Современный школьный информационно-библиотечный центр
рабочая программа на тему
Программа развития школьной библиотеки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_shkolnoy_biblioteki.docx | 41.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19»
г. Мичуринска
Программа развития школьной библиотеки
«Современный школьный информационно-библиотечный центр».
Выполнила:
педагог-библиотекарь
Ртищева Е.А.
2013
Стр.
Содержание……………………………………………………………………….1
1.Паспорт программы. ………………………………….. ……………………....2
2. Актуальность…………………………………………………………………...3
3. Миссия школьной библиотеки………………………………………………...4
4 Основные цели школьной библиотеки………………………………………...5
5. Функции школьной библиотеки. ……………………………………………..5
6. Информационная справка о школьной библиотеке………………………….5
7. Цели и задачи по реализации программы…………………………………….7
8. Основные направления программы развития библиотеки…………………..7
9.Программные мероприятия по развитию библиотеки. ………………………9
10. Необходимые ресурсы и источники финансирования……………………13
11. Текущий контроль и оценка результатов………………………………….13
12.Возможные трудности и риски……………………………………………...14
13. Ожидаемые результаты программы..………………………………………14
- Паспорт проекта
№ п/п | Вопросы | Краткое описание |
1 | Название программы | Проект программы развития школьной библиотеки структурного подразделения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» г.Мичуринска Тамбовской области на 2014-2017 гг. |
2 | Юридический адрес | Россия, Тамбовская область, г. Мичуринск, м-н Кочетовка, ул. Социалистическая, д. 2. |
3 | Контакты | 8 (47545) 3-45-92 |
4 | Нормативно-правовая база программы | 1. Федеральная программа развития образования. 2. «Закон об образовании РФ». 3. Федеральный государственный образовательный стандарт. 4. Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г. 5. Закон РФ "О библиотечном деле". 6. Закон РФ "Об информации". 7. Программа развития МБОУ СОШ № 19 на 2011-2015 год |
5 | Заказчик программы | ТОИПКРО Тамбов |
6 | Основные разработчики программы | Педагог-библиотекарь Ртищева Елена Анатольевна |
7 | Исполнители программы | Администрация, педагоги, учащиеся, родители, организации и компании, вовлеченные в сотрудничество со школой. |
8 | Сроки и этапы реализации программы | 1 этап – разработка программы: октябрь-ноябрь 2013 года 2 этап- реализация и корректировка программы: 2014-2016 гг. 3 этап- подведение итогов, корректировка, перспективы: июнь 2017 г. |
9 | Цели | Создание условий для успешной социализации школьников в информационном обществе |
10 | Задачи | 1.Оказание качественных библиотечно - информационных услуг. 2. Организация взаимодействия с педагогическим коллективами родителями в развитии читательской компетентности школьников. 3. Совершенствование материально – технической базы библиотеки. |
11 | Направления деятельности | 1. Развитие социальной направленности работы библиотеки. 2. Создание единого информационного пространства. 3. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнерами. |
12 | Ожидаемые результаты реализации программы | 1. Повышение качества организации библиотечно –информационного обслуживания читателей. 2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к информационным ресурсам. 3. Улучшение комплектования библиотечного фонда. 4. Повышение читательской компетенции детей и подростков. 5. Укрепление материально- технической базы. 6. Повышение ИКТ - компетентности библиотекаря. 7. Создание электронных каталогов. 8. Создание сайта библиотеки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19». |
13 | Система контроля исполнения программы | Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, портфолио библиотеки и библиотекаря, рецензии, аналитические справки. |
- Актуальность
В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютернограмотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки.
Миссия школьной библиотеки:
В международной практике на сегодняшний день утвердились три направления работы библиотеки:
- библиотека – это информационный центр. Есть закон об информации , где красной строкой прописано положение о доступности информации для каждого гражданина , а библиотека - как держатель этой информации.
- библиотека рассматривается, как культурно - досуговый центр по-современному или «очаг культуры» , как это говорили в старину.
