Развитие творческих способностей на уроках технологии.
материал

Творчество - это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, материальные и духовных благ для удовлетворения имеющихся или новых потребностей людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_na_urokah_tehnologii.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок, умеющий творчески мыслить и реализовывать свои мысли на практике, вырастает в интересную, неординарную личность. Он становится инициативным, предприимчивым и компетентным специалистом. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место в науке, на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. Они более конкурентоспособны.

Поэтому одной из педагогических задач является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, материальных и духовных благ для удовлетворения имеющихся или новых потребностей людей.

Творческие способности – это способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи.

Говоря о творческих способностях, следует затронуть такое понятие как «творческий интеллект».

Творческий интеллект подразумевает способность мыслить неординарно, быть оригинальным и, когда это необходимо, думать «не как все».

Творческие способности помогают человеку развить необходимые во всем мире soft skills. Это так называемые «мягкие навыки» или «гибкие навыки».

  1. Коммуникативные навыки. Про некоторые из них мы уже написали выше. Это умение договариваться с другими людьми, работать в команде, аргументировать свою позицию. Сюда же относятся лидерские качества и эмоциональный интеллект – способность понимать чужие чувства и контролировать свои.
  2. Навыки самоорганизации. Например, умение эффективно организовать свою работу и грамотно распоряжаться временем.
  3. Креативные навыки. Способность нестандартно мыслить, нужна не только дизайнерам и представителям прочих творческих профессий, но и многим другим специалистам, бизнесменам и руководителям. Современный мир чрезвычайно изменчив, поэтому каждый из нас всё чаще сталкивается с нестандартными задачами, которые требуют нешаблонного подхода.
  4. Умение работать с информацией. Искать её, анализировать, делать выводы. Сюда же относят компьютерную грамотность. Неумение уверенно работать с компьютером всё чаще воспринимается примерно так, как наши бабушки и дедушки воспринимали неумение читать и писать.
  5. Стрессоустойчивость. Серьёзные изменения – это стресс, а когда их много, Становиться особенно важной способность справляться с ними и сохранять работоспособность. Без высокой стрессоустойчивости не получится долго и хорошо выполнять свою работу.

На основе этого можно сформулировать следующие задачи развития творческих способностей учащихся:

  1. Формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и   применять знания.
  2. Развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность.
  3. Научить находить нестандартные решения любых возникающих проблем.
  4. Воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Практика показывает, что для достижения цели и задач по развитию творческих способностей, учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы.

В ходе своей работы на уроках технологии учитель сталкивается с такими проблемами:

  1. Отсутствует внутренняя мотивация к творческой деятельности у учащихся (выполняют задания ради оценки, нет стремления к самопознанию, самосовершенствованию).
  2. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер (учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия, т.е. работают по шаблону).
  3. Учащийся не может применить теорию на практике (не знает, как использовать знания).
  4. Ученик испытывает страх перед практической деятельностью.

Существует ряд факторов, обеспечивающих успех при решении данных проблем.

Во-первых, творчество не рождается на пустом месте. Начиная работу в 5 классах, следует учитывать реализацию принципа преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе. Здесь необходимо строить уроки на базе знаний, умений и навыков, которые ученики получили в начальных классах, что поможет сформировать желание трудиться с интересом и охотой, и узнавать новое.

Во-вторых, необходимо делать упор на самостоятельную работу учащихся, т.е. бережно относиться к желанию учеников работать самостоятельно. Особое внимание уделяется самостоятельной работе учеников, в ходе которой они имеют возможность проявить творческую инициативу и применить знания, полученные не только на уроках технологии, но и в ходе изучения других предметов (истории, математике, черчения и т.д.).

В-третьих, важно создать условия уютной и безопасной атмосферы в кабинете технологии. Должно быть эстетически продумано оформление класса (стенды с таблицами, технологическими картами, работами учащихся и учителя). Рабочие места должны быть обеспечены инструментами, приспособлениями и оборудованием (современные швейные машины, микроволновая печь, электрическая плита и т.д.). Должен быть в наличии раздаточный материал, а также материл для творчества, которым можно воспользоваться в любую минуту. Все это позволяет создать реальные возможности для полноценной творческой деятельности учащихся.

