Современный школьный информационно-библиотечный центр
рабочая программа на тему

Ртищева Елена Анатольевна

Программа развития школьной библиотеки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_shkolnoy_biblioteki.docx41.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19»

г. Мичуринска

Программа развития школьной библиотеки

«Современный школьный информационно-библиотечный центр».

                                                          Выполнила:

                                                                                       педагог-библиотекарь

                                                                                       Ртищева Е.А.

2013

                                                                                                                               Стр.

Содержание……………………………………………………………………….1

1.Паспорт программы. ………………………………….. ……………………....2

2. Актуальность…………………………………………………………………...3

3. Миссия школьной библиотеки………………………………………………...4

4 Основные цели школьной библиотеки………………………………………...5

5. Функции школьной библиотеки. ……………………………………………..5

6. Информационная справка о школьной библиотеке………………………….5

7. Цели и задачи по реализации программы…………………………………….7

8. Основные направления программы развития библиотеки…………………..7

9.Программные мероприятия по развитию библиотеки. ………………………9

10. Необходимые ресурсы и источники финансирования……………………13

11. Текущий контроль и оценка результатов………………………………….13

12.Возможные трудности и риски……………………………………………...14

13. Ожидаемые результаты программы..………………………………………14

  1. Паспорт проекта

№ п/п

Вопросы

Краткое описание

1

Название программы

Проект программы развития школьной библиотеки структурного подразделения МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19» г.Мичуринска Тамбовской области

на 2014-2017 гг.

2

Юридический адрес

Россия, Тамбовская область, г. Мичуринск, м-н Кочетовка, ул. Социалистическая, д. 2.

3

Контакты

8 (47545) 3-45-92

4

Нормативно-правовая база программы

1. Федеральная программа развития образования.

 2. «Закон об образовании РФ».

 3. Федеральный государственный образовательный стандарт.

 4. Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.

 5. Закон РФ "О библиотечном деле".

 6. Закон РФ "Об информации".

 7. Программа развития МБОУ СОШ № 19 на 2011-2015 год

5

Заказчик программы

ТОИПКРО Тамбов

6

Основные разработчики программы

Педагог-библиотекарь Ртищева Елена Анатольевна

7

Исполнители программы

Администрация, педагоги, учащиеся, родители, организации и компании, вовлеченные в сотрудничество со школой.

8

Сроки и этапы реализации программы

1 этап – разработка программы: октябрь-ноябрь 2013 года

2 этап- реализация и корректировка программы: 2014-2016 гг.

3 этап- подведение итогов, корректировка, перспективы: июнь 2017 г.

9

Цели

Создание условий для успешной социализации школьников в информационном обществе

10

Задачи

1.Оказание качественных библиотечно - информационных услуг.

2. Организация взаимодействия с педагогическим коллективами родителями в развитии читательской компетентности школьников.

3. Совершенствование материально – технической базы библиотеки.

11

Направления деятельности

1. Развитие социальной направленности работы библиотеки.

2. Создание единого информационного пространства.

3. Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнерами.

12

Ожидаемые результаты реализации программы

1. Повышение качества организации библиотечно –информационного обслуживания читателей.

2. Обеспечение широкого доступа учащихся, преподавателей и родителей к информационным ресурсам.

3. Улучшение комплектования библиотечного фонда.

4. Повышение читательской компетенции детей и подростков.

5. Укрепление материально- технической базы.

6. Повышение ИКТ - компетентности библиотекаря.

7. Создание электронных каталогов.

8. Создание сайта библиотеки МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19».

13

Система контроля исполнения программы

Мониторинг, анализ документов, наблюдение, анкетирование, портфолио библиотеки и библиотекаря, рецензии, аналитические справки.

  1. Актуальность

 В Федеральной программе развития образования, новых ФГОС отражается явный социальный заказ на воспитание и формирование будущих успешно-активных, компьютернограмотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества. Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития. Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки.

 Миссия школьной библиотеки:

В международной практике на сегодняшний день утвердились три направления работы библиотеки:

- библиотека – это информационный центр. Есть закон об информации , где красной строкой прописано положение о доступности информации для каждого гражданина , а библиотека - как держатель этой информации.

- библиотека рассматривается, как культурно - досуговый центр по-современному или «очаг культуры» , как это говорили в старину.

- библиотека – это настолько мобильный социальный институт, что у нее нет строго определенной функции. Библиотека должна подстраиваться под интересы, настроение того контингента пользователей, который у нее есть. Она может быть и культурным центром, и досуговым центром, и информационным центром. Так как нужно пользователям в данный момент.

