ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
материал (5, 6, 7, 11 класс)

Соколова Евгения Петровна

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВОПРОСВЕЩЕНИЯРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Сахалинской области

Муниципальное образование Анивский городской округ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняяобщеобразовательнаяшкола№1» г.Анива им. Д.Ю.Плотникова

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

протокол № от

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР

______________

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МАОУСОШ№1г.Анива им. Д.Ю.Плотникова

Иванов А.Н.

Приказ № __________

от ____________________

План работы школьной библиотеки


МАОУ СОШ №1 г.Анива им. Д.Ю.Плотникова

на 2025 - 2026 учебный год

г. Анива

2025 г.

  1. Цели и задачи библиотеки.
  1. Работать в соответствии с методической темой школы «Развитие профессионального сотрудничества как условие достижения нового качества образования».
  2. Способствовать формированию личности читателя, способной к творчеству и самоопределению, сотрудничеству, обладающего набором ключевых компетентностей и готового нести ответственность за собственное благополучие и развитие страны.
  3. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно - библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.
  4. Содействовать усвоению учебных предметов, научить читать, понимать и любить книги через организацию мероприятий, содействующих эмоциональному и культурному развитию детей.
  5. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательной программой.
  6. Изучать читательский спрос учителей и учеников.
  7. Обеспечение защиты учащихся от информации, приносящей вред здоровью школьников.
  1. Пополнение картотеки учебников, запись и оформление вновь поступившей литературы, ведение документации.
  1. Основные функции библиотеки
  1. Информационная. Библиотека предоставляет возможность использовать информацию вне зависимости от её вида, формата, носителя.
  2. Воспитательная - способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
  3. Образовательная. Библиотека поддерживает и обеспечивает образовательные цели школы, осуществляет свою деятельность в соответствии с основными направлениями развития образования в школе.
  4. Культурная. Библиотека организовывает мероприятия, формирующие культурное и социальное самосознание, содействует эмоциональному развитию учащихся.
  5. Аккумулирующая - формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
  6. Просветительская - приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
  1. Воспитание здорового образа жизни.

Содержание работы

Срок исполнения

Ответственные

Работа с фондом учебно-методической литературы

1

Обеспечение комплектования фонда учебной литературы:

• Составление совместно с педагогами заказа на учебники, согласно Федерального перечня учебников и вносимых изменений к нему;

• Анализ и комплектование школьной библиотеки учебниками и учебными пособиями по утверждённому списку

формирование общешкольного заказа на учебники и учебные пособия с учетом итогов инвентаризации;

• подготовка перечня учебников, планируемых к использованию в новом учебном году, для учащихся и их родителей;

• утверждение плана комплектования на новый учебный год;

• осуществление контроля выполнения сделанного заказа;

• прием и обработка поступивших учебников:

— оформление накладных;

— запись в книгу суммарного учета;

— штемпелевание;

— оформление картотеки

Согласно потребности

педагог -

библиотекарь, педагоги

2

Прием учебников

май-июнь

педагог- библиотекарь

3

Информирование педагогических и руководящих работников об изменениях в фонде учебной литературы, и о вновь поступивших учебниках

Один раз в триместр

педагог- библиотекарь

4

Проверка библиотечного фонда на предмет наличия в нем запрещенной литературы

Один раз в 3 месяца

Педагог-библиотекарь, комиссия

5

Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся школы учебниками и Учебными пособиями в наступающем учебном году

август— сентябрь

педагог- библиотекарь

6

Составление отчетных документов по обеспеченности учащихся учебниками и другой литературой

первая половина сентября

педагог- библиотекарь

7

Списание фонда учебников и учебных пособий с учетом ветхости и смены образовательных программ

постоянно

педагог- библиотекарь, заместитель директора по УВР


8

Проведение работы по обеспечению сохранности учебного фонда (рейды по классам)

В течение учебного года

педагог- библиотекарь, классные руководители

9

Выдача учебников

По мере необходимости

педагог- библиотекарь, классные руководители

10

Приём учебников взамен утерянных

По мере необходимо сти

педагог- библиотекарь

11

Работа с резервным фондом учебников. Передача излишков учебной литературы в другие школы.

Получение недостающих учебников из других ОУ

В течение года

педагог- библиотекарь

Работа с фондом художественной литературы

Своевременное проведение обработки и регистрации в алфавитном каталоге поступающей литературы

постоянно

педагог- библиотекарь

Обеспечение свободного доступа к художественной литературе .