В-четвёртых, обеспечивать на уроках психологически комфортную атмосферу, проявлять уважительное отношение к каждому ученику, добиваться чувства уверенности в посильности даваемых ему заданий. Необходимо чтобы учащиеся видели, что у преподавателя нет «любимчиков», что он доброжелателен, справедлив в оценках, что готов в любую минуту поддержать творческие проявления своих учеников. На некоторых уроках можно использовать музыку. Она способствует поднятию настроения, помогает внутренне расслабиться и сосредоточиться на задании.

Основными признаками творчества являются новизна или оригинальность того, что возникает в результате созидательной деятельности человека. Творчество может присутствовать в любом виде труда, поскольку везде можно создать что-то новое.

Создаваемые в процессе творчества материальные и духовные блага могут иметь разные уровни новизны. Одним из мощных инструментов мотивации детей к творчеству является изучение пирамиды уровней творчества по степени новизны создаваемого блага.

Уровни творчества по степени новизны создаваемого блага:

Первый уровень творчества, самый распространённый способ создания чего-то нового, - это восстановление первоначальных свойств того, что уже использовалось человеком. Например, после глажки внешний вид рубашки, блузки или брюк приобретает элемент новизны. Тем самым эта деятельность содержит хотя и маленькие, но элементы творчества.

Второй уровень творчества – это совершенствование того, что уже есть и что стало привычным. Например, измените схему шнуровки ваших кроссовок, и они приобретут элемент новизны. Теперь творчество проявляется более заметно.

Третий уровень творчества предполагает некоторое количественное изменение того, что взято для творчества. Новым будет также и перегруппировка, перестановка элементов в обновлённом объекте. Здесь примером творчества может быть оригинальное украшение на одежде, которым воспользовался модельер. Перестановка оборудования или мебели в помещении является заметным проявлением творчества на этом уровне.

Четвёртым уровнем творчества является приспособление (адаптация) различных элементов друг к другу. При этом может быть создан новый объект, обладающий новыми качествами. Например, установка двигателя на конной коляске позволила впоследствии построить автомобиль.

Пятый уровень творчества проявляется при внесении простых качественных изменений в традиционный объект. Так, например, гусиное перо было заменено стальным пером.

Шестой уровень творчества – это внесение принципиальных изменений в свойства того предмета, который подвергается творческим изменениям. При этом его главные принципиальные характеристики сохраняются или улучшаются. Примером такого творчества является замена колёс на гусеницы в вездеходах. Гусеничные машины стали легче перемещаться по бездорожью.

Седьмой уровень творчества – это создание новых объектов на уже известных принципах работы. Ярким примером такого творчества является создание космических ракет под руководством С.П. Королёва – советского учёного, конструктора и организатора производства ракетно-космической техники.

Восьмой уровень творчества – это создание такого, чего раньше не существовало вообще. На этом уровне творчества предлагается создание совершенно нового рода объектов. Например, создание новых книг, картин и скульптур, кинофильмов, музыки, машин, приборов и т.п.

После такой мощной мотивации дети с интересом приступают к своей работе. В процессе создания различных изделий, относящихся к различным видам рукоделия, у детей не только развиваются творческие способности и повышается творческий интеллект, но и улучшается психическое и физическое здоровье.

В последнее время подростки жалуются на депрессивное состояние. Рукоделие является замечательным средством от депрессии и стресса. Процесс рукоделия способен нормализовать работу всех наших внутренних органов, помогает облегчить хронические боли, делает нас стрессоустойчивыми. Дело в том, что на наших ладонях сосредоточены активные точки, связанные с разными системами нашего организма, которые в процессе рукоделия постоянно массируются.

Шитье. Улучшает работу мозга, наблюдается положительная динамика при болезнях сердца, связанных с нарушением ритма, нормализует давление, устраняет головные боли и нервные срывы, лечит бессонницу, улучшает состав крови, проходит вздутие живота, повышается иммунитет. Шитьё помогает справиться с повышенной агрессивностью и депрессией.

Шитье мягких игрушек и фигурок. Избавляет от болей в кистях, уменьшает последствия аллергических реакций, может помочь избавится от проблем с пищеварением, повышает гормон радости, снимает умственную и физическую усталость, стабилизирует вестибулярный аппарат и координацию, снижает давление.

Шитье предметов интерьера. Лечит головные боли, связанные с погодными условиями, болезни печени, селезенки, почек, снимает нервные стрессы, усталость глаз, шум в ушах, отеки век и пальцев, стимулирует деятельность желудка и обменные процессы в организме.