Можно говорить о специальной миссии школьной библиотеки, если рассмотреть понятие «миссия школьной библиотеки», если само понятие «миссия» достаточно широко. Понятие «миссия» состоит в том, что она ориентирует в едином направлении интересы и ожидания людей, которые во-первых воспринимают библиотеку изнутри, то есть сами библиотекари и которые воспринимают библиотеку из вне, то есть администрация школы, читатели библиотеки.

Приход в новую школу Интернет - технологий изменил и ее образовательные цели. Теперь они в основном направлены на формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации. Модернизации школьного образования сопутствует изменение информационно-библиотечных услуг, расширение и усложнение функций школьных библиотек.

Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь стал посредником между информационными ресурсами и сложными запросами учителей-предметников.

Главная цель компьютеризации библиотек – создание необходимых условий для обеспечения школ своевременной, достоверной и полной информацией. Школьная библиотека должна входить в единое библиотечно-информационное пространство. И это на сегодняшний день стало необходимостью.

Миссия библиотеки - это ответственное задание, «поручение» библиотеке как социальному институту, данное обществом. В разное время и в разных обществах у библиотеки может быть особая миссия, осмысливаемая библиотечной философией. Так, миссия советской библиотеки заключалась в содействии коммунистическому воспитанию трудящихся. Сейчас стало формироваться представление о библиотеке, полезной обществу, личности, служащей общечеловеческим ценностям.

4. Основные цели библиотеки:

1.Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, гарантированное государством.

2. Создание единого информационно-образовательного пространства ОУ; организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободного и безопасного доступа и информации, знаниям, идеям, культурным ценностям в контексте информационного, культурного и языкового разнообразия.

3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.

5. Функции школьной библиотеки:

  • информационная поддержка учебного процесса (обеспечение учащихся и учителей учебной и методической литературой);
  • научная организация фондов и обработка документов (библиографическое описание документов, их классификация, техническая обработка, оформление и расстановка фондов, ведение каталогов и картотек);
  • деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению: читательские конференции, книжные выставки, обзоры литературы, библиотечные беседы и др.);
  • мероприятия в помощь развитию информационной грамотности пользователей (библиотечные уроки);
  • комплектование фондов;
  • ведение учетной и планово-отчетной документации.

В соответствии с Федеральным Законом «О библиотечном деле» библиотека выполняет функции информационного, образовательного и культурного учреждения. При этом каждый тип библиотеки отличается специфическим соотношением этих функций и решаемыми в этой связи задачами.

6. Информационная справка о школьной библиотеке.

1. Дата создания библиотеки: 1964 год .

 2. Помещение библиотеки находится на 3 этаже.

3. Общая площадь -67 кв.м.

 3. Режим работы: 8.00 - 16.00,методический день-понедельник, выходной- воскресенье.

 4. Кадровое обеспечение: 1 ставка – педагог библиотекарь.

 5. Техническое оснащение, его использование:

 - 12 стеллажей, наличие каталожного шкафа, 1 компьютер, 1 принтер, 4 стола, 2 стола-тумбочки, 15 стульев.

 Рабочее место библиотекаря оснащено библиотечной системой АИБС «MAPK – SQL» .

Читальный зал совмещён с абонементом. Есть книгохранилище для учебного фонда.

 6. Объем и состав фонда: основной - 18480 экз. из них:

 - учебники - 3620 экз.,

- учебники  с электронным приложением – 228 экз.,

 -художественная литература – 12553 экз.,

 - методическая литература – 1923 экз.,

 -справочная литература – 384 экз.

 -медиаресурсы- 207 экз.

 7. Количество читателей: 365 ч. Из них:

 Учащихся – 334

Учителей – 22

Родителей - 9

 8. Количество посещений: 3890

 9. Количество книговыдач: 8094

 10. Количество наименований подписных изданий: в  2012 г. выписывались                 19 наименований газет и журналов.

 11. Состав читателей: учащиеся, педагоги, родители.

 12. Используемые формы работы: массовые мероприятия театрализованные представления, часы информации, уроки мужества, клуб творческих дел, литературные праздники, читательские конференции  и т.д.); книжные выставки, обзоры периодических изданий, рекомендательные списки, буклеты.

 13. Взаимодействие с другими учреждениями: с детской библиотекой им. А.Гайдара- посещение мероприятий, с городскими  музеями  и др. учреждениями в рамках проектной деятельности.

