Статья Сложные судьбы — не приговор: опыт классного руководителя в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
статья

Ибрагимова Насиба Исмаиловна

В статье рассматривается опыт классного руководителя по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. На основе конкретных случаев из школьной практики показано, как участие, поддержка и вовлечение ребёнка в коллективную деятельность помогают изменить траекторию его развития. Статья опирается на труды отечественных педагогов и практиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnye_sudby.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Сложные судьбы — не приговор: опыт классного руководителя в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Ибрагимова Насиба Исмаиловна, классный руководитель

МАОУ «Гимназия «Новоскул» г. Великий Новгород

Аннотация:

В статье рассматривается опыт классного руководителя по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. На основе конкретных случаев из школьной практики показано, как участие, поддержка и вовлечение ребёнка в коллективную деятельность помогают изменить траекторию его развития. Статья опирается на труды отечественных педагогов и практиков.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, поддержка ребёнка, классный руководитель, девиантное поведение, социализация.

В работе классного руководителя бывают разные ситуации — радостные и сложные. Но особенно важными становятся моменты, когда рядом оказывается ребёнок, которому действительно нужна поддержка. Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (ТЖС), требуют от нас не только профессионализма, но и человеческой чуткости, внимания, терпения.
Кто такие дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации?
Это дети, чья жизнь по тем или иным причинам выходит за рамки обычного школьного быта. Они могут расти в неблагополучных или малообеспеченных семьях, переживать развод родителей, потерю близких, столкновение с насилием, миграцией, социальной изоляцией. Такие ситуации часто влияют на эмоциональное состояние ребёнка, на его поведение, мотивацию к учёбе, общение со сверстниками.
Роль классного руководителя
Классный руководитель — это не только организатор внеклассной работы, но и первый взрослый в школе, к которому ребёнок может обратиться за помощью. Важно не пропустить тревожные сигналы: замкнутость, агрессию, частые пропуски занятий. Быть рядом, вовремя заметить, выслушать, поддержать — это неотъемлемая часть нашей профессии.
Кроме того, мы выступаем связующим звеном между семьёй, учителями, школьным психологом, социальными службами. От нашего участия часто зависит, получит ли ребёнок шанс на перемены.
Командная работа педагогов
Работа с детьми, оказавшимися в ТЖС, невозможна в одиночку. В каждом случае важно взаимодействие с командой:
учителями-предметниками, которые первыми замечают снижение мотивации или изменения в поведении;
школьным психологом, который помогает наладить контакт, преодолеть внутренние барьеры;
социальным педагогом, координирующим помощь семье и связи с внешними службами;
администрацией школы, создающей условия и поддерживающей индивидуальный подход.
Совместная работа помогает выстроить стратегию помощи и добиться устойчивого положительного результата.
Теоретическая опора
В своей работе я опираюсь не только на личный педагогический опыт, но и на труды таких исследователей, как:
Л. А. Ясюкова — автор практико-ориентированных моделей сопровождения детей группы риска;
Т. В. Волосовец — специалист по проблемам социализации и профилактики отклоняющегося поведения;
Л. М. Митина — исследователь психологической помощи подросткам в кризисе;
Н. Е. Щуркова — разработчик концепции воспитания на основе принятия и уважения личности;
И. А. Зимняя — специалист в области педагогической психологии;
А. И. Захарова — автор методик по работе с трудными подростками.
Актуальны и современные подходы, представленные в материалах Министерства просвещения РФ: методика работы с ТЖС, программа «Школа позитивных изменений», индивидуальные маршруты развития, профилактика девиантного поведения.
Формы и методы поддержки
В своей практике я использую разные подходы:
Индивидуальные беседы и доверительные разговоры;
Совместная работа с родителями (если они готовы к диалогу);
Вовлечение ребёнка в коллективные дела, мероприятия;
Консультации со специалистами;
Поддержка успехов, даже самых маленьких;
Помощь в самоопределении — выбор профессии, формирование жизненных ориентиров.
Примеры из практики
Случай №1. «Юрист, который мог не состояться»
Ученик 9 класса неожиданно стал часто пропускать занятия. Выяснилось, что он попал в плохую компанию. Начались разговоры, вызовы родителей, попытки убежать от проблем. Несмотря на сопротивление, мы не сдались. Постоянный контакт, поддержка, убеждение, участие в жизни класса дали результат: он сдал ОГЭ, поступил в колледж и сейчас учится на юриста. Это пример того, что вера в ребёнка может изменить его путь.
Случай №2. «Зелёные волосы и открытые сердца»
В классе была девочка, которая носила зелёные волосы, кольца в носу и вела себя вызывающе. Ребята от неё отдалялись. Вместо замечаний мы нашли другой путь: класс готовил ролик на конкурс, и я предложила пригласить её участвовать. Сюжет был о том, что важно принимать каждого — каким бы он ни был. Финальная фраза, которую я произнесла на видео: «Да, я с вами согласна. Надо принимать разных детей» — стала для неё поворотной. После этого она сменила стиль и поведение. Мы увидели в ней не протестующего подростка, а творческую, ранимую личность, которой просто хотелось быть принятой.
Вывод
Работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, требует от педагога неравнодушия, искренности и настойчивости. Это путь, где не всегда виден результат сразу. Но когда спустя время ты видишь, как когда-то потерянный ученик находит своё место в жизни — это главная награда.

Список литературы:

1. Ясюкова Л. А. Социальная педагогика: учебное пособие. — М.: Академия, 2020.

2. Волосовец Т. В. Дети группы риска: педагогическое сопровождение. — М.: Просвещение, 2018.

3. Митина Л. М. Психология развития личности в образовательной среде. — М.: Педагогика, 2017.

4. Щуркова Н. Е. Воспитание: теория и практика. — М.: ВЛАДОС, 2021.

5. Зимняя И. А. Психология обучения: учебник. — М.: Логос, 2020.

6. Захарова А. И. Работа с трудными подростками в образовательной среде. — СПб.: Речь, 2019.

7. Методические материалы Минпросвещения РФ по сопровождению детей, оказавшихся в ТЖС. — 2022.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".

Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...

Выбор профессии. Система профориентационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

             Данная работа представляет собой описание педагогического опыта организации профориентационной  работы с детьми «группы риска» по подготовке...

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

 ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КОРРЕКЦИОННО-РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ...

Техники работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

Данный материал предназначен для практической работы с детьми, пережившими острую психологическую травму....

Работа с детьми, оказавшими в трудной жизненной ситуации

Презентация по работе с детьми, требующими особого контроля...

Система работы социального педагога с семьей и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о проблемах детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых...