План работы (индивидуальный образовательный маршрут) со слабоуспевающими обучающимися 5 – 9 классов по истории и обществознанию в 2025 – 2026 учебном году
учебно-методическое пособие (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Касаткин Алексей Сергеевич

Успех в обучении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении таких трудных предметов, как история и обществознание. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику, подготовив посильное задание.

Учитель должен установить конкретные причины неуспеваемости, потом разработать план и начать работать с обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_so_slabouspevayushchimi_obuchayushchimisya.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Сосьвинская средняя общеобразовательная школа»

        

План работы  

(индивидуальный образовательный маршрут)

со слабоуспевающими обучающимися

5 – 9 классов

по истории и обществознанию

в 2025 – 2026 учебном году

                           учитель  истории и обществознания:

                                                                                      А.С. Касаткин

посёлок Сосьва

2025- 2026 учебный год

Пояснительная записка

Успех в обучении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении таких трудных предметов, как история и обществознание. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику, подготовив посильное задание.

Учитель должен установить конкретные причины неуспеваемости, потом разработать план и начать работать с обучающимися.

Краткая характеристика слабоуспевающих детей

Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки переходят в разряд неуспевающих.

На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения. 

Цель:

Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся.

Задачи:

  1. Создание условий для успешного усвоения обучающимися учебных программ.
  2. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и повышения  мотивации у слабоуспевающих обучающихся.
  3. Реализация индивидуального обучения.
  4. Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся,  причин их отставания в учебе и слабой мотивации.
  5. Формирование ответственного отношения обучающихся к учебному труду.

Основополагающие направления и виды деятельности

  1. Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися на уроке.
  2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися во внеурочное время.
  3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися, нацеленная на повышение успеваемости.
  4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих обучающихся.

Программа деятельности учителя со слабоуспевающими обучающимися

  1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности  обучающегося.
  2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
  3. Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
  4. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя отметки своевременно, не допуская скопления отметок в конце четверти, когда обучающийся уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 обучающихся).
  5. Комментировать отметку обучающегося, отмечая недостатки, чтобы он мог их устранять в дальнейшем.
  6. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего проводить повторный контроль знаний.
  7. Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей обучающегося о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных отметок.
  8. Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с обучающимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений

Документация

- График индивидуальной работы со слабоуспевающими

- Программа работы со слабоуспевающими обучающимися на учебный  год

- Задания по ликвидации пробелов в знаниях

- Результаты тематического контроля знаний обучающихся

- Отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими обучающимися.

Оказание помощи неуспевающему обучающемуся на уроке

Акценты в обучении

В процессе

контроля знаний обучающихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение обучающимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными схемами, таблицами и др.

Подбадривание, похвала, стимулирование оценкой.

В процессе контроля за усвоением знаний обучающимися

Специально контролировать усвоение вопросов, которые вызывают у обучающихся затруднения.

Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые обучающимися в устных ответах, письменных работах, концентрировать внимание на их устранении.

Контролировать усвоение материала обучающимися, пропустившими предыдущие уроки.

По окончании изучения темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений, навыков обучающихся, выявлять причины отставания.

При изложении

нового материала

  1. Поддерживать интерес к усвоению темы.
  2. Частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
  3. Привлечение к высказыванию предложений при
    проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным обучающимся.
  4.  Обязательно проверять в ходе урока степень
    понимания обучающимися основных элементов излагаемого материала.
  5. Стимулировать вопросы со стороны обучающихся при затруднениях в усвоении учебного материала.
  6. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем обучающимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной

работы обучающихся на уроке.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее, напоминание приема и способа выполнения. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Инструктирование о рациональных путях выполнения   заданий, требований их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий. Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, систематическая проверка, исправление ошибок.

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным разделам материала, стремясь меньшим числом упражнений,  но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при устных и письменных работах.

Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной заботе.

Умело оказывать помощь обучающимся в работе, при этом развивать их самостоятельность.

Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

При

организации

самостоятельной

работы вне класса.

Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Обеспечить для неуспевающих в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.

Четко инструктировать обучающихся о порядке выполнения домашней работы, понимать степень понимания этих инструкций слабоуспевающими обучающимися.

Программа деятельности обучающегося

-Ученик обязан выполнять домашние задания, письменные задания своевременно представлять учителю на проверку.

- Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды посильных упражнений и заданий на уроке.

-Ученик, пропустивший урок без уважительной причины, обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения может обратиться к учителю за консультацией.

Памятка учителю в работе со слабоуспевающими обучающимися

  • Верь в способности любого обучающегося и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника.
  • Помни, что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха обучающегося.
  • Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется. В свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.
  • Многократное повторение основного материала - один из приемов работы со слабыми обучающимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок - это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все обучающиеся их усвоят.
  • Не нужно обилие излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложить его, повторить и закрепить.
  • Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких обучающихся идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития обучающихся.
  • Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения.
  • Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей части  материала. Деятельность обучающихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п.
  • Научись привлекать сильных обучающихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один обучающийся. У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление, лучше наглядность. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ).
  • Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими обучающимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
  • Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.
  • На уроках и дополнительных занятиях применять «Карточки помощи», «Памятки для обучающихся», шире использовать игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.  
  • Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых обучающийся отсутствовал по той или иной причине.
  • В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
  • В процессе изучения нового материала внимание  слабоуспевающих обучающихся концентрируется на наиболее важных  и  сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулирует вопросы обучающихся при затруднениях в усвоении нового материала.
  • В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных  работах: отмечаются положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в  работе   и  указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2025-2026 учебный  год

учителя истории и обществознания

 

№ п/п

Мероприятия

Срок

1.

Составить список слабоуспевающих обучающихся.

Сентябрь

2.   

Проведение контрольного среза знаний обучающихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения. Цель:

а) определение фактического уровня знаний детей.

б) выявление в знаниях обучающихся пробелов, которые требуют ликвидации.

Сентябрь

3.

Провести собеседование с классными руководителями по поводу выяснения  причины отставания обучающихся.

Сентябрь

4.

Встречи с отдельными родителями и беседы с самими обучающимися

В течение учебного года.

5.

Участие в обсуждении вопросов работы  со слабыми обучающимися  и обмен  опытом с коллегами (на педсовете, на методическом совете гуманитарного цикла)

В течение учебного года.

6.  

Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего обучающегося на текущий триместр.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

7. 

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему обучающемуся, фиксировать это в плане урока.

В течение учебного года.

8.

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих обучающихся  класса.

В течение учебного года.

9.

Отражать индивидуальную работу со слабыми обучающимися в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

Индивидуальная  работа со слабыми обучающимися

История

Дата

ФИ обучающегося

Класс

Тема, в которой имеются затруднения

Форма работы

Индивидуальная  работа со слабыми обучающимися

Обществознание

Дата

ФИ обучающегося

Класс

Тема, в которой имеются затруднения

Форма работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих суворовцев

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет реализовать личностно - ориентированный подход в образовании слабоуспевающих обучающихся, восполнить пробелы в знаниях и повысить мотивацию. В этих слу...

Индивидуальный образовательный маршрут со слабоуспевающими детьми

Индивидуальный образовательный маршрут со слабоуспевающими детьми...

Индивидуальный образовательный маршрут со слабоуспевающими детьми по английскому языку.

Цель программы: формирование коммуникативных навыков и развитие познавательного интереса школьников в практической деятельности.Задачи программы:Воспитывать толерантность и уважение к другой культуре,...

План мероприятий по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2025-2026 учебном году

План мероприятий по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образованияв 2025-2026 учебном году...

Приказ О признании фактического участия в работе муниципальной предметно- методической комиссии школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2025-2026 учебном году

В связи с неучастием по объективным причинам педагогическихработников в работе муниципальной предметно-методической комиссиипо разработке комплектов олимпиадных заданий для проведения школьногоэтапа в...