- библиотека – это настолько мобильный социальный институт, что у нее нет строго определенной функции. Библиотека должна подстраиваться под интересы, настроение того контингента пользователей, который у нее есть. Она может быть и культурным центром, и досуговым центром, и информационным центром. Так как нужно пользователям в данный момент.
Можно говорить о специальной миссии школьной библиотеки, если рассмотреть понятие «миссия школьной библиотеки», если само понятие «миссия» достаточно широко. Понятие «миссия» состоит в том, что она ориентирует в едином направлении интересы и ожидания людей, которые во-первых воспринимают библиотеку изнутри, то есть сами библиотекари и которые воспринимают библиотеку из вне, то есть администрация школы, читатели библиотеки.
Приход в новую школу Интернет - технологий изменил и ее образовательные цели. Теперь они в основном направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Модернизации школьного образования сопутствует изменение информационно-библиотечных услуг, расширение и усложнение функций школьных библиотек.
Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников.
Главная цель компьютеризации библиотек – создание необходимых условий для обеспечения школ своевременной, достоверной и полной информацией. Школьная библиотека должна входить в единое библиотечно-информационное пространство. И это на сегодняшний день стало необходимостью.
Миссия библиотеки - это ответственное задание, «поручение» библиотеке как социальному институту, данное обществом. В разное время и в разных обществах у библиотеки может быть особая миссия, осмысливаемая библиотечной философией. Так, миссия советской библиотеки заключалась в содействии коммунистическому воспитанию трудящихся. Сейчас стало формироваться представление о библиотеке, полезной обществу, личности, служащей общечеловеческим ценностям.
4. Основные цели библиотеки:
1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.
2. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.
3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
5. Функции школьной библиотеки:
- информационная поддержка учебного процесса (обеспечение учащихся и учителей учебной и методической литературой);
- научная организация фондов и обработка документов (библиографическое описание документов, их классификация, техническая обработка, оформление и расстановка фондов, ведение каталогов и картотек);
- деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению: читательские конференции, книжные выставки, обзоры литературы, библиотечные беседы и др.);
- мероприятия в помощь развитию информационной грамотности пользователей (библиотечные уроки);
- комплектование фондов;
- ведение учетной и планово-отчетной документации.
В соответствии с Федеральным Законом «О библиотечном деле» библиотека выполняет функции информационного, образовательного и культурного учреждения. При этом каждый тип библиотеки отличается специфическим соотношением этих функций и решаемыми в этой связи задачами.
6. Информационная справка о школьной библиотеке.
1. Дата создания библиотеки: 1964 год .
2. Помещение библиотеки находится на 3 этаже.
3. Общая площадь -67 кв.м.
3. Режим работы: 8.00 - 16.00,методический день-понедельник, выходной- воскресенье.
4. Кадровое обеспечение: 1 ставка – педагог библиотекарь.
5. Техническое оснащение, его использование:
- 12 стеллажей, наличие каталожного шкафа, 1 компьютер, 1 принтер, 4 стола, 2 стола-тумбочки, 15 стульев.
Рабочее место библиотекаря оснащено библиотечной системой АИБС «MAPK – SQL» .
Читальный зал совмещён с абонементом. Есть книгохранилище для учебного фонда.
6. Объем и состав фонда: основной - 18480 экз. из них:
- учебники - 3620 экз.,
- учебники с электронным приложением – 228 экз.,
-художественная литература – 12553 экз.,
- методическая литература – 1923 экз.,
-справочная литература – 384 экз.
-медиаресурсы- 207 экз.
7. Количество читателей: 365 ч. Из них:
Учащихся – 334
Учителей – 22
Родителей - 9
8. Количество посещений: 3890
9. Количество книговыдач: 8094
10. Количество наименований подписных изданий: в 2012 г. выписывались 19 наименований газет и журналов.
11. Состав читателей: учащиеся, педагоги, родители.
12. Используемые формы работы: массовые мероприятия театрализованные представления, часы информации, уроки мужества, клуб творческих дел, литературные праздники, читательские конференции и т.д.); книжные выставки, обзоры периодических изданий, рекомендательные списки, буклеты.
