Статья в сборнике конференции "Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей комбинированных групп по формированию фонематического восприятия и первоначальных основ грамоты у детей с ОВЗ"
статья
Обобщение совместного опыта работы логопеда и воспитателей по формированию фонематического восприятия и первоначального основ грамоты у старших дошкольников с ОВЗ в условиях комбинированной группы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 981.5 КБ | |
| 53.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В. Карякина, учитель-логопед,
О.К. Карпечина, воспитатель,
Н.В. Тарасова, воспитатель,
МБДОУ №52, г. Канск
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей комбинированных групп по формированию фонематического восприятия и первоначальных основ грамоты у детей с ОВЗ
Чтение – вот лучшее учение!
А.С. Пушкин.
Развитие фонематического восприятия играет важную роль в формировании звуковой стороны речи ребенка, и создают необходимую базу для успешного овладения первоначальными навыками грамоты в дошкольном возрасте. Еще в начале второй половины ХХ века Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и Н.А. Чевелева определили недоразвитие фонематического восприятия у детей как одну из причин дефектов звукопроизношения и предложили последовательность работы по его развитию у детей в дошкольном возрасте. Их принципы и методы работы до сих пор являются основой для построения коррекционной работы с детьми, имеющими фонетико-фонематические нарушения.
В нашем ДОУ, начиная со второй младшей группы, реализуется раздел программы «Первоначальные основы грамоты», направленный на освоение детьми звукового состава слова и обучение навыку чтения. Но, несмотря на проводимые воспитателями занятия, дети, имеющие тяжелые речевые нарушения или задержку в психическом развитии, без специальной коррекционной помощи не усваивают эти знания. По результатам логопедической диагностики в начале старшей группы большинство из них не могли определить «наличие – отсутствие» заданной фонемы в слове, выделить в нем первый звук, а в собственной речи у них отмечалось множественные замены звуков и нарушение слоговой структуры слов.
Решение данной проблемы требовало совместного коррекционного подхода в работе логопеда и воспитателей по развитию фонематических представлений детей с ОВЗ. Для этого нами были поставлены задачи и разработаны совместные действия, которые позволяют в настоящий момент говорить об их эффективности:
- адаптировать содержание программного материала к возможностям детей с ОВЗ;
- организовать совместную работу логопеда и воспитателей посредством ведения раздела «Звуковой анализ и синтез» в журнале взаимодействия;
- осуществлять индивидуальный подход на занятиях, с помощью использования логопедических приемов и вариативности заданий по уровню сложности;
- максимально насытить образовательный процесс по освоению навыков фонематического восприятия игровыми приемами;
- обогатить среду группы наглядными пособиями и играми, направленными на закрепление навыка звукового анализа слов и запоминания фонем русского языка.
Изучив и сопоставив раздел «Первоначальные основы грамоты», реализуемый в нашем ДОУ, с данным разделом в коррекционной программе Н.В. Нищевой, нами сделан вывод, что они направлены на формирование у детей одинаковых навыков в данных возрастных группах, но имеют несколько иной подход в работе со звуками. Так, в основной программе нет опоры на зрительный и кинестетический анализаторы, недостаточно уделяется внимания умению сравнивать речевые звуки, не используются символы звуков для более успешного их усвоения и др.
Исходя из этого, было принято решение - адаптировать программный материал к возможностям детей с ОВЗ и под руководством логопеда использовать необходимые коррекционные приемы в работе. Ведущая роль в освоении навыков звукового анализа была отведена логопеду. На своих занятиях в малых подгруппах он формировал их, а воспитатели закрепляли в свободной деятельности и на фронтальных занятиях.
Для налаживания единого подхода в журнал взаимодействия была добавлена новая графа: «Звуковой анализ и синтез», где логопедом для воспитателей еженедельно отмечалось, какой навык в данное время формируется у данного ребенка, и что требуется повторить с ним.
С целью осуществления единого коррекционного подхода и облегчения работы в подборе дидактического материала, логопедом для воспитателей было разработано и предложено пособие, в котором представлен алгоритм закрепления того или иного навыка, а также, имеются игры и упражнения для его отработки. Для осуществления обратной связи с логопедом, по мере выполнения заданий, воспитатели отмечали в журнале успешность их выполнения детьми.
Кроме индивидуальной работы, воспитатели на своих фронтальных занятиях, с направляющей помощью логопеда, старались максимально адаптировать программный материал к возможностям детей. Так, для осуществления более качественного обучения детей с ОВЗ, их выделяли в отдельную подгруппу, включая в нее и других детей, имеющих трудности в усвоении звукового анализа. Содержание подгрупповых занятий ежемесячно согласовывалось с логопедом, им оказывалась помощь в подборе способов и приемов отработки навыков звукового анализа, указывались индивидуальные особенности детей для осуществления правильного подхода в освоении того или иного навыка.
Так по рекомендации логопеда, работа по определению первого звука в слове проводилось сначала со слов, начинающихся на гласный, затем на согласный звук. С этой целью воспитателями разработано и использовалось в работе пособие «Звуковые часы». Для более легкого определения звука в слове он первое время выделялся громким голосом и более протяжно.
Для формирования навыка выделения гласных звуков в слове, логопедом было рекомендовано в работе с детьми использовать небольшие зеркала и зрительные опоры. С этой целью воспитателями было разработано и изготовлено пособие: «Эмоциональные колобки», которое наглядно демонстрировало артикуляцию гласных звуков и способствовало ее успешному усвоению детьми.
