Сообщение «Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»
статья на тему

Белых Алла Гаврииловна
«Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_2016_19gr.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-петербургское государственное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

 Комитета по социальной политике

Сообщение

«Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»

Составила воспитатель: Белых А.Г.

                                                             Заслушано на методическом объединении: 17.03.2016 г.    

Петергоф 2016 г.

Использование игровых приемов по ППД на занятиях для детей с ТМН с использованием альтернативной коммуникации.

Занятия по предметно – практической деятельности представляют собой специальный предмет обучения глубоко умственно отсталых детей  и детей с ограниченными возможностями. Используя различные многообразные виды деятельности: предметная, игровая, конструктивная, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.),

 Занятия несут следующие цели обучения:  

- коррекция недостатков восприятия внимания, зрительно – двигательной координации, пространственных представлений, наглядно – действенного и наглядно – образного мышления детей;

- развитие недостатков речи, мелкой моторики, зрительного и слухового внимания;

-формирование основных навыков и приемов умственной деятельности на сенсорном, предметно – практическом уровне;

-формирование у детей произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами;

Обучение детей с тяжелой умственной отсталостью является сложным и специфическим периодом. Они не могут организовать свою деятельность, не используют образца, у них отсутствуют и с трудом формируются основные навыки и приемы систематической умственной деятельности: различения и идентификации, им недоступен осознанный выбор адекватного  способа действия, перенос усвоенного приема и т.д.

  Темп развития детей с  тяжелой умственной отсталостью чрезвычайно замедлено. Без специального обучения это развитие протекает с глубокими качественными отклонениями.

  Содержание обучения очень разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов. Обучение включает в себя игры и упражнения, направленные на коррекцию зрительно-двигательной координации. Для коррекции тяжелых нарушений внимания предусмотрены  специальные упражнения и игры.

Достижение поставленных перед данным предметом единых задач (развитие зрительных, слуховых, осязательных восприятий, координация работы анализаторов, развитие пространственных ориентировок, ручной умелости, развитие наглядного мышления) осуществляется не путем изолированных упражнений, а в различных видах содержательной деятельности (игра, конструирование, продуктивная деятельность, ручной труд и др.)

В нашей группе проживают дети с комбинированными нарушениями: наряду с тяжелой умственной отсталостью поражен опорно-двигательный аппарат, нарушены слух, зрение. У всех наших воспитанников имеет место глубокое отставание в развитии психомоторики в целом, а также всех ее компонентов: двигательного, познавательного, эмоционального.

У воспитанников нашей группы отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.

Мелкая моторика всех детей характеризуется рядом особенностей:

  • скованностью движений и замедленным их темпом;
  • неловкостью, угловатостью;
  • отсутствием гибкости и плавности;
  • недостаточностью мышечной силы и ритма произвольных движений;
  • отсутствием направленности на результат;
  • нарушением  координации движений.

В учреждении ДДИ №1 проводится работа с детьми с серьезными нарушениями речи успешно используются средства альтернативной коммуникации.

Альтернативная (дополнительная) коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».

Альтернативная коммуникация может:

- использоваться постоянно;

- временно замещать речь;

- использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.

В настоящее время распространение получили несколько форм альтернативной коммуникации: жестовый язык, коммуникация с помощью реальных предметов, с помощью репрезентативных объектов, фотографии, цветных и черно-белых пиктограмм, письменная речь.

Дополнительные знаки (жесты, символы, письменные слова) реально облегчают процесс коммуникации, делая ее многоканальной (когда задействован, не только слух, но и зрение, а также кинестетическое чувство).
При каких нарушениях может быть полезна система альтернативной коммуникации
Нарушение слуха. (Альтернативная коммуникация всегда была развита в среде глухих - это язык жестов). Моторные трудности создают препятствия людям с двигательными нарушениями, церебральным параличом (дизартрия, анартрия, апраксия),
Интеллектуальные и эмоциональные проблемы могут влиять на механизм усвоения вербальных символов (умственная отсталость, аутизм). Люди с синдромом Дауна часто имеют низкий тонус в том числе и мышц, участвующих в процессе артикуляции. Это мешает им овладеть вербальной речью. Люди с расщелиной твердого и мягкого неба (ринолалия), иногда долго не могут пользоваться вербальной речью или эти возможности сильно ограничены. Люди с парезом и параличом гортани, а также люди с трахеостомами, которые также ограничивают возможности вербальной речи. Люди с различными множественными нарушениями, а именно сочетание нарушениями зрения (и, возможно, слуха) и двигательными нарушениями.

