Выступление на научно-практическом семинаре «Развитие творческих способностей на уроках технологии методом проектирования».
статья (технология) по теме

Холкина Татьяна Эвальдовна

Из многолетнего опыта работы методом проектирования, а также практической значимости и высокой результативности данного метода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

        Развитие социально-экономических отношений в России потребовало нового качества общего образования. Оно предусматривает готовность и способность выпускников общеобразовательных школ нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, уметь проявлять инициативу, предприимчивость, творчество и ответственность.

Сегодня перед педагогической наукой и практикой стоит одна из важнейших проблем: как сделать процесс обучения интересным для школьников и полезным для их интеграции в существующие и прогнозируемые социально-экономические условия. Приоритетная роль курса «Технология» в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям была подчеркнута в решении коллегии Министерства образования РФ (приказ Министерства образования РФ от 05.07.2000г. №2043).

Достижение поставленных целей предполагается осуществлять посредством широкого использования  метода проектов  и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Под методом проектов в курсе «Технология» понимают способ организации познавательно – трудовой деятельности учащихся, предусматривающий определение потребностей людей, проектирование продукта труда в соответствии с этими потребностями, изготовление изделия или оказание услуги, оценку качества проведённого исследования и созданного продукта, определение реального спроса на него на рынке товаров и услуг.

Глава 1.  Сущность метода проектов на разных этапах его развития

Метод проектов – это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике.

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики»,  основоположниками которой были американский философ и педагог Джон Дьюи и его ученик У.Килпатрик. Согласно их теории, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах.

В России метод проектов  был хорошо известен С.Т.Шацкому, В.Н.Сороке-Росинскому, А.С.Макаренко и др. В 20-х годах XX века метод проектов начал применяться в отечественных школах. Наиболее полно идеи Дж. Дъюи были реализованы в педагогической практике А.С.Макаренко. Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школы ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов, например,  «Поможем заводу выполнять промфинплан», «Научимся разводить кур» и т.д. Этот опыт стал довольно широко внедряться в общеобразовательных школах страны.   Однако отсутствие четких разработок по  использованию метода проектов  в преподавании школьных дисциплин, привело к смещению акцентов  в сторону делового прагматического действия. Отказ от систематического изучения учебных предметов привели к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и в 1931 году постановление ЦК ВКП(б) осудило непродуманное применение метода проектов  и, практически, запретило его дальнейшее использование. Таким образом, данный метод был исключен из школы вместе с его преимуществами.

Но история педагогики выделяет три этапа становления метода проектов:

  • этап доминирования метода проектов в образовательном процессе (начало XX века). Данный метод рассматривался в качестве основной формы и универсального средства обучения, построенного на активной деятельности ученика.

На смену ему в 70 – 80 гг. XX в. пришел второй этап:

  • этап переосмысления концепции метода проектов. В это время метод проектов использовали вместе с другими методами, и учащиеся работали под руководством педагога. Значительный интерес представляет опыт применения метода проектов в английских школах, где в это время был введен интегрированный предмет «Дизайн и технология». В основу систематизации материала по этому курсу положена методика проектной деятельности, а процесс обучения строится на выполнении проектов. Реализуя ту или иную идею, учащиеся учатся работать с материалами, инструментами  и информацией. Со временем эти идеи были доработаны системой образования Бельгии, Германии, Италии, Норвегии и других стран мира. Популярность метода была обусловлена  рациональным сочетанием теоретических знаний и практического опыта для решения конкретных проблем.

Именно поэтому в конце XX в. наступает очередное «возрождение» метода проектов:

  • этап  полифункциональной ориентации представлений о сущности метода проектов. Данный метод признается как синтез общепринятых педагогических идей и результат длительного международного сотрудничества, рассматривается как новая педагогическая технология (В.В.Гузеев, Г.К.Селевко, Е.С.Полат), и как самостоятельная система обучения и метод познания учащимися социума (Дж.Питт, М.Б.Павлова, М.И.Гуревич, В.Д.Симоненко, И.А.Сасова). Метод проектов включает в себя набор педагогических приемов, приемлемых для любой школы мира.

        Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно-урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные  групповые.

По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое обучение. К групповым способам обучения, наряду с традиционными: работа в парах, бригадно-лабораторный метод, дидактические игры, относится также и метод проектов. Ценность метода проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта. Основная задача проектов – вооружение ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») в словарях толкуется как план, замысел или чертеж чего-либо. Проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в творческий  процесс создания.

Основополагающий принцип метода проектов  -  развивать творческую личность, исходя из интересов самого ребенка, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких и общества.

Технология, как ни какой другой учебный предмет, способна решать эти задачи, потому что  они во многом созвучны с основными целями и  задачами обучения  образовательной  области «Технология».