 14. Взаимодействие с педагогами-предметниками в совместных проектах: с учителями русского языка и литературы , истории, технологии, ИЗО, музыки.

7. Цели и задачи программы.

Цель: Создание условий для успешной социализации школьников в информационном обществе.

Задачи:

1.Оказание качественных библиотечно - информационных услуг.

2. Организация взаимодействия с педагогическим коллективами родителями в развитии читательской компетентности школьников.

3. Совершенствование материально – технической базы библиотеки.

Решить эти задачи возможно за счет создания информационно – библиотечного центра, который будет выполнять следующие функции:

1. Образовательную – содействие образованию и воспитанию личности учащихся посредством предоставления информационных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.

2. Информационную – обеспечение доступа к информации, удовлетворение информационных потребностей учащихся, педагогов и родителей с использованием, как ресурсов, так и библиотек.

3. Культурную – обеспечение духовного развития читателей, приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры.

4. Досуговую – содействовать содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки.

Создание в школе ИБЦ позволит обеспечить учащихся, учителей и родителей качественными услугами, повысит уровень библиотечного обслуживания.

8. Основные направления программы развития школьной библиотеки.

    1) Развитие социальной направленности работы библиотеки

Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки возможно в результате сотрудничества с некоммерческими организациями, активного взаимодействия с Управляющим советом школы, с ученическим самоуправлением, с социально- психологической службой школы. Такое сотрудничество позволит активировать работу школы в социуме. Расширение возможности библиотеки для организации духовно- нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации воспитательных программ.

Позиционирование школьной библиотеки как социально ориентированного учреждения осуществляется:

  • в рамках муниципальных социальных программ;
  • проведением школьных, городских и областных  акций по продвижению чтения;
  • реализацией просветительских программ дополнительного образования;
  • выявлением и развитием творчески одаренных детей.

     2) Создание единого информационного пространства

Создание единого информационного пространства – необходимость сегодняшнего дня. Библиотека должна принимать активное участие в управлении всеми информационными потоками в школе, направленными на образование. Такое положение позволит ей стать одним из центральных звеньев в построении информационной структуры школы.

Ключевым фактором успеха в становлении нового качества является активное использование библиотекой новых технологий. Движение в этом направлении призвано пополнить новым содержанием образовательные программы, внедрять новые формы и методы организации деятельности школьников раннего возраста, обеспечить инновационное развитие самой библиотеки, выстроить новые формы взаимодействия с другими библиотеками, с педагогическим сообществом. Для этого, прежде всего, необходимо достаточное материально-техническое оснащение библиотеки.

    3) Корпорация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнерами

Переход библиотеки к корпоративному сотрудничеству позволит более рационально использовать имеющиеся ресурсы и существенно расширить круг профессиональных связей. Корпоративные проекты и сотрудничество приведут к единению технологических, технических, информационных и других средств в целях создания новых и эффективного использования уже имеющихся информационных ресурсов. Такими партнерами, в первую очередь, являются библиотеки школ города Мичуринска, различные некоммерческие организации.

Корпоративное сотрудничество с библиотеками других школ города планируется осуществлять по следующим направлениям:

  •  комплектование библиотеки фондами школьных учебников на новый учебный год;
  •  сотрудничество в поиске информации, обмен справочными данными,
  •  координация в комплектовании и организации подписки на периодические издания;
  •  координация работы по использованию новых образовательных технологий, использование ИКТ для совершенствования деятельности школьных библиотек;
  •  реализация совместных проектов развития;
  •  реклама  новых возможностей школьных библиотек в поисках потенциальных инвесторов и партнеров.

9. Программные мероприятия по развитию библиотеки.

Содержание мероприятий

Срок исполнения

Исполнитель

Прогнозируемый результат

Развитие социальной направленности работы школьной библиотеки.

1.

Организация встреч с активными читателями школы и детской библиотеки им. А.Гайдара

ежегодно

Педагог-библиотекарь и библиотекари

детской библиотеки им. А.Гайдара»

Повышение статуса школы. Оказание помощи одиноким пенсионерам и другим категориям населения в организации общения.

2.

Организация читательских конференций, встреч для учащихся школы.

регулярно

Педагог-библиотекарь

Повышение читательской культуры школьников. Рост количества книга выдач и посещаемости библиотеки. Повышение интереса к чтению.

3.

Организация встреч учащихся школы с учащимися других школ микрорайона

регулярно

Педагог-библиотекарь

Повышение общения учащихся школы с учащимися других школ микрорайона

Создание единого информационного центра

1.