13. Взаимодействие с другими учреждениями: с детской библиотекой им. А.Гайдара- посещение мероприятий, с городскими музеями и др. учреждениями в рамках проектной деятельности.
14. Взаимодействие с педагогами-предметниками в совместных проектах: с учителями русского языка и литературы , истории, технологии, ИЗО, музыки.
7. Цели и задачи программы.
Цель: Создание условий для успешной социализации школьников в информационном обществе.
Задачи:
1.Оказание качественных библиотечно - информационных услуг.
2. Организация взаимодействия с педагогическим коллективами родителями в развитии читательской компетентности школьников.
3. Совершенствование материально – технической базы библиотеки.
Решить эти задачи возможно за счет создания информационно – библиотечного центра, который будет выполнять следующие функции:
1. Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.
2. Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием, как ресурсов, так и библиотек.
3. Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.
4. Досуговую – содействовать содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.
Создание в школе ИБЦ позволит обеспечить учащихся, учителей и родителей качественными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.
8. Основные направления программы развития школьной библиотеки.
1) Развитие социальной направленности работы библиотеки
Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки возможно в результате сотрудничества с некоммерческими организациями, активного взаимодействия с Управляющим советом школы, с ученическим самоуправлением, с социально- психологической службой школы. Такое сотрудничество позволит активировать работу школы в социуме. Расширение возможности библиотеки для организации духовно- нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации воспитательных программ.
Позиционирование школьной библиотеки как социально ориентированного учреждения осуществляется:
- в рамках муниципальных социальных программ;
- проведением школьных, городских и областных акций по продвижению чтения;
- реализацией просветительских программ дополнительного образования;
- выявлением и развитием творчески одаренных детей.
2) Создание единого информационного пространства
Создание единого информационного пространства – необходимость сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать активное участие в управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование. Такое положение позволит ей стать одним из центральных звеньев в построении информационной структуры школы.
Ключевым фактором успеха в становлении нового качества является активное использование библиотекой новых технологий. Движение в этом направлении призвано пополнить новым содержанием образовательные программы, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников раннего возраста, обеспечить инновационное развитие самой библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально-техническое оснащение библиотеки.
3) Корпорация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнерами
Переход библиотеки к корпоративному сотрудничеству позволит более рационально использовать имеющиеся ресурсы и существенно расширить круг профессиональных связей. Корпоративные проекты и сотрудничество приведут к единению технологических, технических, информационных и других средств в целях создания новых и эффективного использования уже имеющихся информационных ресурсов. Такими партнерами, в первую очередь, являются библиотеки школ города Мичуринска, различные некоммерческие организации.
Корпоративное сотрудничество с библиотеками других школ города планируется осуществлять по следующим направлениям:
- комплектование библиотеки фондами школьных учебников на новый учебный год;
- сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными,
- координация в комплектовании и организации подписки на периодические издания;
- координация работы по использованию новых образовательных технологий, использование ИКТ для совершенствования деятельности школьных библиотек;
- реализация совместных проектов развития;
- реклама новых возможностей школьных библиотек в поисках потенциальных инвесторов и партнеров.
9. Программные мероприятия по развитию библиотеки.
