые вокалисты применяют свои навыки в области музыкотерапии.
- Сессионные музыканты: Предоставление вокальных услуг для других артистов или проектов.
- Интернет-платформы: Самостоятельное создание и распространение музыки через платформы вроде YouTube, Spotify или SoundCloud.
Вокалисты также могут участвовать в составлении саундтреков для фильмов, рекламы и видеоигр, расширяя своё присутствие в различных сегментах развлекательной индустрии.
Связь профессиональной пробы с реальной действительностью.
В ходе выполнения заданий профессиональной пробы, обучающиеся соотносят свои интересы и индивидуальные особенности с требованиями к интересующей профессии, осознанно делают вывод о возможности профессиональной деятельности в этой профессии.
Профессиональная проба «Артист - вокалист» ориентирует обучающихся на формирование профессиональных представлений по специальностям:
20107 «Артист - вокалист музыкальной комедии и эстрады»
20108 «Артист-вокалист (оперный и камерный)»
20110 «Артист-вокалист (солист)»
20113 «Артист вокально-инструментального ансамбля»
20166 «Артист танцевального и хорового коллектива»
Постановка задачи (5 мин)
Постановка цели и задач в рамках пробы. В процессе выполнения профессиональной пробы обучающиеся получают общее представление о профессии «Артист - вокалист»; знакомятся с качествами личности, необходимыми для работы в этой профессии; трудностями и привлекательными сторонами; получают информацию о формах профессионального обучения, возможностях трудоустройства и профессионального роста. В качестве практической деятельности выполняется работа по заданию педагога.
Выполнение задания (55 минут)
- Подробная инструкция по выполнению задания, объяснение последовательности исполнения работы.
Участники выходят на сцену и распеваются с педагогом.
Выполняют предложенные танцевальные элементы.
Пример задания:
1. Сделать четыре пары приставных шагов с правой ноги, затем без команды то же – левой.
2. В момент, когда нога делает приставляющее движение, на счет «четыре» надо слегка ударить стопой в пол, а затем вынести ее вперед, чтобы начать следующее движение.
3. Когда нога приставляется с ударом, слегка присесть на опорной ноге.
4. Начиная новое движение, выставлять вперед соответствующее плечо, а другое отодвигать слегка назад.
В результате должен получиться простейший ход русского танца.
Читают скороговорки.
Пример задания:
1. Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.
2. Была у Фрола, на Лавра Фролу наврала.
Пойду ко Лавру, на Фрола Лавру навру.
3. Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принёс на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса порвали в драке альбатросы.
Исполняют фрагмент популярной песни на сцене. (Выбор песни определяется жеребьевкой)
- Выполнение упражнений.
Интонационные упражнения
Необходимо спеть: - мажорную или минорную гамму вверх и вниз;
Чтение с листа
Проверяется умение читать с листа одноголосый музыкальный пример.
Примеры заданий:
Слуховой анализ
Необходимо повторить предложенный педагогом ритмический оборот или повторить голосом предложенную музыкальную фразу.
Подведение итогов, рефлексия (20 минут)
- Критерии успешного выполнения задания:
- понимание смысла песни; точность интонирования; музыкальность.
- чтение выполнено в указанном темпе, выразительно, ритмически точно, с чистой интонацией;
- задание выполнено правильно с одного прослушивания.
- Вопросы для рефлексии обучающихся:
- интересно ли вам было выполнять задания?
- хотелось бы вам попробовать выполнить задания еще раз, но по-другому?
- Осмысление полученного опыта (ответы на вопросы):
- какие новые знания и навыки вы получили?
- какими качествами должен обладать артист - вокалист?
- какие проблемы имеются у представителей данной профессии?
- что изменилось в ваших представлениях о себе и жизненных планах после прохождения профессиональной пробы?
-как вы считаете, профессия артиста вам подходит? А вы профессии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация и проведение профессиональных проб в центре профессионального выбора"
Профессиональные пробы составляют практическую часть предпрофильного самоопределения учащихся 9-х классов. В процессе профессиональных проб учащиеся получают опыт конкретной профевссиональной деятельн...

Методическая разработка проведения Дня европейских языков в рамках проведения декады иностранных языков
Целью проведения Дня европейских языков и декады иностранных языков в общеобразовательном учреждении ставится популяризации изучения других иностранных языков помимо английского, привлечение вни...

Территориальная карта профориентационных ресурсов для проведения профессиональных проб и экскурсий, погружающих учащихся в различные сферы профессиональной деятельности.
В таблице представлены темы занятий, формы проведения экскурсий и профессиональных проб, целевые установки и планируемые образовательные результаты. Кроме того указаны объекты посещения и основные вид...

Методическая разработка «Cтруктура профессиональной пробы» (Мясникова С.Л., методист ГБУ ЦДЮТТ Колпинского района Санкт-Петербурга)
Методическая разработка "Cтруктура профессиональной пробы" предназначена для педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов и методистов образовательных учреждений, зани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проведения профессиональных проб «Шаг в профессию»
Программа проведения профессиональных проб разработана на основе ФГОС по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, Профессионального стандарта 33.011 Повар, Профессионального стандарта 33.010 Кондитер....

Алгоритм подготовки и проведения профессиональной пробы "Библиотекарь"
В материале представленны этапы подготовки и проведения профессиональной пробы "Библиотекарь"...

02.10.2024 - 05.12.2024г. Приказ о проведении профессиональных проб в рамках федерального проекта "Билет в будущее". Участник мастер производственного обучения Михаил Викторович Кутаков
В период с 02.10.2024 по 05.12.2024 в Московском технологическом колледже в рамках профессионального проекта "Билет в будущее", проходили пробы для школьников. Я проводил профессиональную пр...


