Социальная адаптация детей с расстройством аутистического спектра
статья

В данной статье представлены характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра, а также их классификация. Рассмотрен опыт оказания помощи детям с РАС социальным педагогом ГБУСО МО «КЦСОР «Богородский».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_zhurnala_novinkova.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Новинькова Надежда Георгиевна

Учитель-дефектолог

ГБУСО МО «Комплексный центр социального обслуживания и реабилитации «Золотой ключик»

г.о.Электросталь

Социальная адаптация детей с расстройством аутистического спектра

Аннотация: В данной статье представлены характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра, а также их классификация. Рассмотрен опыт оказания помощи детям с РАС социальным педагогом ГБУСО МО «КЦСОР «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК».

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, особенности развития, социальная адаптация.

Среди многих заболеваний нарушений расстройство аутистического спектра (РАС) занимает особое место. У детей с РАС выражены: трудности установления контакта, переключающееся или застревающее внимание на определённых действиях или предметах, непринятие и непонимание простых словесных инструкций. У детей с расстройством аутистического спектра выражены эмоционально-поведенческие расстройства, низкая работоспособность, астения, повышенная утомляемость, двигательные нарушения, несформированность навыков самообслуживания. Детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социализации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь, поддержка должны сопровождать ребенка с аутизмом всю жизнь. Часто успешной социализации способствует особая одарённость ребёнка в какой-либо сфере: например, «врождённая» грамотность, способность к музыке, рисованию, техническому конструированию и т.д.

Поэтому одной из актуальных проблем в жизни детей с расстройством аутистического спектра (РАС) являются трудности социальной адаптации, которые обусловлены особенностями развития умственно отсталых детей, их неумением общаться с детьми и взрослыми и нежеланием и неумением окружающих общаться с «особыми» детьми. В последнее время частота случаев рождения детей с РАС растет. Особую актуальность приобретают вопросы социализации детей с расстройством аутистического спектра.

Для успешной адаптации нужно следовать следующим рекомендациям: Соблюдать чёткий режим жизни ребёнка в детском саду и семьи в целом. Поддерживать эмоционально тёплые отношения с ребёнком в семье. Повсеместно использовать тактильный контакт, но не настаивать на нём в случае отказа. Не оставлять свои попытки. Наблюдать за возможностями ребёнка, использовать их для его развития. Выявить причину страхов ребёнка, сделать все возможное для предотвращения страхов. Всё новое в жизнь ребёнка водить постепенно, дозировано. В моменты вспышек агрессии соблюдать спокойствие.

Для снятия напряжения и устранения аутистических форм поведения в нашем Центре применяется следующие методы: Музыкотерапия. Музыкальная терапия ведёт к положительным изменениям в поведении аутичного ребёнка, даёт ему средства самовыражения и творчества в переломные моменты его жизни. Театрализация. Раскрытие творческих способностей. Социальные навыки приобретенные через игру во многом способствуют социализации личности ребенка. Пескотерапия. Использование песка на занятиях снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику. Канистерапия. Занятия канистерапией расширяют коммуникационные навыки детей, у детей появляется уверенность в своих силах, пополняется словарный запас.

Список литературы:

  1. Янушко Е.А., «Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия» / Теревинф, 2018
  2. М. М. Либлинг, Е. Р. Баенская, О. С. Никольская, Аутичный ребенок. Пути помощи / Теревинф, 2017

Гринспен, Уидер, « На ты с аутизмом. Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления» / Теревинф.

  1. Ульянова Р.К. Проблемы коррекционной работы с аутичными детьми // - 1999. - № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с помощью социальных историй.

Один из симптомов аутизма - это дефицит в развитии социальных навыков. Так, ребенок с РАС может не знать, как здороваться, как делиться игрушкой, как начать разговор, как близко стоять к человеку, с к...

Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и у детей с расстройствами аутистического спектра

Способность понимать метафоры у детей с нормальным развитием и у детей с расстройствами аутистического спектра...

Адаптация учебных заданий для детей с расстройствами аутистического спектра

Про учащихся с расстройствами аутистического спектра...

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»

Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с  расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия  «Альбом «РАСкрой мир&raq...

Трудности социальной адаптации детей с расстройством аутистического спектра и пути их решения

Социальные проекты являются очень интересными для детей, поскольку присутствует игровой компонент, повышается мотивация и работоспособность.Каждый ребёнок в итоге получит результат своей работы (игруш...

Особенности образовательных потребностей для детей с расстройством аутистического спектра. Адаптация учащихся с РАС в школе.

Дети с РАС видят мир по другому, не любят контактировать с обществом, имеют «странности» в поведении и нарушения речи. Поход в любое незнакомое место или место где ребенок бывает редко мож...