Стандартизация обучения детей с нарушением интеллекта в условиях МКОУ Чумаковской школы-интерната
статья ( класс) на тему

Богданова Лариса Викторовна

Статья о ввдении Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в "пилотном" режиме в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья56 КБ

Предварительный просмотр:

Богданова Лариса Викторовна,

заместитель директора по УВР

 I квалификационной категории,

МКОУ Чумаковская школа-интернат,

Куйбышевского района, Новосибирской области

Стандартизация обучения детей с нарушением интеллекта в условиях МКОУ Чумаковской школы-интерната

Известно, что в СССР реализовать конституционное право на образование лишь треть детей с нарушениями развития. В современной России охват образованием детей с ОВЗ достиг 58%, что превышает показатели советского периода, но не гарантирует реализацию права на образование каждому ребенку. руппа школьников с нарушениями интеллекта чрезвычайно неоднородна. Разные формы умственной отсталости различаются по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, степени выраженности могут различаться по времени возникновения и по особенностям течения. Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений.

Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. 

В современном российском обществе развитие процессов социализации детей-инвалидов проходит при активной поддержке государственных институтов различного уровня. При этом приоритет имеет вопрос внедрения в практику успешных программ инклюзивного образования в рамках общеобразовательной школы. Модернизация образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране вышла на новый этап. 1 сентября 2016 года будет введен новый образовательный стандарт.

Цели государственного специального стандарта общего образования умственно отсталых детей определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование и трудовую подготовку, на создание максимально благоприятных условий для решения следующих задач:

- организации образовательного (учебно-воспитательного) процесса;

- определения содержания, методов обучения и воспитания в соответствии с познавательными возможностями, психофизическими и возрастными особенностями умственно отсталого школьника, своеобразием его развития;

- обеспечения коррекции развития этих детей с целью дальнейшей их социализации в соответствии с нормами и правилами, морально-этическими, социально-правовыми ценностями, принятыми в современном обществе;

- подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп учащихся с УО: легкая УО, умеренная УО, тяжелая УО, глубокая УО, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Стандарт учитывает их возрастные, типологические, индивидуальные особенности и образовательные потребности. К особым образовательным потребностям относятся: раннее получение специальной помощи средствами образования, обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса. Стандарт выделяет пропедевтический период, обеспечивающий связь между дошкольным и школьным образованием. Дает возможность обучения по программам профессиональной подготовки. Содержание выстроено в принципиально новой логике: каждая область образования включает два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Соотношение данных компонентов определяет вариативность программного содержания и результатов обучения, чем и обеспечиваются возможности для выбора и реализации оптимального пути развития каждого обучающегося с учетом его особых потребностей.

Для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой УО, а так же, множественными нарушениями существенно изменится содержание образования. Появится возможность дифференцированного, пошагового обучения,  организации обучения в разновозрастных группах.

Кроме того Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута на основе рекомендаций ПМПК и с согласия родителей.

Для реализации Стандарта разрабатывается АООП. Для обучения детей с  умеренной, тяжелой и глубокой УО, а так же, множественными нарушениями организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития. Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по II варианту АООП является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Итогом освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития является нормализация их жизни.

Стандарт выдвигает определенные требования к участникам образовательного процесса, материально-техническому оснащению ОО.

Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области проведен мониторинг готовности ОО к введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО. На территории Куйбышевского района определено четыре «пилотных» площадки по апробации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС УО: МБОУ СОШ № 10, МКОУ Чумаковская СОШ, ГБОУ НСО СКОШИ, МКОУ Чумаковская школа-интернат. Общий уровень готовности МКОУ Чумаковской школы-интерната к введению ФГОС О УО составил 93%.

 В школе созданы необходимые условия реализации федеральных государственных образовательных стандартов для детей с нарушением интеллекта. В рамках апробации ФГОС О УО организована рабочая  группа по введению Стандарта в составе  заместителя директора по УВР, опытных педагогов, руководителей школьных методических объединений.

На заседании рабочей группы участники изучили материалы проекта ФГОС О УО, определили ресурсы, технические и дидактические средства обучения, необходимые для внедрения ФГОС. Коллектив образовательного учреждения был ознакомлен с концепцией ФГОС. На основании плана мероприятий по введению в «пилотном» режиме ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО на территории Куйбышевского района Новосибирской области, в школе составлен план действий по введению ФГОС О УО в «пилотном» режиме с сентября 2015 года.

Подготовлена и приводится в соответствие со стандартами нормативно-правовая база школы-интерната. Приказом директора по МКОУ Чумаковской школе-интернату создана творческая группа по разработке и написанию адаптированной программы. Разработано Положение о внеурочной деятельности. Началась разработка адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Составлен Учебный план в соответствии с ФГОС О УО (вариант 2), организован 1 дополнительный класс, который начал обучаться в соответствии с требованиями ФГОС О УО с 1 сентября 2015 года. Учителями разработаны и апробируются рабочие программы учебных предметов и коррекционных курсов.

