Статья на тему: "Погружение в мир будущей профессии".
статья (9, 10, 11 класс)
Вопрос – ответ, информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, принятие решений.
У меня растут года,
Будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
В.В. Маяковский.
Любая будущая профессия является основой для осуществления нормальной жизнедеятельности человека в обществе. Важно выбирать профессию ту, в которой будет интересно, где можно будет проявить свои творческие способности, развиваться, приносить пользу людям, получая при этом удовольствие, как моральное, так и материальное.
Проблема выбора состоит в том, что на данный момент существует огромное количество профессий, среди которых нужно выбрать одну.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Погружение в мир будущей профессии.
Красильникова Т.Е., мастер производственного обучения.
Аннотация: Актуальность темы, обусловлена необходимостью обучающихся к выбору будущей профессии.
Ключевые слова: Вопрос – ответ, информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, принятие решений.
У меня растут года,
Будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
В.В. Маяковский.
Любая будущая профессия является основой для осуществления нормальной жизнедеятельности человека в обществе. Важно выбирать профессию ту, в которой будет интересно, где можно будет проявить свои творческие способности, развиваться, приносить пользу людям, получая при этом удовольствие, как моральное, так и материальное.
Проблема выбора состоит в том, что на данный момент существует огромное количество профессий, среди которых нужно выбрать одну.
Профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни, которое дается всегда не легко.
Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении долгих лет.
Осознанность выбора профессии с учетом своих способностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий представляет собой профессиональное самоопределение.
Самоопределение основывается на следующих этапах:
- мотивационный
- информационный
- деятельностно-практический
Мотивационный этап включает мотив, положительное отношение, активную жизненную позицию обучающегося в процессе самоопределения.
Информационный этап формирования профессионального самоопределения должен включать наличие вариантов выбора образовательно- профессиональной деятельности, интереса к профессии, умение находить источники профессионально - ориентационной значимой информации.
Обучающийся должен знать свои способности, качества, склонности, важные для профессионального самоопределения. Нужно владеть информацией о требованиях, предъявляемых к человеку избираемой профессии и быть готовым обратиться к жизненным примерам, демонстрирующим факторы, влияющие на выбор, возможно пересмотреть свое отношение к сформированному образу жизни.
Обучающийся должен уметь ставить цель и составлять программу действий по ее достижению, анализировать имеющиеся варианты выбора, успешно включаться в продуктивную, практическую деятельность, направленную на приобретение опыта в избираемой профессии, все это является показателями деятельностно-практического этапа.
Кем хотят стать выпускники школ сегодня?
По данным Центра социально-профессионального самоопределения Института содержания и методов обучения РАО, 50% выпускников школ не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда;46% выпускников школ ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых (родители, родственники, знакомые); 67% выпускников школ не имеют представления о научных основах выбора профессии, не владеют умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе; 44% не обеспечены сведениями о возможностях обучения в интересующей сфере труда. У многих из них отсутствует индивидуальный образовательный запрос, не сформирована личностная потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования и не выражена готовность к последующей самореализации и дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических, социокультурных условиях.
Решение данной проблемы возможно при взаимодействии школ и учреждений начального и среднего профессионального образования посредством организации и проведения профессиональных проб.
Что такое профессиональная проба?
Профессиональные пробы являются, своего рода, моделью конкретной профессии, посредством апробирования которой обучающиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри. При этом обучающийся на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный социальный опыт поможет будущим студентам легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и востребованные.
Основные задачи программ профессиональных проб — ознакомление с группой родственных или смежных профессий, содержанием, характером и условиями труда рабочих (инженеров, рабочих, служащих) различных отраслей народного хозяйства; формирование до профессиональных знаний, умений, навыков, опыта практической работы в конкретной профессиональной деятельности, оказание школьникам помощи в профессиональном самоопределении.
В процессе профессиональных проб развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, проверяется готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
В основу профессиональных проб положена идея профессиональных знаний, умений, навыков и опыт в практической работе.
Профессиональные пробы должны проводиться со школьниками на разных возрастных этапах обучения.
В начальной школе ребенок может мечтать о профессии, в средних классах уже мечта может стать реальностью, или наоборот интерес пропадает. В старших классах выбор должен быть уже целенаправлен и определен.
Выполнение профессиональных проб проводится в два этапа.
Первый — подготовительный, в котором выделяются обучающая и диагностическая части.
Второй — практический, включающий задания по трем направлениям: технологическому, ситуативному и функциональному.