№ | Содержание мероприятий | Срок исполнения | Исполнитель | Прогнозируемый результат | |||
Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки. | |||||||
1. | Организация встреч с активными читателями школы и детской библиотеки им. А.Гайдара | ежегодно | Педагог-библиотекарь и библиотекари детской библиотеки им. А.Гайдара» | Повышение статуса школы. Оказание помощи одиноким пенсионерам и другим категориям населения в организации общения. | |||
2. | Организация читательских конференций, встреч для учащихся школы. | регулярно | Педагог-библиотекарь | Повышение читательской культуры школьников. Рост количества книга выдач и посещаемости библиотеки. Повышение интереса к чтению. | |||
3. | Организация встреч учащихся школы с учащимися других школ микрорайона | регулярно | Педагог-библиотекарь | Повышение общения учащихся школы с учащимися других школ микрорайона | |||
Создание единого информационного центра | |||||||
1. | Активное внедрение в процесс информационно – коммуникативных технологий | 2014-2017 | Педагог-библиотекарь | Эффективное использование в повседневной практике | |||
2. | Информационная поддержка и информационное сопровождение педагогов в освоении и внедрении развивающихся образовательных технологий (проектно-исследовательских, технологий развития критического мышления и др.) | 2014-2017 | Педагог-библиотекарь | Активное освоение и использование педагогами современных развивающихся образовательных технологий. | |||
3. | Информационно-методическое сопровождение внедрения государственных стандартов нового поколения | 2014-2017 | Педагог-библиотекарь | Устранение организационно-информационных препятствий для внедрения новых образовательных стандартов | |||
4. | Ресурсное обеспечение учащихся с ограниченными возможностями, учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. | 2014-2017 | Педагог-библиотекарь | Успешное обучение и развитие учащихся с ограниченными возможностями. | |||
5. | Создание и пополнение единого каталога электронных учебных пособий, а также художественной литературы. | 2014-2017 | Педагог-библиотекарь | Наличие единого каталога электронных учебных пособий. Доступность и востребованность каталога всеми участниками образовательного процесса. | |||
6. | Издание электронного каталога открытых уроков, элективных курсов, разработанных педагогами школы. | 2014-2017 | Педагог-библиотекарь | Повышение уровня информированности учащихся и их родителей в предоставлении школой услуг. Отбор лучших уроков, программ элективных курсов, выбраковка устаревших. | |||
7. | Создание сайта библиотеки. | 2014-2017 | Педагог-библиотекарь | Привлечение посетителей школьного сайта. | |||
8. | Информационная поддержка инновационных образовательных программ, | 2014-2017 | Педагог-библиотекарь | Успешная реализация инновационных образовательных | |||
9. | Заключение договоров с торгующими организациями на поставку учебной литературы, на ознакомление с новыми УМК. | ежегодно | Педагог-библиотекарь, директор | Информированность педагогов о новых УМК, 100% обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ. | |||
10. | Создание благоприятных условий для работы с информационными источниками. | 2014-2017 | Педагог-библиотекарь | Наличие комфортных условий для работы с информационными потоками. | |||
11. | Участие в формировании универсальных действий. | 2014-2017 | Педагог-библиотекарь | Успешность работы школы по формированию универсальных учебных действий учащихся. | |||
12. | Разработка пакета документов о школьном информационно – библиотечном центре. | 2014 | Педагог-библиотекарь | Наличие пакета документов о школьном информационно – библиотечном центре. Создание школьного информационно – библиотечного центра. | |||
Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнерами | |||||||
1. | Заключение договоров о партнерском сотрудничестве с библиотеками школ города | 2014 | Педагог-библиотекарь, директор | Оперативное решение общих проблем обеспечения образовательного процесса. Обеспечение более широкого доступа к работе периодическими изданиями. | |||
2. | Сотрудничество с библиотеками городскихшкол. | ежегодно | Педагог-библиотекарь | Качественное и оперативное обеспечение образовательного процесса. | |||
3. | Участие библиотеки и ее читателей в конкурсном движении. | ежегодно | Педагог-библиотекарь | Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня. | |||
4. | Участие в семинарах школьных библиотекарей | ежегодно | Педагог-библиотекарь, методист УМиИЦ | Создание системы непрерывного | |||
Расширение возможности библиотеки для организации духовно – нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации воспитательных программ. | |||||||
1. | Проведение классных часов , внеклассных мероприятий, направленных на духовно – нравственное, гражданско – патриотическое воспитание школьников. | регулярно | Педагог-библиотекарь, классные руководители, педагог - организатор , педагоги дополнительного образования | Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися | |||
2. | Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей. | регулярно | Педагог-библиотекарь | Повышение эффективности воспитательной работы. |
10. Необходимые ресурсы и источники финансирования.
