Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
рабочая программа

Чернухина Анжелика Юрьевна

 Профилактика безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_profilaktiki.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Курежская основная общеобразовательная школа

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МКОУ Курежской ООШ

№ _________________

от «____» _____________

Программа

по профилактике безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних

Составитель:

Чернухина А.Ю.,

социальный педагог

МКОУ Курежской ООШ

с. Куреж, 2025 г.

Наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Разработчики программы

Социальный педагог Чернухина А.Ю.

Цели программы

  • обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
  • создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Сроки реализации программы

2025-2027 учебные годы.

Исполнители программы

Педагогический коллектив школы

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • исключить рост числа правонарушений несовершеннолетними;
  • создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе.

Пояснительная записка

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

  • рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
  • массовые нарушения прав детей;
  • рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
  • омоложение преступности;
  • увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МКОУ Курежской ООШ.

Правовая основа программы

Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:

  • Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Указы Президента РФ;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Цели программы

  • обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
  • создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Задачи программы

  • повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками;
  • защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
  • создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
  • осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
  • осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей;
  • развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».

Содержание программы

Программа содержит 4 блока:

  1. Организационная работа.
  2. Диагностическая работа.
  3. Профилактическая работа с обучающимися.
  4. Профилактическая работа с родителями.

  1. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании.

  1. Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

  1. Профилактическая работа со школьниками включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

Работа с подростками с девиантным поведением выстраивается в несколько этапов:

Этап

Содержание

Изучение подростка и окружающей среды

Диагностика подростка

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

Беседы с подростком,

вхождение в доверие к нему,

пробуждение его интереса к той или иной

деятельности

Накопление подростком

нравственно положительных качеств,

поступков

Стимулирование положительных поступков,

изменений

Самовоспитание, самоконтроль

Поддержка подростка в процессе

самовоспитания и самоконтроля

  1. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, проведение родительского всеобуча, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, воспитатели, учителя-предметники, социально-психологическая служба.

Планы мероприятий по блокам работы:

  1. Организационная работа:

  • Организация работы Совета профилактики.
  • Проведение тематических педагогических советов.
  • Педагогический всеобуч для родителей.
  • Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
  • Составление социального паспорта классов, школы.
  • Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.
  • Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

  1. Диагностическая работа:

  • Анкетирование учащихся 5-9 х классов.
  • Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
  • Заполнение карт развития учащихся.

  1. Профилактическая работа со школьниками:

1 направление:

Предупредительно-профилактическая деятельность:

  • реализация классных воспитательных планов;
  • проведение общешкольных собраний учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних;
  • проведение занятий по профилактике употребления ПАВ (1-9 класс);
  • проведение бесед по правовой тематике:

п/п

Раздел

Тема

1

Правила

общения

  • Знакомство с правилами школьной жизни.
  • Правила личной безопасности.
  • Культура речи.

2

Правила

поведения

  • Человек в мире правил.
  • Примерно веди себя в школе, дома, на улице.
  • За что ставят на внутришкольный учет?
  • Правила поведения в школе.
  • За что ставят на учет в полиции?
  • Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей.
  • Знакомство с правами и обязанностями учащихся.

3

Правила

дорожного

движения

  • Правила поведения и основные правила безопасности в транспорте (автобусе).
  • Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках.
  • Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.
  • Обязанности пассажиров.
  • Ответственность за повреждения имущества на транспортных средствах. Вандализм.
  • Ответственность за нарушение ПДД пешеходом.
  • Уголовная ответственность за кражи и угоны транспортных средств.

4

Я –

гражданин России

  • Я — гражданин России.
  • Что такое закон? Главный закон страны.
  • Воинская обязанность.

5

Права

ребёнка

  • Твои права и обязанности.
  • Равенство прав людей от рождения.
  • Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка».
  • Права детей — забота государства.
  • Подростку о трудовом праве.
  • Что делать, если ты попал в полицию?

6

Административная

и

уголовная

ответственность

  • Преступления и правонарушения.
  • Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония.
  • Об ответственности подростков за преступления.
  • Административная ответственность подростков перед законом.

7

Асоциальное поведение

  • Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?».
  • Конкурс стенных газет «Мы за здоровый образ жизни!»
  • Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм).
  • Алкоголь и правопорядок.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  • вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
  • вовлечение учащихся в КТД в школе;
  • планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года.

2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:

  • выявление причин отклонений в поведении;
  • беседы классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога с подростками;
  • приглашение на Совет профилактики;
  • беседы с инспектором ПДН;
  • вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  • направление ходатайств в КДН и ЗП;
  • проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

  1. Профилактическая работа с родителями:
  • привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий;
  • выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутришкольный контроль;
  • составление актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
  • организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога для родителей;
  • использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, семинары, тренинги и др.;
  • проведение педагогического всеобуча для родителей, с использованием различных форм и методов работы:

Тема

Содержание

Ответственные

По профилактике употребления

ПАВ

  • ПАВ и его влияние на организм ребенка.
  • Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
  • Устойчивость подростка в обществе.
  • Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ.
  • Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка.
  • Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.

классный руководитель,

социальный педагог

По профилактике правонарушений

и

преступлений

  • Права и обязанности семьи.
  • Права, обязанности и ответственность родителей.
  • Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
  • Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.
  • Причина детских суицидов.
  • Свободное время и развлечения учащихся.

Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях

Классы

Темы

Ответственные

1

Законы воспитания в семье. Какими им быть?

классный руководитель

2

Воспитание ненасилием в семье.

3

Как научить сына или дочь говорить «нет»?

4

Детская агрессивность, ее причины и последствия.

5

За что ставят на учет в полиции?

6

Свободное время — для души и с пользой, или

Чем занят ваш ребенок?

7

Как уберечь подростка от насилия

8

Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.

9

Как научиться быть ответственным за свои поступки?

Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года

Классы

Знания, умения, навыки

1 класс

Знать:

  • правила поведения в школе;
  • название государства и государственную символику;
  • законы класса;
  • правила личной безопасности.

Уметь:

  • соблюдать правила поведения в школе;
  • выполнять законы класса;
  • соблюдать безопасность на улице.

2 класс

Знать:

  • какого человека называют гражданином;
  • качества человека, необходимые достойному гражданину;
  • основные обязанности и права ученика;
  • правила поведения в общественных местах, дома, в школе.

Уметь:

  • различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;
  • высказывать негативное отношение к плохим поступкам;

Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях.

3 класс

Знать:

  • что такое закон;
  • как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина;
  • какие поступки нарушают устав школы;
  • какие правила поведения надо соблюдать пешеходу.

Уметь:

  • дисциплинированно вести себя на дороге;
  • соотносить моральные нормы с повседневным поведением.

4 класс

Знать:

  • элементарные права людей;
  • какие правонарушения и преступления может совершить школьник;
  • первоначальные представления о юридической ответственности.

Уметь:

  • уважать людей;
  • бережно относиться к своему и чужому имуществу.

5 класс

Знать:

  • права и обязанности учащихся школы;
  • название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;
  • меру наказания за нарушение Правил дорожного движения.

Уметь:

  • дисциплинированно вести себя на дороге;
  • защищать свои права;
  • выполнять обязанности школьника.

6 класс

Знать:

  • сущность преступления и правонарушения;
  • отличие правовых норм от норм морали;
  • как государство может защитить права ребенка.

Уметь:

  • различать административный проступок и преступление;
  • правильно оценивать поступки людей.

7 класс

Знать:

  • понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении;
  • меру наказания за преступления;
  • особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних.

Уметь:

  • осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;
  • предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее;
  • не создавать криминальных ситуаций на дороге.

8 класс

Знать:

  • понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения;
  • способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков.

Уметь:

  • соблюдать правопорядок в общественных местах;
  • противостоять вовлечению к употреблению ПАВ.

9 класс

Знать:

  • мотивы, которые могут привести человека к преступлению;
  • права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу;
  • способы поведения в критической ситуации.

Уметь:

  • защищать себя при нарушении трудовых прав;
  • помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию.

Планируемые результаты

1 блок

  • разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений
  • создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

2 блок

  • получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи
  • получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи
  • получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок

  • формировать у учащихся здоровый образ жизни у школьников
  • сформировать жизненную позицию ребёнка

4 блок

  • создание приоритетного родительского воспитания
  • организация педагогического просвещения родителей
  • построение демократической системы отношений детей и взрослых

Критерии отслеживания эффективности программы

Отслеживание эффективности всей программы

  • появление у подростков устойчивых интересов;
  • положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН;
  • уменьшение количества детей «группы риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия

Конечный результат реализации программы

  • исключить рост числа правонарушений несовершеннолетними,
  • создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе,

Используемая литература

  1. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. — М., 2006.
  2. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов/на Дону, 2006.
  3. Журналы: «Классный руководитель», «Воспитание школьников».
  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  5. Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.
  6. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.
  7. Правовое воспитание школьников 5-9 классы. — Волгоград, 2005.
  8. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. — М., 2000.
  9. Фалькович Т.А. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. — М.
  10. Ресурсы Интернет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УЩЕМЛЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.

ПРОГРАММАПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УЩЕМЛЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ...

Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо...

Программа Профилактика безнадзорности, правонарушений, вредных привычек, среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни, средствами физкультуры и спорта.

Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли.   (С. Давидович) Одно их важных мест в системе профилактики безнадзорности, правонарушений, педагогической и социально...

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Цель программысоздание   условий   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности, правонарушений...