Модели и формы наставничества в практике школьного учителя: современные подходы и эффективные практики
методическая разработка

Наталья Владимировна Антонова

Модели и формы наставничества в практике школьного учителя: современные подходы и эффективные практики

 

В условиях динамичных изменений образовательной среды наставничество становится ключевым инструментом профессионального развития педагогов и успешной адаптации молодых специалистов. Современная школа сталкивается с множеством вызовов - цифровизацией образования, обновлением педагогических подходов, необходимостью индивидуализации обучения, что делает систему наставничества особенно востребованной. Как отмечается в материалах  практик педагогов, наставничество представляет собой "универсальную технологию передачи жизненного, личностного и профессионального опыта, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве" .

В данной статье мы рассмотрим основные модели и формы наставничества, успешно применяемые в школьной практике, проанализируем их эффективность и предложим рекомендации по внедрению этих практик в образовательных организациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модели и формы наставничества в практике школьного учителя:

современные подходы и эффективные практики

 Введение: актуальность наставничества в современной школе

В условиях динамичных изменений образовательной среды наставничество становится ключевым инструментом профессионального развития педагогов и успешной адаптации молодых специалистов. Современная школа сталкивается с множеством вызовов - цифровизацией образования, обновлением педагогических подходов, необходимостью индивидуализации обучения, что делает систему наставничества особенно востребованной. Как отмечается в материалах  практик педагогов, наставничество представляет собой "универсальную технологию передачи жизненного, личностного и профессионального опыта, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве" .

В данной статье мы рассмотрим основные модели и формы наставничества, успешно применяемые в школьной практике, проанализируем их эффективность и предложим рекомендации по внедрению этих практик в образовательных организациях.

Основные модели наставничества в школьной практике

1. Традиционная модель "учитель-учитель"

Наиболее распространенной и проверенной временем является модель "учитель-учитель", где опытный педагог становится наставником для молодого специалиста. Как показывает практика школы №319 Петродворцового района Санкт-Петербурга, такая форма предполагает "взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом-педагогом" .

Цели и задачи данной модели включают:

- успешное закрепление молодого специалиста в должности

- повышение профессионального потенциала

- создание комфортной профессиональной среды

- формирование потребности в анализе своей деятельности

- развитие интереса к методике построения учебного процесса

Ожидаемые результаты правильной организации такой работы:

- повышение уровня удовлетворенности работой

- улучшение психоэмоционального состояния педагогов

- рост числа специалистов, желающих продолжать работу в организации

- качественное улучшение успеваемости в подшефных классах

- сокращение конфликтных ситуаций

- увеличение числа профессиональных публикаций молодых специалистов

2. Реверсивное наставничество

Инновационной формой является реверсивное наставничество, которое активно внедряется в школе №598. В этом случае "молодой педагог, готовый не только делиться полученными в вузе теоретическими знаниями, но и к совместному 'проживанию' опыта с наставляемым педагогом" становится источником новых идей и подходов .

Примеры реализации:

- Семинар-практикум "Как помочь, не навредив, или немного о дебрифинге"

- Консультация "Учебная игра на все времена"

- Мастер-класс "От цифры к опыту: как реверсивное наставничество меняет уроки"

Эта форма особенно актуальна в условиях цифровизации образования, когда молодые педагоги могут поделиться со старшими коллегами навыками работы с современными технологиями.

3. Модель "ученик-ученик"

Интересной практикой является вовлечение самих учащихся в процессы наставничества. Как отмечается в материалах семинара по реализации системы наставничества, школа №12 представила успешный опыт модели "ученик-ученик", где старшие школьники выступают наставниками для младших, помогая им в изучении предметов .

Преимущества этой модели:

- развитие ответственности и лидерских качеств у учащихся-наставников

- повышение мотивации к обучению у обеих сторон

- создание комфортной образовательной среды

- развитие навыков коммуникации и сотрудничества

 4. Социокультурное наставничество

Особого внимания заслуживает модель социокультурного наставничества, направленная на "повышение уровня включенности учащихся школы в социальные, культурные и образовательные проекты" . Примером может служить опыт школы №39 хутора Галицын, где реализуется взаимодействие с местным казачьим сообществом как элемент наставничества .

Формы реализации наставничества в школе

Помимо моделей, важно рассмотреть конкретные формы, в которых может осуществляться наставническая деятельность:

1. Индивидуальное сопровождение

Традиционная форма, при которой за молодым специалистом закрепляется опытный педагог, оказывающий ему постоянную поддержку. В школе №319 в 2024-2025 учебном году в такой форме работают 8 пар "наставник-молодой специалист" .

