Педагогический совет №1/25 от 27.08.2025 "Задачи работы школы в 2025-2026 учебном году" Выступление на тему: "Педагогическая мастерская по использованию систем альтернативной коммуникации в обучении детей с нарушением интеллекта, по Варианту 9.2."
материал

Хабарчина Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

 «Педагогическое мастерство по использованию систем альтернативной коммуникации в обучении детей с нарушением интеллекта, тяжелыми множественными нарушениями развития»

Выступление на педагогическом совете № 1 от 27.08.2025 «Задачи работы школы в 2025-2026 учебном году», Хабарчина О.В.

Альтернативная и дополнительная коммуникация - это совокупность невербальных коммуникативных средств и систем общения, которая может использоваться как полная альтернатива речи, либо дополнение к ней. Альтернативными называют все виды неголосового общения. Другими словами, альтернативная коммуникация означает, что человек общается лицом к лицу с собеседником без использования речи. Она актуальна в случае отсутствия устной речи. Дополнительная коммуникация означает коммуникацию, дополняющую речь. Слово «дополненная» подчеркивает тот факт, что обучение альтернативным формам коммуникации имеет двойную цель: поддержать развитие речи и обеспечить альтернативную форму коммуникации в случае, если у ребенка так и не разовьется способность говорить. Система альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) это методы общения, которые используются при отсутствии или нарушении устной речи. Они помогают людям выражать свои мысли, потребности и эмоции с помощью невербальных средств.

Виды систем. АДК может быть альтернативной, когда заменяет устную речь, дополнительной, используется как дополнение к органической речи.

Реализация особых образовательных потребностей детей с ТМНР на этапах ранней помощи и дошкольного образования. За основу взято учебно-методическое пособие для педагогов центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Авторы Кислякова Ю.Н., под редакцией Лисовской Т.В. Примеры:

-  умение читать невербальные сигналы: жесты, мимику, тон голоса;

- способность сопереживать эмоциональным состояниям других людей и реагировать сочувствием и поддержкой;

- умение слушать и задавать релевантные (от английского слова релеванс – актуальность, уместность) вопросы, чтобы лучше понять точку зрения и потребности собеседника;

- навык адаптироваться к различным коммуникативным стилям и предпочтениям других людей.

Развитие навыка. Для развития перцептивной стороны общения рекомендуется:

Развивать наблюдательность. Чем больше внимания обращать на человека взрослого или ребенка, тем проще оценить его и понять

Быть открытым новым впечатлениям. Новые знакомства, места, ситуации помогают лучше воспринимать мир.

В мировой практике по развитию АФК используются разные программы, рассмотрим наиболее распространенные программы. МАКАТОН – языковая программа, сочетающая звучащую речь, жесты и символы, которая используется для коммуникации людьми с расстройствами развития учебных навыков. МАКАТОН успешно используется в случаях с аутизмом, синдромом ДАУНА, для детей с различными психическими расстройствами, а также для детей с нарушениями слуха и дополнительными проблемами. Языковую программу МАКАТОН применяют более чем в 50 странах мира. В профессиональной деятельности его могут применять учителя, логопеды, работники социальной сферы, сотрудники детских садов, няни, сиделки, психологи и психиатры.

КОММУНИКАТИВНОЕ РАСТРОЙСТВО – любое психическое расстройство, включающее проблемы в речи, языке и коммуникации. Речь – экспрессивное воспроизведение звуков, включает в себя беглость, артикуляцию, голос и резонансное качество.

СИСТЕМА ОБЩЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ОБМЕНА КАРТОЧКАМИ ПЕКС разработана для быстрого обучения детей с РАС и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению. Теоретическая основа системы сочетает в себе принципы прикладного анализа поведения, представления о нормальном языковом и речевом развитии, а также методические разработки в области дополнительной и альтернативной коммуникации.

В книге представлены подробные инструкции по применению системы общения при помощи обмена карточками. Авторы подробно останавливаются на том, как можно внедрить программу в повседневную жизнь обучающихся в любой остановке.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МЕТОДИКИ ГЛЕНА ДОМАНА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

Увеличивающееся количество детей с грубыми нарушениями интеллекта, развитие которых зачастую осложнено еще тяжелыми нарушениями речи, настоятельно требует особого внимания специалистов коррекционной п...

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с нарушениями интеллекта через их сенсорное развитие

В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка, которая яв...

Методические рекомендации по использованию дополнительной альтернативной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР в рамках внутришкольных и классных проектов

Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;описание ...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Стандартизация обучения детей с нарушением интеллекта в условиях МКОУ Чумаковской школы-интерната

Статья о ввдении Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в "пилотном" режиме в школе...

Использование альтернативной коммуникации в обучении детей с ОВЗ.

В данном материале описано использование средств вспомогательной и альтернативной коммуникации в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (II вариант обучения)

Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материал...