ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»
материал

Алтынцева Райля Физрахмановна

Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.

Функции   современной   школьной  библиотеки   должны   расширяться   и   углубляться. Должна измениться миссия библиотеки. Из учебно-обеспечивающего подразделения библиотека  должна  стать   структурной единицей, информационным   центром   школы, определяющим:

  • информационно-библиотечное обеспечение;
  • формирование информационной культуры личности;
  • стать центральной базой развития критического мышления и медиаобразования;
  • центром информационной образовательной среды современной  школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx49.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Курагинская средняя общеобразовательная школа № 3

ПРОЕКТ

преобразование школьной библиотеки

из статуса «библиотека»

в «информационно-библиотечный центр»

подготовила:Алтынцева

РайляФизрахмановна

педагог- библиотекарь

МБОУ Курагинская СОШ №3

2019год

  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Библиотека является составной частью Муниципального бюджетного общеобразовательного учрежденияКурагинская средняя общеобразовательнаяшкола № 3
(МБОУ Курагинская СОШ №3)районного центра пгт Курагино и представляет собой важную часть ее совокупного информационного ресурса.

Школьная библиотека занимает два отдельных помещения: главный отдел библиотеки- 33,5 кв.м., книгохранилище– 29,5 кв.м.

Общая информация

основной фонд

14626

фонд учебников

10259

охват учащихся по абонементу

100%

включены в библиотечную деятельность

70%

посещаемость (активность посещения- средний показатель 18)

11

читаемость (интенсивность чтения- средний показатель 17)

14

обращаемость (использование фонда – средний показатель 2)

4,5

В школе разработаны документы: «Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Курагинская средняя общеобразовательная школа №3», «План комплектования библиотеки на 2017-2020 года», «Концепция развития школьной библиотеки на 2017-2020 года», в которых обозначены основные направления развития школьной библиотеки.

Библиотечная деятельность направлена на  создание максимально благоприятных условий для разностороннего развития и самообразования  субъектов образовательного процесса, эффективного использования существующих ресурсов. Разработан план действий по  преобразованию  школьной библиотеки  в  информационно - библиотечный центр  (ИБЦ).

Внешние связи школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Курагинскаясредняя общеобразовательная школа № 3 находится в центре поселка городского типа, рядом с улицами, где проходят  основные автобусные маршруты (поселковые и межрайонные).

В социальном окружении школы находятся: МБДОУ Курагинский детскийсад № 1 «Красная шапочка», МБДОУ Курагинский детский сад № 8 «Леснаясказка», детско- юношеская спортивная школа (ДЮСШ), Центральная районная библиотека, детская школа искусств (ДШИ), детский дом творчества (МБОУ ДОД 10«Курагинский ДДТ»), МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»,благодаря чему сложилась система воспитательной деятельности, которая расширяет образовательное пространство, развивает  и воспитываете личность вовнеурочное время.

Школа тесно сотрудничает с учебными и общественными организациями: Минусинским педагогическим колледжем имени Астафьева,Минусинским сельскохозяйственным колледжем, Сибирским федеральнымуниверситетом, Иркутским Государственным университетом путей и сообщений, районной службой занятости,что позволяет разрабатывать и реализовывать совместные программы по дополнительному образованию, участвовать в конкурсах и олимпиадах, направленных на повышение качества обучения школьников и успешноепоступление в учебные заведения.

На базе учебных профессиональных заведений проходят занятия в «Школах интенсивного обучения», конференции и семинары, а библиотечные центры  делятся своими ресурсами.

Педагогический коллектив школы работает в тесном сотрудничестве с музеями Курагинскогорайона, с музеями и театрами  города Минусинск и Абакан, что повышает культурный уровеньпедагогов и обучающихся.Проходят встречи ребят школьных творческих объединений с актерами и другими известными людьми искусства.

В школе создан Управляющий Совет учреждения, Совет старшеклассников.

  1. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Преобразование школьной библиотеки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Курагинская средняя общеобразовательная школа №3  (МБОУ Курагинская СОШ №3)  из статуса «библиотека» в «информационно- библиотечный центр» (ИБЦ).

  1. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
  • Специалисты информационно-библиотечного центра;
  • преподаватель-предметник;
  • классный руководитель;
  • администрация образовательного учреждения;
  • обучающиеся;
  • родители.

  1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.