Обучающая часть подготовительного этапа направлена на приобретение школьниками основных сведений о профессиях, входящих в данную сферу профессиональной деятельности.
Диагностическая часть направлена на выявление профессионально важных качеств личности.
Теоретические знания, сообщаемые обучающимся в ходе подготовительного этапа, в сочетании с наглядной демонстрацией инструментов, материалов, оборудования, документации, плакатов, рабочих навыков, приемов излагаются в форме инструктажа.
Школьники получают информацию о психофизиологических и интеллектуальных качествах, необходимых для овладения той или иной профессией. Знакомятся с технологией определенных работ, условиями труда, правилами безопасности труда, санитарии и гигиены. Показываются условия труда, максимально приближенные к производству.
Практический этап включает пробы трех уровней сложности.
Пробы первого уровня рекомендуются ученикам, которые не имеют практического опыта в конкретной сфере деятельности или у которых есть склонность к исполнительской работе.
Пробы второго уровня рекомендуются ученикам, проявляющим интерес к конкретной сфере профессиональной деятельности, склонным к созидательной работе.
Пробы третьего уровня выполняют обучающиеся с ярко выраженной направленностью к творческому труду, имеющие устойчивые профессиональные интересы.
Содержание профессиональных проб обуславливает наличие исполнительского, созидательного и творческого компонентов деятельности, соответствующих уровню интеллектуального развития обучающихся.
Исполнительский компонент в профессиональной пробе предполагает формирование у школьников практических умений, связанных с действиями по определенно заданному алгоритму, например, выполнение практической работы в соответствии с инструкцией заполнения документа, плановым заданием с расчетами и заполнениями таблиц, построением чертежей, эскизов и т.д.
Алгоритм пробы должен задаваться таким образом, чтобы обучающиеся в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний самостоятельно выбирали степень сложности задания. Предварительно они знакомятся с условиями пробы и требованиями к ней. Профессиональные пробы выполняются индивидуально, фронтально, в микро-группах. При этом в выполнении профессиональных проб обеспечивается преемственность урочного и внеурочного времени.
Профессиональные пробы в профориентации являются эффективным способом формирования профессионального самоопределения обучающихся. Проводят их мастера производственного обучения совместно со студентами. Среднее- профессиональное образование, вступившее в программу федерального проекта «Профессионалитет», позволяет стать выпускнику высококвалифицированным специалистом на ведущих предприятиях региона во всех областях промышленности и экономики.
Более того, организация и проведение профессиональных проб на базе учреждений начального и среднего профессионального образования позволит решить проблему привлечения обучающихся к освоению рабочих профессий, что, в свою очередь, создаст условия для урегулирования дисбаланса между спросом современного рынка труда и предложением рынка образовательных услуг.
Через практическую деятельность в рамках профессиональной пробы у обучающихся формируется способность к принятию осознанного профессионального выбора и успешной реализации себя в будущей профессии.
«Нет высокооплачиваемых профессий с большим будущим,
но есть профессионалы с большим будущим.»
А. Берг.
Список используемой литературы:
1. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.
2. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернет // Народное образование
3. Профессиональная ориентация и профильное обучение: учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов. Под редакцией Г.В. Черниковой. Москва, АПК и ППРО, 2005.– ХХ с.
4. Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. - М., 1992. - 301 с.
5. Профессиональные пробы школьников / Под ред. С. Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 2000.– ХХ с.
6.Гуткин М.С. Об одном из подходов к конструированию профессиональных проб / М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило // Школа-Труд-Профессия: тезисы междунар. семинара, программа ЮНЕСКО. – Ярославль, 1991. – 140 с.
7.Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998. –148 с.
8. Федеральный проект «Профессионалитет» системы среднего профобразования. Российской Федерации до 2030 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-викторина по иностранному языку «Моя будущая профессия» для профессии "Мастер швейного оборудования"
Викторина проводится на завершающем этапе обучения иностранному языку. На заключительном этапе обучающиеся должны уметь оперировать на иностранном язые профессиональными терминами, осознавать значимос...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Методическая разработка урока-7 класс. Человек и его профессия. Выставка работ “Моя будущая профессия”
Методические рекомендации к занятию.Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Учени...

Вебинар "Профессия:Учитель" (на основе билингвального классного часа "Я и моя будущая профессия")
Содержание вебинара "Профессия: Учитель"подготовлено на основе материалов билингвального классного часа «Я и моя будущая профессия» и знакомит учащихся и их наставников с методич...

Устная часть по английскому языку по теме «Планы на будущее. Будущая профессия».Шаблоны.
материал полезен для отработки устной части ЕГЭ...
