СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
рабочая программа по теме

Аскульская Любовь Владимировна

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития, составлена в соответствии требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsialnaya_individualnaya_programma.docx51.83 КБ

Предварительный просмотр:

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ

НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжёлыми и множественными нарушениями развития, составлена в соответствии требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа разработана на основе программ коррекционных курсов для детей и подростков с глубокой умственной отсталостью/ Т.А. Алексеева, Л.Б. Баряева, Л.И. Кайкина, Л.В. Капустянская и др.; Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой, 2015. – 54 с.  

Срок реализации 1 год.

Целью программы является включение ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития в специально организованную образовательно-развивающую среду, организация своевременного квалифицированного обучения детей, учитывающего их психофизические и возрастные особенности и направленного на преодоление дефектов развития, адекватное включение их в окружающую социальную среду.

Специальная индивидуальная программа развития составлена на основании следующих нормативных документов:

  • конституция Российской Федерации.
  • закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»
  • федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования 2009 г. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». с последующими изменениями (приказы Минобрнауки Российской Федерации от 20.08.2008 г. № 241; от 30.08.2010 г. № 889);
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.12.2012г. №1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 6 октября 2009г. №373»;
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г.№1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих".
  • указ Президента Российской Федерации "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы".
  • приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
  • положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082).
  • приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам".
  • приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
  • приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
  • приказы  Минобрнауки РФ  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Закон ЯНАО от 27.06.2013 года  №55-ЗАО «Об образовании в ЯНАО».
  • Устав МБОУ «Школа № 5», утвержден  Постановлением Администрации города Муравленко от 14 мая 2014 года № 221

Общая психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТМНР.

Дети с ТМНР имеют выраженные нарушения мышления, памяти, внимания. Часто не владеют вербальной речью и нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть таких детей имеют другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). Тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР) представляет собой не сумму различных ограничений, а сложное качественное новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не каждое по отдельности, а в своей совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении.  Такие дети спонтанно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях.

Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы, которое чаще всего являются причиной сочетанных нарушений, обусловливающих выраженные нарушения интеллекта, сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации, в значительной мере препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка в семье и обществе сверстников. Характер развития детей данной группы зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.

Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Характеристика развития обучающегося с ТМНР на начало 2016-2017 учебного года:

   По заключению ПМПК у Дмитрия тяжелые множественные нарушения развития, ДЦП, спастический тетрапарез в сочетании с гиперкинезами, атрофия зрительного нерва, речь отсутствует. У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Мальчик самостоятельно не передвигается, сидит с  трудом в инвалидной коляске с фиксацией, не может самостоятельно изменить положение тела. В течении 2-3 секунд удерживает вложенный в руку предмет. Взгляд на предмете не фиксирует, так как имеет остаточное зрение (атрофия зрительного нерва), звук не локализует.  Реагирует на внешние звуки, наклоняя голову в ту сторону, откуда идет звук.

Обращённую речь в большинстве случаев не понимает. Характерно отсутствие звуковых и словесных средств общения. Ему нравится, когда окружающие взаимодействуют с ним: тактильные прикосновения.

У Дмитрия отсутствует контроль выделений, он находится в памперсе. Ест протёртую пищу, ослаблен рефлекс глотания. Слюноотделение не контролирует, слюну не глотает. Рот постоянно открыт. Из-за атрофии челюстных мышц закрыть рот у ребенка самостоятельно не получается. При долговременно открытом рте происходит спазм мышц челюсти, ребенок начинает плакать, чтобы закрыть рот, требуется помощь взрослого. Во время приёма пищи, одевания, раздевания требуется полная постоянная помощь взрослого.

При разработке специальной индивидуальной программы развития учитывались индивидуальные психофизиологические особенности обучающегося с глубокой умственной отсталостью. Речи и ее понимания нет. Установить контакт с ребенком возможно через тактильно-осязательную область в сопровождении  голоса.

Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно. Отмечаются насильственные движения в форме гиперкинезов и трудности удержания позы, отсутствует контроль над расслаблением и напряжением мышц, перераспределением мышечного тонуса.

Соматическое состояние: ребенок ослаблен, часто болеет простудными заболеваниями, с выраженной метеочувствительностью.

 Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Характерна повышенная утомляемость. Удается привлечь внимание к некоторым звучащим предметам.

Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Любит слушать мультфильмы по ТВ.

Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Технологии, используемые в обучении ребенка:

  • индивидуализация обучения
  • игровые технологии
  • информационно-компьютерные технологии
  • создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
  • «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала

Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).

В качестве средств для выполнения заданий  подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).

Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.

Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).

Также для персонализации учебного процесса и эффективной социализации ребенка в работе используются информационно-компьютерные технологии. На занятиях, педагог, совместно с  ребенком, применяют ноутбук, планшет с программным обеспечением для мобильных компьютерных платформ (развивающие программы, игры).  

Используется определенная структура занятия:

1)        Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).

2)         Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение  погоды за окном и др.).

3)        Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, массаж.

4)        Повторение изученного, подача нового материала.

5)        Двигательная гимнастика.

6)        Итог занятия.

          В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.

В ходе проведения занятий регулярно проводится логопедический массаж: общей, мелкой и лицевой мускулатуры, сенсомоторная   зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.

Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:

- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные    слова и т.д.)

- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, форма)

-  задания на развитие тактильно - осязательного   восприятия

- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.

Предполагаемые примерные личностные результаты освоения:

- осознание себя (в ситуации «здесь и сейчас», в пространстве, своей принадлежности к определённому полу, как «Я»;

- социально – эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

- доброжелательность, эмоциональная отзывчивость по отношению к другим;

- владение алгоритмом действий в игровой, учебной, бытовой ситуации;

- владение доступными знаниями, умениями, навыками, отражающими индивидуальный вариант содержания образования.

Предполагаемые примерные умения освоения программы:

- стимулировать ребенка к установлению положительного взаимодействия с окружающими, развивать реакцию на эмоциональные раздражители. Стимулировать выполнение простых инструкций, игровых действий на формирование образа тела.

- упражнения, стимулирующие ответную реакцию на обращенную речь, сопровождаемую прикосновениями, жестами. Упражнения на различение понятий «я - ты». Игровые упражнения, стимулирующие выражение эмоций, желаний (звуки, движения, жесты, мимика). Проигрывание сюжетов, сопровождаемых речью, тактильными прикосновениями.

-.сопряженные игровые действия на формирование образа тела. Называние ребенка по имени с одновременным прикосновением. Выражение одобрения реакций ребенка на свое имя, прикосновения. Совместные прикосновения к различным частям тела, раскрашивание пальцев рук; выполнение инструкций, сопровождаемых речью, тактильными прикосновениями. Рассматривание себя в зеркале, сосредоточение взгляда на своем лице, узнавание себя в зеркале. Сосредоточение взгляда на лице куклы, рассматривание куклы. Упражнения, стимулирующие голосовые реакции. Озвучивание эмоциональных реакций ребенка.

- упражнения, стимулирующие выполнение инструкций: дай, возьми, положи. Поощрение действий ребенка. Игровые упражнения, вызывающие реакции на речевое обращение к ребенку. Сопровождение действий ребенка речью, жестами, эмоциональным поощрением. Выполнение тактильных подсказок. Упражнения, стимулирующие ответные реакции на просьбу, похвалу.  

Оценка динамики обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т.е 2 раза в год)

«выполняет действие самостоятельно» (с),  

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),  

«выполняет действие по образцу» (о),

«выполняет действие с частичной физической помощью» (п),  

«выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),  

«действие не выполняет» (!),

«узнает объект» (у),  

«не всегда узнает объект» (нву),  

«не узнает объект» (н).

Оценка отражает степень самостоятельности, обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.

Форма обучения: очная

Предметно-развивающая среда для работы с учеником

1. Игрушки музыкальные: погремушки, бубен, колокольчик, дудочки, барабан, звоночек, свистульки, деревянные ложки.

Игрушки заводные, которые движутся по поверхности воды: кораблик, уточка, рыбка.

Игрушки-автомобили, игрушки с подвижными частями на колесах, передвигающиеся с помощью специальной палочки.

Коробки, корзины, мисочки, кубики, кольца, воздушные шары, мячи, игрушки подвески.

Разные по форме и фактуре тканевые мешочки с различными наполнителями.

Игрушечный пластмассовый молоток, палочки-колышки.

Игрушки сборно-разборные: матрешки, пирамидки с одинаковыми и разными кольцами, брусками разных размеров, одноцветные и разноцветные (например, пирамидка ванька-встанька, игрушки животные и т.п.).

2. Малые фольклорные формы: «Дудочка ду-ду» (рус.), «Ай туки-туки, застучали молотки» (рус.), «И любо нам и весело» (рус.), «Колокольчик зазвенел» (рус.), «Ты, собачка не лай» (рус.), «Мой веселый звонкий мяч» (рус.), «Молоточек тук-тук-тук» (рус.), «Летели-летели, устали, сели» (рус.), «Уж я Мишенька-Мишук» (рус.), «Часики тик-так» (рус.), «Пальчик о пальчик тук да тук» (рус.), «Мы ногами топать будем» (рус.), «Ручки-ручки закружились, а потом и опустились» (рус.), «Топай-топай веселей» (рус.), «Где ты, зайчик, отзовись» (рус.), «Летает и кружится круглый и большой» (рус.), «Мы гуляем с куклой Машей» (рус.), «Вышел зайчик погулять» (рус.), «Куклу Машу я люблю» (рус.), «Ах, какие ручки…» (рус.), «Нежно гладим мы зверят» (рус.), «Шли-шли, что-то нашли» (рус.), «Зайка, мягкий, кто еще?» (рус), «По лесочку мы гуляем» (рус.), «Дует легкий ветерок» (рус.), «Кукле весело» (рус.),  

Личностные результаты:

1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

2. Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения

  • выделять признаки, формы, величины в предметах по подражанию тактильным действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
  • выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по образцу действия взрослого;
  • узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

  • показывать на себе части тела и лица;
  • выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

  • при общении использовать тактильные прикосновения;
  • определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
  • понимать и выполнять действия с игрушкой;
  • вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
  • адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

Метапредметные  результаты:

  1. Овладение доступными средствами коммуникации и общения –вербальными и невербальными

2. Уметь различать интонацию.

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации

-Умение вступать в контакт,

- Общение с помощью электронных средств коммуникации

- Использование предметов шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.

Содержание программы

Обучающиеся с тяжелой и глубокой умственной отсталостью поисковыми способами ориентировки овладевают на примитивном уровне, поэтому обучение восприятию тактильных раздражителей имеет специфические особенности. Необходимым условием организации и проведения тактильных упражнений является их пошаговое освоение. Не всегда ответные реакции детей (двигательные, кожные, эмоциональные) соответствуют силе раздражителя. В связи с этим сначала организуется спокойное, медленное освоение пассивного способа обследования (рукой взрослого - совместные обследовательские действия взрослого с обучающимся ребенком). При нормализации тактильных и проприоцептивных ощущений соотношение пассивных, пассивно-активных и активных движений изменяется в пользу последних.

Для ребенка ТМНР с атрофией зрительного нерва важно развивать не только тактильную чувствительность, но также формировать  представления о звуковой стороне окружающего мира, учить ориентироваться в окружающих  звуках, так как для ребенка с атрофией зрительного нерва звук становится главным ориентиром в познании свойств предметов, явлений живой и неживой природы.

В СИПР предлагается следующий алгоритм развития тактильного и слухового восприятия:

  • стимуляция развития тактильных ощущений обучающегося на прикосновения (поглаживание, легкое надавливание на руки, щеки и т.п.);
  • стимуляция развития тактильных ощущений при соприкосновении ребенка с материалами различной фактуры, температуры, плотности;
  • стимулирование тактильных ощущений в ходе вибрационного массажа;
  • стимулирование развития умений узнавать и различать тактильно непохожие материалы и предметы;
  • привлечение внимания к звучащему предмету;
  • различение и запоминание цепочки звукоподражаний.
  • знакомство с характером звучащих предметов;
  • определение местонахождения и направленности звука,
  •  различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;
  • запоминание последовательности звучаний (шумов предметов, различение голосов;
  • выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;
  • реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;
  • совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.

Направления работы:

  1. Стимуляция положительных эмоции на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания.
  2. Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами.
  3. Активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции.

Педагогические ориентиры:        

  • стимулировать длительное эмоционально окрашенное взаимодействие обучающегося с учителем с помощью различных тактильных раздражителей;
  • побуждать формирование интереса  ребенка к собственному телу, предпосылки к телесному ориентированию;
  • развивать с помощью специальных упражнений адекватную чувствительность тела обучающегося, уменьшая его гипо- или гиперчувствительность;
  • знакомить обучающегося с элементарными способами обследования фактуры предметов;
  • знакомить обучающихся со способами распознавания и  идентификации различных тактильных раздражителей (шершавое – гладкое – пушистое, холодное – горячее, мягкое – твердое, мокрое – сухое);
  • приучать обучающихся к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители;
  • стремиться формировать у обучающихся  интегративные ощущения  (тактильные, слуходвигательные);
  • побуждать каждого обучающегося к выражению тактильных предпочтений с помощью пантомимических средств.

Игры и игровые упражнения на стимуляцию чувствительности тела прикосновением, массированием, поглаживанием, с помощью сенсорных контактов:

  • массирование рук и ног;
  • поглаживание головы, шеи, рук, ног с проговаривание потешек, детских четверостиший (как «Коза рогатая», «Сорока-ворона»);
  • поглаживание с небольшим давлением с проговаривание потешек, детских четверостиший;
  • разминание (движения, позволяющие растирать мышцы и группы мышц);
  • массирование тела воздушным шариком, мехом, шерстяным лоскутом, щеткой, звучащей игрушкой;
  • массирование рук, ног теплыми предметами с проговаривание потешек, детских четверостиший и др.

Совместные упражнения взрослого с обучающимся направленные на стимуляцию чувствительности тела:

  • использование  предметов округлой формы: воздушный шарик, теннисный, резиновый, пластмассовый, массажные мячи(как мохнатые, так и гладкие), валики и др.;
  • игры и упражнения в «сухом»  бассейне (погружение в шарики,  «купание» в шариках,);
  •  укладывание обучающегося различные  по тактильным ощущениям поверхности с целью стимулирования тактильных ощущений телом – мягкие, пушистые, гладкие и жесткие поверхности в теплой комнате (поверхности разной текстуры в сочетании со звуковым стимулом: шероховатое одеяло, хрустящая бумага, коврик или лоскутное одеяло из различных по фактуре кусочков ткани, с «шуршалками», «пищалками»);
  • опутывание лентами, поглаживание, пожатие рук;
  • игры и упражнения на прикосновение перышком, помазком для бритья, щеткой-сметкой с волокнами и др.;
  • игры и упражнение с использование приема похлопывания (губкой, рукой и пр.) по рукам, ладошкам,  ногам;
  • ритмичное похлопывание с проговаривание потешек, детских четверостиший и др.
  • упражнения на привлечение внимания обучающегося к дидактической вибрирующей игрушке и вызывание у него реакции на  движение вибрации.
  • вибрационный массаж рук, ног с помощью сенсорных вибромячиков.
  • игры и упражнения в «пальчиковом бассейне» (тазики и мисочки с разными наполнителями: песок, камушки, листья, шишки);
  • упражнения на стимулирование сенсорных ощущений обучающихся в ходе взаимодействия с природными материалами (снег, лед, вода, песок): прикосновение ими к разным частям тела, погружение рук и др.; игры и упражнения с водой (теплая и холодная).
  • совместные со взрослыми игры и игровые действия на восприятие различных свойств предметов и их поверхности, веществ:
  • влажного и сухого, мягкого, твердого, жесткого (вафельное и махровое полотенца и тд.);
  • игры и упражнения с использованием крема, лосьона, масла по показанию врача (приемы: растирание, поглаживание, похлопывание и.др.);
  • упражнения на развитие температурных ощущений: теплый, горячий, холодный  (прикосновение  к ребенку теплыми и холодными руками, тряпочками, игрушками,  типа «Мякиши» и др.);
  • заворачивание в одеяло, одевание ребенка, прикосновение грелкой,  льдом, направленной теплой и холодной воздушной струей фена и др.;
  • прикосновения к телу ребенка различными материалами: приятными (вата, мех, мягкая кисточка, плюшевая игрушка, пальцы, мячи) и, для тактильных ощущений обучающегося; менее приятными (камень, ветки дерева, металлическая тарелка, массажный мяч и пр.).
  • стимулирующие сенсорные упражнения с использованием предметов с дополнительными раздражителями (акустическими, визуальными, температурными).