Активное внедрение в процесс информационно – коммуникативных технологий

2014-2017

Педагог-библиотекарь

Эффективное использование в повседневной практике

2.

Информационная поддержка и информационное сопровождение педагогов в освоении и внедрении развивающихся образовательных технологий (проектно-исследовательских, технологий развития критического мышления и др.)

2014-2017

Педагог-библиотекарь

Активное освоение и использование педагогами современных развивающихся образовательных технологий.

3.

Информационно-методическое сопровождение внедрения государственных стандартов нового поколения

2014-2017

Педагог-библиотекарь

Устранение организационно-информационных препятствий для внедрения новых образовательных стандартов

4.

Ресурсное обеспечение учащихся с ограниченными возможностями, учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2014-2017

Педагог-библиотекарь

Успешное обучение и развитие учащихся с ограниченными возможностями.

5.

Создание и пополнение единого каталога электронных учебных пособий, а также художественной литературы.

2014-2017

Педагог-библиотекарь

Наличие единого каталога электронных

учебных пособий. Доступность и востребованность каталога всеми участниками образовательного процесса.

6.

Издание электронного каталога открытых уроков, элективных курсов, разработанных педагогами школы.

2014-2017

Педагог-библиотекарь

Повышение уровня информированности учащихся и их родителей в предоставлении школой услуг. Отбор лучших уроков, программ элективных курсов, выбраковка устаревших.

7.

Создание сайта библиотеки.

2014-2017

Педагог-библиотекарь

Привлечение посетителей школьного сайта.

8.

Информационная поддержка инновационных образовательных программ,

2014-2017

Педагог-библиотекарь

Успешная реализация инновационных образовательных

9.

Заключение договоров с торгующими организациями на поставку учебной литературы, на ознакомление с новыми УМК.

ежегодно

Педагог-библиотекарь,

директор

Информированность педагогов о новых УМК, 100% обеспеченность учащихся учебниками и учебными пособиями, рекомендованными Министерством образования и науки РФ.

10.

Создание благоприятных условий для работы с информационными источниками.

2014-2017

Педагог-библиотекарь

Наличие комфортных условий для работы с информационными потоками.

11.

Участие в формировании универсальных действий.

2014-2017

Педагог-библиотекарь

Успешность работы школы по формированию универсальных учебных действий учащихся.

12.

Разработка пакета документов о школьном информационно – библиотечном центре.

2014

Педагог-библиотекарь

Наличие пакета документов о школьном информационно – библиотечном центре. Создание школьного информационно – библиотечного центра.

Кооперация и интеграция деятельности школьной библиотеки с различными партнерами

1.

Заключение договоров о партнерском сотрудничестве с библиотеками школ города

2014

Педагог-библиотекарь,

директор

Оперативное решение общих проблем обеспечения образовательного процесса. Обеспечение более широкого доступа к работе периодическими изданиями.

2.

Сотрудничество с библиотеками городскихшкол.

ежегодно

Педагог-библиотекарь

Качественное и оперативное обеспечение образовательного процесса.

3.

Участие библиотеки и ее читателей в конкурсном движении.

ежегодно

Педагог-библиотекарь

Рост активности и результативности участия в конкурсах различного уровня.

4.

Участие в семинарах школьных библиотекарей

ежегодно

Педагог-библиотекарь,

методист УМиИЦ

Создание системы непрерывного

Расширение возможности библиотеки для организации духовно – нравственного воспитания и сотрудничества с классными руководителями и другими педагогами школы в реализации воспитательных программ.

1.

Проведение классных часов , внеклассных мероприятий, направленных на духовно – нравственное, гражданско – патриотическое воспитание школьников.

регулярно

Педагог-библиотекарь,

классные руководители,

педагог - организатор , педагоги дополнительного образования

Повышение эффективности воспитательной работы с учащимися

2.

Участие в разработке воспитательных программ, в работе методического объединения классных руководителей.

регулярно

Педагог-библиотекарь

Повышение эффективности воспитательной работы.

10. Необходимые ресурсы и источники финансирования.

Основным источником финансирования программы являются средства бюджета. Источниками дополнительного финансирования программы могут служить и другие, не запрещенные законодательством источники: спонсоры, родители, получение грантов, оказание дополнительных платных услуг и др.

11. Текущий контроль и оценка результатов.

В ходе решения задач программы развития школьной библиотеки как информационного центра руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенным в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:

  •  выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цели программы развития библиотеки, учебного плана школы в целом;
  •  удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;
  •  существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;
  •  достаточно ли ресурсное обеспечение;
  •  рентабельны ли эти направления.

