«Подборка упражнений по коррекции дисграфии младших школьников»
материал
Подборка упражнений по коррекции дисграфии младших школьников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 291.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Подборка упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников
Подготовила материал учитель -логопед
Лобанова О.Н.
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функции, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Причины развития дисграфии:
- перенесённые травмы или заболевания головного мозга;
- слабая готовность ребёнка к школе;
- недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье;
- неблагоприятная семейная обстановка;
- несформированность слухового внимания и памяти;
- несформированность зрительного внимания, восприятия и памяти;
- недостаточность моторного развития;
- несформированность пространственного восприятия;
- несформированность фонематического восприятия;
- несформированность фонематического слуха;
- отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи.
Последствия дисграфии:
- невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе;
- существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов учащихся;
- информационная блокада и, как следствие, вторичное интеллектуальное отставание;
- психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка).
Существует несколько классификаций дисграфии, но наиболее обоснованной является классификация разработанной доктором педагогических наук Р.Е. Лалаевой. Она выделяет следующие виды дисграфии:
Артикуляторно-акустическая дисграфия
При этом виде дисграфии у детей наблюдаются различные искажения звукопроизношения (фонетические нарушения) и недостаточность фонематического восприятия речевых звуков.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется главным образом в заменах букв, которые соответствуют заменам звуков в устной речи ребёнка.
У Васи селый котик (У Васи серый котик)
Акустическая дисграфия
Данный вид дисграфии сопровождается нарушением фонемного распознавания. Ребёнок может не различать близкие по звучанию гласные, например: о-у (голоби – голуби), мягкие и твёрдые согласные (шлапа – шляпа), путать звонкие и глухие (диктанд – диктант),
шипящие и свистящие звуки (масина – машина), сложные звуки с их составляющими, например: ц-с, ц-т, ч-т, ч-щ.
Дисграфия, связанная с нарушением языкового анализа и синтеза
Связана с тем, что учащиеся не вычленяют в речевом потоке устойчивые речевые единицы и их элементы. Это ведет к слитному написанию смежных слов, предлогов и союзов с последующим словом («надерево»); к раздельному написанию частей слова, чаще приставки и корня («и дут»), добавлению букв («весная» - весна), пропуску гласных («девчки» - девочки,
«алфвит» - алфавит), перестановки букв («кулка» - кукла), пропуску, добавлению и перестановки слогов («весипед» - велосипед).
Аграмматическая дисграфия
Данный вид дисграфии связан с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок нарушает последовательность предложений, которые не соответствуют последовательности событий. В предложениях нарушается морфологическая структура слова, заменяются приставки, суффиксы, падежные окончания, предлоги и число существительных.
В качестве примера можно привести следующие словосочетания: «непростой решения» - непростое решение, «сложная задачи» - сложные задачи.
Оптическая дисграфия
Связана с недоразвитием пространственных представлений, анализа и синтеза зрительного восприятия.
При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма: искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов,
лишние элементы); замены и смешения графических
сходных букв ( п - т, ш - и, л - м ).
Одно из ярких проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей.
При артикуляторно – акустической дисграфии работа проводится в два этапа и ее следует начинать с исправления звукопроизношения.
На первом этапе происходит уточнение произносительного и слухового образа звуков, которые смешиваются. Работа проводится с опорой на зрительный, слуховой, тактильный анализаторы: звук выделяется в слогах, определяется его место в слове, его место по отношению к другим звукам, происходит выделение его из текста и предложения.
На втором этапе проводится сопоставление звуков, которые смешивались на слух и по произношению. В процессе работы каждый звук соотносится с определенной буквой, и проводятся письменные упражнения, которые способствуют дифференциация звуков.
Упражнения по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии
- Преобразовать слова:
- добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы; луг - плуг;
- изменяя один звук слова (цепочки слов): сом - сок - сук
- суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон;
- переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла
-кулак, волос – слово.
- Какие слова можно составить из букв одного слова, например: ствол (стол, вол), крапива (парк, ива, карп, пар, рак, Ира).
- От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово
начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом - мак - кот - топор - рука.
- Игра с кубиком. Обучающиеся бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
- Слово-загадка. На доске пишется первая буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается вторая буква слова и т. д. Например: п (простокваша).
- Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке:
нос - сон, кот - ток, сор -рос, топ - пот.
- Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак,
брови, сумка, трава, сыр (комар).
