Программа Формирования социальной компетентности
материал

Социально-педагогической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_formirovaniya_sotsialnoi_kompetentnosti.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Программа формирования социальной компетентности обучающихся

«Развитие социальной компетентности несовершеннолетних в условиях

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средней общеобразовательная школа № 9» г. Минусинска

  1. Концепция программы (замысел) Социальная компетентность – это не просто умение общаться. Это целый комплекс навыков, который помогает человеку успешно взаимодействовать с другими людьми, понимать их, находить общий язык, решать конфликты, работать в команде и чувствовать себя уверенно в любой жизненной ситуации. Для наших учеников, особенно в подростковом возрасте, развитие этих навыков – это фундамент для успешной учебы, дружбы, будущей карьеры и счастливой жизни. Наша программа направлена на то, чтобы помочь обучающемуся развить эти ценные качества, подготовив его к успешной и гармоничной жизни в обществе. Поэтому программа построена с учетом особенностей личности школьника, структуры его интересов и потребностей, возникающих на этапе подросткового возраста. Именно подростки оказываются наиболее заинтересованными в самопознании, самореализации, осуществлении самостоятельного выбора. При этом они не обладают необходимым социальным опытом и могут оказаться беспомощными даже в довольно простых, с точки зрения социально адаптированного человека, житейских обстоятельствах, не говоря уже о трудных жизненных ситуациях.

Актуальность программы обусловлена рядом ключевых факторов: соответствие современным образовательным стандартам - многие образовательные стандарты уже включают в себя требования к формированию у обучающихся универсальных учебных действий, среди которых ключевую роль играют именно социально-коммуникативные компетенции. Профилактики девиантного поведения и укрепление психологического благополучия, а именно недостаток социальных навыков часто приводит к трудностям в общении, изоляции, неуверенности в себе, что может стать почвой для развития агрессии, зависимости и других деструктивных форм поведения. Создание благоприятной образовательной среды, т.к. обучающиеся, обладающие развитой социальной компетентностью, легче адаптируются к школьной жизни, лучше взаимодействуют с учителями и сверстниками, что способствует созданию позитивной и поддерживающей атмосферы в классе и школе в целом. Исходя из вышеперечисленного программа определяется интегративным подходом к решению вопросов обучения и воспитания при участии всех специалистов образовательного учреждения, включая специалистов службы сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов), учителей.

Проблема: Социальная компетентность не может быть сформирована в рамках разовых мероприятий или отдельных уроков. Она требует комплексного и последовательного подхода, интегрированного во все аспекты образовательного процесса: внеурочную деятельность, традиционные мероприятия в сотрудничестве с ОДН МВД РФ «Минусинский», МЦ «Защитник», МОБУ ДОД ДДТ

Блок целей программы

Глобальная цель: организовать социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, способствующее их социализации в МОБУ «СОШ № 9».

Локальная цель: оказать помощь подросткам в адаптации к усвоению школьных норм и правил поведения, помочь выстроить взаимоотношения со сверстниками и педагогами, определиться со своими интересами.

Целевая группа подростки в возрасте 11 — 14 лет общеобразовательной школы

Ресурсы:

-Материальное обеспечение: помещение для занятий; техническое оснащение (проектор, компьютер с выходом в интернет)

-Кадровое обеспечение: социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагог-организатор, советник по воспитанию, инспектор ОДН МВД РФ «Минусинский».

Культурные основания программы Программа строится на принципах активности, интерактивности и практической направленности. Мы не просто будем «рассказывать» о социальной компетентности, а будем ее «проживать» через: интерактивные занятия и тренинги: (ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы; проектную деятельность (групповые проекты, где обучающиеся смогут отработать полученные навыки на практике); решение кейсов и проблемных ситуаций (анализ реальных жизненных ситуаций и поиск оптимальных решений); обратную связь и рефлексию (помощь обучающимся в осмыслении своего опыта, анализе своих действий)

План реализации Программы:

Задачи

Форма реализации задачи

Инструменты, (способы, приёмы, методики и т.д.)

Партнёры

Сроки

ежегодно

Результаты

1. Выявление различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления

Диагностика детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Наблюдение, опрос, тестирование

Социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог

Октябрь-ноябрь

2025г

банк данных детей различных категорий: опекаемые дети, дети «группы риска», дети из многодетных семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им

«Тест школьной тревожности Филлипса»

Тестирование

педагог-психолог

Декабрь 2025г

изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

«Рисунок семьи» А.Л. Венгер

методика А.Л.Венгера

педагог-психолог

Январь 2026г

выявление особенностей семейных взаимоотношений и дальнейшая работа с семьей

#1056;асширить представления учащихся об особенностях собственной личности и об адекватных способах решения проблем жизни в социуме.

Тренинг «Развитие личности Работа над собой»

Классный час «Личности и ее жизненный путь»

Игровые ситуации

Дискуссия,

Анкетирование

Педагог -психолог, социальный педагог

Молодежный цент «Защитник»

Октябрь – ноябрь 2025г.

Снижение факторов социально-психологической напряженности среди школьников 11-14 лет;

#1060;ормирование

умения решать конфликтные ситуации и принимать ответственность.

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия

Тестирование, кейсы по решению «школьных проблем»

педагог-психолог

Февраль 2026г

коррекция поведения на уроках и переменах

Беседа с инспектором ОДН« Шалость или правонарушение»

дискуссия

Социальный педагог, инспектор ОДН МВД РФ «Минусинский».

Март 2026г.

наличие знаний о способах общения и поведения в различных ситуациях

Вовлечение каждого ребёнка во внеурочную деятельность

кружки, секции, общественные движения, классные и школьные мероприятия

классный руководитель, педагог-организатор, советник по воспитанию

Сентябрь 2025г - июнь 2026г

выстраивание позитивных взаимоотношений со сверстниками и педагогами, занятие по интересам

4. Развивать потребность самосовершенствования на основе усвоения общекультурных ценностей.

Дискуссия

«Зачем нужно знать себя»

Круглый стол с учащимися входящих в актив Первых

Метод-примера

Социальный педагог, классный руководитель, педагог- организатор, советник по воспитанию

Апрель – май 2026г

Наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками

5. Стимулировать участие в социальных проектах и школьных инициативах.

Сотрудничество с волонтерскими центрами, проведение социально-значимых событий

общественные движение Первых, классные и школьные мероприятия

классный руководитель, педагог-организатор, советник по воспитанию

Октябрь 2025г- май 2026г

Активность участия в социальных проектах, поддержка личных инициатив

«___» _____________2025г. ____________ Цыкунова И.М.

Заверяю:

Директор МОБУ «СОШ № 9»: ____________ Урозаева Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы

Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома

Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста

   В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...

Программа формирования социальной компетентности: формирование сотрудничества у младших школьников

Младшие школьники затрудняются строить благоприятные для сотрудничества взаимоотношения, так как не владеют элементарными навыками взаимодействия. Проблема в развитии сотрудничества у младши...

Программа формирования социальной компетентности обучающихся

Программа формирования социальной компетентности обучающихся...