Для формирования у детей умения выполнять характеристику согласных звуков, опираясь на последующий гласный, разработано пособие «Паровозики - помощники», которое вариативно использовалось на занятиях как готовая зрительная опора или как пособие для формирования и отработки данного навыка.
Психологи отмечают, что у детей с ОВЗ в ходе выполнения задания страдает самоконтроль, снижена способность обдумывать и планировать предстоящую деятельность, что становится причиной многочисленных ошибок при разборе слов. Для решения этой проблемы логопедом был предложен алгоритм звукового разбора слова, на основании которого, было совместно разработано наглядное пособие «Пирамидка», цель которого помочь ребёнку соблюдать и запомнить алгоритм выполнения задания.
В более поздний период, при изучении букв, воспитателями использовался прием схожести буквы с определенным предметом, что способствовало более быстрому их запоминанию. С этой целью применялось пособие О. Лысенко «Азбука в картинках ассоциациях». Для формирования у детей навыка составления и чтения слогов применялось пособие «Окошечки – слоговые линейки».
Кроме того, при самостоятельном выполнении детьми заданий по звуковому разбору использовалась вариативность заданий по сложности:
- подбор слов по количеству фонем в слове, доступных данному ребенку для разбора;
- для детей, часто опускающих звуки, использование готовых шаблонов для составления схем слов, разделенных на квадраты по количеству звуков в слове;
- для детей, опускающих согласные звуки, предлагаются для разбора слова без стечения согласных;
- для детей, не владеющих самостоятельным разбором, применялся прием – «выбор правильного варианта из предложенных», когда им предлагалось проанализировать и сопоставить готовые схемы с заданным словом, а затем выбрать из них верную.
С учетом речевых особенности детей и этапа их индивидуальной работы по закреплению произношения фонем, нами подбирались для разбора слова, в которых ребенок уже может выделить и произнести все звуки, или предлагались те, в которых имеются отрабатываемые на данный момент фонемы.
При освоении звукового анализа слов, мы старались максимально использовать игровые приемы в работе. Чередовали выполнение заданий за столом с подвижными играми. Предлагаемые детям для выполнения задания, обязательно были направлены на выполнение игрового действия. Например, воспитатель предлагает детям следующие упражнения: «Помоги Буратино вернуться домой, посмотри на схемы слов и выбери правильный путь, на котором расположена схема слова «ключик»; или такие: «Посмотри на схему слова и отгадай, какой фрукт съел жираф на завтрак», «Найди и раскрась гласные звуки в схеме слова «улица» и ты узнаешь, в каких домах живут друзья» и т.п. При выполнении игровых заданий в парах, старались к отстающему ребенку в помощь ставить более сильного партнера.
По рекомендации учителя-логопеда в среде группы были размещены зрительные стимулы. В группах имеются центры, где находятся настольные игры, целью которых является обучение грамоте: «Составь слово из слогов», «Найди зверушку», «Чудо-зоопарк»», пазлы «Азбука», «Играем и изучаем буквы» и др.
Об эффективности совместной коррекционной работы, свидетельствуют результаты мониторинга усвоения навыков звукового анализа за два учебных года. Подсчет общего процентного усвоения показал высокий уровень: на конец прошлого года составил - 91,5%, а на март этого года достиг - 87,5%.
период уч. год | сентябрь | январь | май |
2021-2022 | В.У. 0 детей – 0% С.У.1 ребенок – 11,1% Н.У. 8 детей – 88,9% | В.У. 5детей – 55,6% С.У. 3ребенка – 33,3% Н.У. 1 ребенок – 11,1% | В.У. 8 детей – 88,9% С.У. 1 ребенок – 11,1% Н.У. 0 детей – 0% |
2022 -2023 | В.У. 0 детей – 0% С.У. 3 ребенка – 33,3% Н.У. 6 детей – 66,7% | В.У. 8 детей – 88,9% С.У. 1ребенок – 11,1% Н.У. 0 детей – 0% |
Исходя из вышеизложенного, считаем, что взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей было результативным, рекомендуем использовать свой опыт в других дошкольных учреждениях, где осуществляется коррекционная работа в группах комбинированной направленности.
Используемая литература:
- Н.В. Нищева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста». СПб., 2020.
- Н.В. Нищева «Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников». СПб,2016.
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями». М., 2002.
- Образовательная программа дошкольного образования «Развитие». НОУ учебный центр им. А.А. Венгера «Развитие». М., 2018.
- О.В. Лысенкова Учебник для проведения онлайн-уроков с детьми «Азбука».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План совместной деятельности учителя-логопеда с субъектами образовательного процесса групп комбинированной направленности для детей с ОНР
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения тесно связаны с реч...
Использование символов в коррекционной работе при формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»
Использование символов в работе по формированию фонематического восприятия повышает эффективность коррекционной работы и интерес к звукам у детей с тяжелыми нарушен...

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.
1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...

Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр
Работа представляет собой разработку по формированию фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием дидактических игр....

СБОРНИК ЗАДАНИЙ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ДЛЯ ДОУ
В данном сборнике собраны задания по основным лексическим темам в ДОУ для детей старших, подготовительных групп. По каждой лексической теме описаны необходимый словарь, что дети должны усвоить в резул...

Презентация. "Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ЗПР".
Презентация...

Преемственность в работе учителей-логопедов дошкольного и начального школьного образования при формировании у детей фонематического восприятия
В статье рассматривается вопрос о преемственности в работе учителей-логопедов, занимающихся с детьми дошкольного возраста и учителей-логопедов, работающих с младшими школьниками. В качестве примера пр...









