Использование альтернативной коммуникации в туристической деятельности
статья по теме

Ильчуркина Валентина Викторовна

Так как самостоятельное планирование деятельности для умственно отсталых детей не представляется возможным, актуальным является использование альтернативной коммуникации в разных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование альтернативной коммуникации в туристической деятельности

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей и даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специфические методы, приемы и средства обучения, организуя «пошаговое» обучение, глубокую дифференциацию и индивидуализацию обучения. В целом образовательные перспективы этих детей во многом определяются глубиной имеющегося недоразвития, его структурой, своевременностью начатой коррекционно-педагогической работы. Особенно большое значение имеет правильно организованное, коррекционно-направленное специальное обучение и воспитание, адекватное возможностям ребенка и опирающееся на зону его ближайшего развития.

Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Для развития детей, имеющих отставание в умственном развитии, качество межличностных отношений приобретает основополагающее значение. Небезразлично: разговаривают с ним или нет; что о нём говорят; обращаются ли к нему и как; стараются ли его понять и как это делают. Полагают ли, что с ним нужно обходиться исключительно как с неподдающимся и неспособным к обучению объектом и им следует манипулировать, или же, несмотря на все коммуникативные трудности, воспринимают всерьёз и уважают как партнёра по коммуникации, в каком эмоциональном климате происходит это взаимное сближение, доверительное общение и взаимная оценка.

Неречевые дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции таких детей в социум. Как показывает практика, эффективным способом, позволяющим удовлетворить потребность неречевого ребенка в общении, является метод пиктограмм. Пиктограммами называются символические изображения, заменяющие слова. Одним из направлений работы по социализации таких детей, является работа с пиктограммами (РЕСS) как  альтернативной системой коммуникации.

Неречевые, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, чтобы общаться. И данным навыкам можно обучить с помощью  карточек РЕСS. А так же по системе пиктограмм, которые я использую в своей работе.

Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

- как средство временного общения, когда ребенок в перспективе может овладеть звуковой речью. В этом случае задача педагога, использующего метод пиктограммы,- сохранить у ребенка мотивацию и желание общаться.

- как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем. Методика предполагает работу с пиктограммами, изображающими предметы  и действия с ними , которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

 Работая в этом направлении на протяжении уже нескольких лет и получая неплохие результаты с невербальными детьми, стало понятно, что систему пиктограмм можно использовать в различных сферах социализации умственно отсталых детей.  Так  как социализация личности ребенка – инвалида рассматривается в качестве приоритетной задачи, решение которой позволит воспитаннику ДДИ занять место в жизни, быть социально активным и социально принимаемым членом общества.  В творческой группе «Взаимодействие», где воспитатели, работающие каждый в своем направлении, решили объединить усилия по социализации умственно отсталых детей, приоритетным является формирование опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения, творческих умений в доступных и разнообразных видах деятельности.

В мастер-классах моего направления нашли отражения следующие темы по работе с пиктограммами:

  1. Визуальное расписание.
  2. «Походный» набор пиктограмм
  3. Топографические знаки.
  4. Пиктограммы по ознакомлению с окружающим
  5. Пиктограммы курса ОБЖ

Теперь рассмотрим данные темы более подробно.

Так как самостоятельное планирование деятельности для умственно отсталых детей не представляется возможным, актуальным является использование визуального расписания. Люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в расписании, как и многие обычные люди. Если им самим трудно составить расписание, то другие могут помочь им в этом.

Визуальные расписания  используются детьми с умственной отсталостью для двух основных целей. Они помогают взрослым лучше общаться со своим ребенком, и они помогают ребенку лучше общаться с другими людьми. Детям важно научиться видеть порядок во всем. Им нужно именно «увидеть», что все в их жизни происходит не случайно, так как наши традиционные вербальные способы объяснений когда, где и почему что-то конкретное произойдет, для них недостаточны.