Кинезиотерапевтические упражнения на активизацию мышечных реакций обучающегося:

  • стимуляция мышечных реакций стоп с помощью материалов разной фактуры;
  • украшения ног и рук ребенка яркими и/или звенящими браслетиками;
  • стимуляции губ обучающегося пальцами взрослого, используя приемы пощипывания, прикосновения льдинками, холодной тканью, детской грелкой и др.;
  • массаж лицевой мускулатуры  ребенка (приемы логопедического массажа).
  • сегментарный, точечный массаж кистей рук, предплечья.

Телесно-ориентированные упражнения, направленные на развитие телесного контакта ребенка и взрослого: брать на руки, усаживать на колени, ласково прижимать к себе, сопровождая действия рифмованными текстами, например, «Коза рогатая..», «Сорока-ворона…», «Шла большая черепаха..» и т.п., прикасаясь к ребенку руками и различными приятными на ощупь предметами и материалами  и т.п.

Обследование тактильной сферы

  • Стимуляция положительных эмоций на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания: игровые упражнения на стимуляцию эмоционального взаимодействие обучающего с учителем с помощью различных тактильных раздражителей.
  • Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами: игровые ситуации, в ходе которых ребёнок стимулируется прикосновениями к разным частям тела природными материалами (вода, песок, веточки, пёрышки, шишки), игры и упражнения с песком и водой.  Игры и упражнения на стимуляцию чувствительности тела с помощью сенсорных контактов с воздушным шариком, теннисным (мохнатым), резиновым пластмассовым (гладким), массажными мячами и.т.д.; игры и упражнения в сухом бассейне (погружение в шарики, «купание» в шариках. игры и упражнения с прикосновениями к ребёнку тёплыми и холодными руками, прикосновения грелкой, направление холодной воздушной струи феном, заворачивание в одеяло и др
  • Активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции: игровые упражнения с применением массажа. Игровые упражнения на водном матраце.
  • Повторение пройденного материала, итоговая диагностика усвоения программы. Повторение материала, изученного в течение года в сочетании с сеансами музыкотерапии на основе классической музыки, а также звучания в записи « Звуков природы» (пение птиц, журчание ручейка, шум морского прибоя и т.п.).  
  • Итоговая диагностика.

Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.

Специальная работа предусматривает формирование умения различать, опознавать и распознавать речевой материал только на слух, исключая зрение.

Развитие слухового восприятия происходит по этапам. Первоначально детей учат реагировать на различные неречевые и речевые звуки. В процессе этой работы у ребенка вырабатывается условная реакция на звучания: их учат в ответ на воспринятый звук выполнять определенные действия. Эта работа проводится как на материале звучаний игрушек (барабана, бубна, гармони), так и на основе использования речевого материала (слогов, слов). Реакция на внешние раздражители формируется на слуховой основе. Формируется реакция на звучание различных игрушек: дудочки, металлофона, погремушки, шарманки.