Лоскутная техника. Лечит головную боль, судороги и нарушение кровообращения в ногах, различные новообразования в организме, болезни голосовых связок, дыхательных путей, простуду, заторможенность, снимает стресс, чувство уныния, поднимает настроение, улучшает работу мозга.

Вязание спицами. Вязание спицами помогает справиться с последствиями сотрясения мозга, способствует более быстрому восстановлению позвоночника после травмы и скорейшему выходу из депрессий, избавляет от головной и зубной боли, успокаивает нервы, нормализует работу сердечно-сосудистой системы и системы пищеварения.

Вязание крючком. Вязание крючком лечит остеохондроз, простудные заболевания, болезни печени и почек, избавляет от ушной и зубной боли, от склероза, от боли старых травм, снижает повышенную утомляемость, тренирует память, помогает расслабиться.

Вышивание. Вышивание помогает бороться с бессонницей, нормализует артериальное давление, ритм сердца, избавляет от беспокойства и депрессии, шума в ушах, умственную усталость, нервное перенапряжение, улучшает работу головного мозга, служит профилактикой от гипертонии.

Выжигание.  Выжигание благотворно влияет на печень, почки, поджелудочную, желудок, а также предотвращает появление таких болезней, как гастрит и язва.

Лозоплетение. Лозоплетение лечит нервные тики, помогает при депрессии, избавляет от умственной усталости, головных болей, агрессивности, гипотонии, укрепляет память.

Узелковый батик. Узелковый батик избавляет от агрессивности, умственной усталости, успокаивает нервную систему, повышает трудоспособность.

Творчество присутствует не только на уроках в школе, но и в повседневной жизни. Дети могут заниматься каким-либо видов рукоделия дом, и им будет полезно узнать следующее.

Фриволите. Снимает боли в суставах, головные боли, судороги в ногах, устраняет нарушения в работе вестибулярного аппарата, помогает при поражениях центральной нервной системы, гипертонии, при повышенной чувствительности кожи, при воспалительных процессах. 

Игольное кружево. Помогает при дисбактериозе, аллергии на продукты и ткани, судорогах мышц лица и шеи, ослаблении зрения из-за нервных потрясении, снижает раздражительность, лечит нарушения координации, болезни дыхательных путей, воспаления лимфосистемы, высокое внутричерепное давление.

Плетение кружев на коклюшках. Лечит головные боли воспалительного характера, зубные и ушные боли, экзему, внутренние язвы и раны, судороги ног, воспаления и болезни кишечники, воспаления в мочевой системе, воспалительные заболевания носа, общую раздражительность и стенокардию. Помогает снять испуг, справиться с различными комплексами, тормозит старение органов слуха и общее старение организма, снимает шум в ушах.

Бисероплетение. Улучшает работу мозга, повышает внимательность, избавляет от болей в суставах, депрессии, проблем с кишечником, бронхиальных болезней, плохого сна, нормализует давление, тренирует память. Позволяет ускорить метаболизм в обмене веществ.

Резьба и роспись по дереву. Резьба и роспись по дереву лечит близорукость, сонливость, нервный кашель, различные фобии, нарушения вестибулярного аппарата, одышку, ушибы, гематомы.

Макраме. Макраме помогает при различных гормональных нарушениях, сонливости, а также плохой работе сердца и проблеме сворачивания крови, помогает избавиться от болей в области головы, желудка, раздражительного состояния, облегчает спазматические боли мышц, позволяет успокоиться.

Как видите, рукоделие это не только увлекательный процесс, но и путь к здоровью. Когда дети узнают об этом их деятельность на уроках технологии становиться более осознанной, что позволяет развивать их творческие способности и повышать уровень творческого интеллекта каждого из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Презентация на тему : "Развитие творческих способностей на уроках технологии"

Данная презентация- это обобщение опыта работы.  В работе я раскрыла тему моей педагогической проблемы "Развитие творческих способностей на уроках технологии". Поделилась опытом  своей работ...

Развитие творческих способностей на уроках технологии

Развитие творческих способностей на уроках технологииЕсли   учитель   имеет    только   любовь  к  делу,  он   будет х...

Выступление на научно-практическом семинаре «Развитие творческих способностей на уроках технологии методом проектирования».

Из многолетнего опыта работы методом проектирования, а также практической значимости и высокой результативности данного метода....

Развитие творческих способностей на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитие их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии....