разработка классного часа "Школьная жизнь и закон"
классный час (5 класс)
Разработка классного часа "Школьная жизнь и закон"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
"ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И ЗАКОН"
Классный руководитель: 5 «А»
Перова Ю.С.
Классный час "ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И ЗАКОН"
Цель: формирование у учащихся способностей соотнести правовые нормы с реальными межличностными отношениями, способствовать развитию морально-правовой рефлексии.
Задачи: основываясь на конкретных жизненных ситуациях, подчеркнуть опасность предубеждений и стереотипов в отношениях между подростками; воспитать опасность предубеждений и стереотипов в отношениях между подростками; воспитывать гуманизм и чувство товарищества; формировать навыки бесконфликтного общения и самоопределения личностных позиций при столкновении со злом.
Интерактивные стратегии:
1.Мозговой штурм.
2.Упражнение «Сотрудничество».
3.Работа с дилеммой.
4.Упражнение «Займи позицию-защита или обвинение».
Дидактический материал:
1.Плакаты с текстами закона.
2.Листочки на каждую группу.
3.Таблички для «Займи позицию».
Словарь урока: демократия, дилемма, предубеждение, стереотип.
Ход занятия
І. Вводное слово ведущего
-Прошлый ХХ век прошел под знаменем демократии. Он вошел в историю человечества как время самых жестоких войн и конфликтов.
Не все согласны с принципами демократии. Особенно много таких людей в странах, где не всегда господствовали строгие не демократические формы правления.
Но лучшей формы правления человечество еще не придумало.Во всем мире, в каждой стране должны утвердиться важнейшие принципы демократии:
1.Народовластие.
2.Соблюдение прав и свобод каждого человека.
3.Равенство всех перед законом.
Школьная жизнь тоже демократизируется. Очень много изменилось в программах, в методике образования. Обществу не безразлично, какими вырастут дети. Назовите те черты развития личности, которые очень важны для блага людей во всем мире.
ІІ. Мозговой штурм «Черты демократа»
Учитель с помощью двух человек быстро под диктовку всего класса записывает на доске те черты, которые назовут дети:
-свободолюбивый, активный, грамотный, смелый, энергичный, уважающий людей, честный, порядочный и др.
В некоторых школах создаются школьные республики, избираются президенты, министры. Ребята участвуют в подготовке и проведении выборов в Парламент школы и др. А как строится жизнь в вашем классе? Ведь именно здесь осуществляется то, ради чего вы приходите в школу.
Этот серьезный процесс, который контролируют государственные органы, называется... ? (образование.)
В нашем Основном законе –Конституции РФ-образование определено как право и обязанность каждого.
ОБРАЗОВАНИЕ - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Нельзя образовать человека, если он не способен сотрудничать с учителями, с одноклассниками. Если он приходит в школу от нечего делать, если он настроен, бесцельно пройти по жизни. Если, как говорил Платон, он «не удобен для общения».
ІІІ. Упражнение «Сотрудничество»
Инструкция. Все участники образуют, стоя лицом друг к другу, коридор из двух шеренг. Середина-это полоса около 8м.Нужно быть внимательным к тому, что говорит тренер (учитель).Если вы согласны с тем, то делаете шаг вперед, если вы не согласны, то делаете шаг назад. Ширина «шага» равна 20см.
1.Сотрудничество-это когда мы вместе против проблем.
2.В нашем классе все уважают друг друга.
3.Мне не нравится человек, который срывает уроки.
4.Нельзя присваивать клички и прозвища.
5.Даже если мне объявят бойкот, я не могу сбегать с уроков.
6.Я ориентируюсь в школе главным образом на учебу.
7.Мне некогда болтать, отвлекаться на уроках.
8.Я дружу только с одним человеком, с остальными просто в хороших отношениях.
9.Мне интересно общение с каждым в классе.
10.У нас очень демократичные ребята: простые, дружные, добрые.
11. В нашем классе уважают ребят всех национальностей.
12.Нет плохих учителей, есть плохие ученики.
13.Если у меня двойка, то в этом только моя вина.
14.Я не даю никому списывать.
15.Я не списываю.
16. Мне нравится учеба в нашем классе.
17.У нас на уроках все внимательны и дисциплинированны.
18.Мы часто собираемся все вместе на школьные вечера и дискотеки.
19.Когда я болею, ребята приходят или звонят, беспокоятся об мне.
20.На летних канукулах мы всем классом обычно выезжаем куда-нибудь.
21.У нас не звучат нецензурные слова.
22.Мне не нравится, когда при всех юноша и девушка начинают обниматься и целоваться.
23.Все учителя в школе уважают наш класс.
24.Мы редко ссоримся.
25.В классе нет проблем по поводу дежурства.
26.Если я что-то не понимаю на уроке, то мне помогут обязательно.
27.Все в нашем классе следят за своей внешностью.
28.Для меня каждый день в школе –праздник.
29.Ребята в классе ведут здоровый образ жизни.
30.Мы все стремимся быть честными и порядочными людьми.
Итоги упражнения. Если вы подошли близко к полосе, которая была серединой вашего «коридора» или вступили на нее, то вы готовы сотрудничать, вы дружелюбны, вы демократичны. Но жизнь в школе полна сложностей. Очень часто возникает необходимость решить ее однозначно невозможно.
ІV. Работа с дилеммой
В большом и красивом городе жила маленькая девочка. Училась она в большой красивой школе. Но в сердце этой девочки поселился колючий ежик, который к 13 годам превратился в дикобраза, а девочка стала атаманшей в классе.
Родители Аллы (имя ее изменено)постоянно ссорились, дрались в ее присутствии, распивали спиртное, не заботились о ней. Единственное место, где она чувствовала себя человеком- это родная школа.. Алла мечтала стать юристом. Была острой на язык. Могла сказать все, что хотела, даже директору школы. А в 9-м классе она стала посещать секту сатанистов и взахлеб описывала ребятам оргии, которые там устраивались.