В процессе обучения проводится работа по различению неречевых звучаний и речевого материала.

В ходе работы по развитию слухового восприятия детей учат не только реагировать на звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, но и различать звучащие инструменты, определять громкость, длительность, высоту, слитность, темп, ритм, дифференцировать жанры музыкальных произведений (марш, вальс, полька), оркестровое, хоровое, сольное пение, мужской и женский голоса, различать голоса животных, некоторые бытовые шумы.

Работа по развитию неречевого слуха связана с обучением различению звучания музыкальных игрушек. Используются те игрушки, на которые сформирована четкая условная реакция. Прежде чем различать звучание двух игрушек на слух, дети учатся дифференцировать их на слухо-тактильной основе, затем уточняется звучание каждой игрушки на слух. При различении звучания игрушек на слух дети воспроизводят соответствующие движения. Сначала проводится обучение различению звучания двух игрушек, а затем выбор увеличивается до трех и более.

В процессе работы по развитию речевого слуха большое внимание уделяется различению речевого материала. В качестве речевого материала в зависимости от этапа обучения и состояния слуха ребенка используются звукоподражания, лепетные и полные слова, словосочетания, различные типы фраз (сообщения, побуждения, вопросы), четверостишия. При отборе речевого материала педагог руководствуется необходимостью слов и фраз для общения, степенью понимания их значения. Начинается эта работа с различения двух слов (лепетных или полных) при наличии соответствующих игрушек. Слова сначала воспринимаются слухо-тактильно, при условии хорошего слухо-тактильного различения уточняется звучание на слух каждого слова, а затем педагог предъявляет слова только на слух. Постепенно увеличивается количество слов для различения — 3—4—5 и более.

В качестве речевого материала для обучения опознаванию используются не только слова и фразы, но и короткие стихи (четверостишия), тексты. Более сложной оказывается для детей работа с содержанием небольших текстов. Подготовка к восприятию текстов связана с обучением его пониманию на слухо-тактильной основе, а затем различению и опознаванию нескольких взаимосвязанных фраз повествовательного характера.

По мере формирования навыков опознавания речевого материала детей учат воспринимать на слух новые по звучанию слова, фразы, т. е. распознавать их. Обучение распознаванию связано с предъявлением сразу на слух новых по звучанию слов или фраз, которые прежде ребенок не слышал. Обучение распознаванию имеет очень большое значение для детей, так как оно стимулирует слуховые возможности детей, учит связывать знакомые по значению слова с их звучанием. При обучении распознаванию детей побуждают повторить слово так, как они его услышали: воспроизвести его контур, отдельные фрагменты. В случае затруднений распознавания речевой единицы она предъявляется для слухо-зрительного восприятия, затем отрабатывается на уровне различения и опознавания.

Предполагаемые примерные  БУД освоения программы:

  • стимулирование двигательных эмоционально-окрашенных взаимодействий обучающегося с учителем с помощью различных тактильных и слуховых раздражителей;
  • ознакомление со способами распознавания и идентификации различных раздражителей,
  • стимулирование развития адекватной чувствительности тела с помощью специальных упражнений;
  •  побуждение обучающегося к выражению тактильных предпочтений, к адекватному реагированию на безопасные тактильные раздражители как вербальные, так и не вербальные.

      Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.

Примерные показатели самостоятельности учащегося (ПС)

Условные обозначения

Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен)

!

Действие выполняется ребенком:

          - со значительной помощью взрослого

пп

          - с частичной помощью взрослого

п

          - по последовательной инструкции (по изображению или вербально)

и

          - подражая или по образцу

о

          - самостоятельно

с

- узнает объект

у

- не всегда узнает объект

нву

- не узнает объект

н

                Предметно-развивающая среда для работы с учеником

Примерный перечень оборудования.

Деревянные и пластмассовые бусы.

Игрушки из разных тканей.

Игрушки мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые, изображающие людей, животных, насекомых, растения, птиц, транспорт.