постоянно

педагог- библиотекарь

Выдача изданий читателям

постоянно

педагог- библиотекарь

Соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах

постоянно

педагог- библиотекарь

Систематическое наблюдение за своевременным возвратом изданий в библиотеку

постоянно

педагог- библиотекарь

Ведение работы по сохранности фонда. Организация мелкого ремонта художественных изданий с привлечением учащихся на уроках труда в начальных классах. Оформление книжной выставки: «Эти книги лечим сами»

постоянно

педагог- библиотекарь

Создание и поддержание комфортных условий для работы читателей

постоянно

педагог- библиотекарь

Списание художественной литературы с учетом ветхости и морального износа

постоянно

педагог- библиотекарь

Сверка фонда со списком экстремистских изданий

постоянно

педагог- библиотекарь

Справочно-библиографическая работа

Каталогизация новых поступлений литературы

По мере поступления

Педагог - библиотекарь

Учет учебников по программам и классам

По мере изменения

Педагог - библиотекарь


Работа с читателями

Обслуживание читателей на абонементе, работа с абонементом учащихся, педагогов, технического персонала, родителей

постоянно

педагог- библиотекарь

Обслуживание читателей в читальном зале

постоянно

педагог- библиотекарь

Рекомендательные беседы при выдаче книг. Беседы с учащимися о прочитанной литературе

постоянно

педагог- библиотекарь

Рекомендательные и рекламные беседы о новых изданиях, поступивших в библиотеку (художественных, справочных, научно-методических)

постоянно

педагог- библиотекарь

Оформление выставок:

  1. В соответствии с Календарем знаменательных и памятных дат.
  2. В соответствии с тематикой года.
  3. Познавательные: «Мир сказочных героев », «Книг заветные страницы помогают нам учиться», новинки!», «Твое свободное время», «Спутники любознательных» и др.

по календарю знаменатель-ных дат

педагог- библиотекарь

Привлечение читателей в библиотеку:

  • Экскурсии в школьную библиотеку с учащимися 1-х классов,
  • проведение бесед: «Правила пользования библиотекой»,«Бережное отношение к книге»,
  • проведение перерегистрации всех читателей,
  • обзор новых книг. 2-4классы, 5-7классы

постоянно

педагог- библиотекарь, классные руководители

Выполнение читательских запросов по внеклассному чтению (подбор литературы, составление рекомендательных списков, проведение тематических обзоров)

педагог- библиотекарь

Индивидуальная работа с читателями (выполнение справок)

постоянно

педагог- библиотекарь

Обслуживание читателей на абонементе, работа с абонементом учащихся, педагогов, технического персонала, родителей

постоянно

педагог- библиотекарь

Работа с родителями (законными представителями)

Информирование о перечне необходимых учебных пособий, входящих в комплект учебной литературы данного класса на предстоящий год

Май - сентябрь

педагог- библиотекарь учителя- предметники

Информирование о числе учебников, имеющихся в фонде учебной литературы библиотеки

В течение года

педагог- библиотекарь

Ознакомление с порядком обеспечения учебниками и учебными пособиями учащихся в предстоящем учебном году ,с правилами пользования учебниками из фонда библиотеки

сентябрь

педагог- библиотекарь


Подготовка информации:

  • положение о порядке обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями,
  • правила пользования учебниками из фонда библиотеки,
  • список учебников по классам, по которому будет осуществляться образовательный процесс в новом учебном году

Сентябрь

сентябрь, май

педагог- библиотекарь

Работа с педагогическим коллективом

Формирование потребности на новую литературу совместно с педагогами

Апрель- май

педагог- библиотекарь, учителя - предметники

Составление совместно с ответственным за организацию учебно-методического обеспечения образовательного процесса сводного заказа на учебники и учебные пособия, представление его на утверждение директору

Апрель- май

педагог- библиотекарь, учителя - предметники

Информирование о новинках в области учебнометодической, психолого-педагогической литературы

Из новостей

педагог- библиотекарь

Отчетность о книг обеспеченности учебного процесса

Сентябрь- май

педагог- библиотекарь

Отчет по статистическим данным: кол-во читателей, читаемость, посещаемость, книговыдача.

Сентябрь - май

педагог- библиотекарь

Отчет о книжных выставках, проведенных массовых библиотечных и общешкольных мероприятиях

Сентябрь- май

педагог- библиотекарь

Работа с учащимися

Обслуживание учащихся школы согласно расписанию работы библиотеки

постоянно

педагог - библиотекарь

Просмотр читательских формуляров с целью Выявления задолжников, информирование классных руководителей

постоянно

педагог - библиотекарь

Проведение беседы с вновь записавшимися читателями о правилах поведения в школьной библиотеке, о культуре чтения

сентябрь

педагог - библиотекарь

Оформление стенда-рекомендации о правилах поведения в школьной библиотеке

октябрь

педагог - библиотекарь

Информирование классных руководителей о читательской активности учащихся их классов

сентябрь

педагог - библиотекарь

Организация наглядной пропаганды, информация для читателей о новых поступлениях в школьную библиотеку (выставки, обзоры)

По мере поступления

педагог - библиотекарь


Проведение библиотечных уроков, бесед:

  1. класс:

«Первое посещение школьной библиотеки» (ознакомительная экскурсия).

«Посвящение в читатели. Запись в школьную библиотеку. Правила обращения с книгой».

  1. класс:

«Роль и назначение школьной библиотеки. Понятие об абонементе и читальном зале. Расстановка книг на полках».

  1. класс:

«Структура книги. Подготовка к самостоятельному выбору книг».

«Говорящие обложки (самостоятельный выбор книги в школьной библиотеке)

  1. класс:

«Твои первые словари, энциклопедии, справочники».

«История книги. Древнейшие библиотеки».

5-6 классы:

Игра повторение: «Структура книги».

7-9 классы:

«Периодические издания, адресованные подросткам». Художественная литература для старших подростков. Основные жанры и виды: библиографические очерки, повести, мемуары,

публицистические произведения».

Сентябрь- октябрь

Октябрь

Сентябрь- декабрь

Сентябрь- декабрь

Сентябрь- декабрь

Январь- февраль

педагог - библиотекарь

Массовая работа

Ежемесячные выставки к юбилейным датам известных отечественных и зарубежных писателей, писателей- земляков, знаменательным и памятным датам (согласно календарю знаменательных дат)

(Приложение № 1)

постоянно

Педагог- библиотекарь

Выставки книг-юбиляров

(Приложение № 2)

постоянно

Педагог- библиотекарь

Тематические книжные полки «Читайте с увлечением все эти приключения»

постоянно

Педагог- библиотекарь

Организация выставки «Будьте здоровы», подбор картотеки статей о здоровом образе жизни

апрель

Педагог- библиотекарь

Организация выставки «Здоровье планеты — твое здоровье»

май

Педагог- библиотекарь

Организация выставки книг «Огненные версты Победы» ко дню Победы

май

Педагог- библиотекарь

Обзор статей газет и журналов, в т. ч. из официальных Интернет-СМИ

постоянно

Педагог- библиотекарь

Участие в праздновании знаменательных и памятных дат

В течение года

Педагог- библиотекарь


Организационная работа

Участие в семинарах школьных библиотекарей

постоянно

Педагог- библиотекарь

Участие в заседаниях городского методического объединения ШБ

постоянно

Педагог- библиотекарь

Участие в педсоветах школы

постоянно

Педагог- библиотекарь

Взаимодействие со школьными библиотеками Анивского района

постоянно

Педагог- библиотекарь

Профессиональное развитие

Самообразование:

  • Изучение нормативных актов Федерального, регионального, муниципального уровней; локальных актов, касающихся работы педагога-библиотекаря.
  • Постоянное изучение профессиональной литературы и периодических изданий для библиотекарей .

постоянно

Педагог- библиотекарь

Изучение и использование опыта лучших школьных библиотекарей

постоянно

Педагог- библиотекарь

Посещение семинаров

Участие в работе тематических круглых столов Присутствие на открытых мероприятиях Индивидуальные консультации

Участие в профессиональных в конкурсах

Повышение квалификации

постоянно

Педагог- библиотекарь

Приложение № 1

Знаменательные и памятные даты на 2025 - 2026 учебный год:

2025 год - в России объявлен Годом защитника Отечества.

  1. августа - День Государственного флага РФ. Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага Российской Федерации, установленный на основании Указа Президента Российской Федерации № 1714 от 20 августа 1994 года.

1сентября - День знаний.

  1. сентября - День солидарности в борьбе с терроризмом. Эта самая новая памятная дата России, установленная федеральным законом «О днях воинской славы России» от 6 июля 2005 года. Она связана с трагическими событиями в Беслане.

2сентября - День памяти жертв фашизма - международная дата, которая отмечается ежегодно, во второе воскресение сентября и посвящена десяткам миллионов жертв фашизма.

21 сентября - Международный день мира. В 1982 году в своей резолюции Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия.

1 октября - Международный день пожилых людей. 14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать 1 октября Международным днем пожилых людей.

5 октября - День учителя.

26 октября - Международный день школьных библиотек (Учреждён Международной ассоциацией школьных библиотек, отмечается в четвёртый понедельник октября).

  1. ноября - День народного единства. 4 ноября — день Казанской иконы Божией Матери — с 2005 года отмечается как День народного единства.

18 ноября - День рождения Деда Мороза. Считается, что именно 18 ноября на его вотчине — в Великом Устюге — в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.

29 ноября - День матери в России. Установленный Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина № 120 «О Дне матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября.

3 декабря - День Неизвестного Солдата - в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами. Решение об его учреждении было принято Госдумой в октябре 2014 года, а соответствующий указ был подписан президентом РФ 5 ноября 2014 года.

15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В этот день, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана.

21 февраля - Международный день родного языка. Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечается каждый год с февраля 2000 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию.

  1. февраля - День защитника Отечества. С 1922 года в СССР эта дата ежегодно традиционно отмечалась как «День Красной армии», с 1946 года — «День Советской армии», с 1949 по 1991 годы — «День Советской армии и Военно-морского флота», с 1995 г - «День защитников Отечества», с 2006 - «День защитника Отечества».

8 марта - Международный женский день.

21 марта - Всемирный день поэзии. В 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО было решено ежегодно отмечать Всемирный день поэзии 21 марта.

  1. апреля - День смеха.
  2. апреля - Международный день детской книги. Начиная с 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена, весь мир отмечает Международный день детской книги.

7 апреля - Всемирный день здоровья, отмечается ежегодно в день создания в 1948 году Всемирной организации здравоохранения.

  1. апреля - Международный день освобождения узников фашистских. Дата установлена в память об интернациональном восстании узников концлагеря Бухенвальд, произошедшем 11 апреля 1945 года.
  1. апреля - Всемирный день авиации и космонавтики.
  1. мая - Праздник труда (День труда).

9 мая - День Победы в Великой Отечественной войне.

15 мая - Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.

24 мая - День славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия — учителей словенских.

27 мая - Общероссийский день библиотек. Установлен Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина № 539 от 27 мая 1995 года.

Юбилеи:

2025 год:

4 января - 240 лет со дня рождения немецкого писателя, философа Я. Гримма (1785-1863).

15 января - 230 лет со дня рождения писателя, дипломата А. С. Грибоедова (1795-1829).

15 января - 100 лет со дня рождения писателя Е. И. Носова (1925-2002). 29 января - 165 лет со дня рождения писателя А. П. Чехова (1860-1904).

14 февраля - 170 лет со дня рождения писателя В. М. Гаршина (1855-1888).

6 марта - 210 лет со дня рождения поэта, прозаика и драматурга П. П. Ершова (1815-1869).

2апреля - 220 лет со дня рождения датского писателя Х. К. Андерсена (1805- 1875).

3мая - 120 лет со дня рождения писателя М. А. Шолохова (1905-1984).

24 мая - 85 лет со дня рождения поэта, драматурга, переводчика И. А. Бродского (19401996).

21 июня - 115 лет со дня рождения поэта А. Т. Твардовского (1910-1971).

2026 год

ЮБИЛЕИ

  • 90 лет со дня рождения русского поэта Николая Михайловича Рубцова (1936-1971) -3 января
  • 130 лет со дня рождения писателя Ильи Яковлевича Маршака (1896- 1953) -10 января
  • 190 лет со дня рождения русского критика, публициста Николая Александровича Добролюбова (1836-1861) - 5 февраля
  • 195 лет со дня рождения русского писателя Николая Семеновича Лескова (1831-1895) -16 февраля
  • 120 лет со дня рождения русской детской поэтессы Агнии Львовны Барто (1906-1981) -17 февраля
  • 95 лет со дня рождения русского детского писателя Виталия Титовича Коржикова (19312007) -12 апреля
  • 140 лет со дня рождения русского поэта Николая Степановича Гумилева (1886-1921) -15 апреля

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Выступление

Соколовой Евгении Петровны, педагога-библиотекаря

МАОУ СОШ №1 г.Анива им.Д.Ю.Плотникова

на МО учителей

«Формирование читательской культуры детей и подростков как составная часть учебно-воспитательного процесса»

Формирование читательской грамотности детей и подростков является одной из приоритетных задач современной системы образования. Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2017 г. утверждена концепция поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, основной целью которой является повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности школьников. Поддержка и развитие детского и юношеского чтения рассматриваются сегодня как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны.

В этой связи педагоги стоят перед необходимостью решения важной профессиональной задачи – формирование читательской грамотности обучающихся.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В отечественной педагогике термин «читательская грамотность» появился в 2000-х годах. В настоящее время читательская грамотность подразумевает практические умения работы с текстом – умение понимать, анализировать прочитанное, использовать информацию для решения определенных задач. Иными слова, информация, которую человек получает из текста, должна быть творчески осмыслена читателем, должна расширять его кругозор. Читатель потенциально должен быть готов к творческой трансформации прочитанного.

На уровень читательской грамотности не влияют скорость и техника чтения, уровень начитанности. У развитого читателя сформированы две основные группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на ее основе собственные суждения; умение делать логические выводы и оценки на основе личных знаний. Данные навыки предполагают большую самостоятельность мышления и воображения.

Читательская грамотность состоит из системы следующих взаимодополняющих аспектов:

– понимание текста на уровне фактической информации, данной в тексте;

– оценка языка, стиля, жанра;

– ориентация в тексте; преобразование данных от частных явлений к обобщенным;

– формулирование основных идей и выводов;

– общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

При работе с текстом проверяются следующие виды деятельности: поиск и извлечение информации, интерпретация (толкование) и интеграция (связывание) текста, оценка формы и содержания текста и использование информации из текста.

Эти навыки взаимосвязаны. Работа по развитию навыков читательской грамотности опирается не только на сам текст, но и на умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, определять авторскую позицию, основные мысли, иными словами интерпретировать прочитанный текст. С учетом возрастных особенностей определяют следующие навыки читательской грамотности:

1–4 классы – умение находить и извлекать информацию из текста, представленную в явном виде, на основании текста строить простые и непосредственные суждения, пересказывать текст, определять главную мысль теста.

5–6 классы – умение отвечать вопросы по тексту, поставленные в прямой или косвенной форме, на основании текста формулировать простые и сложные суждения, устанавливать связи, невысказанные напрямую автором, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

7–8классы–умение составить плана прочитанного текста и воспроизвести по нему текст, интерпретировать, оценивать информацию и соотносить ее с собственным читательским опытом;

9–11 классы – умения конспектировать и тезисами излагать информацию из текста, реконструировать авторский замысел, опираясь на информацию,даннуювтексте,иформальныеэлементытекста,применятьновуютеоретическую информацию в других учебных ситуациях.

Начиная со средней ступени образования, необходимо усложнять работу с текстом, развивать навыки самостоятельного чтения и понимания текста. Чем раньше начать работу по формированию читательской грамотности, тем легче она получит свое развитие в старшем возрасте.

Чтение – неоднозначная способность человека, и результаты овладения им должны быть представлены несколькими характеристиками, основанными на:

1)содержании (типах текстов);

2)проверяемых видах деятельности;

3)ситуациях, в которых читаются письменные тексты за пределами школы.

Текст подразумевает под собой печатную или изображенную на дисплее информацию, представленную на естественном языке. В текст могут быть включены визуальные изображения – карты, графики, таблицы, иллюстрации, диаграммы. Текст исключает использование такого визуального изображения как фильмы, теле-изображения, мультипликации, которые требуют иную стратегию восприятия.

Формирование читательской грамотности на уроках труда (технологии) возможно через работу с текстами, которые связаны с технологическими процессами и работой с технической документацией. Ученики часто сталкиваются с различными текстами, инструкциями и техническими чертежами, и читательская грамотность помогает им быстрее и точнее понимать содержание текста, правильно интерпретировать символы и диаграммы, а также делать выводы на основе полученной информации. 

Методы

Некоторые методы формирования читательской грамотности на уроках труда:

  • Работа с текстами. Ученики учатся понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий), смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль), значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.  
  • Задания «на перенос информации». Например, заполнение таблиц, кластеров, схем на основе прочитанного, чертежей. 
  •  Использование инфографики. Визуальное представление информации, которое сочетает текстовые и графические элементы, помогает структурировать сложные темы и развивать аналитическое мышление.  
  • Применение художественных текстов. Например, при изучении темы «Кулинария» можно использовать сказки, которые иллюстрируют технологический процесс получения молока. 
  •  Упражнения

Некоторые примеры упражнений для формирования читательской грамотности на уроках труда:

  • Изучение этикеток и инструкций. Ученики отвечают на поставленные вопросы, осмысливают и оценивают полученную информацию.  
  • Чтение схем или блок-схем. Ученики анализируют информацию и организуют её в логические структуры, что помогает улучшить навыки анализа текста и организации информации. урок.рф
  • Чтение с пометками. Ученики пишут на полях значками информацию по алгоритму: «Знакомая информация», «Новая информация», «Я думал иначе» и т. д.. 

 Материалы

Для развития читательской грамотности на уроках труда можно использовать:

  • Учебники. К каждому параграфу можно строить группу вопросов разного уровня сложности, которые формируют умения.
  • Коллективную классную работу. Ученики переходят от «прочитывания» текста к его толкованию, пытаются обосновать своё мнение, подтвердить и найти подтверждение в тексте.

Оценка

Уровень сформированности читательской грамотности у учащихся на уроках труда можно оценивать по следующим показателям:

  • Выполнение заданий. Например, тесты, которые изучают сформированность навыков чтения теоретического материала и умения применить его на практике.
  • Коллективная работа. Ученики высказывают своё мнение о прочитанном, определяют ценность текста для решения какой-либо задачи.

Формирование читательской грамотности на уроках физкультуры направлено на развитие умений работать с текстом, анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на её основе. Это важно, так как физическая культура — это не только занятия спортом, но и получение знаний о здоровом образе жизни, правильном питании и других аспектах, а для усвоения этих знаний необходимо уметь читать и понимать тексты на эту тему

Методы

Некоторые приёмы формирования читательской грамотности на уроках физкультуры:

  • Использование аутентичных текстов (не адаптированных для учебной деятельности). Например, инструкций по правилам безопасности, правил спортивных игр, схем опорно-двигательной системы. 

  • Работа с информацией, представленной в схемах. Это облегчает понимание учебного материала, активизирует мыслительную деятельность. 
  • Чтение с пометками. Ученики читают текст про себя и делают на полях пометки (например, знаки, определённые учителем). Затем происходит групповое обсуждение текста, в ходе которого учитель задаёт вопросы: «Что вам было уже известно?», «Что узнали нового?». 
  •  Приём «Мозаика». Текст разделяется на части (предложения, абзацы), ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, в случае необходимости — использовать скрепляющие фразы, переходы.  Задания

Некоторые примеры заданий для формирования читательской грамотности на уроках физкультуры:

  • Изучение темы «Организация атакующего взаимодействия игроков при нападении на корзину соперника». Ученикам предлагается рассмотреть схему «Взаимодействие двух игроков „передай мяч и выходи“». Нужно по схеме соотнести визуальное изображение приёмов обыгрывания защитника с вербальным текстом и определить отсутствие в схеме необходимой информации.
  • Изучение темы «Планирование самостоятельных занятий физической культурой в соответствии с динамикой работоспособности в недельном цикле». Предлагается рассмотреть зависимость общей работоспособности от промежутков суточного или недельного цикла на двух графиках.

Оценка

Уровень сформированности читательской грамотности у учащихся на уроках физкультуры можно оценивать по результатам выполнения заданий. Например, можно использовать оценочную шкалу для интерпретации результатов демонстрации действий: соотносить визуальное изображение с вербальным текстом, определять отсутствие необходимой информации, переводить визуальный текст в двигательное действие. 

Ресурсы

Для развития читательской грамотности на уроках физкультуры можно использовать:

  • Дидактические карточки с текстом и иллюстрациями. Ученики читают текст и выполняют задания, выражающиеся в двигательных действиях.
  • Ситуационные задачи — специально разработанные упражнения, которые помогают ученикам применять свои знания на практике. Они представляют собой реалистичные сценарии, которые требуют от обучающихся анализа, критического мышления и принятия решений.

Формирование читательской грамотности на уроках физики — это процесс, направленный на развитие у учащихся умения воспринимать, анализировать и интерпретировать различные виды текстов, включая учебные материалы, научные статьи, таблицы, графики, схемы. Это помогает: 

  • Ориентироваться в научных терминах и понятиях. Важно научить учащихся не только заучивать формулы и определения, но и понимать, как они соотносятся с реальными физическими процессами.
  • Развивать критическое мышление. Умение критически оценивать информацию, представлять разные точки зрения, анализировать и синтезировать данные.

Методы

Некоторые методы формирования читательской грамотности на уроках физики:

  • Работа с учебными текстами и научными статьями. Учебники по физике часто содержат описания теорий, физических законов и их практических применений, которые требуют внимательного прочтения.
  • Работа с научно-популярными текстами. Такие материалы дают учащимся возможность увидеть применение физических законов в повседневной жизни, познакомиться с современными научными открытиями и исследованиями.
  • Работа с графическими и схематическими представлениями информации. Графики, диаграммы и таблицы часто сопровождают тексты по физике, учащиеся должны уметь интерпретировать такие данные, связывать их с текстовым материалом и делать на их основе выводы.

Упражнения

Некоторые упражнения для формирования читательской грамотности на уроках физики:

  • Приём «Ключевые термины». Из текста учитель заранее выбирает четыре-пять ключевых слов, перед чтением текста учащимся в группах (парах) предлагается дать общую трактовку этих терминов, распределить их в определённой последовательности, предложить, как они будут применяться в конкретном контексте темы. 
  •  
  • Приём «Вопросы к тексту». К изучаемому тексту предлагается за определённое время составить определённое количество вопросов-суждений: «Почему?», «Как доказать?», «Чем объяснить?» и т. д.. 
  •  Приём «Мозаика» или «Реконструкция текста». Текст разделяется на части (предложения, абзацы), ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. 
  •  Ресурсы

Для работы по формированию читательской грамотности на уроках физики используются, например:

  • Банк заданий по формированию функциональной грамотности (раздел «Читательская грамотность») от ФГБНУ «Института стратегии развития образования РАО».
  • Тексты заданий из КИМ ВПР, ОГЭ по физике.

Формирование читательской грамотности на уроках математики направлено на развитие навыков осмысленного чтения, умения находить и извлекать информацию из текста, осмысливать прочитанное, оценивать и критически анализировать информацию. Это важно, так как ошибки в решении математических задач часто связаны с невнимательностью при чтении, неумением выделить нужную информацию, увидеть вопрос задачи и правильно сформулировать ответ на него. 

 Формирование читательской грамотности на уроках математики возможно через работу с текстами: сплошными (статьи, параграфы в учебнике) и несплошными (схемы, диаграммы, таблицы, графики). 

Методы

Некоторые методы формирования читательской грамотности на уроках математики:

  • Работа с объяснительным текстом учебника. Ученики учатся выделять ключевые термины и определения, различать новую и известную информацию, анализировать заголовки, иллюстрации и примеры, формулировать вопросы к тексту.
  • Работа с текстом при решении текстовых задач. Чтение текста задачи сопровождается дополнительным заданием, например, выбором ключевых слов, формулировкой вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные, поэтапным заполнением таблицы или схемы.

Приемы

Некоторые приёмы для формирования читательской грамотности на уроках математики:

  • «Тонкие» и «толстые» вопросы. «Тонкие» вопросы — вопросы, требующие простого, односложного ответа, «толстые» — вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.  
  • «Инсерт» — маркировка текста по мере его чтения. Ученики ставят маркировочные знаки на полях текста, помечать следует отдельные абзацы или предложения. 
  •  «Синквейн» — стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: первая строка — тема или предмет (одно существительное), вторая — описание предмета (два прилагательных), третья — описание действия (три глагола), четвёртая — фраза из четырёх слов, выражающая отношение к предмету, пятая — синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). 
  •  Упражнения

Некоторые примеры упражнений для формирования читательской грамотности на уроках математики:

  • Составление опорной схемы при разборе материала параграфа, в которую в сжатом виде включают основное смысловое понятие параграфа и связанные с ним следственные связи. 
  •  
  • Решение практико-ориентированных задач на основе прочитанного текста — применение полученных знаний для решения реальных жизненных проблем. В таких задачах уместно использовать приём «чтения с остановками», чтобы побудить учащихся размышлять. 
  •  Оценка

Уровень читательской грамотности учащихся на уроках математики оценивается по следующим параметрам:

  • Умение найти и извлечь информацию из текста.
  • Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию.
  • Умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных.

Формирование читательской грамотности на уроках географии направлено на развитие умений учащихся работать с разными видами текстов: сплошными (без визуальных изображений) и несплошными (с визуальными изображениями). К сплошным текстам относятся описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция, к несплошным — графики, диаграммы, статистические таблицы, карты, картосхемы. 

 

Цели

  • Научить находить и извлекать информацию из текста (например, находить в тексте ответы на вопросы словами автора учебника).
  • Интегрировать и интерпретировать сообщения текста (устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации, отличать главное от второстепенного).
  • Осмыслить и оценить сообщения текста (размышление об информации, сообщённой в тексте, предполагает диалог читателя с автором текста).

Методы

Для формирования читательской грамотности на уроках географии используются приёмы из технологий смыслового чтения, критического мышления, проблемного изложения материала. Некоторые из них: 

 Работа с текстом. Учитель строит группу вопросов и заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения. 

 Преобразование текстовой информации в другие формы. Например, «свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, карту, символы, проанализировать и сделать вывод. 

 

  • Задания на «опережение времени» — например, предположить, что будет с тем или иным географическим объектом через 100 лет. 
  • Упражнения

Некоторые примеры упражнений для формирования читательской грамотности на уроках географии:

  • Решение проблемных вопросов через нахождение в тексте необходимой информации. Например, проблема: Австралия — лидер по проценту территории, занятой пустыней, и по обеспеченности подземными водами одновременно, — почему это возможно.
  • Задание на сравнение по тексту двух близких по смыслу понятий. Например, сравнение бризов и муссонов, географического положения Чёрного и Белого морей, высотной поясности Урала и Кавказа.
  • Задания на определение региона России или страны по его краткому описанию — ученики должны выделить главные признаки, по которым можно узнать объект.

Оценка

Уровень сформированности читательской грамотности у учащихся на уроках географии оценивается по следующим параметрам:

  • Умение находить и извлекать информацию.
  • Умение интегрировать и интерпретировать информацию (сообщение из текста).
  • Умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста.
  • Умение использовать информацию из текста для решения ситуативной проблемы.

В начале учебного года рекомендуется диагностировать уровень сформированности читательской грамотности на материале географии, чтобы выявить недостатки, и разработать программу её формирования для каждого класса с их учётом. В конце учебного года целесообразно провести итоговую проверочную работу. 

Формирование читательской грамотности (смыслового чтения) на уроках химии происходит через работу с текстом учебника или дополнительной литературой с помощью подготовленной учителем системы заданий. Цель — научить извлекать, интерпретировать и использовать текстовую информацию, а также преобразовывать текст в другие знаковые системы (таблицу, схему, кластер). 

Цели

  • Развитие умений: осмысленно читать текст, извлекать и анализировать информацию, критически оценивать её, читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения. 
  •  
  • Формирование навыков: составлять план прочитанного, выделять главную мысль, обобщать и формулировать выводы. 
  •  
  • Подготовка к самостоятельным исследованиям, подготовке рефератов, разработке проектов — умения работать с текстом помогают анализировать информацию и отстаивать своё мнение в дискуссиях.  Приёмы

Некоторые приёмы для формирования читательской грамотности на уроках химии:

  • Составление схем, кластеров — их можно использовать на стадиях осмысления нового материала, закреплении или проверки его усвоения. Например, составить схему «Классификация органических соединений» или «Типы химических реакций». 
  •  
  • Составление и заполнение таблиц — ученикам предлагают восстановить данные в таблице по информации из текста, что помогает систематизировать и обобщить информацию
  •  
  • Составление опорных конспектов на основе текста параграфа — требует мыслительных операций «анализ», «синтез», «сравнение», «выбор существенных признаков». 
  • Составление плана ответа по предложенному материалу — работа может быть индивидуальной, парной или групповой, иногда план корректируется и дорабатывается. 
  •  Задания

