Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
рабочая программа
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Курежская основная общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МКОУ Курежской ООШ
№ _________________
от «____» _____________
Программа
по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
Составитель:
Чернухина А.Ю.,
социальный педагог
МКОУ Курежской ООШ
с. Куреж, 2025 г.
Наименование программы | Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Разработчики программы | Социальный педагог Чернухина А.Ю. |
Цели программы |
|
Сроки реализации программы | 2025-2027 учебные годы. |
Исполнители программы | Педагогический коллектив школы |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
- рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
- массовые нарушения прав детей;
- рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
- омоложение преступности;
- увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МКОУ Курежской ООШ.
Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
- Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Указы Президента РФ;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Цели программы
- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
- создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Задачи программы
- повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
- осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».
Содержание программы
Программа содержит 4 блока:
- Организационная работа.
- Диагностическая работа.
- Профилактическая работа с обучающимися.
- Профилактическая работа с родителями.
- Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.
- Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
- Профилактическая работа со школьниками включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:
Этап | Содержание |
Изучение подростка и окружающей среды | Диагностика подростка |
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению | Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков | Стимулирование положительных поступков, изменений |
Самовоспитание, самоконтроль | Поддержка подростка в процессе самовоспитания и самоконтроля |
- Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, проведение родительского всеобуча, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, воспитатели, учителя-предметники, социально-психологическая служба.
Планы мероприятий по блокам работы:
- Организационная работа:
- Организация работы Совета профилактики.
- Проведение тематических педагогических советов.
- Педагогический всеобуч для родителей.
- Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
- Составление социального паспорта классов, школы.
- Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.
- Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
- Диагностическая работа:
- Анкетирование учащихся 5-9 х классов.
- Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
- Заполнение карт развития учащихся.
- Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
- реализация классных воспитательных планов;
- проведение общешкольных собраний учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних;
- проведение занятий по профилактике употребления ПАВ (1-9 класс);
- проведение бесед по правовой тематике:
№ п/п | Раздел | Тема |
1 | Правила общения |
|
2 | Правила поведения |
|
3 | Правила дорожного движения |
|
4 | Я – гражданин России |
|
5 | Права ребёнка |
|
6 | Административная и уголовная ответственность |
|
7 | Асоциальное поведение |
|
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
- вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
- вовлечение учащихся в КТД в школе;
- планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:
- выявление причин отклонений в поведении;
- беседы классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога с подростками;
- приглашение на Совет профилактики;
- беседы с инспектором ПДН;
- вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
- направление ходатайств в КДН и ЗП;
- проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
- Профилактическая работа с родителями:
- привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий;
- выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутришкольный контроль;
- составление актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
- организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога для родителей;
- использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, семинары, тренинги и др.;
- проведение педагогического всеобуча для родителей, с использованием различных форм и методов работы:
Тема | Содержание | Ответственные |
По профилактике употребления ПАВ |
| классный руководитель, социальный педагог |
По профилактике правонарушений и преступлений |
|
Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях
Классы | Темы | Ответственные |
1 | Законы воспитания в семье. Какими им быть? | классный руководитель |
2 | Воспитание ненасилием в семье. | |
3 | Как научить сына или дочь говорить «нет»? | |
4 | Детская агрессивность, ее причины и последствия. | |
5 | За что ставят на учет в полиции? | |
6 | Свободное время — для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок? | |
7 | Как уберечь подростка от насилия | |
8 | Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения. | |
9 | Как научиться быть ответственным за свои поступки? |
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года
Классы | Знания, умения, навыки |
1 класс | Знать:
Уметь:
|
2 класс | Знать:
Уметь:
Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях. |
3 класс | Знать:
Уметь:
|
4 класс | Знать:
Уметь:
|
5 класс | Знать:
Уметь:
|
6 класс | Знать:
Уметь:
|
7 класс | Знать:
Уметь:
|
8 класс | Знать:
Уметь:
|
9 класс | Знать:
Уметь:
|
Планируемые результаты
1 блок |
|
2 блок |
|
3 блок |
|
4 блок |
|
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы |
|
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы | проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия |
Конечный результат реализации программы |
|
Используемая литература
- Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. — М., 2006.
- Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов/на Дону, 2006.
- Журналы: «Классный руководитель», «Воспитание школьников».
- Кодекс РФ об административных правонарушениях.
- Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.
- Правовое воспитание школьников 5-9 классы. — Волгоград, 2005.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. — М., 2000.
- Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. — М.
- Ресурсы Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УЩЕМЛЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
ПРОГРАММАПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УЩЕМЛЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...

Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...
Программа Профилактика безнадзорности, правонарушений, вредных привычек, среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни, средствами физкультуры и спорта.
Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович) Одно их важных мест в системе профилактики безнадзорности, правонарушений, педагогической и социально...
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
Цель программысоздание условий для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности, правонарушений...

Программа по воспитанию правовой культуры, формированию законопослушного поведения, профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ, дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних обучающихся МКОУ «Лапшихинская
Причины возникновения социальных проблем...

"Профилактика безнадзорности, правонарушений, злоупотребления психоактивными веществами и иных негативных явлений среди несовершеннолетних"
План мероприятий...

Документация Совета по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании среди несовершеннолетних и пропаганде здорового образа жизни
Положение о Совете по профилактике, приложения 1-4...