Игрушки музыкальные: погремушки, бубен, дудочки, барабан, колокольчик, свистульки, деревянные ложки и т.п.

Игрушки-подвески.

Интерактивное игровое оборудование «Звездное небо», «Зеркальный шар с мотором», «Пузырьковая колонна», напольный ковер(для занятий в темной сенсорной комнате).

Любые предметы, которые можно ронять на пол (кубики, мягкие игрушки, деревянные ложки, резиновые пищащие игрушки и т. д.).

Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, шарманка, свистульки, бубен, барабан, дудочка, треугольник и др.).

Музыкальные игрушки самодельные (звучащие коробки, деревянные палочки и др.

Музыкальные инструменты: губная гармошка, свирель, бутылочки музыкальные, трещотки, маракасы, румба, аккордеон, кастаньеты, цитры, гусли, свирели, электронные инструменты.

Музыкальный центр с подборкой аудиоматериалов.

Разнообразные музыкальные игрушки.

Разные по форме и фактуре тканевые мешочки с различными наполнителями: атласные узкие мешочки разные по цвету и с разными наполнителями; мешочки из разных по фактуре тканей и с разными наполнителями; небольшие плоские квадратики из лакированной кожаной ткани 8 цветов; банка с лоскутами разных по фактуре тканей, сшитых между собой для вытягивания.

Тряпичный яркий браслет с колокольчиком или бубенчиком, застёгивающийся на липучку.

Обследование тактильной сферы

  • Стимуляция положительных эмоций на прикосновение, поглаживания, ласковые щекотания: игровые упражнения на стимуляцию эмоционального взаимодействие обучающего с учителем с помощью различных тактильных раздражителей.
  • Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с различными материалами: игровые ситуации, в ходе которых ребёнок стимулируется прикосновениями к разным частям тела природными материалами (вода, песок, веточки, пёрышки, шишки), игры и упражнения с песком и водой.  Игры и упражнения на стимуляцию чувствительности тела с помощью сенсорных контактов с воздушным шариком, теннисным (мохнатым), резиновым пластмассовым (гладким), массажными мячами и.т.д.; х
  • Активизация тактильных ощущений в ходе вибрационной стимуляции: игровые упражнения с применением массажа.
  • Повторение пройденного материала, итоговая диагностика усвоения программы. Повторение материала, изученного в течение года в сочетании с сеансами музыкотерапии на основе духовной, классической музыки, а также звучания в записи « Звуков природы» (пение птиц, журчание ручейка, шум морского прибоя и т.п.).  
  • Итоговый мониторинг усвоения программы.

Содержание «Стимуляция тактильной чувствительности» (1ч)

Цель: учить при помощи тактильной стимуляции общаться с педагогом.

  • Установление тактильного контакта с взрослым (держание за руку при общении с ребенком)

Игра Сорока ворона», «Маленькие ножки бегут по дорожке», «Это я?».

Игровые упражнения с использованием крема, косметического массажного бальзама (растирание, поглаживание, похлопывание).

 Игра «Жили у бабуси два веселых гуся…», « Это я?».

  • Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с материалами различной температуры (холодный, тёплый).

Игровые упр. с металлическими колокольчиками, деревянными шариками,  упражнения на поочередное вкладывание в руку   игрушек (деревянные, пластмассовые, резиновые).

  • Стимулирование тактильных ощущений при соприкосновении с ватным мягким тампоном, перышком, кисточками разной жесткости.

Игра с  ваткой, перышком.

Игра « Этот пальчик гриб нашел…», «Наши ручки».

  • Стимулирование чувствительности тела с использованием предметов округлой и продолговатой формы;

(резиновый мячик – гладкий, теннисный мячик – мохнатый, массажный мячик – колючий, палочка деревянная длинная и др.).

Игровые упражнения с использованием крема («Сорока-ворона» и др.)

  • Стимулирование чувствительности тела  предметами с различными поверхностями

(деревянная палочка гладкая и рифлёная, колючая шишка, мягкая вата, гусиное перо,  гладкие и массажные мячики, ветка от дерева, гладкий камень).