Применительно к уроку технологии,  образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Эффективность данного метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, даёт знания и умения, практический результат, создаёт ситуацию успеха и уверенности в собственных силах.

Выполняемые школьниками проекты можно условно разделить на несколько видов в соответствии с наиболее значимыми признаками:

                                                                                                                     Таблица 1

№ п/п

Признаки

Виды проектов

1.

Уровень творчества

- исполнительный

- конструктивный

- творческий

2.

Содержание

- монопредметный

- межпредметный

- внепрограммный

3.

Назначение

- учебный

- семейный

- общественный

- производственный

4.

Количество исполнителей

- индивидуальный

- групповой

- коллективный

5.

Возраст исполнителей

- одновозрастной

- разновозрастной

6.

База выполнения

- школьный

- внешкольный

7.

Продолжительность выполнения

- мини-проект

- четвертной

- годовой

- многолетний

Когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, следует говорить об исполнительском проекте. Выполнение таких проектов неизбежно на начальном этапе использования метода проектов, поскольку у учащихся ещё недостаточно опыта для самостоятельного поиска, анализа, выбора оптимальных решений и т.д. Поэтому  программой «Технология» (под редакцией  И.А.Сасовой) предусмотрено в 5 классе знакомство с предметом начинать с  изучения раздела «Основы проектирования», где учащиеся должны усвоить общие способы  организации проектной деятельности и овладеть определенными знаниями и умениями.

        Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект.

        Если учащиеся сами выдвинули идею проекта и реализовали её, создав реальный, качественный продукт, то этот проект, безусловно, характеризуется как творческий.

        Следует отметить, что к 7 классу, практически все учащиеся выполняют творческий вид проекта. Это подтверждает гипотезу о том, что метод проектов способствует развитию творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Глава 2. Развитие творческих способностей на уроках технологии  методом проектов.

Проектная учебная деятельность представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и реализуются ими в процессе теоретической проработки и практического исполнения при консультации учителя. В педагогической практике использование метода проектов может целенаправленно решать задачи индивидуально-ориентированного образования. Действенность данного метода обусловлена тем, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, но направленная при этом на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать опыт решения творческих задач.

        При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель уже не является экспертом, он – демократичный руководитель, консультант, помощник, а ученик становится активным участником творческого процесса. При таком подходе, в корне меняется система отношений  учитель – ученик.

Ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом.

Ученик открывает для себя новые знания – учитель рекомендует источники знаний.

Ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента.

Ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора.

Ученик активен – учитель создает условия для проявления активности.

Ученик отвечает за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

Ученик - субъект обучения, учитель партнер.

Такие взаимоотношения  способствуют:

  • формированию специфических умений и навыков общеучебного и коммуникативного характера (постановка проблемы, выбор оптимального способа достижения цели, четкое планирование самостоятельной работы вне школы и на уроке, организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка решения, публичное выступление, презентация результатов работ);
  • активизации познавательной деятельности;
  • развитию творческих способностей.

Данные предположения были многократно подтверждены реальным опытом работы. Начиная с 1998 года, я использую в своей работе метод проектов, и теперь, уже с уверенностью, могу сказать, что это очень продуктивный и развивающий метод.  И в  первую очередь идет развитие творческих способностей, потому что элементы творчества присутствуют на всех этапах  выполнения проекта.

        Структура проектной деятельности чаще всего является линейной: потребность – проблема исследования – первоначальные идеи – оценка идей – разработка лучшей идеи – планирование – изготовление – апробирование – оценка.  А вот развитие творческих способностей, как подсказывает опыт, идет как линейно, так и поступательно.

Линейное развитие происходит тогда, когда учащиеся от проекта к проекту, все больше расширяют спектр своей деятельности. Например, изучив самостоятельно какой-то  один вид  рукоделия, у них возникает желание и потребность познакомиться и с другими  видам рукоделий. То есть разнообразие их творческих работ увеличивается с каждым разом, следовательно, повышается  и уровень творческих способностей.

Творчество учащихся проявляется уже на первоначальном этапе проектирования – выбор темы проекта. Спектр детских интересов настолько разнообразен, что не поддается никакому перечислению. В качестве примера приведем только некоторые из них:

  • реставрация и модернизация одежды («джинсовые переделки», «вторая»  и «третья»  жизнь летних футболок,  декоративные заплатки, термопереводные  картинки и т.д.);
  • дизайн и изготовление сумок (из маленьких джинсов, в лоскутной технике, связанных крючком и на спицах);
  • мягкие игрушки (вязаные, сшитые из устаревшего меха, из носочков и даже! из одиноких перчаток);
  • предметы интерьера (панно в самой разнообразной технике, коврики для ванной комнаты и туалета);
  • изделия, вязанные крючком и на спицах (шапочки, шарфы, варежки, носочки  и т.д.)
  • изделия из соленого теста (декоративные тарелки, игрушки);

