Информационно-библиотечный центр (ИБЦ) и качество образования в МОУ Захаровская СОШ
опыты и эксперименты на тему

Фадеева Людмила Всеволодовна

В данной статье представлено описание функционирования информационно-библиотечного центра как структуры  управления качеством образования МОУ Захаровская СОШ.  В ней раскрываются цель, задачи, функции центра, а также подробно представлена  деятельность основных подразделений:   Центр информатизации и мониторинга, Кабинет информатики и ИКТ, Библиотека, Детский информационный центр, Научное общество обучающихся «Эрудит».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grv2ede.docx236.49 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-библиотечный центр (ИБЦ)  как структура управления качеством образования МОУ Захаровская СОШ

В современных условиях ни одна организация не может развиваться без постоянного совершенствования различных сторон своей деятельности: предоставления новых услуг или продукции, использования новой технологии, обновления методов управления деятельностью и персоналом. Инновации – необходимый элемент развития, особенно подвержена им сфера образования. Сегодня педагогическая и библиотечная общественность страны обсуждают проблемы модернизации образования, положения закона «Об образовании»,  а также проблемы в освоении новых федеральных государственных образовательных стандартов.

Развивая и изменяя школу, мы понимаем, что развиваем всю систему в целом. Школьная библиотека есть структурное подразделение данной системы, поэтому сегодня как никогда актуален вопрос о модернизации традиционной библиотеки образовательного учреждения в современную, активно развивающуюся службу.

В соответствии с требованиями ФГОС традиционная библиотека должна трансформироваться  в информационно-библиотечный центр с наличием необходимых и достаточных условий и ресурсов, с комфортной библиотечно-информационной и образовательной средой, с собственным (библиотечным) реальным результатом блока библиотечно-педагогической деятельности в части формирования универсальных способов действий учащихся.

 В обеспечении внутришкольного качества образования  Захаровской школы особое внимание уделяется управлению информацией, на основе широкого взаимодействия с основными заказчиками и потребителями школьного образования – обучающимися, родителями и общественностью. Управление информацией предполагает сбор, обработку, систематизацию и распространение огромного количества разнообразной информации, на основе которой даётся оценка важнейших показателей качества образования ОО. Управление информацией становится одним из главных факторов функционирования внутришкольной системы обеспечения качества.

Таким образом,  в структуре управления качеством образования (УКО) явилась необходимость создания на базе школьной библиотеки информационно-библиотечного центра, отвечающего за создание единого,  достоверного информационного поля школы и располагающего средствами новых информационных технологий и предоставляющего свободный доступ обучающимся и учителям к любого вида информации для их самостоятельной и самообразовательной работы.

Структура управления качеством образования  представляет собой организационно-управленческий механизм, сочетающий субъекты административного управления и субъекты общественно-профессионального управления. В данном механизме определены пять уровней управления (Приложение 1).  Информационно-библиотечный центр занимает третий уровень. На данном  уровне управления расположены  ещё четыре центра: «Обеспечение условий», «Познание и развитие», «Самостроение», «Нравственность», которые обеспечивают организацию ОП, проводят мониторинги сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся на каждом уровне обучения.  

Работа по созданию информационно-библиотечного центра началась  в 2006 году. Здесь большое значение имела победа во Всероссийском конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные проекты, позволившая значительно улучшить материально – техническую базу библиотеки.

Целью деятельности информационного центра является -  полное и качественное удовлетворение   информационных запросов пользователей.

Основные задачи ИБЦ:

1. Обеспечить образовательный процесс учебными,  вспомогательными  документами и информационной продукцией, в том числе цифровыми образовательными ресурсами, базами данных.

2. Формировать комфортную библиотечно-информационную среду с комплексом информационных образовательных ресурсов, совокупностью технологических средств информационных и коммуникационных технологий, с системой современных педагогических и библиотечных технологий.

 3. Обеспечить  доступ пользователей  к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических, аудио- и видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности.

4.  Формировать информационную культуру обучающихся через организацию информационной подготовки школьников, включая обучение навыкам поиска, извлечения, критического анализа и самостоятельного использования информации для удовлетворения многообразных информационных потребностей.

