Возрастные особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста
статья
Развитие физических качеств является одной из важных сторон физического воспитания детей младшего школьного возраста. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности развития физических качеств
у детей младшего школьного возраста
Развитие физических качеств является одной из важных сторон физического воспитания детей младшего школьного возраста. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные усилия и двигательные навыки. Такая тесная их связь объясняется общностью условнорефлекторного механизма этих двух процессов.
Известно, что развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста происходит гетерохронно, то есть бывают периоды ускоренного развития одних физических качеств, при замедлении, стабилизации или даже уменьшении показателей других. Это связано с половыми, наследственными и возрастными особенностями развития двигательных способностей.
Двигательные способности – совокупность естественных двигательных и достигнутых возможностей, позволяющих реализовать отдельные двигательные функции наиболее успешно на более высоком качественном уровне. Они связаны с морфофункциональными, психофизиологическими и биологическими особенностями организма ребенка. Развитие двигательных способностей в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально-положительного состояния психики; дети проявляют все большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют творческую самостоятельность.
Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психические особенности характера того или иного возрастного периода. В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других.
Младший школьный возраст характеризуется значительным развитием центральной нервной системы, но функциональные показатели ее еще далеки от совершенства. Недостаточная сила и уравновешенность нервных процессов, высокая реактивность, преобладание возбуждения над торможением могут приводить к быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, к быстрому утомлению. Вместе с тем дети этого возраста легко могут овладеть сложными по координации движениями, поскольку им свойственна высокая пластичность нервной системы. Однако при действии сильных и монотонных двигательных раздражителей у них снижается устойчивость к внешним воздействиям и развивается запредельное торможение. Избежать этого можно путем внесения разнообразия в занятия физическими упражнениями, введения элементов игры, чем так богаты профессионально подготовленные занятия по ритмической гимнастике.
В процессе роста и развития ребенка происходят большие изменения в сердечно–сосудистой системе. Увеличиваются масса и объем сердца, совершенствуются регуляторные функции. В 7–11-летнем возрасте сердце по своей структуре напоминает сердце взрослого человека, однако полное соответствие наступает лишь к 20 годам.
По мере взросления постепенно замедляется частота сердечных сокращений. У младших школьников деятельность сердца мало экономна и невелики его функциональные возможности. Это особенности сердечно–сосудистой системы, а также относительно низкое артериальное давление обусловливает значительную напряженность деятельности системы кровообращения при мышечной работе. В связи с этим при передозировке нагрузки у них могут возникать нарушения сердечного ритма и резкие изменения давления крови.
Для младших школьников характерно слабое развитие мышц, поэтому они быстро утомляются от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не могут удерживать туловище прямо, поэтому преподаватель должен своевременно обратить внимание на развитие мышечной силы, формирование правильной осанки и совершенствование естественных движений. Недостаточно развитая сердечно-сосудистая система требует осторожного увеличения физической нагрузки и непременного чередования быстрого темпа движений с умеренными и медленными.
Дыхательные возможности у детей младшего школьного возраста также ниже, чем у подростков и у взрослых людей. Дети этого возраста имеют с точки зрения физиологии очень ограниченную способность работать «в долг», что требует соблюдения осторожности в применении упражнений при кратковременных физических нагрузках максимальной интенсивности. Они прекращают интенсивную работу, когда кислородный долг составляет лишь 1 л. Такие нагрузки становятся доступны детям только в 12-13 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста на уроках музыки»
Трудности, связанные с адаптациейк новым условиям, к незнакомому для школьников окружению. Недостаточный опыт общения со сверстниками.Многие ребята робкие, поэтому им трудно нал...

Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В работе названы основные особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...
«Особенности формирования словаря у детей младшего школьного возраста
Одной из актуальных проблем логопедии является развитие речи у детей с ЗПР. Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит важнейшим инструментом с...
Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте
Актуальность темы. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития р...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП
В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП, важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП и практические рекомендаци...

Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.
Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальц...

Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".
Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...
