Использование альтернативной коммуникации в обучении детей с ОВЗ.
статья

В данном материале описано использование средств вспомогательной и альтернативной коммуникации в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alternativnaya_kommmunikatsiya.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование альтернативной коммуникации в обучении детей с ОВЗ.

Составитель: учитель высшей

квалификационной категории

Лашина С.В.

(слайд 1)

Важно понимать, что коммуникация — это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднён: они прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, рисункам, значкам, пиктограммам, системам символов). Данные средства предоставляют в распоряжение «неговорящего» ребёнка инструмент, позволяющий ему выразить свои желания, потребности, чувства.

(слайд 2) Коммуникация нужна, чтобы:

• кому-то что-то сообщить,

• на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),

• получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).

Коммуникация — это не только слова и речь. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с людьми с функциональными проблемами. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).

Для успешной коммуникации с неговорящим ребенком важно не только понять, какова его личная коммуникация, важно понять, зачем он прибегает к коммуникации. Если вы поймете цели коммуникации ребенка, то вы сможете помочь ребенку найти новые методы и причины для коммуникации.

( слайд 3) Существует две основных причины для коммуникации:

Непреднамеренная коммуникация: когда ребенок говорит или делает что-то, не предполагая, что это как-то повлияет на других людей. Этот вид коммуникации может служить самоуспокоению ребенка, способствовать концентрации внимания или быть реакцией на грустный/веселый опыт.

Преднамеренная коммуникация: когда ребенок говорит или делает что-то с целью сообщить послание другому человеку. Этот вид коммуникации может выражать протест против чужих требований или просьбу. Преднамеренная коммуникация проще дается ребенку, как только он понимает, что его действия влияют на других людей. Для ребенка с РАС переход от непреднамеренной к преднамеренной коммуникации – это огромный прорыв вперед.

(слайд 4) Речь – наиболее распространенная форма человеческой коммуникации, поэтому люди с нормальным слухом предпочитают эту форму. Однако некоторые люди не способны говорить, сколько бы их ни обучали. Для этих людей альтернативная коммуникация будет основной формой общения. Таким образом, дополнительная (аугментативная) и альтернативная коммуникация является дополнением или заменой устной речи.

(слайд 5) Альтернативная коммуникация стимулируетпоявление речи и помогаетеё развитию. Использование дополнительных знаков способствует развитию абстрактного мышления и символической деятельности, таким образом способствуя развитию понимания и появлению вербальной (звуковой) речи.

(слайд 6) Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация:

• Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась в среде глухих — это язык жестов).

• Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия, апраксия).

• Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вер-бальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).

• Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.

• Специфические органические проблемы артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).

• Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).

• Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).

• Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).

(слайд 7) Выбор подходящих средств дополнительной коммуникации.

Для оценки уровня коммуникации и выбора средства ААС выполняются следующие действия:

• Проводится наблюдение за ребёнком в различных ситуациях: дома, на занятиях, на индивидуальных встречах.

• Проводится обсуждение, какие коммуникативные действия ребёнок совершает (возможно, неосознанно) в повседневной жизни, во время игр, общения со взрослыми и сверстниками.

• Анализируется, какие действия, повторяющиеся из раза в раз, можно трактовать как сигналы, соответствующие какому-либо желанию или потребностям ребёнка.

• Обсуждается, как можно закрепить эти коммуникативные действия, превратить их в осознанно используемые ребёнком сигналы.

• Проводится обучение ребёнка тем или иным коммуникативным действия.

• Рассматриваются варианты использования помощи ребёнку со стороны взрослого, необходимость использования различных приспособлений (шлемы с указками, коммуникативные жилеты, альбомы, записывающие устройства, компьютерные программы).

(слайд 8) Средства вспомогательнойи альтернативной коммуникации (ВАК)

Разделение на коммуникацию с помощью вспомогательных устройстви без помощи устройств определяет различные формы альтернативной коммуникации.

        Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает все формы коммуникации, когда человек использует какое-либо приспособление, помогающее ему выразить то, что ему необходимо. Коммуникативные доски и книжки, электронные устройства с речевым выходом (то есть когда устройство производит речь) и другие коммуникативные вспомогательные устройства относятся к этой категории. Указывание на графический символ или картинку – тоже форма коммуникации с поддержкой, потому что символ или картинка являются выражением того, что человек хочет сказать.

Пример Денис (нажать паузу на 25 секунде)

        В коммуникации без помощи вспомогательных устройств люди продуцируют знаки, чтобы выразить что-либо, используя движения собственного тела. В основном это касается жестов, но дактилирование и азбука Морзе тоже относится к этой категории, поскольку пользователи сами обозначают каждую букву в слове. Моргание глазами для обозначения «да» и «нет» - тоже форма коммуникации без поддержки. То же относится к обычному указыванию и другим жестам, потому что в этом случае указывание является формой выражения.

