Формирование и развитие элементов логического мышления у обучающихся с ОВЗ посредством дидактических игр и упражнений для
материал (5 класс)

Фролова Татьяна Сергеевна

Логическое мышление – это образ мыслительного процесса, способность и умение, при котором личность использует готовые понятия и логические схемы.

В буклете представленны игры дя развития логичиского мышления для детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_logicheskoe_myshlenie.docx428.17 КБ

Предварительный просмотр:

Логическое мышление – это образ мыслительного процесса, способность и умение, при котором личность использует готовые понятия и логические схемы.

Каждый человек хочет добиться  в своей жизни определенных успехов и высот, а также, чтобы и их дети были успешны. Отвечая на вопрос: «А нужно ли оно, это самое логическое мышление?», каждый родитель должен понимать, что секрет большинства удачливых людей заключается не только в полученном ими образовании или в связях, а в умении логически мыслить, анализировать. Если у личности развито логическое мышление дополнительно с наличием у него воображения, то он априори способен мыслить творчески и также творчески подходить к поставленным перед ним задачам.C:\Users\79535\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\istockphoto-1140772541-612x612.jpg

Невозможно родиться со сложившимся логическим мышлением, его нужно всячески развивать, ему необходимо учиться.

Что необходимо для эффективного развития у логического мышления?

C:\Users\79535\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1675354313_gas-kvas-com-p-risunki-dlya-shkolnikov-v-art-10.pngТребуется научить ребенка решать различные загадки и задачи, как стандартные логические, так и нестандартные головоломки. Так как это формирует у них логику, воображение и интеллект.

Развитие психологических качеств позволяет им легко усваивать полученные знания, использовать их для решения различных задач. Знания, которыми владеет ребенок при поступлении в школу, не так важны, как важно его стремление к получению знаний, умение фантазировать, рассуждать, делать правильные выводы, логически мыслить и рассуждать.

Известный детский психолог Венгер утверждал, что образное мышление дает возможность ребенку усваивать типичные для его возраста знания, если они видят что-то, представленное в наглядном виде. При грамотной помощи взрослого развитие образного познания приведет к усвоению логических законов. Отсюда следует, что на развитие способности решать логические задачи влияет развитие описательного моделирования.

Развитие через игры логического типа

Логические, стратегические игры были созданы для того, чтобы включать активное мышление, как говорится «поломать слегка голову» и найти верное решение. Благодаря таким играм развивается мышление, память и логика. И что немаловажно, это то, что все игры направлены на развитие логики – это не только полезно, но и веселое времяпрепровождение для детей.

Игра «Логические концовки»

Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.

Описание: детям предлагается закончить предложения:

• Лимон кислый, а сахар... (сладкий).

• Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).

• Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

• Если два больше одного, то один... (меньше двух).

• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).

• Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).

Игра «Полезно - вредно»

Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.

Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.

Игра «Что я загадала?»

Цель: развивать мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.

Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал взрослый. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:

- Это круг больше красного? (Да.)

- Он больше синего? (Да.)

- Больше желтого? (Нет.)

- Это зеленый круг? (Да.)

Игра «Вспомни быстрее»

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.

Игра «Все, что летает»

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.

Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.

Игра «Из чего сделано»

Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.

Описание: воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)

Игра «Что бывает...»

Цель: развивать логическое мышление.

Описание: предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)

- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)

- Что бывает низким (высоким)?

- Что бывает красным (белым, желтым)?

- Что бывает длинным (коротким)?

Можно задавать детям  такие шутливые вопросы:

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько в комнате углов?

Сколько ног у воробья?

Сколько глаз у светофора?

C:\Users\79535\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\1695972190_gas-kvas-com-p-kartinki-uchenik-25.png

Решение разного типа нетривиальных задач у учащихся способствует формированию умственных способностей: умению рассуждать и действовать, логике, пластичности мыслительного процесса, сообразительности, смекалки.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Коррекционная школа№8»

«Формирование и развитие элементов логического мышления у обучающихся посредством дидактических игр и упражнений»

Подготовила педагог-дефектолог:

Фролова Татьяна Сергеевна

Арзамас, 2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие элементов логического мышления у детей 5-7 лет с ОВЗ""

Взаимосвязь развития форм мышления и эффективные приемы развития мыслительной деятельности детей....

"Развитие элементов логического мышления у детей 5-7 лет с ОВЗ" (игры и упражнения)

Приведены примеры игр и упражнений, использущихся на занятиях учителем-дефектологом...

Консультация для воспитателей: «Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений»

В консультации описано с помощью каких дидактических игр и упражнений воспрители могут развивать процессы памяти у дошкольников с нарушением зрения....

Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по средствам дидактических игр и упражнений

В презентации представлены игры и пособия для развития логического мышления у детей с ОВЗ, которые особенно наравятся детям и приносят полодительные результаты в их развитии....

Конспект урока по коррекционно-развивающему направлению в 8 классе по теме: «Мышление. Развитие элементов логического мышления.»

Конспект урока по коррекционно-развивающему направлениюв 8 классе по теме: «Мышление. Развитие элементов логического мышления.»...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования пространственного гнозиса детей с интеллектуальными нарушениями в школе. Описываются дефекты у детей с умеренной УО и пути решения. Предста...