Творческие способности учащихся на данном этапе не могут не развиваться, потому что метод проектов постоянно ставит их в ситуацию выбора и творческого отбора идей. (Приложение 1)

        Поступательное развитие происходит тогда, когда учащиеся настолько увлекаются одной темой, что занимаются её изучением на протяжении нескольких проектов. В данном случае развитие происходит путем углубления и полного проникновения в тему. Обычно такие идеи развиваются в одном русле, но с каждым новым проектом задачи, которые ставит перед собой обучающийся, усложняются. Например, возникла идея создания простейшей игрушки, а  в процессе работы над проектом, тема «Мягкая игрушка»   заинтересовала всерьёз. Тогда наблюдается динамика значительного роста и развития творческих способностей ребенка. Работы с каждым разом усложняются, а их качество и оригинальность повышаются. (Приложение 2)

        Творческое начало присутствует на всех этапах работы над проектом. Особенно ярко это просматривается при оформлении пояснительной записки – своеобразного отчета о проделанной работе в ходе выполнения проекта. Некоторые учащиеся так увлекаются, что выполняют не только то, что необходимо, согласно описанию, а дают волю своей фантазии, полностью погружаясь в этот интересный творческий процесс. И тогда появляются очень интересные работы со своим оригинальным подходом к оформлению:

  • реклама (в стихах и прозе, звучным слоганом, с эмблемами, товарными знаками и т.д.);
  • планирование (в виде прямой последовательности, звёздочки обдумывания, схемы);
  • технология изготовления (словесное описание,  технологическая карта, пошаговые инструкции);
  • самооценка (критические рассуждения, бурная радость в стихах, впечатления друзей);
  • экономический расчет (применение формул, в виде таблицы). (Приложение 3).

Общим результатом, полученным в ходе работы с использованием метода проектов, стал значительный рост мотивации и повышение творческих способностей учащихся.

Заключение

         Занимаясь активным внедрением метода проектов, темой самообразования в 2005-2006 учебном году выбрала «Использование метода проектов в образовательной области «Технология», что дало прочную теоретическую и практическую основу для проведения уроков данного раздела. Как следствие, в последние два года темой самообразования является «Развитие творчества учащихся через индивидуализацию обучения». Применение данных разработок создало прекрасные условия для реализации творческих возможностей учащихся. В совершенстве владея методом проектов, учащиеся легко переходят от подражания к истинному творчеству, развивая при этом технологическую грамотность, овладевая основами экономического анализа и самоконтроля.        

Лучшим подтверждением каких-либо предположений является  результативность. Не так просто подобрать  критерии для оценивания роста творческих способностей учащихся, но, безусловно, что очень наглядным показателем являются сами работы учащихся, их участие в выставках, конкурсах и олимпиадах.

Хорошим показателем продуктивной деятельности являются стабильно высокие знания учащихся по предмету, которые отражаются не только в мониторингах и итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов, но и в результатах предметной олимпиады по технологии. (Приложение 4).

Список литературы

  1. Барлекс Д., Питт Дж. Дизайн в технологическом образовании – опыт Великобритании // Стандарты и мониторинг в образовании. – 1999. №5.
  2. Гуревич М.И. Директору школы о методе проектов. – Н.Новгород: НГЦ, 2005.
  3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  4. Павлова М.Б. , Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. 5-9 классы: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005.
  6. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В. С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
  7. Поташник М. М. Как подготовить проект на получение грантов. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России. 2005.
  8. Романовская. М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
  9. Сасова И.А., Марченко А.В. Технология. 5-8 классы: Программа.- М.: Вентана-Граф, 2007.
  10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:: АРКТИ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей на уроках технологии через элементы исследовательской и проектной деятельности

данный материал можно использовать для работы, а также может являться помошником для написания курсовойработы ,темой для самообразования....

Презентация на тему : "Развитие творческих способностей на уроках технологии"

Данная презентация- это обобщение опыта работы.  В работе я раскрыла тему моей педагогической проблемы "Развитие творческих способностей на уроках технологии". Поделилась опытом  своей работ...

Развитие творческих способностей на уроках технологии

Развитие творческих способностей на уроках технологииЕсли   учитель   имеет    только   любовь  к  делу,  он   будет х...

Развитие творческих способностей на уроках технологии и во внеурочной деятельности

Важным средством приобщения учащихся к творчеству, развитие их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, умению находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии....

Методический материал "Эвристические методы для развития творческих способностей на уроках технологии"

Материал отражает основные приемы по развитию творческих навыков обучающихся...

Выступление на семинаре школьного методического объединения по теме: «Развитие творческих способностей на уроках технологии» 2016г.

Выступление на семинаре школьного методического объединения по теме: «Развитие творческих способностей на уроках технологии»  2016г....