Функции   современной   школьной  библиотеки   должны   расширяться   и   углубляться.Должна измениться миссия библиотеки. Из учебно-обеспечивающего подразделения библиотека  должна  стать   структурной единицей, информационным   центром   школы, определяющим:

  • информационно-библиотечное обеспечение;
  • формирование информационной культуры личности;
  • стать центральной базой развития критического мышления и медиаобразования;
  • центром информационной образовательной среды современной  школы.

САМОАНАЛИЗготовности школьной библиотеки МБОУ Курагинская СОШ №3 к реализации новых функций  (критерии из журнала «Школьная библиотека: сегодня и завтра» №2 2017 г):

Наличие зоны получения информационных ресурсов во временное пользование (абонемент)

да

Наличие читального зала

да

зал совмещен с абонементом

Наличие доступа к Wi-Fi для обучающихся  в библиотеке

да

Наличие зоны получения информации на различных типах носителей – медиатека

да

Наличие стационарных компьютеров с подключением к сети Интернет, из них в доступе для обучающихся

да

Наличие оргтехники, из них в доступе для обучающихся

да

Наличие зоны коллективной работы с гибкой организацией пространства, в том числе: стол – трансформер, видеосистема, магнитная доска.

да

Осуществляется ли взаимодействие библиотеки с зоной коллективной работы с гибкой организацией пространства

да

Наличие в библиотеке зоны организации разнообразного досуга и проведения мероприятий (рекреационная зона)

да

вне библиотечное пространство

Наличие в здании ОО музея

нет

Осуществляется ли взаимодействие библиотеки с музеем

да

Наличие в здании ОО помещения для зоны организации разнообразного досуга и проведения мероприятий (вне библиотеки)

да

Осуществляется ли взаимодействие библиотеки с помещением для зоны организации разнообразного досуга и проведения  мероприятий (рекреационная зона)

да

Наличие в библиотеке зоны для организации выставок и экспозиций

да

Наличие каталога, картотеки в электронном форме

да

Осуществление справочно-библиографического и информационного обслуживания в электронной форме

нет

Использование специального программного обеспечения для автоматизации информационно- библиотечной деятельности

нет

Наличие виртуального представительства библиотеки

да

раздел на сайте школы

Наличие возможности у обучающихся пользоваться государственными информационно-библиотечными ресурсами

да

Наличие  заключенных договоров с государственными информационно-библиотечными ресурсами

нет

Наличие возможности у обучающихся пользоваться электронными образовательными ресурсами в помещении библиотеки

да

Кадровый состав: 2 педагога-библиотекаря

да

Преобразование «библиотеки» в  ИБЦ ведет к расширению  функциональной компетенции педагога – библиотекаря:

  • Библиотечная: организация зонирования библиотечного пространства, литературного сквера, электронных «постов».
  • Педагогическая: организация творческих лабораторий – «Библиоконкультант», «Библиогастроли», «Читающая ПЛАНЕТА».
  • Ресурсная: организация интерактивного образовательного  пространства (электронный каталог, виртуальные клубы и выставки, медиатека).
  • Творческая сфера: подрастающему поколению интересно все запоминающееся, необычное, выходящее из «общепринятого». Для того чтобы раскрыть библиотечный фонд и привлечь ребят к творчеству необходимо перейти на современный, подростковый сленг:«Абонемент-холл», «Медиагалерка», «Арт–зона»

Книжная выставка

«Книжный дождь» «БУК – АРТ – шкаф» «Передвижка»

Выставка -

Для вас работает  «Выставка – адвайзер «Как выбрать профессию!»

Беседа, диспут

«ШОК- урок о наркотиках» «Креатив – битва» «Диалог на равных»

Обзор книжных новинок

Креативный маркетинг : «книжное дефиле», «книжный –десант», «литературная экспедиция», «музей одной книги»

Рассказ о книге

«Буктрейлер» – это реклама книги и ее чтение

Издательский проект

Медиапроект: проект «МИГ» - медиа –информационная грамотность; «Литературное путешествие»

  • Техническая:на базе ИБЦ организация издательского Центра (подготовка брошюр, буклетов, газет и сборников) поможет распространению  педагогического опыта учителей школы  и в создании сборников творческих работ школьников, родители смогут познакомиться с деятельностью школы, стать активными пользователями электронных учебников, что создает возможности для  новых видов библиотечных услуг.