Дети могут понять последовательность событий с помощью картинок или других символов. Уже обед? Еще нет. Посмотри, карточка показывает, что тебе надо идти в зону игр и отдыха. Карточка, обозначающая обед, стоит после карточки свободного времени. Визуальное расписание и наглядные материалы могут помочь им понять, чего ожидать, и что случится дальше, а также снизить уровень тревоги. Визуальные материалы также могут помочь им обратить внимание на важные детали и помочь им справиться с изменениями в окружающей среде. Это уменьшает риск разочарования и может помочь сократить проблемы поведения, которые являются результатом трудностей в коммуникации. Именно по этому, на этапе подготовки к походу был продуман режим на каждый день, где была прописана работа каждого члена группы поминутно. Было разработано визуальное расписание для детей, пиктограммами обозначены все зоны жизнедеятельности, чтобы каждый ребенок мог свободнее ориентироваться в незнакомой для него обстановке. Так же использовались пиктограммы для обучения детей правилам безопасного нахождения в лесу, для наблюдения за погодой и в опытно – экспериментальной деятельности, изучении и закреплении знаний о флоре родного края, для повторения и закрепления правил пожарной безопасности. Непосредственно в походе стало понятно, что пиктограммы действительно нужны не только невербальным детям, но и всем остальным нашим ребятам визуальное подкрепление словесной инструкции оказалось совсем не лишнее. Одно из направлений туристической деятельности есть этап ознакомления детей с окружающим: это флора и фауна родного края, формирование представлений о рельефе местности, закрепленное пространственных отношений. Для этого мною были отобраны визуальные материалы по темам: "Растение - друг", "Растение - враг", " Топографические знаки", "Оказание первой помощи". В дальнейшем подбор визуальных материалов планируется расширять, чтобы максимально полно помочь нашим детям ориентироваться в окружающем их мире, помочь им справиться с изменениями в окружающей среде.

То, что все задуманное получилось, можно было понять, просто глядя на лица наших детей. Мы буквально открывали друг в друге каждую минуту что-то новое, о чем в привычной для нас обстановке, в интернате даже и не подозревали. Ребята активно включались в любую предложенную им деятельность: вместе с взрослыми ставили палатки, собирали хворост для костра, дежурили в столовой, помогали мыть посуду и т. д. Как-то сразу все стали очень самостоятельными, организованными и дружными. Старшие помогали младшим, оберегали девочек. Капризы были забыты, все было необычно и ново для них. За время экспедиции по родному краю, которая проходила в первый день, где дети изучали растения и насекомых, собирали гербарий, никто даже не пожаловался, что устал, а ведь дорога была дальняя. На второй день, была запланирована навесная и параллельная переправа, где дети должны были лазать по веревкам на страховке, которые были натянуты между деревьями на определенной высоте. У непривычного ко всему такому экстремальному  человеку не то, что пройти переправу - даже смотреть со стороны на это вызывало определенные эмоции. Наши дети, широко открыв глаза, слушали объяснения воспитателя, как правильно преодолеть препятствие. Но когда самые смелые из детей начали переправляться, ребят было уже не остановить. Они буквально пританцовывали от нетерпения в ожидании своей очереди. Природа внесла свои коррективы в наши планы: пошел дождь и не все дети успели пройти переправу. Конечно, они были расстроены, когда уходили в свои палатки пережидать непогоду. И тут случилось то, что никто не ожидал. Девочка с синдромом Дауна, которая находится на индивидуально – дифференцированном обучении самостоятельно, без какой-либо подсказки со стороны воспитателя нарисовала сюжетный рисунок, где хорошо была видна и переправа, и дети, которые шли по ней. Она была среди тех, кому дождик не дал пройти переправу, и очень переживала по этому поводу. Какие же сильные эмоции должна была испытать эта девочка от всего, что она увидела, чтобы у нее появилось желание запечатлеть все в рисунке. Сказать, что все были в восторге, значит не сказать ничего! Ведь всем известно, что ребенку с глубокой умственной отсталостью сюжетный рисунок недоступен, а тут вдруг такое! Кстати, за время похода дети много рисовали и конструировали из природного материала. Хочется отметить, что у детей, которые в интернате рисовали, или разукрашивали одним цветом, меняя карандаш только по просьбе воспитателя, в рисунках о походе (а рисовали они в основном его), появился цвет.

