Программа Формирования социальной компетентности
материал
Социально-педагогической направленности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа формирования социальной компетентности обучающихся
«Развитие социальной компетентности несовершеннолетних в условиях
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средней общеобразовательная школа № 9» г. Минусинска
- Концепция программы (замысел) Социальная компетентность – это не просто умение общаться. Это целый комплекс навыков, который помогает человеку успешно взаимодействовать с другими людьми, понимать их, находить общий язык, решать конфликты, работать в команде и чувствовать себя уверенно в любой жизненной ситуации. Для наших учеников, особенно в подростковом возрасте, развитие этих навыков – это фундамент для успешной учебы, дружбы, будущей карьеры и счастливой жизни. Наша программа направлена на то, чтобы помочь обучающемуся развить эти ценные качества, подготовив его к успешной и гармоничной жизни в обществе. Поэтому программа построена с учетом особенностей личности школьника, структуры его интересов и потребностей, возникающих на этапе подросткового возраста. Именно подростки оказываются наиболее заинтересованными в самопознании, самореализации, осуществлении самостоятельного выбора. При этом они не обладают необходимым социальным опытом и могут оказаться беспомощными даже в довольно простых, с точки зрения социально адаптированного человека, житейских обстоятельствах, не говоря уже о трудных жизненных ситуациях.
Актуальность программы обусловлена рядом ключевых факторов: соответствие современным образовательным стандартам - многие образовательные стандарты уже включают в себя требования к формированию у обучающихся универсальных учебных действий, среди которых ключевую роль играют именно социально-коммуникативные компетенции. Профилактики девиантного поведения и укрепление психологического благополучия, а именно недостаток социальных навыков часто приводит к трудностям в общении, изоляции, неуверенности в себе, что может стать почвой для развития агрессии, зависимости и других деструктивных форм поведения. Создание благоприятной образовательной среды, т.к. обучающиеся, обладающие развитой социальной компетентностью, легче адаптируются к школьной жизни, лучше взаимодействуют с учителями и сверстниками, что способствует созданию позитивной и поддерживающей атмосферы в классе и школе в целом. Исходя из вышеперечисленного программа определяется интегративным подходом к решению вопросов обучения и воспитания при участии всех специалистов образовательного учреждения, включая специалистов службы сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов), учителей.
Проблема: Социальная компетентность не может быть сформирована в рамках разовых мероприятий или отдельных уроков. Она требует комплексного и последовательного подхода, интегрированного во все аспекты образовательного процесса: внеурочную деятельность, традиционные мероприятия в сотрудничестве с ОДН МВД РФ «Минусинский», МЦ «Защитник», МОБУ ДОД ДДТ
Блок целей программы
Глобальная цель: организовать социально-педагогическое сопровождение детей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, способствующее их социализации в МОБУ «СОШ № 9».
Локальная цель: оказать помощь подросткам в адаптации к усвоению школьных норм и правил поведения, помочь выстроить взаимоотношения со сверстниками и педагогами, определиться со своими интересами.
Целевая группа подростки в возрасте 11 — 14 лет общеобразовательной школы
Ресурсы:
-Материальное обеспечение: помещение для занятий; техническое оснащение (проектор, компьютер с выходом в интернет)
-Кадровое обеспечение: социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, педагог-организатор, советник по воспитанию, инспектор ОДН МВД РФ «Минусинский».
Культурные основания программы Программа строится на принципах активности, интерактивности и практической направленности. Мы не просто будем «рассказывать» о социальной компетентности, а будем ее «проживать» через: интерактивные занятия и тренинги: (ролевые игры, дискуссии, мозговые штурмы; проектную деятельность (групповые проекты, где обучающиеся смогут отработать полученные навыки на практике); решение кейсов и проблемных ситуаций (анализ реальных жизненных ситуаций и поиск оптимальных решений); обратную связь и рефлексию (помощь обучающимся в осмыслении своего опыта, анализе своих действий)
План реализации Программы:
Задачи | Форма реализации задачи | Инструменты, (способы, приёмы, методики и т.д.) | Партнёры | Сроки ежегодно | Результаты |
1. Выявление различного рода проблем у учащихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления | Диагностика детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | Наблюдение, опрос, тестирование | Социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог | Октябрь-ноябрь 2025г | банк данных детей различных категорий: опекаемые дети, дети «группы риска», дети из многодетных семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им |
«Тест школьной тревожности Филлипса» | Тестирование | педагог-психолог | Декабрь 2025г | изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. | |
«Рисунок семьи» А.Л. Венгер | методика А.Л.Венгера | педагог-психолог | Январь 2026г | выявление особенностей семейных взаимоотношений и дальнейшая работа с семьей | |
#1056;асширить представления учащихся об особенностях собственной личности и об адекватных способах решения проблем жизни в социуме. | Тренинг «Развитие личности Работа над собой» Классный час «Личности и ее жизненный путь» | Игровые ситуации Дискуссия, Анкетирование | Педагог -психолог, социальный педагог Молодежный цент «Защитник» | Октябрь – ноябрь 2025г. | Снижение факторов социально-психологической напряженности среди школьников 11-14 лет; |
#1060;ормирование умения решать конфликтные ситуации и принимать ответственность. | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | Тестирование, кейсы по решению «школьных проблем» | педагог-психолог | Февраль 2026г | коррекция поведения на уроках и переменах |
Беседа с инспектором ОДН« Шалость или правонарушение» | дискуссия | Социальный педагог, инспектор ОДН МВД РФ «Минусинский». | Март 2026г. | наличие знаний о способах общения и поведения в различных ситуациях | |
Вовлечение каждого ребёнка во внеурочную деятельность | кружки, секции, общественные движения, классные и школьные мероприятия | классный руководитель, педагог-организатор, советник по воспитанию | Сентябрь 2025г - июнь 2026г | выстраивание позитивных взаимоотношений со сверстниками и педагогами, занятие по интересам | |
4. Развивать потребность самосовершенствования на основе усвоения общекультурных ценностей. | Дискуссия «Зачем нужно знать себя» Круглый стол с учащимися входящих в актив Первых | Метод-примера | Социальный педагог, классный руководитель, педагог- организатор, советник по воспитанию | Апрель – май 2026г | Наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками |
5. Стимулировать участие в социальных проектах и школьных инициативах. | Сотрудничество с волонтерскими центрами, проведение социально-значимых событий | общественные движение Первых, классные и школьные мероприятия | классный руководитель, педагог-организатор, советник по воспитанию | Октябрь 2025г- май 2026г | Активность участия в социальных проектах, поддержка личных инициатив |
«___» _____________2025г. ____________ Цыкунова И.М.
Заверяю:
Директор МОБУ «СОШ № 9»: ____________ Урозаева Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое эссе "Формирование социальной компетентности в процессе реализации программы воспитания обучающихся"
Личное мнение....

Формирование социальной компетентности обучающихся с ОВЗ, развитие адаптивных способностей личности через программу коррекционной работы
Данный материал -алгоритм для составления ОУ программы коррекционной работы по ФГОС на основной ступени обучения...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...
Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома
Проблема формирования социальной компетентности и приобретения социального опыта воспитанниками детского дома...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста
В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...

Программа формирования социальной компетентности: формирование сотрудничества у младших школьников
Младшие школьники затрудняются строить благоприятные для сотрудничества взаимоотношения, так как не владеют элементарными навыками взаимодействия. Проблема в развитии сотрудничества у младши...

Программа формирования социальной компетентности обучающихся
Программа формирования социальной компетентности обучающихся...