Экологический квест
методическая разработка (7 класс)
Подробный план внеурочного занятия. Открытый урок по теме "Спасем наш парк". Обучающиеся 7 класса. Интерактивные, метапредметные задания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КВЕСТ «Сохраним наш парк» — интерактивное внеклассное мероприятие, развивающее экологическое мышление, навыки командной работы, речевую и проектную компетенции
Общие сведения
Тема: Экологический квест «Сохраним наш парк»
Класс: 7
Тип: внеклассное занятие; игровая форма + проектная мини-активность
Длительность: 40 минут
Место: класс и школьный двор / школьный парк
Ресурсы: презентация (8 слайдов), карточки-задания для команд, плакат-формуляр для итогов (A3), стикеры, маркеры, смартфоны/планшеты (для фото/QR), таймер.
Цели и задачи (соответствие ФГОС)
Личностные:
- формирование экологической ответственности и ценности ответственного отношения к природе;
- воспитание готовности к сотрудничеству.
Метапредметные:
- развитие коммуникативных умений в группе;
- планирование и исполнение короткой исследовательской задачи;
- использование ИКТ для сбора и представления информации.
Предметные:
- знакомство с базовыми экологическими проблемами локального уровня (мусор, сохранение зелёных зон);
- отработка навыков наблюдения, описания и предложений по улучшению окружающей среды;
- формирование умений кратко презентовать результаты.
Ожидаемые результаты / критерии оценки
Отлично: активное участие, команда выполнила все задания, предложила минимум 3 реалистичных меры, презентация (1–2 слайда/плакат) ясна и содержательна.
Хорошо: выполнены 3 задания из 4, 2 практических предложения по улучшению, краткая презентация.
Удовлетворительно: 2 задания, 1 предложение, часть заданий выполнена с подсказками.
Ниже: команда не справилась с основными заданиями.
Структура и тайминг (40 минут)
Вступление / мотивация — 4 мин
Инструктаж + формирование команд — 3 мин
Квест-раунды (3 станции по 7 мин каждая) — 21 мин (3×7)
Подготовка итогов: плакат/слайд — 6 мин
Презентация результатов и рефлексия — 6 мин
Оборудование и материалы (список)
Презентация (8 слайдов) — на экран
Карточки заданий для каждой станции (печать по 1 на команду)
Плакаты A3, фломастеры, стикеры
Смартфоны/планшеты (для фото/QR)
Таймер (в телефоне/часах)
Листы обратной связи (простая форма для оценки и рефлексии)
Подробный ход занятия
- Вступление / мотивация (0:00–0:04)
Учитель приветствует класс, кратко представляет тему: «Сегодня мы проведём экологический квест “Сохраним наш парк”. В командах вы будете выполнять задания, наблюдать, предлагать решения и в конце представить идеи по улучшению нашего школьного парка/окружения».
Цель: развить экологическое мышление и навыки командной работы.
- Инструктаж и формирование команд (0:04–0:07)
Формируем 4 команды по 4–5 человек (в зависимости от класса). Раздаём номинации внутри команды: капитан (координирует), секретарь (делает записи), фотограф (фотографирует доказательства), спикер (презентует итог).
Кратко объяснить правила квеста: 3 станции, на каждой — задание, по его завершении команда получает «ключ» (наклейку/штамп). За быстроту и качество — бонусные баллы.
- Квест-раунды — 3 станции по 7 минут (0:07–0:28)
Станция 1 — «Сбор фактов» (наблюдение и фото)
Задача: найти и зафотографировать 3 проблемы в парке (мусор, повреждённые растения, указатели и т. п.) или, если в классе — среди предложенных фотографий указать проблемы.
Требование: для каждого фото дать короткий комментарий (1–2 предложения), почему это проблема.
Материал: карточка станции с инструкцией + чек-лист.
Станция 2 — «Быстрый анализ» (простая таблица причина—следствие)
Задача: для одного найденного примера (из станции 1) заполнить таблицу: Что происходит? Почему это происходит? Какие последствия? (3 поля).
Результат: 1 заполненная таблица + предложение 1–2 способов устранения причины (короткие, реалистичные).
Станция 3 — «Идеи и презентация» (план действий)