Необходимо пересмотреть штатное расписание ИБЦ с обязательным включением технического специалиста, так как расширяется электронная библиотечная деятельность.

  1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  ПРОЕКТА

  1. Создание нормативной базы школьного(ИБЦ).
  2. Создание материально-технических условий для качественного и комфортного обслуживания пользователей.
  3. Привлечение в ИБЦ новых пользователей.
  4. Организация внеурочной деятельности.
  5. Создание условий для научно-исследовательской работы учащихся и педагогов.
  6. Формирование информационных ресурсов.
  7. Обеспечение широкого и устойчивого доступа к информации всем участникам образовательного процесса.
  8. Автоматизация библиотечных процессов.

  1. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Разработка локальных нормативно - правовых актов

Штатное расписание и должностные инструкции работников информационно- библиотечного центра

июнь-август

Положение и правила пользования информационно- библиотечным центром, библиотечного логотипа и знака

август-сентябрь

Технологическая документация по работе информационно- библиотечного центра. Расширение библиотечных услуг

сентябрь-октябрь

Организация пространственно - обособленных зон

Зона получения информационных ресурсов

Замена простой деревянной двери на стеклянную дверь с окном – это визуально расширит пространство библиотеки, сделает  внутренние зоны библиотеки открытыми и привлекательными:

«Абонемент-холл»:

  • рабочее место педагога-библиотекаря с  доступом к каналам получения информации (каталогам печатным и электронным) и оргтехнике;
  • «ЮДЕВАЙС–стол» - место подключения  электронных личных устройств к Интернету.
  • «Книжная карусель» - стеллажи для журналов (10 наименований периодических изданий), детских энциклопедий  в виде круга.
  • «Дерево-стеллаж»  для организации книжной выставки и окно в рекреацию школьного коридора используется как выставочная витрина.
  • Зона комфортного чтения –мягкие пуфики

июнь

июль август

Зона коллективной деятельности, предназначенная для общения, организации внеурочной деятельности.

Организация коллективной деятельности может осуществляться в двух помещениях:

  • Работа в основном помещении библиотеки творческой лаборатории «Библиоконсультант», проектная деятельность с доступом к печатным и электронным ресурсам, проведения занятий внеурочной деятельности, в том числе гражданско- патриотической направленности.
  • Гибкая организация  пространства, маркерная доска, DVD – проигрыватель, проекционная система.
  • Проектно-исследовательская работа в отдельной комнате в помещении книгохранилища с медиатекой и доступом к каталогу и Интернету. Здесь же работа творческой лаборатории «Библиогастроли».

сентябрь

октябрь

ноябрь

Досуговая зона с возможностью проведения познавательно- игровой деятельности

  • Организация «Игровой этажерки» в виде стола – стремянки для настольных игр с релаксационной  мягкой площадкой (подушки на подоконниках, мягкий коврик).
  • Особая расстановка книжных стеллажей с книгами, создаст обособленные зоны для индивидуального чтения книг.
  • Для проведения малых коллективных мероприятий (до 30 человек) создать   «Литературный сквер»  в коридорной рекреации возле НОВОГО входа в библиотеку: стены, потолок, прилегающие двери оформить афоризмами и высказывания известных людей. В «сквере» разместить удобные аллейные лавочки, организовать   «Библиошкаф» (для обменной благоДАРИТЕЛЬной литературы), расположить информационная «Тумба».
  • Массовые библиотечные мероприятий («Креатив – битва», читательская конференция, литературные КВНы) проводить в актовом зале школы.

октябрь

по плану работы ИБЦ

по плану работы ИБЦ

Зона хранения информационных ресурсов

  • В отдельном помещении книгохранилищарасположить учебный фонд и редко востребованную  литературу, методическую литературу, учебные пособия и литературу для коррекционных классов.
  • «Медиагалёрка» - это отдельная комната в помещении книгохранилища, где находится медиатека.  Здесь же создать условия (с доступом в Интернет)  для проектно- исследовательской деятельности.