2. Групповые формы (семинары, тренинги)

Эффективной формой являются семинары-практикумы, такие как муниципальный семинар по реализации системы наставничества , или мастер-классы, подобные проведенному куратором наставничества школы №598 Лаздиной Т.И. "Тренд сессия как эффективная форма флеш-наставничества" .

3. Проектная деятельность

Интересным форматом является организация совместных проектов. Например, в нашей школе  реализованы:

- творческий проект "Школьная среда - диалог наук и культуры"

- квест "Сделано в России" для учащихся нескольких школ района

4. Клубная работа

Создание школьных клубов наставников - перспективное направление. Примером может служить Школьный Клуб Наставников "Беспокойные сердца" в школе №598, работа которого строится в игровой форме и способствует развитию наставнических компетенций у учащихся .

Методы наставнической работы

Современная практика предлагает разнообразные методы наставничества:

1. Менторство - личностно-ориентированный подход, направленный на поддержку профессионального и карьерного роста

2. Коучинг - фокусировка на развитии конкретных навыков и компетенций

3. Обучение на рабочем месте - непосредственная передача опыта в реальных педагогических ситуациях

4. Педагогические мастерские - как районная мастерская реверсивного наставничества "Связь поколений"

5. Тьюторское сопровождение - помощь в подготовке к ГИА, как в случае с региональными тьюторами

Критерии эффективности наставничества

Оценивание результатов наставнической деятельности может включать следующие показатели:

1. Профессиональные:

- рост числа публикаций и методических разработок молодых специалистов

- улучшение качества уроков

- освоение новых педагогических технологий

2. Психологические:

- повышение удовлетворенности работой

- улучшение психологического климата в коллективе

- снижение уровня профессионального выгорания

3. Образовательные:

- улучшение успеваемости в классах молодых педагогов

- повышение мотивации учащихся

- рост участия школьников в олимпиадах и конкурсах

4. Организационные:

- снижение текучести кадров

- увеличение числа молодых специалистов, остающихся работать в школе

- рост профессиональной активности педагогов

Рекомендации по внедрению эффективной системы наставничества

На основе анализа успешных практик можно сформулировать следующие рекомендации:

1. Комплексный подход: сочетание разных моделей и форм наставничества (традиционное, реверсивное, ученическое).

2. Мотивация наставников: разработка системы поощрений для педагогов-наставников.

3. Обучение наставников: проведение специальной подготовки, как мастер-класс "Организация наставничества в классном коллективе" в школе №598 .

4. Гибкость системы: возможность адаптации моделей под конкретные потребности школы и педагогов.

5. Вовлечение всех участников: создание условий для участия в наставничестве не только педагогов, но и учащихся, как в квесте "Сделано в России" .

6. Рефлексия и оценка: регулярный анализ эффективности наставнических пар и проектов.

7. Использование современных форматов: внедрение цифровых инструментов и дистанционных форм наставничества.

         Заключение

Современные модели и формы наставничества в школе представляют собой многоуровневую систему, направленную на поддержку профессионального роста педагогов, адаптацию молодых специалистов и развитие учащихся. Как показывает практика образовательных организаций, наиболее эффективным является комбинирование различных подходов - от традиционного наставничества "учитель-учитель" до инновационных форм реверсивного и ученического наставничества.

Важнейшим условием успеха является создание в школе культуры наставничества, где передача опыта и взаимная поддержка становятся естественной частью профессиональной деятельности. Как отмечают специалисты, "эффективное наставничество требует от наставников не только профессиональной компетентности, но и умения налаживать отношения, демонстрировать эмпатию и уважение, а также готовность к постоянному обучению и развитию" .

Внедрение разнообразных моделей наставничества способствует не только профессиональному развитию отдельных педагогов, но и укреплению всего педагогического сообщества, повышению качества образования и созданию благоприятной образовательной среды для всех участников учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в практике работы учителя

Материал будет полезен всем педагогам для организации эффективной работы....

Использование современных педагогических технологий, реализующих идеи системно-деятельностного подхода, в практике работы учителя русского языка и литературы

ВведениеВ настоящее время наука быстро развивается, поэтому знания о привычных вещах стремительно обновляются. Старые профессии становятся невостребованными, и чтобы оставаться конкурентноспособными, ...

«Современные педагогические технологии в практике работы учителя математики.»

laquo;Современные педагогические технологии  в практике работы учителя математики.»...

Использование элементов куклотерапии в практике школьного учителя – логопеда по коррекции устной и письменной речи на логопедических занятиях с учащимися с ЗПР

Инновационная технология – куклотерапия, делающая занятия интересными, эмоционально окрашенными, дающая возможность испытывать удовлетворение от занятий.          ...

Индивидуальный проект как эффективная практика реализации форм наставничества «учитель-ученик», «ученик-ученик»

Применение метода наставничества по учебной дисциплине индивидуальный проект...