Задача: сгенерировать минимум 3 практических меры (краткосрочные и долгосрочные) по улучшению ситуации, выбрать одну идею для реализации школьной командой, составить план действий: кто, что, когда, ресурсы (в 4 пунктах).
Результат: плакат A3 или короткий слайд с планом и визуализацией (символы/нарисованные значки). Фотограф обязан сделать фото плаката.
- Подготовка итогов (0:28–0:34)
Команды оформляют свои плакаты / слайды за 6 минут. Спикер репетирует 1‑минутную презентацию.
- Презентация и рефлексия (0:34–0:40)
Каждая команда презентует свои результаты (до 1 мин на команду). Учитель/класс ставит баллы по критериям: выявление проблемы, реализм мер, презентация.
Заключение: учитель отмечает лучшие идеи и обещает обсудить возможность реализации (установить урну для переработки, уборочные субботники и т.п.).
Короткая рефлексия: 2 вопроса — «Что нового узнали?» и «Что удивило?» — 1–2 быстрых ответа.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздаточные материалы (тексты)
A. Карточка — Станция 1: «Сбор фактов»
Инструкция:
Пройдитесь по территории (или просмотрите предложенные фото).
Найдите 3 проблемы (например: мусор, битое стекло, вырванные саженцы, тротуары с разрушениями, отсутствие урн).
Сфотографируйте каждую проблему (или запишите номер фото).
Для каждой сделайте короткий комментарий (1–2 предложения): что именно происходит и почему это плохо.
Время: 7 минут.
B. Карточка — Станция 2: «Быстрый анализ»
Инструкция: заполните таблицу для одной проблемы:
Проблема: __________________
Причины (не более 3): __________________
Последствия (для природы/людей): __________________
1–2 возможных способа устранения причины: __________________
Время: 7 минут.
C. Карточка — Станция 3: «Идеи и план»
Инструкция:
Сформулируйте 3 идеи (коротко) по улучшению ситуации.
Выберите одну идею для реализации.
Составьте план: кто (роль), что (конкретное действие), когда (срок), ресурсы (материалы/разрешения).
Оформите плакат: название идеи, 3–4 пункта плана, рисунок/значок.
Время: 7 минут.
D. Шаблон оценивания (для учителя и класса)
Критерии (баллы 0–5):
Выявление проблемы (чётко/нечётко)
Анализ (причины/последствия)
Реалистичность предложенных мер
Качество плаката/представления
Командная работа (наблюдение учителя)
Итоговый комментарий: ___________________
Наглядный материал
Набор фото-примеров проблем парковой территории (микропакет 6–8 фото): мусор на газоне, переполненная урна, протоптанная тропа, обломанная ветка, надломленный саженец, графити на скамейке.
Шаблон таблицы «причина — следствие — решение» (А4).
Образец плаката (макет): заголовок, 4 блока (описание проблемы, цель, план, кто ответственный), место для рисунка и QR с предложением оставить контакт.
Домашняя работа: написать 5–6 предложений о том, как ты лично можешь помочь сохранить парк.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экологический квест"
Проводится в виде интеллектуального марафона. Идея в том, чтобы познакомить учащихся с экологическими объектами школы, микрорайона и т.д. Задания можно менять, как и ключевое слово....

Экологический квест "Тропаревский ландшафтный заказник"
Квест - это увлекательное командное мероприятие, в котором гармонично сочетаются и развлечение, и исследование, и игра, и приобретение новых знаний и умений. Участники проходят с учителем по заказнику...

Сценарий внеурочного мероприятия социально-значимого направления "Экологический квест"
Сценарий внеурочного мероприятия социально-значимого направления "Экологический квест"...
сценарий экологического квеста
Сценарий экологического квеста для младших школьников...

Экологический квест "Даурский заповедник"
разработка экологического квеста о даурском заповеднике, действующие лица, декорации...

Экологический квест
Данный квест проводился для ребят 6-7 классов, отдыхающих в летнем оздоровитьельном лагере. Может быть проведен и как внеклассное мероприятие....

Сценарий экологического квеста с родителями "Поиск сокровищ"
Сценарий экологического квеста с родителями "Поиск сокровищ"...