сентябрь октябрь

Зона  доступа к сети Интернет через систему мониторинга и фильтрации

Компьютерную зону с доступом в Интернет для всех видов электронной деятельности разделить на три отдельных функциональных «Фортпоста» (с доступом к  электронному справочно-библиографическому каталогу и электронным образовательным ресурсам):

  • Первый фортпост «ОСНОВНОЙ» разместить в помещении главного отдела библиотеки для реализации образовательной программы и воспитательной работы.
  • Второй фортпост  «ПРОЕКТНЫЙ» разместитья в помещении книгохранилища для проектной деятельности.
  • Третий фортпост «СТАЦИОНАРНЫЙ» разместить в компьютерном классе. Здесь устанавливается стационарный компьютер с подключением к  государственным информационным ресурсам  (Национальная электронная библиотека- НЭБ).

октябрь

ноябрь

библиотечная деятельность

Приобретение программного обеспечения для организации электронного каталога

  • Внедрение программного обеспечения для работы электронного каталога  школьного фонда.
  • Подготовка технического специалиста
  • Создание архива инновационных методик и практики реализации ФГОС, инвентаризация всех электронных ресурсов школы и их накопление  в ИБЦ

ноябрь

Подключение и обеспечение доступа к новым источникам информацион-

ных ресурсов

  • Подключение к новым информационным ресурсам (Национальная электронная библиотека, государственные ресурсы, к информационным центрам и библиотекам), расширение возможности для самообразования
  • Организовать комфортный и свободный доступ к  медиатеке, систематически пополняя электронными образовательными материалами (электронными учебниками, приложениями), используя ресурсы  Интернет  и школьную локальную сеть.
  • Продление договора (действует с декабря 2017г) по договору между МБОУ Курагинская СОШ №3 и Гимназией №13 «Академ» (г.Красноярск) по использования ЛитРес и других ресурсов Гимназии

ноябрь

ноябрь

декабрь

Организация совместной учебно- проектно- досуговой деятельности

  • Организация свободного доступа к Интернету учащихся со своими электронными устройствами, к оргтехнике для внеурочной деятельности, дистанционных олимпиад, конкурсов, для организации дистанционного обучения учащихся и педагогов.
  • Работа творческих лабораторий
  • Разработка плана мероприятий ИБЦ
  • Участие в проведении совместных исследовательских проектов, акций, презентаций, выставок
  • Инициирование проведения на базе ИБЦ культурно-массовых мероприятий
  • Проведение культурно-просветительских и социально-значимых мероприятий

ноябрь

сентябрь

по плану  работы ИБЦ

 Сетевое взаимодействие (развитие отношений с партнерами из внешней среды)

Организовать новые виды сетевого взаимодействия:

  • Создание страницы «ИБЦ» на сайте школы
  • Продвижение ресурсов школьногоИБЦ через  сайты и социальные сети, виртуальная выставочная деятельность.        
  • Организация сетевых сообществ ,виртуальных клубов. («Книжная лавка», «Сундук идей»),
  • Организация виртуальной деятельности (выставочная,видеоконференции, мастер-классы,
  • Распространение   педагогического опыта (участие в Интернет педсоветах, форумах, создание «Копилки идей»).
  • Систематизировать  лучшие практические  методики по математическому и лингвистическому профилям на основе работы с тренажерами «Мат-решка» и «LitleBridge»
  • Трансляция опыта использования электронных ресурсов НЭБ при реализации ФГОС через сетевые сообщества

декабрь

январь

Творческие лаборатории

  •  «Библиоконсультант» - работает уже сегодня. Для этого разработана рабочая программа «Основы информационной культуры».
  • «Библиогастроли» - творческое объединение для более глубокого знакомства с классической литературой (разработана рабочая программа).
  • «Читающая ПЛАНЕТА» - объединение любителей чтения для учащихся начальной школы и их родителей (разработана программа).
  • «Журналистика» - работа по сетевой программе с районным ресурсным центром (РРЦ).

сентябрь

Организация условий для работы дополнительных  занятий

  • Согласование графиков работы и организация рабочего места, согласно требуемым  видам деятельности
  • Подготовка «папки – подборок», методической литературы и учебных пособий, медиаресурсов

октябрь

по плану работы ИБЦ

Работа с другими участниками образовательного процесса

Консультацион-но-информа-ционная работа с педагогами

  • Создание условий для работы учителя по оценке и отбору  средств обучения.
  • Непосредственно из ИБЦ  педагог сможет связаться с другими педагогами в рамках телекоммуникационных проектов.
  • Проводить  учебные или внеурочные занятия на базе ИБЦ (работа с медиатекой или  с электронной информацией, использование видеофильма).
  • Компьютерные возможности ИБЦ станут средством дистанционного обучения педагогического коллектива,  для поиска  и участия в интернет-конкурсах, грантах и работе в сетевых сообществах.
  • Организация и проведение мероприятий по обмену опытом(семинаров, открытых лекций, публичной защиты индивидуальных проектов)
  • Совместно с педагогическим коллективом определение классов, учебных предметов для внедрения ЭФУ и их приобретение