Основным источником финансирования программы являются средства бюджета. Источниками дополнительного финансирования программы могут служить и другие, не запрещенные законодательством источники: спонсоры, родители, получение грантов, оказание дополнительных платных услуг и др.
11. Текущий контроль и оценка результатов.
В ходе решения задач программы развития школьной библиотеки как информационного центра руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенным в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:
- выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели программы развития библиотеки, учебного плана школы в целом;
- удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;
- существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;
- достаточно ли ресурсное обеспечение;
- рентабельны ли эти направления.
Основные показатели работы библиотеки, которые целесообразно учитывать для текущего контроля и оценки степени выполнения стоящих перед библиотекой задач:
- число книговыдач на одного члена школьного сообщества (отдельно «на одного ученика» и «одного сотрудника»);
- средняя посещаемость на одного члена школьного сообщества (отдельно «на одного ученика» и «одного сотрудника»);
- число книговыдач на единицу хранения (т.е. обращаемость);
- число книговыдач на час работы (во время занятий и после уроков);
- число справочных запросов на одного члена школьного сообщества (отдельно «на одного ученика» и «одного сотрудника»);
- степень использования компьютеров и онлайновых информационных источников.
Показатели обеспеченности ресурсами:
- общий размер книжного фонда на одного члена школьного сообщества;
- обеспеченность персональными компьютерами или терминалами на одного члена школьного сообщества;
- обеспеченность компьютерами с интерактивным доступом на одного члена школьного сообщества.
Качественные показатели:
- степень удовлетворенности пользователей;
- целевые группы пользователей;
- консультационная деятельность.
Стоимостные показатели:
- удельные издержки на функции, услуги и операции;
- расходы по персоналу в расчете на одну функцию (например, выдачу литературы);
- общие затраты на библиотеку в расчете на одного члена школьного сообщества;
- общие затраты на библиотеку в процентах от общего бюджета школы;
- затраты на мультимедийные материалы в процентах от общих затрат на библиотеку.
Сравнительные показатели:
- статистические показатели библиотеки в сопоставлении соответствующими библиотечными услугами в других школах аналогичных размеров и параметров.
12. Возможные трудности и риски:
1) Недостаточное финансирование деятельности библиотеки
2) Некомпетентное использование компьютерной техники (в зоне свободного доступа) и, как следствие, - частые поломки, постоянные проблемы с расходным материалом для принтера и ксерокса при их неумелом использовании;
3) Несоответствие площади помещений библиотеки (медиатеки) и ее возрастающим функциям.
13. Ожидаемые результаты:
В ходе реализации программы к концу 2017 года будет достигнуто:
1) Повышение качества организации библиотечно - информационного обслуживания читателей.
2) Обеспечение широкого доступа учащихся , преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам.
3) Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов.
4) Повышение читательской компетентности детей и подростков.
5) Укрепление материально-технической базы.
6) Повышение уровня ИКТ - компетентности сотрудников библиотеки.
7.Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей структурного подразделения МБОУ «СОШ №19»:
- на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;
- на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
- на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;
- на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;
- на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена, обеспечивающих рост взаимопонимания взаимоуважения различных наций и народностей;
- на организацию совместной работы учащихся и учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) и качество образования в МОУ Захаровская СОШ
В данной статье представлено описание функционирования информационно-библиотечного центра как структуры управления качеством образования МОУ Захаровская СОШ. В ней раскрываются цель, задач...
вебинар "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности"
Представляю конспект вебинара "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей: информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности", проведенного в рамках проекта ФЦПР...
информационно-библиотечный центр
Информационно-библиотечный центр «Звёздный» – это уникальные и современные возможности поиска необходимой информации, ее систематизации. Реализация сетевых проектов, работа в Интерне...
Информационно-библиотечный центр. Информационный вестник
Информационный вестник "18 мая - Всемирный день музеев"...
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров...
ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»
Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.Функции совреме...
Создание информационно-библиотечного центра (ИБЦ) МАОУ «Саянская СОШ» в реализации программы «Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы»
Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать ин...