В основе деятельности различных специалистов школы – библиотекаря, учителя информатики, системного администратора, руководителя видеостудии,  руководителя школьной газеты, руководителя  научного общества обучающихся (НОО)  лежит общая коммуникационная природа организационных форм и медиасредств, с которыми они работают.  Увеличение объёмов информации, возникновение новых форм коммуникации привело к выводу о необходимости интегрального подхода к созданию единого информационного образовательного пространства школы, а соответственно, и к поддержанию его соответствующим персоналом, тесно взаимодействующим и дополняющим друг друга, прежде всего, технически и информационно. 

В нашем центре был сформирован  компетентный, профессиональный штат, который состоит из  руководителя ИБЦ - педагога-библиотекаря,  системного администратора, руководителя  НОО «Эрудит»,  руководителя кружка «Школьная волна» и  руководителя видеостудии «Объектив».  Сотрудники центра молодые, творческие, коммуникабельные, активно и продуктивно работают, изучают и внедряют в работу лучшие педагогические и библиотечные технологии, используют профессиональные социальные сервисы для обучения и роста.

 Для более эффективного управления информацией библиотека трансформируется в информационно-библиотечный центр с рабочими зонами,  структурными подразделениями, книгохранилищем,  обеспечивающим сохранность книжного фонда (Схема 1).  

 

Схема 1.

Структура ИБЦ включает:

        

Основные функции ИБЦ

Должность

Функционал

1.Руководитель ИБЦ –

педагог-библиотекарь

Организует работу центра, разрабатывает текущие и перспективные планы работы ИБЦ, формирует  единый фонд ИБЦ, организует и ведёт справочно-библиографический аппарат (СБА) ИБЦ, оказывает информационно-библиографическую поддержку, организует выставки, оформляет стенды, плакаты и т. п. для обеспечения информирования пользователей о ресурсах ИБЦ, проводит массовые мероприятия, имеющие образовательные, информационные,  культурно-воспитательные цели,  оказывает информационно-библиографическую поддержку деятельности педагогов и учащихся в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.),осуществляет преподавание информационной грамотности школьников.

2. Системный администратор – учитель информатики

Обеспечивает функционирование компьютерной техники, организовывает и поддерживает систему электронной почты, осуществляет техническую поддержку и своевременное обновление школьного сайта, организует контроль и заполнение электронных мониторингов, осуществляет формирование информационной культуры педагогов. Оказывает поддержку (консультативную, практическую, индивидуальную, групповую, массовую) пользователям ИБЦ в решении информационных задач.

3. Руководитель научного общества обучающихся «Эрудит»

Занимается выявлением, воспитанием и поддержкой одаренных детей, склонных к научной деятельности.  Проводит мероприятия, ориентированные на формирование информационной культуры школьников.

Организует единый фонд проектных и исследовательских работ учащихся школы, который расположен в школьной библиотеке. Занимается подготовкой научных работ школьников к участию в конкурсах и конференциях разных направлений и разных уровней.

4. Руководитель кружка «Юный корреспондент»

Знакомит ребят с основными понятиями в сфере  журналистики, учит работать над текстом, свободно говорить на заданные темы, быть коммуникативными, соблюдать речевой этикет, иметь навыки грамотной письменной речи. Занимается обучением ребят в сфере компьютерных технологий, позволяющих создавать, редактировать и верстать печатную продукцию. Формирует информационную культуру личности.

5. Руководитель видеостудии «Объектив»

Формирует навыки работы с современным мультимедийным оборудованием, программами Adobe Premiere , Studio (Pinnacle) и другие, а также Sound Forge, Cool Edit 2000, Adobe Photoshop и другие  по созданию видеофильмов, клипов, мультфильмов. Обучает правилам видео и фото съёмки, монтажа. Занимается организацией  архива, в котором хранятся все отснятые видеоматериалы.  

Сотрудниками центра организуются дни регулировки и коррекции образовательного процесса в целях эффективного управления качеством образования. В эти дни осуществляется сбор и аналитико-синтетическая переработка информации по определённой проблеме для  подготовки к педсоветам, конференциям, семинарам и т.д., через организацию взаимопосещения  уроков, анкетирование участников ОП, в том числе родителей.  Полученная информация обрабатывается, систематизируется,  распространяется сотрудниками центра и также хранится в ИБЦ.

