Использование методов альтернативной коммуникации на занятиях Социально- бытовой ориентировки.
статья (11 класс)

Перешеина Елена Анатольевна

Коммуникация - это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей.

Дополнительные знаки - жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию.

С первых месяцев жизни человек взаимодействует с другими людьми. Качество и количество взаимодействий, пережитых ребенком, определяет его социальное, эмоциональное и когнитивное развитие. Благодаря системе общения и прогрессирующей социализации у ребенка развиваются функции восприятия, лингвистические, графомоторные, формируются элементарные представления и понятия об окружающем природном и социальном мире. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обладают ограниченной возможностью формирования навыков общения и взаимодействия с предметным и социальным окружением. Поскольку устная речь, которая играет главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии  и является основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения, в большинстве случаях  недоступна детям, необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему. Использование языковой альтернативы призвано улучшить общение и облегчить всестороннее развитие ребенка, а так же его участие в педагогическом процессе и возможность интеграции в более широкий социум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование методов альтернативной коммуникации на занятиях  Социально- бытовой ориентировки.

Коммуникация - это не только слова, это целый арсенал дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей.

Дополнительные знаки - жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию.

С первых месяцев жизни человек взаимодействует с другими людьми. Качество и количество взаимодействий, пережитых ребенком, определяет его социальное, эмоциональное и когнитивное развитие. Благодаря системе общения и прогрессирующей социализации у ребенка развиваются функции восприятия, лингвистические, графомоторные, формируются элементарные представления и понятия об окружающем природном и социальном мире. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обладают ограниченной возможностью формирования навыков общения и взаимодействия с предметным и социальным окружением. Поскольку устная речь, которая играет главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии  и является основой социального взаимодействия, регулятором поведения, организатором обучения, в большинстве случаях  недоступна детям, необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему. Использование языковой альтернативы призвано улучшить общение и облегчить всестороннее развитие ребенка, а так же его участие в педагогическом процессе и возможность интеграции в более широкий социум.

В каких случаях рекомендуется использовать дополнительную коммуникацию.

  • При нарушениях слуха.
  • При нарушениях опорно-двигательного аппарата
  • При интеллектуальном недоразвитии
  • При нарушениях поведения и эмоций, при аутизме и т.п.
  • При специфических органических проблемах артикуляционных органов.

Большинство из воспитанников нашего учреждения имеют проблемы в коммуникативной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками. Устная речь как средство коммуникации для них сложна или недоступна вообще. Дети ограничены в выражении своих желаний, намерений, чувств, потребностей.

Все дети нуждаются в дополнительной альтернативной коммуникации, доступной для них и подобранной в соответствии с их возможностями.

С каждым годом число поступающих в детский дом детей с такими проблемами увеличивается.

Всё это делает одной из главных целей сопровождения развития воспитанников организацию их взаимодействия и обмена социальным опытом посредством внедрения дополнительной альтернативной коммуникации

   Коммуникация  является основой социальной адаптации детей и подростков. Сформированные коммуникативные навыки помогают предотвратить развитие  и усугубление психических нарушений, девиаций в поведении, способствуют нормализации межличностных отношений, предотвращению конфликтов.

При организации воспитательного и образовательного процесса широко используются  средства поддерживающей коммуникации:

-коммуникация с опорой на жесты (коммуникация с помощью жестов имеет ряд преимуществ: они всегда рядом, они более доступны для понимания, обращение происходит непосредственно к партнеру.) Обучение простейшим жестам не требует от окружающих каких-либо специальных знаний. И , что тоже важно, другие используемые в работе с детьми виды коммуникации могут сопровождаться жестами.

-коммуникация с помощью графических символов.(включает в себя использование фотографий, картинных символов, пиктограмм.)Символы применяются в соответствии с возможностью ребенка понимать. Он может найти соответствующий символ и передать его, а может только указать символ. Для тех кто не может брать предмет, будет достаточно, если они при возможности выбора из двух- трех символов посмотрят конкретно на тот , который выражает  их желание. Даже использование указания головой, когда простым движением головы указывается на символ, оправдывает себя. Индивидуальные возможности выражения разнообразны. Важным при этом является то, что дети могут опираться на имеющиеся понятия, а уже педагог должен сам комбинировать слова в их правильных грамматических и временных формах. Так, например, символ «пить» может обозначать:

-я хочу что-нибудь выпить;

-я хотел бы выпить свой любимый напиток

- я только что выпил что-то вкусное и хотел бы еще.

Конечно, может оказаться , что ребенок захочет выразить что- то такое, для чего нет специального символа. В этом случае он развивает удивительную фантазию и терпение для того , чтобы объяснить данное понятие. Предлагаемые символы не могут удовлетворить все индивидуальные желания ребенка, поэтому педагогу предоставляется возможность самому разобраться и применить пиктограммы и символы для конкретного ребенка. Ежедневно повторяющиеся ситуации( еда, туалет, игры, отдых, школа), расшифровка этих ситуаций и развитие таких понятий, как «большой- маленький», «много- мало», «колбаса- хлеб», совершенно естественно дают повод для введения символа. Чем труднее ребенку освоить какое- либо понятие, тем больше конкретных ситуаций и примеров, предметов, фотографий…должно быть использовано для приобретения и усвоения этого понятия. Как правило, достаточно ввести один символ с помощью одного или двух примеров( фрукты: яблоко).Затем данное понятие можно расширить на многих других примерах ( фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин…) Недостаточно только показать символ, обязательно  следует произносить в этот момент слово, сопровождать его жестами и мимикой.

Альтернативные методы коммуникации в работе с детьми используют  в нашем учреждении педагоги и воспитатели. Разработаны и изготовлены коммуникативные книги, карточки, технологические карты. На занятиях в кабинете Социально- бытовой ориентировки разработаны карточки символы, технологические карты по темам : «Продукты», «Технология приготовления пищи» , «Техника безопасности при работе с электроплитой», Приготовление манной каши, фруктового салата, пиццы, винегрета. Все используемые на занятии демонстративные и рабочие материалы и пособия изготовлены самостоятельно и соответствует требованиям , предъявляемым к средствам альтернативной коммуникации.

Список литературы:

-Альтернативная коммуникация. Методический сборник.Новосибирск.2012г.

-Л.М. Шипицина «Необучаемый» ребенок в семье и обществе СПб 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации

Конспект открытого занятия по коммуникации с применением методов альтернативной коммуникации (по дополнительной образовательной программе "Азбука общения")тема: "Кораблики плывут"проведено в марте 201...

Конспект открытого занятия по предмету «Хозяйственно-бытовой труд » с применением методов альтернативной коммуникации Тема: «Мытье кукольной посуды»

Конспект открытого занятия по предмету: "Хозяйственно-бытовой труд" с применением методов альтернативной коммуникации" по дополнительной образовательной программе "Бытовая самостоятельность".Тема: "Мы...

Сообщение «Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»

«Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»...

Выступление на МО профильных дисциплин: "Использование активных методов обучения на уроках социально-бытовой ориентировки"

Очень важно выбрать такие методы обучения и построить урок таким образом, чтобы обучающимся было интересно и все участники урока были вовлечены в учебный процесс. Для успешного усвоения знаний и повыш...

Использование методов альтернативной коммуникации в работе с молодыми инвалидами с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов не доступна? В данном  материале представлен опыт работы по поддержанию коммуникативных навыков у молодых инвали...