Коммуникация – обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Традиционно учеными коммуникация подразделяется на вербальную и невербальную. Вербальная коммуникация – коммуникация с помощью слов (активной речи). Невербальная коммуникации – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.)

Есть категория детей, которая не используют вербальную коммуникацию вследствие нарушений развития (например, синдром Дауна, ДЦП, РДА, ментальные нарушения и другие).

Обучение альтернативной коммуникации – это непростой процесс, требующий профессионализма и знаний в этой области. хотелось бы остановиться на некоторых приёмах, используемых  с неречевыми детьми с ОВЗ, которые помогут в организации занятия и развитии познавательной сферы. А также обратить внимание специалистов на альтернативную коммуникацию, чтобы каждый попытался найти путь к такому сложному «неговорящему» ребенку.

Важным этапом в развитии коммуникативных навыков – обучение ребёнка делать сознательный выбор из двух предметов. Очень важно, что в ситуации, когда ребенок учится делать выбор, один из предметов должен быть интересен ребенку. Возможность выбора предоставляется как можно чаще, чтобы данный навык закреплялся. Но специалист может столкнуться с рядом сложностей:

1.Ребёнок берет сразу два предмета.

Варианты действий специалиста:

-Предметы подбираются таким образом, что ребенок явно отдаст предпочтение одному из них (например, банан и шкура от банана);

-Помощник придерживает одну руку ребенка. Ребёнок вынужден протянуть руку к одному из предметов.

Ребёнок не пытается делать выбор, не проявляет интереса

Варианты действий специалиста:

-Подобрать предметы, вызывающие интерес ребёнка, основываясь в выборе только на его интересах.

-Определять случайный выбор, как выбор осознанный, тем самым давая ребёнку понять, что его выбор имеет значение и приводит к положительным последствиям.

2.Ребёнок имеет сложности с обозначением выбора вследствие проблем в двигательной и (или) других сферах.

Варианты действий специалиста:

-Ребёнок может использовать любые средства для обозначения выбора: указательный жест, взгляд, поворот головы и т.д. Задача специалиста внимательно наблюдать и правильно интерпретировать указания ребёнка на выбранный предмет.

Стоит отметить, что не менее важным для специалиста становится умение понимать сигналы ребёнка, выражающие отказ от выполнения задания. Правильная реакция специалиста и родителей поможет организовать занятие с учётом возможностей ребёнка.

Требования к символам системы дополнительной коммуникации для детей:

-  Жесты должны быть моторно-доступными, мотивированными, простыми ( то есть понятым   людьми из разных стран и разных возрастов, потому что они почти всегда изображают объекты, действия, признаки так, что каждому легко догадаться об их значении).

- Картинки - яркие, с которыми есть возможность манипулировать, (приклеивать-отклеивать, опускать в ящик - доставать из ящика).

- Фотографии - соответствовать лицам и объектам, с которыми ребенок знаком.

-  Миниобъекты (если это игрушки) - простые, не слишком привлекательные, чтобы ребенок мог расстаться с ним, и использовать лишь как средство коммуникации.

- Слово - написанное специальным простым шрифтом.

- Поза для жестов - напротив, на уровне глаз, возможность ассистенту помочь сзади сделать жест.

Коммуникация с помощью фотографий и изображений. 

При данной форме коммуникации фотографируются реальные объекты из непосредственного

окружения ребенка либо используются наборы картинок.

Можно использовать собственные фотографии предметов.

Может   быть,   либо    любая   чашка   или   только    чашка,    которой    пользуется  ребенок – в

зависимости от восприятия ребенка.

При   фотографировании    предметов    фон      должен     быть     однотонный, без лишних

предметов.