        Большую работу ИБЦ выполняет при подготовке внутришкольного конкурса «Учитель года», в рамках которого отслеживаются все достижения учителей и воспитателей ОО за год.

Идёт сосредоточение всей информации имеющейся в школе, на базе ИБЦ: исследовательские работы учащихся нашей школы, методические наработки учителей, фото и видеоматериалы, результаты различных мониторингов и т.д. Созданы и постоянно пополняются базы данных, такие как «Диагностика», «Методическая работа», «Педагогические кадры», «Самоопределение выпускников» и др. Концентрация всех информационных ресурсов школы на базе ИБЦ позволяет использовать их более эффективно.

Материально-техническое оснащение

информационно-библиотечного центра

Эффективность работы ИБЦ зависит от наличия соответствующего материально – технического оснащения. Информационно-библиотечный центр имеет выстроенную технологическую инфраструктуру: автоматизированное рабочее место (АРМ) библиотекаря, персональные компьютеры для пользователей, копировальную и множительную технику, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты. В ИБЦ созданы условия для работы с информацией, позволяющей  осуществлять выход в сеть Интернет, просматривать DVD диски, сканировать тексты, распечатывать информацию в цветном и чёрно-белом варианте,  а также ламинировать и брошюровать различные материалы. Центр имеет оборудование для проведения массовых мероприятий,  для создания фото и видео материалов.  Рабочий процесс обеспечен расходными материалами и канцелярскими принадлежностями, носителями цифровой информации. Два автоматизированных рабочих места в библиотеке и читальном зале предоставляют возможность работать с материалами медиатеки,  фонд  которой составляет 456 единиц.  Электронные базы данных такие как: «Исследовательские работы обучающихся», «Учебники, используемые в ОП», «Активность учителя», «Самоопределение выпускников», «Педагогические технологии, используемые в ОП» и другие позволяют быстро найти нужную информацию.

Вслед за подключением  к Интернет-сети в школе создаётся локальная информационная сеть (Приложение 2),   объединяющая не только компьютеры,  находящиеся в здании средней школы, но и ИКТ-оборудование, расположенное в здании детского сада, начальной школы, пришкольного интерната. Школа располагает 43 компьютерами, задействованными в учебно-воспитательном процессе,  13 АРМ  оснащены учебные кабинеты, соотношение «компьютер -  ученик»  выглядит как 1 к 4. Использование возможностей ИКТ имеет большое значение,  как для организации образовательного процесса, так и для управления ОУ.

Библиотека укомплектована  на 100% учебной литературой. Фонд дополнительной литературы составляет 7 267 экземпляров и включает отечественную и зарубежную, классическую и современную художественную литературу; научно-популярную; издания по изобразительному искусству, музыке, физкультуре и спорту, экологии; правилам безопасного поведения на дорогах, периодические издания; справочную литературу; литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся.  Свободный, простой и удобный доступ к библиотечному фонду создаёт прочную основу для поддержки и развития чтения, информационной грамотности, способствует уверенности и беглости в работе с информацией, развитию проектно-исследовательских навыков.

Материально – техническое оснащение  центра обеспечивает возможность:

  • реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся и их самостоятельной образовательной деятельности;
  • включение обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность;
  • создание информационных объектов;
  • размещение продуктов познавательной, учебно-исследовательской  и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде ОУ;
  • обеспечение доступа учащихся к информационным ресурсам Интернета, базам данных ОУ,  учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических  текстографических, аудио- и видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности;
  • проведения массовых мероприятий;
  • выпуска печатных изданий.

На сегодняшний день среди приоритетов в развитии информационно-образовательной среды внедрение  Проекта «Дневник.ру» в рамках единой образовательной сети России.

Использование технических возможностей позволяет успешнее войти в открытое информационное пространство, создаёт условия не только для улучшения качества библиотечного обслуживания, но и позволяет усилить эмоциональное воздействие на читательскую аудиторию.

Детский информационный центр

В  структуру ИБЦ входит детский информационный центр. Одним из составляющих является  кружок «Юный корреспондент», члены которого  занимаются выпуском газеты «Школьная волна». В нашем образовательном учреждении газета выпускается уже на протяжении 5 лет.  За это время сформировалась определенная категория ребят, участвующая в её создании.  Как правило, это обучающиеся 7-11 классов, проявляющие  интерес  к журналистской деятельности и имеющие опыт написания стихов и прозы собственного сочинения.

