Дисграфия у детей с девиантным поведением: этиологические факторы и механизмы.
учебно-методический материал

Дисграфия, представляющая собой специфическое нарушение письма, часто коррелирует с девиантным поведением у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Что влияет на умение писать? 16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия у детей с девиантным поведением: этиологические факторы и механизмы.

        Дисграфия, представляющая собой специфическое нарушение письма, часто коррелирует с девиантным поведением у детей. Этиология данного феномена является мультифакторной и включает в себя нейробиологические, психологические и социальные аспекты.

На нейробиологическом уровне дисграфия может быть связана с дисфункцией лобных долей мозга, отвечающих за когнитивный контроль и планирование. Дефицит исполнительных функций, таких как рабочая память и контроль, часто наблюдается у детей с девиантным поведением, что может способствовать развитию дисграфии.

Психологические факторы, такие как эмоциональные расстройства и стресс, также играют важную роль в формировании дисграфии. Дети с девиантным поведением часто испытывают повышенный уровень тревожности и депрессии, что может негативно сказываться на их когнитивных функциях и, следовательно, на способности к письму.

Социальные аспекты, включая семейную дисфункцию и негативное окружение, могут усугублять проблему. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях или в условиях социальной изоляции, чаще демонстрируют девиантное поведение и имеют повышенный риск развития дисграфии.

Что влияет на умение писать?

Письменная речь представляет собой сложный психофизиологический процесс, включающий взаимодействие зрительного, слухового, кинестетического и моторного анализаторов. В случае нарушения функционирования одного или нескольких из них может развиться дисграфия — устойчивое расстройство письменной речи, не обусловленное усталостью или невнимательностью. Для коррекции данного состояния применяются специализированные методики, направленные на компенсацию дефицитарных функций посредством задействования альтернативных анализаторов.

Для успешного освоения письменной деятельности необходимо комплексное развитие всех компонентов речевой системы, включая фонематическое восприятие, лексико-грамматические конструкции и звукопроизношение. Дефицитарное формирование данных компонентов может привести к возникновению дисграфии. Генетическая предрасположенность также играет значительную роль, поскольку незрелость мозговых структур может стать причиной нарушений письменной деятельности.

Двуязычие в семье может усложнить процесс обучения письму. В современном мире многие дети учат писать на двух языках, что иногда мешает им освоить письмо на родном языке. Также проблемы могут возникнуть, если у ребёнка нарушено восприятие пространства и времени. Важно обращать внимание на детей, у которых нет явных проблем с речью, но есть трудности с произношением. Это может быть признаком скрытой дисграфии.

Ошибки, которые делает школьник с дисграфией, отличаются от обычных ошибок. Они повторяются и имеют определённый характер. Это не просто случайные ошибки, а системные проблемы, которые нужно диагностировать и исправлять.

Ошибки на уровне буквы и слога:

Пропуск букв.

Перестановка букв.

Написание лишних букв.

Изменение структуры слов.

Замена похожих букв (например, путаница между звонкими и глухими звуками).

Неправильное смягчение звуков.

Пропуск мягкого или твёрдого знака.

  1. Ошибки на уровне слова:

Слитное написание слов.

Неправильное деление слов на слоги.

Ошибки в построении слов.

  1. Ошибки на уровне предложения:

Отсутствие заглавных букв.

Отсутствие знаков препинания.

Неправильное построение предложений.

Таким образом, дисграфия у детей с девиантным поведением является сложным и многогранным феноменом, требующим комплексного подхода к диагностике и коррекции. Понимание этиологических факторов и механизмов, лежащих в основе этого нарушения, позволяет разработать эффективные стратегии вмешательства и улучшить качество жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"                 В настоящей работе рассмотре...

Особенности мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В. ГКСУВУ «СОШ № 1 (закрытого типа) Санкт-Петербург   Современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интен...

Патриотическое воспитание учащихся на занятиях истории и обществознания в условиях закрытой школы для детей с девиантным поведением.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...

Психологические особенности детей с девиантным поведением

Документ раскрывает характеристику психологических особенностей детей с девиантным поведением...

Девиантное поведение как проявление защитного механизма

данную презентацию можно использовать и для учащихся 10 -11-х классов и для родителей и для педагогов....