Дети с нарушениями интеллектуального развития имеют право на обучение, социализацию, самореализацию наравне с детьми без особенностей. Современный педагог, работающий по стандарту ФГОС с данной категорией учащихся, должен быть компетентен в области передовых методик и приёмов работы, должен уметь максимально эффективно использовать возможности обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. При грамотно организованном подходе, при определённом упорстве и таланте педагога можно наблюдать потрясающие результаты умственного развития ребёнка, иногда педагогам удаётся добиться уровня развития, сопоставимого со сверстниками из общеобразовательных школ и классов. Опытному педагогу известно: в каждом ученике заложен безграничный потенциал, важно его умело развить. Но для этого необходима соответствующая подготовка самого педагога. С целью  методического сопровождения введения ФГОС и оказания консультативной помощи педагогам разработан и утвержден план-график повышения квалификации педагогических работников.

Учитель-дефектолог школы-интерната в июне 2015 года прошли курсы повышения квалификации в г. Омске по теме «Формирование готовности педагога к введению ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями». В ноябре на базе Омского института развития образования прошли курсы повышения квалификации по вопросу введения ФГОС О УО еще два педагога. Проучен специалист по адаптивной физкультуре. Омская область – один из регионов, где стандарты образования детей с ОВЗ и детей с умственной отсталостью были введены и апробированы с 2014 года.

Коррекционно-развивающее направление является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания образования обучающихся с ОВЗ. В школе многие годы действует консилиум, который работает в тесной связи с районной ПМПК.

Кадровое обеспечение школы-интерната соответствует требованиям стандарта. В школе работают 3 учителя-логопеда, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог. Кроме того, еще 10 педагогов имеют специальное дефектологическое образование. Более 90% педагогов прошли курсы повышения квалификации по теме «Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта».

Материально-техническая база соответствует реализации адаптированной образовательной программы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения. В школе создана благоприятная коррекционно-развивающая среда. Имеются кабинеты: психолога, дефектолога, логопеда, зал ЛФК, кабинет ароматерапии, кабинет развития психомоторики и сенсорных процессов, галокамера, фитобар, кабинет социального педагога, кабинет СБО, мастерские. С 1 сентября 2015 года функционирует Лекотека. Обеспеченность оборудованием, учебным и дидактическим материалом для детей с ОВЗ – 100%

Санитарно-гигиеническое благополучие образовательной среды (условия физического воспитания, обеспеченность горячим питанием, наличие лицензированного медицинского блока, динамическое расписание учебных занятий) соответствует требованиям СанПиН, а так же требованиям ФГОС О УО.

        Выделение финансирования на закупку необходимого оборудования, на наш взгляд, позволит в полной мере реализовывать адаптированную основную

общеобразовательную программу образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Проблема стандартизации специального образования в нашей стране является новой. Стандарты специального образования ориентированы на растущего человека с ограниченными возможностями на протяжении всего периода его становления и социализации, т. е. с первых месяцев жизни до зрелого возраста.

Список используемой литературы

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5: Основы дефектологии / Выготский Л.С. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с. 
  2. Малофеев, Н.Н. Специальное образование: наука - практике [Текст] / Н.Н. Малофеев // Вестник образования : Тематическое приложение : Специальное образование: состояние, перспективы развития. - 2003. - № 3. - С. 14-28. 
  3. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст]: материалы Междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 года. - М., 2001. - С. 8-13. 
  4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  5. Федеральный государственный образовательный стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МЕТОДИКИ ГЛЕНА ДОМАНА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА.

Увеличивающееся количество детей с грубыми нарушениями интеллекта, развитие которых зачастую осложнено еще тяжелыми нарушениями речи, настоятельно требует особого внимания специалистов коррекционной п...

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с нарушениями интеллекта через их сенсорное развитие

В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка, которая яв...

Проблемы реализации индивидуального подхода в обучении воспитанников с нарушениями интеллекта в условиях Вяземской спец (корр) школы VIII вида

В данной работе представлены коррекционно-педагогические методы и приемы реализации рабочих программы по технологии (швейное дело)....

Социализация детей с нарушениями слуха в условиях семьи и школы интерната

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи ...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Логопедическое сопровождение детей с нарушением интеллекта в условиях ФГОС.

Логопедическое сопровождение является важным звеном в комплексном сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Работа по восполнению пробелов в формировании речевой системы обучающихся с...

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ (II вариант обучения)

Принцип наглядности играет важную роль в обучении детей с нарушениями интеллекта, так как мышление учащихся специальной (коррекционной) школы требует образности и конкретности воспринимаемого материал...