Экологический квест
методическая разработка (7 класс)

Терещенко Алена Андреевна

Подробный план внеурочного занятия. Открытый урок по теме "Спасем наш парк". Обучающиеся 7 класса. Интерактивные, метапредметные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_kvest.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ «Сохраним наш парк» — интерактивное внеклассное мероприятие, развивающее экологическое мышление, навыки командной работы, речевую и проектную компетенции

Общие сведения

Тема: Экологический квест «Сохраним наш парк»

Класс: 7

Тип: внеклассное занятие; игровая форма + проектная мини-активность

Длительность: 40 минут

Место: класс и школьный двор / школьный парк

Ресурсы: презентация (8 слайдов), карточки-задания для команд, плакат-формуляр для итогов (A3), стикеры, маркеры, смартфоны/планшеты (для фото/QR), таймер.

Цели и задачи (соответствие ФГОС)

Личностные:

  • формирование экологической ответственности и ценности ответственного отношения к природе;
  • воспитание готовности к сотрудничеству.

Метапредметные:

  • развитие коммуникативных умений в группе;
  • планирование и исполнение короткой исследовательской задачи;
  • использование ИКТ для сбора и представления информации.

Предметные:

  • знакомство с базовыми экологическими проблемами локального уровня (мусор, сохранение зелёных зон);
  • отработка навыков наблюдения, описания и предложений по улучшению окружающей среды;
  • формирование умений кратко презентовать результаты.

Ожидаемые результаты / критерии оценки

Отлично: активное участие, команда выполнила все задания, предложила минимум 3 реалистичных меры, презентация (1–2 слайда/плакат) ясна и содержательна.

Хорошо: выполнены 3 задания из 4, 2 практических предложения по улучшению, краткая презентация.

Удовлетворительно: 2 задания, 1 предложение, часть заданий выполнена с подсказками.

Ниже: команда не справилась с основными заданиями.

Структура и тайминг (40 минут)

Вступление / мотивация — 4 мин

Инструктаж + формирование команд — 3 мин

Квест-раунды (3 станции по 7 мин каждая) — 21 мин (3×7)

Подготовка итогов: плакат/слайд — 6 мин

Презентация результатов и рефлексия — 6 мин

Оборудование и материалы (список)

Презентация (8 слайдов) — на экран

Карточки заданий для каждой станции (печать по 1 на команду)

Плакаты A3, фломастеры, стикеры

Смартфоны/планшеты (для фото/QR)

Таймер (в телефоне/часах)

Листы обратной связи (простая форма для оценки и рефлексии)

Подробный ход занятия

  1. Вступление / мотивация (0:00–0:04)

Учитель приветствует класс, кратко представляет тему: «Сегодня мы проведём экологический квест “Сохраним наш парк”. В командах вы будете выполнять задания, наблюдать, предлагать решения и в конце представить идеи по улучшению нашего школьного парка/окружения».

Цель: развить экологическое мышление и навыки командной работы.

  1. Инструктаж и формирование команд (0:04–0:07)

Формируем 4 команды по 4–5 человек (в зависимости от класса). Раздаём номинации внутри команды: капитан (координирует), секретарь (делает записи), фотограф (фотографирует доказательства), спикер (презентует итог).

Кратко объяснить правила квеста: 3 станции, на каждой — задание, по его завершении команда получает «ключ» (наклейку/штамп). За быстроту и качество — бонусные баллы.

  1. Квест-раунды — 3 станции по 7 минут (0:07–0:28)

Станция 1 — «Сбор фактов» (наблюдение и фото)

Задача: найти и зафотографировать 3 проблемы в парке (мусор, повреждённые растения, указатели и т. п.) или, если в классе — среди предложенных фотографий указать проблемы.

Требование: для каждого фото дать короткий комментарий (1–2 предложения), почему это проблема.

Материал: карточка станции с инструкцией + чек-лист.

Станция 2 — «Быстрый анализ» (простая таблица причина—следствие)

Задача: для одного найденного примера (из станции 1) заполнить таблицу: Что происходит? Почему это происходит? Какие последствия? (3 поля).

Результат: 1 заполненная таблица + предложение 1–2 способов устранения причины (короткие, реалистичные).