Школьная газета играет большую роль в жизни издающих её подростков. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг обучающихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности, взрослению ребят, их воспитанию, формирует чувство ответственности, учит работать в команде.

 Газета имеет следующие разделы:

- Новости Захаровской школы

- Наша школьная жизнь

- Говорят дети

        В первом разделе  содержится информация о различных мероприятиях, в которых принимало участие наше ОУ, планы  и результаты деятельности школы, интервью с администрацией школы, здесь же помещаются новости из администрации сельского поселения «Захаровское», так как газета рассчитана на широкую аудиторию.

        В разделе «Школьная жизнь» освещаются все школьные мероприятия, вечера, предметные декады, которые проводятся в течение четверти и всего года. Но самый интересный раздел «Говорят дети», потому что в нем публикуются сочинения наших школьников. И там раскрываются многие таланты.

         Газета «Школьная волна»  выходит 1 раз в четверть. Несколько экземпляров  выходят в печатном варианте, а также новый выпуск всегда можно найти на  сайте нашей школы.

        Газета неоднократно принимала участие в конкурсе школьных газет.

Так в 2011 году в краевом конкурсе газета «Школьная волна» заняла 1 место.

В 2013 году стала победителем муниципального конкурса газет о воинах

интернационалистах.

В этом году нами был разработан проект по созданию газеты в электронной системе «Дневник.ру».   Система дает более широкие возможности и позволяет сделать газету еще интересней.  Также она позволяет ребятам, работающим в газете совершенствовать навыки владения ПК.  Газета в «Дневник.ру» дает возможность загружать аудио и видео файлы, а для этого нужны определенные умения работы с программами  Gimp, Movie Maker,  которые не рассматриваются в курсе информатики, поэтому учащимся необходимо будет самим добывать новые знания. Но в любое время они могут обратиться за помощью к учителю информатики Коновалову С.Б.

Газета в Дневник. Дает  возможность организации дистанционной работы. Во-первых, корреспондентам можно прямо с места события отправлять редактору  фото, видео или аудио файлы  с краткими комментариями, используя простые средства, например мобильный телефон или планшет. Благодаря этому можно выпустить срочный номер.   Во-вторых, корреспондентам не обязательно работать над написанием статей в школе, так как подготовленный материал он может отправить главному редактору как сообщением внутри системы, так и на электронный  почтовый ящик.  

Также создание газеты в портале «Дневник.ру» способствует популяризации школы среди других учебных заведений, так как просмотр содержания газеты доступен не только пользователям одной школы, но и гостям на страничках пользователей.

В дальнейшем планируется добавить новые рубрики. В случае реализации проекта по выпуску газеты в «Дневнике.ру», возможно создание окружной газеты на базе  нашей школы. (При этом обмен информацией возможен внутри системы «Дневник.ру».

Детская видеостудия «Объектив»  также входит в структуру ИБЦ. Видеостудия создана для формирования единого информационного пространства школы, производства видеофильмов,  обеспечения оптимального использования видеотехники.  

Ребята занимаются фото и видеосъёмкой школьных мероприятий: «День знаний», «День здоровья», «Выборы президента», «Новый год»,  «Последний звонок», конкурс «Учитель года» и др.  Осуществляют видеосъемку открытых уроков учителей с целью дальнейшего распространения передового учительского опыта.  Все отснятые видеоматериалы систематизируются и  хранятся в информационно-библиотечном центре.  Материалы из архива выдаются для использования под отчёт с указанием цели их применения.

Видеостудию посещают обучающиеся 9-10 классов, группа включает в себя 10 человек постоянного состава, в зависимости от характера работы состав группы может меняться (привлечение специалистов и др. людей, помощь которых необходима).

 Занятия в кружке осуществляются 2 раза в неделю. В процессе работы обучающиеся приобретают навыки работы с современным мультимедийным оборудованием, более глубоко познают окружающий мир, у ребят повышается интерес к учебе, большинство активных участников видеостудии более конкретно видят свой путь после окончания школы.

В этом году ребята,  под руководством своего наставника, приняли решение создавать школьный видеожурнал «Меридиан». Первый  выпуск посвящён школьному Дню республики.