С «неинтересных» уроков она сбегала, организуя целую группу ребят. Не скрывала, что дружит со скин-хэдами, которые участвовали в нападении на латиноамериканских студентов.
В классе были те, кто дружили с ней, и те, кто ее осуждали и даже требовали исключить из школы.....
Как справиться с ситуацией ?
Инструкция
Шаг-1. Образуйте 4-5 групп по 5-6 человек в каждой.
Работая в группах, составьте два списка качеств этого неформального лидера: «За что уважали Аллу» и «За что осуждали Аллу».
Шаг-2.Нарушен ли закон ?
Для этого учитель предлагает вниманию ребят плакаты на доске. Нужно найти в поведении Аллы то, что противоречит закону.
Конституция Республики РФ
(извлечение)
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства.
Статья 3.4
Никто не может присваивать власть в Республике РФ.
Захват власти, присвоение властных полномочий преследуются по закону.
Статья 47.3
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 29.2
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
V. Чтение и обсуждение закона РК «Об образовании»
Закон РК «Об образовании»
(извлечение)
Содержание образования должно быть ориентировано на:
-развитие личности,талантов и умственных и физических способностей ребенка;
-воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребенка, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;
-подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия.
Вопросы для обсуждения:
1.Нашли ли ребята, осуждавшие Аллу, в законах подтверждение своих взглядов?
2.Какие нравственные (моральные нормы), закрепленные в законах, нарушала Алла?
3.Можно ли было обратиться с суд, в милицию?
4.Как можно было решить дилемму ?
...И вот однажды директор вошел в класс вместе с новенькой. Она приехала с родителями из Англии.
-как ее зовут?- спросили ребята. Девочка улыбнулась: «Как английскую королеву!» С этого момента Алла перестала быть единственным лидером.
Лиза свободно говорила по-английски, но зато не знала многого по программе обычной школы. Ребята с удовольствием помогали ей, бывали у нее дома. Родители Лизы подарили школе 4 компьютера и новую мебель для класса, где обучалась их дочь.
Алла подговорила двух девочек пригласить «королеву» в лесополосу для разборок....
-Почему у Аллы сложилось предубеждение против новой одноклассницы ?
-За что, по-вашему, Алла могла ненавидеть Лизу ?
-Что за разборка произошла в лесополосе ?
Девочки обвинили Лизу в том, что она возомнила о себе слишком много, что ее родители подкупают учителей.
Потом они стали избивать ее, заставили встать на колени, целовать им руки и просить прощения. Когда Лиза потеряла сознание, они ушли домой.
Случайные прохожие нашли через несколько часов девочку. Она умерла в больнице, не приходя в сознание.
VI.Упражнение «Займи позицию-защита или обвинение»
Учитель ставит на І парту І ряда табличку «Защита», а на ІІ парту ІІ ряда –табличку «Обвинение». Ребята должны занять ряд, который соответствует их убеждениям. Каждый должен выступить со своими доводами в защиту Аллы и ее друзей или с обвинениями. Не нужно прерывать ребят, комментировать. становите регламент- 1 мин.
О времени пусть напоминает удар по металлической тарелке или удар деревянного молотка по столу.
В итоге обсуждения учитель ставит на І ряд табличку «Адвокат», на ІІ ряд –«Прокурор» и говорит:
-нарушая общественные нормы, нормы морали, человек уже готов на совершение правонарушения. Особо опасные правонарушения –преступления-совершаются часто с молчаливого согласия окружающих.
Зло очень живуче. Уметь его различать, уметь дать ему отпор, просто противостоять не каждому под силу. Поэтому на помощь детям должны были прийти взрослые.
Главная вина лежит на сомой Алле. Но она бы ничего не сделала, если бы в классе не оказывалась поддержка. К сожалению, такого типа преступления на почве предубеждений, подростковой неприязни не так уж редки в школах.
VІІ. Подведение итогов. Выводы
ЗАПОМНИ!
С вашего молчаливого согласия может совершить свое зло жестокий и коварный человек. Учитесь противостоять жестокости, агрессии и насилию.
Для этого есть законы, которыми мы должны уметь пользоваться. В этом вам помогут ваши родители, педагоги и воспитатели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»
Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»...
Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»
Методическая разработкаклассного часа «Подросток и закон» Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о...

Методическая разработка классного часа "Подросток и закон"
Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников...

Разработка классного часа "Жизнь без вредных привычек"
Классный час на тему "Жизнь без вредных привычек" для учащихся среднего звена...
Методическая разработка классного часа "ЖИЗНЬ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ"
Цель: формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.Задачи:- объяснить обучающимся действие алкоголя и наркотиков на организм;- познакомить с распространёнными последствия...

Методическая разработка классного часа «Подросток и закон»
Цель: воспитание правовой культуры старшеклассников.Задачи:1. Формировать осознанный выбор модели поведения с учетом новых знаний о формах ответственности подростка за те или иные поступки.2. Закрепит...
Методическая разработка классного часа "Жизнь и творчество И.А.Бунина "
Методическая разработка классного часа «Жизнь и творчество И.А.Бунина» предназначена для формирования интереса к творчеству И.А.Бунина, воспитания любви к русской поэзии и прозе....