При преодолении дисграфии, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза предлагаются упражнения, которые направлены на уточнение и расширение словаря ребёнка, развитие и упорядочение грамматического строя речи обучающихся.
Упражнения по коррекции дисграфии, связанной с нарушением языкового анализа и синтеза
- Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.
Птица летит над небом. На столе лежит красная яблоко. На дереве выросли сладкие слива. И Аллы зацвел роза. Учитель пишет в доске. Паша рисует за альбомом. Анна вяжет теплое шарф. В небе светила яркая солнце. На клену распустились разноцветные листва. Мама поднимается вниз по ступеням. По улице шел сильная дождь. И детей красивые машинка. Света надевает теплое шубку и длинная шарф. Ваня бежал лесу по. Руслан над первым классе. У зоопарка живут редкие животные. Кот гулял за крыше. Шишки падают по землю. Собака Жучка лает в кота. Игорь катается с велосипедом. Инна с папой катаются на лодке в реке. На телевизоре сегодня показывают интересные фильмы. Кошка вошла из дома. Белые снег лежит на полях и деревьях.
- Словесные цепочки: составить цепочки слов, в которых первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: собака — капуста — стакан…
Прочитай слова и найди лишнее. Выдели корень у всех родственных слов.
- борьба, борец, воевать, бороться;
- вражеский, враг, врать, вражда;
- смешной, смешно, смешить, мех;
- ветер, вихрь, ветреный, безветрие;
- учить, участок, учитель, изучать.
При устранении акустической дисграфии используют упражнения, которые должны быть направлены на развитие слухового и зрительного внимания, фонематического анализа и синтеза.
Упражнения по коррекции акустической дисграфии
- Торопыжка записывал слова, но допустил много ошибок. Исправь ошибки – запиши слова правильно:
Мяшиня Зебря Скямейкя Нана Кяпюшон Тетряди Гразно Слакоть Зяметкя Клакся
Прочитай рассказ. Найди в тексте слова с гласными У, Ю и выдели эти буквы. Объясни написание слов.
Осень.
Наступила осень. Целый день льёт дождь. Желтеют
и опадают листья. Улетают в тёплые края птицы. Животные утепляют своё жильё. Скоро наступит холодная и суровая зима.
Пройди лабиринт вместе с Буратино и его друзьями. Прочитай текст, записанный в дорожках лабиринта. Обведи буквы Л-Р. Назови отгадку.
При устранении аграмматической дисграфии ставится задача сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о структуре предложения.
Упражнения по коррекции аграмматической дисграфии
- Вставить пропущенные флексии, суффиксы, приставки в предложениях.
Дрова рубят топор... Сахар кладут в сахар... Поезд
...съехал к станции.
Закончить предложения, изменяя слово вода.
Девочка загорает у … . Мальчик выходит из … . Кораблик плавает у … .
Рыбак стоит около … . Чайка летит над … .
К названию одного предмета дописать названия двух, пяти предметов.
Например: стул — два ..., пять ...; карандаш - два..., пять
...; барабан - два ..., пять ... .
Письменные ответы на вопросы (словосочетанием или предложением).
Где живет белка? (В дупле).
Подобрать предлог к каждому предложению.
Собака живет … (будка). Лиса забежала … нору. Таня катается … (горка). Лиса вбежала … норы
Машина стоит … (дом). Лиса подбежала … норе Мяч лежит … (стол). Лягушка запрыгнула … кочку. Ваза стоит … (стол). Лягушка спрыгнула … кочки.
Миша вынул тетрадь … (портфель). Лягушка перепрыгнула … кочку.
Собака сидит … (будка). Лягушка подпрыгнула … кочке.
При устранении оптической дисграфии следует уделять внимание работе над дифференциацией оптических образов букв, которые смешиваются. Для лучшего запоминания образов эти буквы следует соотносить с изображением каких-либо предметов или животных.
Используются приемы конструирования букв из их элементов, различные загадки о буквах. Сначала дети учатся различать буквы изолированно, затем – в слогах, словах, в предложениях и текстах.
Эти виды работ привлекают как можно больше различных анализаторов.
Упражнения по коррекции оптической дисграфии
- Найди спрятанные буквы «Б». Обведи их.
- Добавь недостающий элемент буквы.
- Обведи контур букв.
4
5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа «Особенности использования физических упражнений системы шейпинга на физическое развитие младших школьников».
План работы: I. Аннотация к работе. • Проблемы. II. Введение. • Анатомо – физиологическая характеристика младшего возраста. • Психолого – пед...
комплекс упражнений по гармонизации внимания умственно отсталых младших школьников.
Комплекс упражнений по гармонизации, развитию и диагностики внимания умственно отсталых младших школьников. ...

Сборник упражнений для развития восприятия младших школьников
Сборник содержит упражнения и дидактические игры для развития зрительного восприятия. Для психологов, педагогов, родителей....
Использование коррекционных упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия на уроках физической культуры у младших школьников
Стаья о профилактике нарушения осанки и плоскостопия....

Подборка подвижных игр для младших школьников на свежем воздухе
Подвижные игры для младших школьников на свежем воздухе...

Методическая подборка упражнений для подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку для обучающихся 9-11 классов
В данной методической разработке подобраны примеры заданий, которые можно использовать при подготовке обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников 9-11 классов...

«Подборка упражнений по коррекции дисграфии младших школьников»
Подборка упражнений по коррекции дисграфии младших школьников...