Станция 3 — «Идеи и презентация» (план действий)

Задача: сгенерировать минимум 3 практических меры (краткосрочные и долгосрочные) по улучшению ситуации, выбрать одну идею для реализации школьной командой, составить план действий: кто, что, когда, ресурсы (в 4 пунктах).

Результат: плакат A3 или короткий слайд с планом и визуализацией (символы/нарисованные значки). Фотограф обязан сделать фото плаката.

  1. Подготовка итогов (0:28–0:34)

Команды оформляют свои плакаты / слайды за 6 минут. Спикер репетирует 1‑минутную презентацию.

  1. Презентация и рефлексия (0:34–0:40)

Каждая команда презентует свои результаты (до 1 мин на команду). Учитель/класс ставит баллы по критериям: выявление проблемы, реализм мер, презентация.

Заключение: учитель отмечает лучшие идеи и обещает обсудить возможность реализации (установить урну для переработки, уборочные субботники и т.п.).

Короткая рефлексия: 2 вопроса — «Что нового узнали?» и «Что удивило?» — 1–2 быстрых ответа.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздаточные материалы (тексты)

A. Карточка — Станция 1: «Сбор фактов»

Инструкция:

Пройдитесь по территории (или просмотрите предложенные фото).

Найдите 3 проблемы (например: мусор, битое стекло, вырванные саженцы, тротуары с разрушениями, отсутствие урн).

Сфотографируйте каждую проблему (или запишите номер фото).

Для каждой сделайте короткий комментарий (1–2 предложения): что именно происходит и почему это плохо.

Время: 7 минут.

B. Карточка — Станция 2: «Быстрый анализ»

Инструкция: заполните таблицу для одной проблемы:

Проблема: __________________

Причины (не более 3): __________________

Последствия (для природы/людей): __________________

1–2 возможных способа устранения причины: __________________

Время: 7 минут.

C. Карточка — Станция 3: «Идеи и план»

Инструкция:

Сформулируйте 3 идеи (коротко) по улучшению ситуации.

Выберите одну идею для реализации.

Составьте план: кто (роль), что (конкретное действие), когда (срок), ресурсы (материалы/разрешения).

Оформите плакат: название идеи, 3–4 пункта плана, рисунок/значок.

Время: 7 минут.

D. Шаблон оценивания (для учителя и класса)

Критерии (баллы 0–5):

Выявление проблемы (чётко/нечётко)

Анализ (причины/последствия)

Реалистичность предложенных мер

Качество плаката/представления

Командная работа (наблюдение учителя)

Итоговый комментарий: ___________________

Наглядный материал 

Набор фото-примеров проблем парковой территории (микропакет 6–8 фото): мусор на газоне, переполненная урна, протоптанная тропа, обломанная ветка, надломленный саженец, графити на скамейке.

Шаблон таблицы «причина — следствие — решение» (А4).

Образец плаката (макет): заголовок, 4 блока (описание проблемы, цель, план, кто ответственный), место для рисунка и QR с предложением оставить контакт.

Домашняя работа: написать 5–6 предложений о том, как ты лично можешь помочь сохранить парк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологический квест"

Проводится в виде интеллектуального марафона. Идея в том, чтобы познакомить учащихся с экологическими объектами школы, микрорайона и т.д. Задания можно менять, как и ключевое слово....

Экологический квест "Тропаревский ландшафтный заказник"

Квест - это увлекательное командное мероприятие, в котором гармонично сочетаются и развлечение, и исследование, и игра, и приобретение новых знаний и умений. Участники проходят с учителем по заказнику...

Сценарий внеурочного мероприятия социально-значимого направления "Экологический квест"

Сценарий внеурочного мероприятия социально-значимого направления "Экологический квест"...

сценарий экологического квеста

Сценарий экологического квеста для младших школьников...

Экологический квест "Даурский заповедник"

разработка экологического квеста о даурском заповеднике, действующие лица, декорации...

Экологический квест

Данный квест проводился для ребят 6-7 классов, отдыхающих в летнем оздоровитьельном лагере. Может быть проведен и как внеклассное мероприятие....

Сценарий экологического квеста с родителями "Поиск сокровищ"

Сценарий экологического квеста с родителями "Поиск сокровищ"...