Некоторые примеры заданий для формирования читательской грамотности на уроках химии:

  • «Вставь пропущенное слово» — в тексте убираются термины или понятия, ученикам предлагается вставить пропущенные слова или словосочетания. 
  •  
  • «Придумай вопросы и найди ответы на них» — во время работы над текстом учащиеся получают задание придумать вопросы и составить ответы к ним. Например, задать вопросы, которые начинаются со слов «Что…?», «Какой…?», «Чем отличаются…?». 
  •  «Найди ошибку» — заранее подготавливается текст, содержащий ошибочную информацию, ученикам предлагается найти ошибки и исправить их. 
  •  
  • «Верные и неверные утверждения» — перед началом урока по какой-либо теме предлагаются высказывания, учащимся предлагается оценить правильность утверждения и дать обоснованный ответ. 
  •  Оценка

Сформированность читательской грамотности у учащихся на уроках химии можно оценивать с помощью ситуационных задач — выполнение этих заданий требует умения выделять главное, работать с предложенной информацией, анализировать её, систематизировать,

Формирование читательской грамотности на уроках истории предполагает работу с текстами разного рода: от научных статей и учебников до первоисточников и архивных документов. Цель — научить учеников понимать текст, извлекать из него важные исторические факты, устанавливать причинно-следственные связи и формировать собственное мнение на основе прочитанного. 

Методы

Некоторые методы формирования читательской грамотности на уроках истории:

  • Работа с первоисточниками. Ученики анализируют письма, дневники, официальные документы или газетные статьи, написанные в период изучаемого события. Например, изучая документ, связанный с исторической катастрофой, учитель может задать вопрос: «Каково мнение автора о происходящем и какие факторы, по его мнению, способствовали данной ситуации?». 
  •  
  • Создание «исторического проекта». Ученикам предлагается исследовать определённую тему, используя различные источники информации. Например, класс может быть разбит на группы, каждая из которых получает конкретный исторический вопрос для исследования. 
  •  
  • Использование несплошных текстов. Тексты в виде схем, таблиц, диаграмм служат не только иллюстрациями, но и источником получения важной информации. Важно научить школьников соотносить текст с деталями изображения. 
  •  Приёмы

Некоторые приёмы для формирования читательской грамотности на уроках истории:

  • Метод «СОЧ» (Сравнить, Обсудить, Чтение). Ученики сравнивают разные источники по одной и той же теме, обсуждая различия и сходства в интерпретации событий. Затем ученики читают тексты, выбирая ключевые моменты и формулируя на их основе вопросы, которые могли бы задать другим ученикам или учителю.
  • Приём «Вопросительные слова». Обучающимся предлагается таблица вопросов и терминов по теме урока, необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.

 solncesvet.rumultiurok.ru

Задания

Некоторые задания для формирования читательской грамотности на уроках истории:

  • Задания, связанные с поиском информации. Например, найти в тексте ответ на поставленный вопрос, найти и выписать определение исторического термина, понятия.
  • Задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Например, после рассказа учителя о походе Батыя на Северо-Восточную Русь учащимся предлагается ответить на вопрос о причинах победы монгольского войска над русскими землями.
  • Задания, требующие умения анализировать текст, сопоставлять два или более текста, придумать критерии сравнения. Например, прочитать отрывок из исторического источника и определить, к какому из данных событий (процессов) он относится.

Оценка

Уровень сформированности читательской грамотности у учащихся на уроках истории оценивается по сформированности четырёх групп умений: 

 Общее понимание текста, ориентация в тексте — умение читать различные тексты, понимая общее содержание, находить и извлекать информацию, представленную в них в явном виде.

  • Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста — умения обобщать и интерпретировать информацию, проверять и формулировать на её основе утверждения, выводы.
  • Использование информации из текста для различных целей — умение применять информацию, содержащуюся в тексте, для решения различных практических и учебно-познавательных задач.
  • Осмысление и оценка содержания и формы текста — умение оценивать содержание и форму текста или его структурных элементов с точки зрения целей авторов, оценивать полноту и достоверность информации.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьной библиотеки

План работы школьной библиотеки МБОУ СОШ № 2 Карасукского района НСО. Основные мероприятия, книги-юбиляры и т.д....

План работы школьной библиотеки

План рабты школьной библиотепки по четвертям...

Годовой план работы школьной библиотеки

Годовой план работы школьной библиотеки на 2014-2015 учебный год...

План работы школьной библиотеки

Планирование работы школьного библиотекаря на учебный год....

План работы школьной библиотеки

План работы школьной библиотеки...

План работы школьной библиотеки на 2021-2022 учебный год

План работы школьной библиотеки на 2021-2022 учебный год...

План работы педагога - психолога на 2025-2026 год

Материал будет полезен для педагогов - психологов, работающих в школе...