Форма наставничества "учитель - учитель"
статья

Сохина Светлана Викторовна

Статья посвящена роли наставничества в становлении молодых специалистов образовательных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nast.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Форма наставничества "учитель - учитель"

Никакие знания не передаются иначе, как от человека к человеку; за каждым успешным человеком в любой сфере всегда стоит наставник. Наставничество играет важную роль в формировании наших способностей и достижении успеха. В течение веков люди обращались к наставникам, чтобы получить помощь или мудрый совет.

Сегодня под наставничеством понимается универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное общение опытного состоявшегося человека (наставника) с начинающим или менее опытным (наставляемым), основанное на доверии и партнерстве. Цель наставничества в образовании — помочь молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении.

В числе самых крупных форм наставничества, включающих много вариаций в зависимости от условий реализации, можно назвать пять:

«ученик – ученик»,  «учитель – учитель», «студент – ученик»,

«работодатель – ученик»,  «работодатель – студент».

С целью повышения профессионального уровня молодого специалиста и создания комфортной профессиональной среды для его адаптации в школе традиционно существует проверенная временем форма наставничества «учитель – учитель». Данная форма  предполагает взаимодействие молодого педагога с опытным, располагающим навыками и ресурсами  специалистом-педагогом. Молодые специалисты в начале своего профессионального развития  нуждаются одновременно в личностной и профессиональной поддержке. Наибольшие трудности вызывает психологическая и профессиональная адаптация, формирование собственной позиции и системы преподавания, выстраивание позитивных отношений с педагогическим коллективом, учениками, родителями. Наставничество начинающему педагогу дает возможность повысить его профессиональные компетенции, получить поддержку более опытного коллеги  и сформировать свой педагогический опыт. Только от опытного специалиста молодой специалист на рабочем месте может получить помощь, как практическую, так и теоретическую. Наставники оказывают методическую поддержку молодому специалисту по конкретному предмету в составлении рабочих программ и тематических планов, в  поиске необходимых пособий и т.д. Молодой учитель получит необходимые  профессиональные советы и рекомендации, а также стимул  для комфортного становления и развития.   Очень важна психологическая совместимость наставника и молодого специалиста. Перед наставником ставится целый ряд задач: заинтересовать профессией педагога, ускорить процесс профессионального развития, помочь адаптироваться в новой команде.

Самым сложным этапом в работе, как молодого специалиста, так и наставника является практика. В это время необходимо эмоционально поддержать молодого специалиста, укрепить веру в свои силы, а самое главное, найти взаимопонимание. Наставник знакомит молодого специалиста со школой, с оформлением и ведением документации.  Молодой учитель постепенно вовлекается в работу, набираясь опыта в работе с детьми.

  Совместная разработка электронных образовательных ресурсов наставником и  начинающим специалистом — один из аспектов наставничества по модели «педагог — педагог». Проведение молодым преподавателем мастер-классов, обучающих семинаров по созданию  электронного портфолио или сайта педагога, оформление и наполнение его в соответствии с современными требованиями, подбор учебно-методических материалов в электронном формате  — вот направления действенной помощи уже опытным учителям. Индивидуальные консультации опытных педагогов начинающими специалистами дают хорошие результаты.

 Таким образом, наставничество по модели «педагог — педагог» может строиться не только по направлению передачи опыта, педагогического мастерства и т. д. от представителя старшего поколения к начинающему специалисту, но и наоборот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы учителя английского языка

Формы работы учителя английского языка в виде картинки....

Методы и формы работы учителя математики,с учащимися, имеющими высокий уровень интеллекта.

Целью обучения математики в школе является не только овладение конкретными математическими знаниями, но и интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математичес...

«Формы взаимодействия учителя-логопеда «Центра психолого-медико-социального сопровождения и воспитателя ДОУ»

Предлагаемый материал был озвучен на Районной  конференции дошкольных работников образовательных учреждений Олонецкого национального муниципального района «Дошкольное образование О...

Открытый урок "Ансамблевое исполнение как одна из форм воспитания учителя музыки"

Выпускник, получающий квалификацию учителя музыки, должен быть готов способствовать социализации, формирования общей культуры личности обучающихся(возраст учащихся 15-19 лет), использовать разнообразн...

Презентация: "Досуг,как форма работы учителя - логопеда".

Презентация "Досуг, как форма работы учителя - логопеда" содержит информацию о цели и  видах досугов, которые могут использоваться в логопедической работе в дошкольных образовательных учреждениях...

Личностно-ориентированное обучение, как инновационная форма работы учителя для формирования индивидуальных способностей учащихся.

Личностно-ориентированное обучение - способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивиду...

Мастер- класс для педагогов тема" Нетрадиционные формы работы учителя - логопеда. Игры с песком"

Пескотерапия - как одна из нетрадиционных педагогических технологий  в работе с детьми - логопатами....