Основные показатели работы библиотеки, которые целесообразно учитывать для текущего контроля и оценки степени выполнения стоящих перед библиотекой задач:

  • число книговыдач на одного члена школьного сообщества (отдельно «на одного ученика» и «одного сотрудника»);
  •  средняя посещаемость на одного члена школьного сообщества (отдельно «на одного ученика» и «одного сотрудника»);
  •  число книговыдач на единицу хранения (т.е. обращаемость);
  •  число книговыдач на час работы (во время занятий и после уроков);
  •  число справочных запросов на одного члена школьного сообщества (отдельно «на одного ученика» и «одного сотрудника»);
  •  степень использования компьютеров и онлайновых информационных источников.

Показатели обеспеченности ресурсами:

  •  общий размер книжного фонда на одного члена школьного сообщества;
  •  обеспеченность персональными компьютерами или терминалами на одного члена школьного сообщества;
  •  обеспеченность компьютерами с интерактивным доступом на одного члена школьного сообщества.

Качественные показатели:

  •  степень удовлетворенности пользователей;
  •  целевые группы пользователей;
  •  консультационная деятельность.

Стоимостные показатели:

  •  удельные издержки на функции, услуги и операции;
  •  расходы по персоналу в расчете на одну функцию (например, выдачу литературы);
  •  общие затраты на библиотеку в расчете на одного члена школьного сообщества;
  •  общие затраты на библиотеку в процентах от общего бюджета школы;
  •  затраты на мультимедийные материалы в процентах от общих затрат на библиотеку.

Сравнительные показатели:

  • статистические показатели библиотеки в сопоставлении соответствующими библиотечными услугами в других школах аналогичных размеров и параметров.

12. Возможные трудности и риски:

     1)  Недостаточное финансирование деятельности библиотеки

     2)  Некомпетентное использование компьютерной техники (в зоне   свободного доступа) и, как следствие, - частые поломки, постоянные проблемы с расходным материалом для принтера и ксерокса при их неумелом использовании;

    3) Несоответствие площади помещений библиотеки (медиатеки) и ее возрастающим функциям.

13. Ожидаемые результаты:

В ходе реализации программы к концу 2017 года будет достигнуто:

1) Повышение качества организации библиотечно - информационного обслуживания читателей.

2) Обеспечение широкого доступа учащихся , преподавателей и родителей к глобальным информационным ресурсам.

3) Улучшение комплектования и обеспечение безопасности библиотечных фондов.

4) Повышение читательской компетентности детей и подростков.

5) Укрепление материально-технической базы.

6) Повышение уровня ИКТ - компетентности сотрудников библиотеки.

7.Обеспечение реализации прав и равных возможностей для читателей структурного подразделения  МБОУ «СОШ №19»:

  • на пользование актуальной и достоверной информацией оперативно, неоднократно и бесплатно;
  •  на доступ и приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры;
  •  на интеллектуальный досуг в безопасных, комфортных условиях;
  •  на предоставление читателям свободного бесплатного доступа в Интернет эффективного поиска информации, дополнительного образования, в том числе дистанционного;
  •  на организацию и поддержку различных форм межнационального культурного обмена, обеспечивающих рост взаимопонимания взаимоуважения различных наций и народностей;
  •  на организацию совместной работы учащихся и учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) и качество образования в МОУ Захаровская СОШ

В данной статье представлено описание функционирования информационно-библиотечного центра как структуры  управления качеством образования МОУ Захаровская СОШ.  В ней раскрываются цель, задач...

вебинар "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности"

Представляю конспект вебинара "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей:  информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности", проведенного в рамках проекта ФЦПР...

информационно-библиотечный центр

Информационно-библиотечный центр «Звёздный» – это уникальные и современные возможности поиска необходимой информации, ее систематизации. Реализация сетевых проектов, работа в Интерне...

Информационно-библиотечный центр. Информационный вестник

Информационный вестник "18 мая - Всемирный день музеев"...

Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров

Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров...

ПРОЕКТ преобразование школьной библиотеки из статуса «библиотека» в «информационно-библиотечный центр»

Модернизация системы образования требует глубокого изменения во всех структурных подразделений школы, в том числе и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.Функции   совреме...

Создание информационно-библиотечного центра (ИБЦ) МАОУ «Саянская СОШ» в реализации программы «Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы»

Проблема современной  школы  заключается в привитии информационной  грамотности  читателю,  как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать ин...