Возрастные особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста
статья

Прохорова Татьяна Александровна

Развитие физических качеств является одной из важных сторон физического воспитания детей младшего школьного возраста. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozr.osobennosti_detey.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Возрастные особенности развития физических  качеств

у детей младшего школьного возраста

Развитие физических качеств является одной из важных сторон физического воспитания детей младшего школьного возраста. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. С педагогических позиций взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигательного действия. Физические качества проявляются через определенные усилия и двигательные навыки. Такая тесная их связь объясняется общностью условнорефлекторного механизма этих двух процессов.

Известно, что развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста происходит гетерохронно, то есть бывают периоды ускоренного развития одних физических качеств, при замедлении, стабилизации или даже уменьшении показателей других. Это связано с половыми, наследственными и возрастными особенностями развития двигательных способностей.

Двигательные способности – совокупность естественных двигательных и достигнутых возможностей, позволяющих реализовать отдельные двигательные функции наиболее успешно на более высоком качественном уровне. Они связаны с морфофункциональными, психофизиологическими и биологическими особенностями организма ребенка. Развитие двигательных способностей в единстве с обучением детей двигательным навыкам оказывает влияние на их совершенствование, оздоровление всего организма, повышение эмоционально-положительного состояния психики; дети проявляют все большую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют творческую самостоятельность.

Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психические особенности характера того или иного возрастного периода. В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других.

Младший школьный возраст характеризуется значительным развитием центральной нервной системы, но функциональные показатели ее еще далеки от совершенства. Недостаточная сила и уравновешенность нервных процессов, высокая реактивность, преобладание возбуждения над торможением могут приводить к  быстрой истощаемости клеток коры головного мозга, к быстрому утомлению.  Вместе с тем дети этого возраста легко могут овладеть сложными по координации движениями, поскольку им свойственна высокая пластичность нервной системы. Однако при действии сильных и монотонных двигательных раздражителей у них снижается устойчивость к внешним воздействиям и развивается запредельное торможение. Избежать этого можно путем внесения разнообразия в занятия физическими упражнениями, введения элементов игры, чем так богаты профессионально подготовленные занятия по ритмической гимнастике.

В процессе роста и развития ребенка происходят большие изменения в сердечно–сосудистой системе. Увеличиваются масса и объем сердца, совершенствуются регуляторные функции. В 7–11-летнем возрасте сердце по своей структуре напоминает сердце взрослого человека, однако полное соответствие наступает лишь к 20 годам.

По мере взросления постепенно замедляется частота сердечных сокращений. У младших школьников деятельность сердца мало экономна и невелики его функциональные возможности. Это особенности сердечно–сосудистой системы, а также относительно низкое артериальное давление обусловливает значительную напряженность деятельности системы кровообращения при мышечной работе. В связи с этим при передозировке нагрузки у них могут возникать нарушения сердечного ритма и резкие изменения давления крови.

Для младших школьников характерно слабое развитие мышц, поэтому они быстро утомляются от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не могут удерживать туловище прямо, поэтому преподаватель должен своевременно обратить внимание на развитие мышечной силы, формирование правильной осанки и совершенствование естественных движений. Недостаточно развитая сердечно-сосудистая система требует осторожного увеличения физической нагрузки и непременного чередования быстрого темпа движений с умеренными и медленными.

 Дыхательные возможности у детей младшего школьного возраста также ниже, чем у подростков и у взрослых людей. Дети этого возраста имеют с точки зрения физиологии очень ограниченную способность работать «в долг», что требует соблюдения осторожности в применении упражнений при кратковременных физических нагрузках максимальной интенсивности. Они прекращают интенсивную работу, когда кислородный долг составляет лишь 1 л. Такие нагрузки становятся доступны детям только в 12-13 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста на уроках музыки»

Трудности, связанные с адаптациейк новым условиям,  к  незнакомому для школьников окружению.  Недостаточный опыт общения со сверстниками.Многие ребята робкие, поэтому им трудно нал...

Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В работе названы основные особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

«Особенности формирования словаря у детей младшего школьного возраста

Одной из  актуальных проблем логопедии является развитие речи у детей с ЗПР.  Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит важнейшим инструментом с...

Особенности развития мелкой моторики в младшем школьном возрасте

Актуальность темы. Современная концепция начального воспитания и образования, изменение требований к содержанию и характеру начального образования определяют необходимость совершенствования развития р...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП

В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП, важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП и практические рекомендаци...

Развитие мелкой моторики детей младшего школьного возраста как средство развития речи.

Специалисты в области детской психологии и логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальц...

Статья. "Дидактическая игра как средство развития речи у детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии".

Игра помогает ребенку лучше адаптироваться в коллективе, помогает созданию психологически положительному микроклимату в группе. Игра помогает ребенку стать личностью. Учитель в своей деятельности по с...