        (слайд 9) Разделение на зависимую и независимую коммуникацию указывает на способ применения формы альтернативной коммуникации и на вклад партнера в формулирование высказываний человека с нарушениями.

(слайд 10) Существуют различные типы ВАК, которые подходят ребенку с РАС.

Система жестов.

Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

С ребенком с РАС жестовый язык обычно применяется в рамках подхода тотальной коммуникации.

(слайд 11) Тотальная коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов. Таким образом ребенку предоставляется единая модель языка, которая воспроизводится в двух модальностях одновременно. Подход тотальной коммуникации помогает подчеркивать смысл ключевых слов в речи взрослого, и это способствует лучшему пониманию языка.

        Пример 2. Адилет на музыке.

Использование системы символов.

        (слайд 12) Системы графических символов в основном применяются в коммуникативных вспомогательных устройствах, от простых коммуникативных досок и книжек до устройств, использующих передовые компьютерные технологии. Первыми из таких систем были система символов Блисс (разновидность логографической или идеографической письменности, т.е. письменности, не основанной на буквах), пиктографическая идеографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) и картиночные символы коммуникации (PCS); затем появились: система символов Виджит представляет собой различные комбинации символов), сигсимволы (состоит из пиктограмм, идеограмм и изображений жестов).

Роль помощника при освоении системы символов.

(слайд 13) При освоении системы графических символов необходим помощник. Он должен помогать ребёнку, указывая на объект его рукой. Однако существует опасность, что у помощника может не хватить терпения и чуткости, чтобы ждать и улавливать слабые сигналы ребёнка, и тогда он невольно начнёт навязывать ему свои желания. Поэтому нужно быть очень внимательным к ма-лейшим сигналам ребёнка (взгляд, движение головы) и научиться их читать, а потом уже помогать ему обозначать их на картинке указательным жестом.

Пособия, которые можно использовать:

• Календарь активности — расписание, которое помогает структурировать деятельность, где обычно используются пиктограммы и другие символы.

Пример 3 (Денис)

• Коммуникативная доска  — специальная доска, разбитая на квадраты, к которым прикрепляются графические символы.

Пример 4 (Сергей) (нажать паузу на 30 секунде)

• Тематические книги.

• Альбомы с картинками и фотографиями.

• Набор коммуникативных карт в ящике или на брелоке.

• Да/нет-системы (две «говорящие» кнопки или две картинки, обозначающие согласие и несогласие).

Обучение глобальному чтению.

(слайд 14)

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребёнка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память. Глобальное чтение является одной из ведущих методик дополнительной коммуникации для стимуляции речевого развития у детей с синдромом Дауна, так как сильной стороной данных детей является зрительное и образное восприятие.

Суть глобального чтения заключается в том, что ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на картонных карточках печатными буквами пишутся слова. Лучше использовать белый картон с чёрными буквами высотой от 2 до 5 сантиметров.

Виды работ при обучении глобальному чтению (здесь я читаю слайды)

(слайд 15) (читаю)

(слайд 16)

ПРИМЕР 5 (Дима)

(слайд 17) (читаю)

(слайд 18) (читаю)

Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько «неговорящий» ребёнок понимает обращённую речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, даёт уверенность в себе, стимулирует накопление пассивного словаря и переход его в активную речь.

Система коммуникации при помощи карточек PECS.(слайд 19)

Перед началом обучения ребёнка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS следует основательно подготовиться. Ввиду того что на первоначальном этапе производится обучение навыкам, с помощью которых ребёнок выражает свои просьбы, желательно определить круг егоинтересов и те предметы и действия, которые он обычно просит.

Этапы обучения использования системы карточек РЕСS: (слайд 20)

  1. Первый этап обучения («Как» осуществить общение) —формирование навыка подавать карточку с изображённым предметом или действием для выражения просьбы партнёру по коммуникации. Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру по общению и оставляет в его руке.

(слайд 21)

  1. Второй этап обучения (расстояние и настойчивость) - закрепление и обобщение навыка, полученного на первом этапе, — подачи карточки коммуникативному партнёру для того что бы получить желаемый предмет.

Пример 6 (Полина)

(слайд 22)

  1. Третий этап обучения (Различение карточек; А) различение между изображением предпочитаемого предмета и отвлекающим изображением; Б) различение изображений двух желаемых предметов)— обучение различию карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже закрепились. В конечном итоге ребёнок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске.

Пример 7 (Дима)

(слайд 23)

  1. Четвертый этап обучения (Структура предложения; свойств предметов)
  2. Пятый этап обучения (Ответ на вопрос «Что ты хочешь?» (просьба как ответ на вопрос).