Если речь идет об отображении действий, то необходимо, чтобы их символизировал предмет

(кушать пирог – кусок пирога), а не сам человек, изображенный в процессе выполнения

действия  (например, Саша кушает пирог). В последнем случае дети будут рассматривать

изображения скорее как книжку с картинками и не станут использовать их для коммуникации.

При использовании изображений может возникнуть проблема: картинка с изображением

«моего портфеля (сумки)» ребенком не обобщается, если мы хотим использовать его, как

понятие «сумка».

Если картинка (пиктограмма) убирается со стенда, следовательно, данный вид деятельности

закончен.

Символы применять везде, в течение всего дня.

Стадия первичного обучения - физический обмен, обучение давать карточку.

Нужно два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи.  Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше - вкусовые или вещевые. Нужно подготовить подкрепление и соответствующую карточку. Перед ребёнком кладётся любимый предмет (например, печенье или любимая игрушка) и карточка. Чем глубже поражение развития ребёнка, тем больше изображение должно походить на предмет. Например, можно сфотографировать предлагаемый предмет. 

Затем надо ждать, пока ребенок потянется к предмету. Тогда один взрослый помогает ребенку взять карточку и отдать ее другому взрослому, который протягивает руку (это дополнительная подсказка). После- ребёнок незамедлительно получает желаемый предмет. Просьба должна выполняться на начальном этапе с разрывом не более 15 секунд, чтобы ребёнок усвоил алгоритм.

Постепенно убирайте помощь. Цель этой стадии для ребенка-спонтанно начать общение. Идеально, если получается приблизительно 80 обменов в течение дня. Постепенно карточек становится всё больше. Причём надо добавлять поначалу только существительные.

Основные принципы работы с системой альтернативной коммуникации:
    1. принцип - от более реального к более абстрактному (от фотографии к схематичному рисунку)
   2. принцип избыточности символов — жест, картинка, письменное слово, устное слово.

    • Принцип избыточности символов (совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок и, например, написанного слова).Использование как можно большего количества дополнительных знаков и символов помогает развивать абстрактное мышление  и символическую деятельность, способствуя таким образом развитию понимания и вербальной(звуковой) речи.

1. Показываем игрушку «дом» и картинку «дом»

2. Используем напечатанное слово «дом»

3. Показываем жест «дом»

3. принцип постоянной поддержки мотивации.

4. принцип функционального использования в коммуникации.

Принцип постоянной поддержки мотивации.

      Обучение использованию любой системы дополнительной коммуникации — это чаще всего сложная, долгая и упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и персонала, работающего с ребёнком, постоянной поддержки мотивации и заинтересованности, так как не всегда систем воспринимается легко и быстро.

Принцип функционального использования в коммуникации.

       Особенно трудно вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятия и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, что, собственно, и является основной целью применения системы дополнительной коммуникации.Для начала обучению PECS необходимо:

- отработать сравнительно устойчивый зрительный контакт;

- слова или жестовые обозначения "да", "нет", "дай";

- формировать устойчивого учетного навыка;

- формировать умение повторить действия по показу.

Литература:

  1. Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство 'Лабиринт', М., 1999.
  2. Фрост Л., Бонди Э. "СИСТЕМА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ КАРТОЧЕК (PEKS)" Перевод с английского, Теревинф, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение: Использование игровых приемов в процессе формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии

Сообщение:  Использование игровых приемов  в процессе формирования навыков самообслуживания  у детей с комплексными нарушениями в развитии  Важной задачей в работе с детьми с ...

Конспект открытого занятия по предметно-практической деятельности с применением методов альтернативной коммуникации.Тема: «Поиграем с шариками»

Конспект открытого занятия по предметно-практической деятельности с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе :"Умелые ручки". Тема: "Поиграем с шари...

Методические рекомендации "Использование игр и игровых упражнений для развития моторики рук детей с ТМНР с применение методов альтернативной дополнительной коммуникации"

Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.Реко...

Использование методов альтернативной коммуникации на занятиях Социально- бытовой ориентировки.

Коммуникация - это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей.Дополнительные знаки - жесты, символы, письменные слова облегчают ...

Использование методов альтернативной коммуникации в работе с молодыми инвалидами с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов не доступна? В данном  материале представлен опыт работы по поддержанию коммуникативных навыков у молодых инвали...