Заключение

Школа переживает непростое время перемен, и библиотека – вместе с ней. Перспективы успешного развития есть только у тех библиотек, которые избирают инновационный путь, путь преобразований. Современная библиотека должна идти только одним путём – изменяться в соответствии с требованиями времени. Ясно, что среда, в которой существует библиотека и которая будет динамично изменяться в будущем, не даёт ей возможности работать только в режиме функционирования.

Сегодня информационно-библиотечный центр МОУ Захаровская СОШ  является одним из структурных подразделений, обеспечивающим информационную поддержку образовательного процесса. Учитывая изменившиеся интересы пользователей, создание информационно-библиотечного центра в ОУ способствует получению информации любого рода, в том числе с использованием новых информационных технологий,  концентрация всех информационных ресурсов школы на базе ИБЦ позволяет использовать их более эффективно в принятии и реализации управленческих решений. Уникальность, важность существования нашего центра не раз подтверждалась участниками различных мероприятий, проводимых на базе нашего учреждения, в том числе краевого уровня. В 2012 году центр презентовал свою работу на Краевой  августовской конференции  педагогических работников Забайкальского края. В 2013 году ИБЦ стал победителем Краевого конкурса «Библиотека – информационный центр школы». В 2014 году  информационно-библиотечный центр представил опыт работы  участникам Краевой стажировочной площадки: «Внутришкольная система обеспечения качества образования в МОУ Захаровская СОШ».

Своим опытом по обеспечению информатизации учебно-воспитательной работы  и управленческой деятельности центр неоднократно делился  со своими коллегами из других ОУ района.  На базе информационно-библиотечного центра проводятся районные семинары директоров, завучей, школьных библиотекарей, учителей предметников.

Информационно-библиотечное обслуживание стремится соединить в себе достоинства традиционных форм, применяемых в библиотеках прошлых лет, и инновационное творчество, связанное с внедрением в практику работы библиотек новых технологий. Применение информационно-коммуникационных технологий в библиотечном обслуживании выводит профессиональную деятельность на принципиально новый, качественный уровень.

Презентация работы информационно-библиотечного центра была представлена на Краевой стажировочной площадке, которая работала на базе Захаровской средней школы 10-11декабря 2014 года.  Работу ИБЦ презентовали все сотрудники центра по следующим направлениям:

- «Роль информационно-библиотечного центра в управлении качеством образования» -

Фадеева Л. В., руководитель ИБЦ

- Материально-техническое обеспечение – Коновалов С. Б., системный администратор;

- Газета «Школьная волна» - Старчукова М. Н., руководитель кружка «Юный корреспондент»;

- Видеожурнал «Меридиан» - Матвеев Е. Н., руководитель видеостудии «Объектив».

В завершении работы состоялась презентация видеофильма «День рождения школьной  республики ВРИПСВ».

        


Приложение 1

        

Приложение 2.

Схема локальной сети


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный школьный информационно-библиотечный центр

Программа развития школьной библиотеки...

вебинар "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности"

Представляю конспект вебинара "Стратегия открытия нового и освоения новых ролей:  информационно-библиотечный центр как основа проектной деятельности", проведенного в рамках проекта ФЦПР...

информационно-библиотечный центр

Информационно-библиотечный центр «Звёздный» – это уникальные и современные возможности поиска необходимой информации, ее систематизации. Реализация сетевых проектов, работа в Интерне...

Информационно-библиотечный центр. Информационный вестник

Информационный вестник "18 мая - Всемирный день музеев"...

Информационно-библиотечный центр. Статистика

Информационно-библиотечный центр. Статистика...

• Сертификат автономной некоммерческий организации «Центр независимой оценки качества образования и независимого аудита «Легион», г.Ростов-на Дону, об участии во Всероссийском вебинаре на тему «Задания по теории вероятностей на ОГЭ и ЕГЭ по математике про

Сертификат автономной некоммерческий организации «Центр независимой оценки качества образования и независимого аудита «Легион», г.Ростов-на Дону, об участии во Всероссийском вебинаре...

Создание информационно-библиотечного центра (ИБЦ) МАОУ «Саянская СОШ» в реализации программы «Информационное обеспечение краеведческой исследовательской работы»

Проблема современной  школы  заключается в привитии информационной  грамотности  читателю,  как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать ин...