(слайд 24)

Пример 8 (Сергей)

  1. Шестой этап обучения (Комментирование)

(слайд 25)

Коммуникационные устройства с синтезаторами речи

Устройства с синтезаторами речи могут дать "голос" невербальным детям с РАС. Команда профессионалов может определить наиболее подходящую технологию для ребенка. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление устройства, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребенка применить устройство. Существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы. Для того, чтобы пользоваться таким устройством, ребенок должен понимать причину и следствие. Одно из популярных устройств для этих целей – это BIGmack (TM).

Интерактивные коммуникационные доски

Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Эти доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны. Доски могут быть как портативными, так и стационарными, когда одна доска постоянно стоит на одном и том же месте. Выбор и организация визуальных символов составляются таким образом, чтобы мотивировать ребенка и улучшать его функциональную коммуникацию.

Карточки-подсказки

Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. Обычно такие карточки состоят из одного или двух сообщений, которые изображены в виде картинки и дублируются в виде письменной речи. По сути карточки заменяют вербальные подсказки. По этой причине такие карточки особенно полезны для детей, которые привыкли полагаться на устные подсказки взрослых. Карточки-подсказки хорошо работают в ситуациях, когда ребенку с РАС нужно что-то сообщить, находясь в состоянии стресса.

(слайд 26) Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка необходимо включать самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.

Совместное составление расписания с использованием символов.

Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением.

Совместное рассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого (название, что с этим делают, какого цвета, формы, к какому классу объектов относится).

Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).

Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции с написанным словом.

Прикрепление картинок, графических изображений в самых распространённых местах, введение в рутину.

Рассматривание коммуникативных книг.

Составление фотоальбома про себя.

Составление ритмических стихов с жестами.

Длительность и местозанятий

Если обучение языку и коммуникации вплетается в обычную жизнь и является ее неотъемлемой частью, длительность занятий устанавливается сама собой. При планируемом обучении в естественных ситуациях длительность бывает разной, но занятия должны быть короткими, предпочтительно по 5-10 минут, и повторяться несколько раз в день. Главное, чтобы обучение было функциональным; многократно повторять задание не так важно. Специальные занятия должны быть распределены в течение дня.

Начало программы

Для всех детей, нуждающихся в альтернативной или дополнительной коммуникации, важно, чтобы программа обучения началась как можно раньше. Наиболее важный аргумент в пользу раннего начала состоит в том, что, очевидно, существует сенситивный период освоения языка; это означает, что дошкольникам легче осваивать язык, чем старшим детям или взрослым. Это относится к альтернативной коммуникации.

Люди, осваивающие альтернативную коммуникацию, проводят меньше времени в ситуациях обучения, чем в своем естественном окружении. Обучение будет иметь смысл только в том случае, если оно поможет человеку использовать средства альтернативной коммуникации и развить навыки коммуникации в обыденных ситуациях.

Чтобы языковая среда стала коммуникативно доступной и поддерживала развитие у человека языка и независимости, окружающим людям нужно обеспечить возможность знакомиться с альтернативной коммуникацией, общаться с осваивающими ее людьми и видеть, на что они способны. Лучше всего это достигается с помощью систематического обучения и консультирования семьи, друзей и специалистов. Поскольку процесс освоения альтернативного языка обычно требует много времени и труда, обучение и поддержка семьи, друзей и сотрудников тоже должны быть рассчитаны на длительное время. Цель обучения семьи и специалистов – сделать их лучшими коммуникативными партнерами, что поможет человеку лучше участвовать в коммуникации, что в свою очередь, создаст необходимость в дальнейшем обучении семьи и специалистов и т.д.

(слайд 27)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование альтернативной коммуникации в туристической деятельности

Так как самостоятельное планирование деятельности для умственно отсталых детей не представляется возможным, актуальным является использование альтернативной коммуникации в разных видах деятельности....

Методические рекомендации по использованию дополнительной альтернативной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР в рамках внутришкольных и классных проектов

Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;описание ...

Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ

В пособии представлено использование альтернативной и дополнительнойкоммуникации в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, описаны ее принципы, формы, приемы и методы. Даны характеристи...

Речь и альтернативная коммуникация. АООП для детей с тяжёлой умственной отсталостью

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью  по предмету Речь и альтернативная коммуникация 6 класс на 2020-2021 учебный год состав...

Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»

В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...

Использование альтернативной коммуникации в обучении и воспитании детей с ТМНР

Использование альтернативной коммуникации в обучении и воспитании детей с ТМНР...

«Обучение глобальному чтению как средство альтернативной коммуникации для неговорящих детей»

Глобальное чтение — это один из способов альтернативной коммуникации, дополняющий или заменяющий обычную речь детям, у которых отсутствует речь. Это так же составная часть работы по обучению так...