Все три дня, трудно представить, но, и взрослые, и дети, получали огромное удовольствие от общения друг с другом. Когда пришла пора собираться домой, стало понятно, что все не зря! Не было равнодушных лиц – дети не хотели уезжать! Ребята помогали собирать вещи взрослым, заглядывали в глаза и спрашивали, когда опять они пойдут в поход...

Целью реабилитации умственно отсталых детей является наиболее полное развитие у ребёнка с ограниченными возможностями духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться.

Конечно, всем понятно, что для достижения этой цели приходится прилагать огромные душевные силы, терпение и настойчивость. Никто не дает гарантии и далеко не всегда получается то, что задумано. Но даже такие небольшие, и тем ни менее такие яркие и желанные победы достойны того, чтобы стремиться к ним.

В заключении хочется рассказать одну притчу: «Однажды Бог собрал своих слуг и спросил их. Куда мне спрятать великий потенциал человека, чтобы он его никогда не нашел? Ему предлагали разные места, где можно было схоронить этот дар. На луну, на самую высокую вершину, в глубины мирового океана, в центр земли… Но, куда бы не помещали этот таинственный потенциал, Бог видел, что пройдет совсем немного времени и человек его отыщет. Он уже совсем было загрустил, но тут маленький ангелочек предложил. А давайте спрячем великий потенциал в самом человеке! Это единственное место, куда человек никогда не заглядывает. Или заглядывает в последнюю очередь. Так и поступили. Поместил Бог великую силу в сердце человека и наблюдает, как тот ищет его где угодно, но не в себе!» Современные исследователи утверждают, что человек использует в повседневной жизни всего 10 % своих потенциальных возможностей, тогда как 90% остаются незадействованными. Печально, что человек употребляет с пользой лишь малую часть своих возможностей и талантов. Большинство не имеют ни малейшего представления о том, сколько талантов и способностей хранят в себе. Огромный ресурс личной силы таится в глубинах человеческого подсознания и ждет своего часа. В каждом семени сокрыто дерево, в каждом мальчике – мужчина, в каждой девочке – женщина. Трагедия начинается тогда, когда дерево умирает в семени, мужчина – в мальчике, женщина — в девочке, идея – в разуме. Каждый человек имеет безграничные возможности, огромнейший потенциал. Но используют эти возможности, этот потенциал полностью, до последней капли, только единицы...

 Подводя итог всему вышесказанному,  хочется обратиться к вам, такие мудрые, такие терпеливые воспитатели. Давайте отыщем   потенциал  возможностей в наших детях. Трудно поспорить с тем, что задача предстоит очень не легкая, но творческая группа "Взаимодействие" на деле показала, какой результат можно получить, если подойти к вопросу социализации и коррекции таких детей не формально, для галочки, а действительно стремясь к главной цели.

Литература

  1. Баряева Л. Б. Знакомимся с окружающим миром: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста/ Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2007. – 63с.: ил.- (Дошкольник. Мир вокруг нас).
  2. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб./ Л.Г. Нуриева, - Изд.6-е, - М.: Теревинф, 2012.- 107с. – («Особый ребенок»).
  3. Фрост, Лори. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов/ Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011. – 416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию дополнительной альтернативной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР в рамках внутришкольных и классных проектов

Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;описание ...

Использование зрительной поддержки и альтернативной коммуникации в развитии навыков общения у подростков с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Альтернативная коммуникация используется для оказания помощи людям, у которых в силу имеющихся врожденных или приобретенных расстройств отсутствует, либо существенно ограничена устная речь.В системе а...

Сообщение «Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»

«Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»...

Использование альтернативной коммуникации в обучении детей с ОВЗ.

В данном материале описано использование средств вспомогательной и альтернативной коммуникации в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья....

Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»

В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...

Использование альтернативной коммуникации в обучении и воспитании детей с ТМНР

Использование альтернативной коммуникации в обучении и воспитании детей с ТМНР...