по плану работы

ОО

ИБЦ и учащиеся школы:

  • Концепция BYOD – возможность работать на ресурсах школы со своим личным устройством.
  • Электронный доступ к любым информационно-культурным центрам и выход на официальные сайты детских организаций и сообществ
  • Расширение возможностей для индивидуальной (с помощью взрослого или самостоятельной) подготовки к уроку, к написанию реферата и проекта.
  • Учащиеся   учатся работать с «ключами» ИБЦ: каталогами, картотеками, указателями – это личный опыт для самостоятельной студенческой жизни.
  • Наличие электронного ресурса ЛитРес может обеспечить всех учащихся произведениями школьной программы (небольшого объема), путем загрузки на индивидуальный гаджет (телефон или планшет).

в течении года

ИБЦ и родители:

  • Расширяются возможности для работы «школа-родители», «педагог- родители», родители-родители»
  • Применение электронных журналов и дневников с учетом обратнойсвязисделает образовательный процесс открытым
  • Публичность деятельности их детей поможет сформировать у родителей более общие взгляды с потребностями и решениями администрации школы.
  •  Активизируется  помощь со стороны родителей и общественных организаций
  • Родители становятся активными участниками образовательного процесса.

в течении года

Сотрудничество с другими образовательными и общественными организациями

Социальное окружение школы (3 детских сада, спортивная и музыкальная школы, Дом творчества и Центр дополнительного образования) расширяют образовательное пространство учащихся, обмениваются информационными ресурсами.

  • Школа тесно сотрудничает с учебными организациями Минусинска, Абакана, Красноярска, что позволяет разработать и реализовать совместные программы по дополнительному образованию.
  • Тесное сотрудничество с музеями, театрами  города Минусинск и Абакан повысит культурный уровень педагогов и обучающихся.
  • Организация встреч ребят творческого объединения с актерами и другими творческими людьми
  • Утвердить Программу сотрудничества в формате «школы – партнеры» со школой,   работающей в сложных социальных условиях.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОТРЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Развитие библиотеки как важнейшего информационного центра - структурногоподразделения   школы
  2. Укрепление материально-технической базы и улучшение комплектования библиотечного фонда.
  3. Модернизация библиотечных процессов.
  4. Повышение информационной компетентности у пользователей для успешной социализации их в современном информационном обществе.
  5. Обеспечение свободного и стабильного доступа всех участников образовательного процесса к информационным ресурсам;
  6. Обеспечение учеников и учителей свободным доступом в Интернет.
  7. Повышение эффективности использования информационных ресурсов педагогами для улучшения качества образования.
  8. Повышение качества организации библиотечно-информационного обслуживания читателей.
  9. Организация внебиблиотечного пространства
  10. Расширение образовательного пространства за счет сотрудничества с другими организациями.
  11. Организация стажерской площадки на базе школы, инновационных площадок по апробации инновационных технологий
  12. Улучшение комфортности обслуживания пользователей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника школьной библиотеки «Сказочная страна – библиотека» (для учащихся начальных классов)

Сценарий праздника школьной библиотеки«Сказочная страна – библиотека»(для учащихся начальных классов)...

Современный школьный информационно-библиотечный центр

Программа развития школьной библиотеки...

Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) и качество образования в МОУ Захаровская СОШ

В данной статье представлено описание функционирования информационно-библиотечного центра как структуры  управления качеством образования МОУ Захаровская СОШ.  В ней раскрываются цель, задач...

Информационно-библиотечный урок"О книге и библиотеке"

Урок знакомит с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.В ходе урока достигаются такие задачи как:знакомст...

Информационно-библиотечный центр. Информационный вестник

Информационный вестник "18 мая - Всемирный день музеев"...

Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров

Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров...

Создание информационно-библиотечного центра (ИБЦ) МАОУ «Саянская СОШ» в реализации программы «Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы»

Проблема современной  школы  заключается в привитии информационной  грамотности  читателю,  как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать ин...