Использование методов альтернативной коммуникации в работе с молодыми инвалидами с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
материал

 

Что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов не доступна? В данном  материале представлен опыт работы по поддержанию коммуникативных навыков у молодых инвалидов со сложным дефектом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_ak.docx147.41 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов альтернативной коммуникации
в работе с молодыми инвалидами с тяжёлыми множественными нарушениями развития

Автор: Александрова Валентина Григорьевна

Что делать, если способность выражать свои чувства и желания при помощи слов не доступна? Выход всегда есть!

Представляю вашему вниманию опыт работы отделения интенсивного развивающего ухода СПб ГБСУСО «Психоневрологического интерната №3» по поддержанию коммуникативных навыков у молодых инвалидов. 

На отделении интенсивного развивающего ухода проживают молодые инвалиды (юноши и девушки) в возрасте от 19 до 30 лет. Подопечные имеют выраженные

  • тяжелые и множественные нарушения развития (врождёнными или приобретёнными);
  • сочетания нарушений различных функций организма (органических поражений ЦНС, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д.);
  • нарушения взаимодействия и взаимопонимания (свойственен очень медленный темп реагирования).

Активная речь у подопечных отсутствует, обращённую речь понимают на упрощённом бытовом уровне. Адаптивный потенциал у каждого молодого инвалида свой, иногда резко отличающийся от других подопечных.

Для получения и передачи информации используются зрительный, слуховой и тактильный контакты. Учитываются движения глаз, мимика, жесты, положение и движение тела, кожные реакции, вокализации. Используемые на Отделении методы и приёмы не требуют специального оборудования, просты и доступны всем участникам процессов общения и коммуникации. Это - объяснение, упражнения, комментированные действия, соблюдение последовательности действий, естественные жесты.  

В первую очередь сотрудники позаботились о том, чтобы действия подопечного влияли на поведение обслуживающего персонала. Человек должен понимать, что его сигналы замечаются, вызывают ответную реакцию сотрудников отделения и становятся средством воздействия на окружающую ситуацию. Ещё до начала целенаправленной коммуникации должен запуститься механизм, который, с точки зрения подопечного, можно описать так: «Мне плохо – я плачу – окружающие меня люди замечают и помогают мне».

Для успешного поддержания коммуникационных навыков необходимы стабильные «ответы» персонала на знаки молодого инвалида и побуждение к проявлению своих потребностей доступными для них способами. Именно поэтому используется любая ситуация контактов молодого инвалида с обслуживающим персоналом на специально организованных занятиях и в ходе режимных моментов.

Установление ровных отношений с персоналом, когда подопечный чувствует себя в безопасности, положительно влияет на качество общения. В ходе индивидуальной работы можно скорректировать нарушения привязанности и установить надежные отношения.

Перед началом общения необходимо обратить на себя внимание (дотронутся до предплечья руки подопечного, это очень важно, т.к. он может быть увлечён другим делом) и убедиться, что человек хочет с тобой контактировать. Если настроя на общение у подопечного нет, следует повторить попытку коммуникации позже. Обязательно обращаемся к подопечному по имени. Коммуникация происходит в общем поле зрения, на одном уровне. Информация преподносится в медленном темпе, чётко и ясно, короткими предложениями, простыми словами. Можно сопроводить фразу жестами. После своих реплик оставляем паузы для ответной реакции.

Для молодого инвалида важно соблюдение постоянной последовательности действий, ритуал начала и окончания процесса. 

Для оценки эффективности работы используется метод научного наблюдения. Целью наблюдения является выявление/сохранение имеющихся жизненных компетенций.

Обследуемые компоненты: коммуникативная сфера и средства общения; стремление устанавливать контакты с воспитателем/персоналом; стремление устанавливать контакты с ровесниками; особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.

В результате конструктивного взаимодействия были выявлены следующие динамические изменения состояния проживающих. Подопечные стали значительно более спокойны, эмоционально стабильны, начали позитивно реагировать на присутствие сотрудников Отделения (оживляются, улыбаются, удерживают внимание), снизились их тревожность и страх перед посторонними людьми. Проживающие проявляют радость в процессе общения с персоналом, подают голос в ответ на обращенную к ним речь. У молодых инвалидов исчезает страх тактильного контакта во время уходовых манипуляций или массажа, что способствует обогащению их сенсорной сферы.

Проведение мероприятий социокультурной реабилитации (прослушивание музыкальных композиций, фрагментов детских литературных произведений, выполнение под музыку движений с помощью педагога) стимулирует процессы поддержания и развития коммуникативных навыков.

Ряд подопечных демонстрирует прогресс в речевом развитии: откликаются на обращенную к ним речь или выражают просьбу о чем-либо (например, дать пить) при помощи обращенных к воспитателю вокализаций и жестов. Кроме того, в условиях благоприятной речевой среды проживающие начинают лучше понимать обращенную речь, учатся выполнять простейшие просьбы персонала.

В целом, изменения в состоянии молодых людей очень индивидуальны. Например, появление реакции на голос персонала проявляется в различных формах: у одних подопечных это улыбка и/или смех, другие удерживают зрительный контакт, третьи «общаются» взглядом и мимикой.

Таким образом, выявленные изменения в психосоматическом состоянии молодых инвалидов с детства позволяют сделать вывод о том, что предложенные методы и приёмы альтернативной коммуникации способствуют поддержанию имеющихся навыков в коммуникативной сфере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и...

Сообщение «Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»

«Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»...

«Особенности организации учебных занятий для детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития»

В презентации наглядно показаны и описаны приёмы работы учителя- дефектолога,  которые позволяют успешно вести учебные занятия....

«Система занятий с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития с использованием элементов акватерапии»

Какие занятия можно проводить  с водой с детьми с различными нарушениями развития?  Акватерапия как способ коррекции, как дополнительная мотивация, как метод  обучения и развития....

Интерактивный театр как компонент педагогического сопровождения молодых инвалидов с детства с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Сопровождение инвалидов в с детства с ТМНР - эта тема мало описана, материала для работы практически нет. В предлагаемом материале кратко описана эффективная форма взаимодействия с молодыми инвалидами...