Игра «Коза рогатая». Игровые упражнения с использованием крема, косметического массажного бальзама (растирание, поглаживание, похлопывание).

Игра «Маленькие ножки …», «Это я?» и др.

  • Активизация тактильных ощущений с помощью распыления воды из пульверизатора (спрэя) комнатной температуры

Игровые упражнения с применением расслабляющего вибрационного массажа.

Игра « Море волнуется раз…». Легкий вибромассаж рук, ног, спины с помощью вибромячиков. Игровые упражнения « Наша птичка», «Рельсы. Рельсы…» и др.

  • Сегментарный и точечный массаж предплечья, кистей рук; артикуляционный массаж.

Содержание «Развитие слухового восприятия»(1ч.)

Привлечение внимания к бытовым шумам: стук в дверь, удар падающего предмета, звуки работающих бытовых приборов, громким звучаниям игрушек и т.п. (с индивидуальными слуховыми аппаратами).

Знакомство со звучащими игрушками: барабан, бубен, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка (рассматривать, обследовать, имитировать действия с ними) и их звучаниями; учить детей внимательно следить за игрой на данных «инструментах», слушать их звучание; привлекать детей к воспроизведению звучаний (с индивидуальными слуховыми аппаратами).

Нахождение и узнавание источника звука

Учить детей выполнять определенное действие в момент начала звучания игрушки: хлопать, топать, вращать кистями рук, махать платочком и прекращать действие при завершении звучания; источник звука: барабан, бубен, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка;

Учить детей соотносить определенное действие со звучанием той или иной игрушки, например. Выработать условную двигательную реакцию на звучание неречевых и речевых сигналов игровым действием и учить реагировать на них при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии; источник звука: барабан, бубен, гармошка, дудка, свисток, металлофон, шарманка, голос (слогосочетания типа папапа, пупупу, сисиси, произносимые голосом разговорной громкости и шепотом).

Привлекать внимание детей к музыкальным звучаниям (игра на пианино, звучание пластинок и пленок с громкой ритмичной музыкой); учить их реагировать на начало и конец звучания (с индивидуальными слуховыми аппаратами, с аппаратурой коллективного пользования); способ воспроизведения детьми: различные игровые приемы типа размахивания флажком, платочком, игрой с куклой, сопровождающиеся произнесением слогосочетаний папапа, татата, ляляля (как могут), которые прекращаются в момент окончания звучания.

Учить детей различать на слух многократные и однократные звучания; источник звука: барабан, бубен, дудка, голос (слогосочетания типа папапапа - па, тататата – та, ляляляля - ля; способ воспроизведения детьми: многократные и однократные движения с игрушкой с одновременным произнесением слогосочетаний (как могут), например, зайка прыгает по дорожке из кубиков – папапапа и спрыгивает с нее – па, кукла танцует – ляляляля и подпрыгивает (поворачивается) – ля.

Учить детей различать на слух длительность звучаний; источник звука: дудка, свисток, голос. Учить детей различать  на слух темп звучаний; источник звука: барабан, бубен, голос (слогосочетания типа папапа (быстро) – па__па__па__ (медленно), татата – та__та__та__.

Учить различать на слуховой основе педагога и родителей.

Учить  дифференцировать  слуховые сигналы, где широко используются звучащие игрушки, погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны и другие игрушки. Начинать работу надо с пар игрушек с резко контрастным звучанием.

Источники информации

1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

2. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. – Новосибирск, 2012.

3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы/ Под.ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2010.

4. Рязанова А.В., Ермолаева Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – Теревинф, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...

Специальная индивидуальная программа развития по коррекционному курсу «Двигательное развитие»

   В программу включены  комплексы упражнений, направленные на укрепление здоровья и функций организма, а также комплексы упражнений на коррекцию и компенсацию нарушения физическ...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (8 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана обучающегося индивидуально на дому (1 класс)

Программа  составлена  с учетом требований федерального образовательного стандарта  образования для обучающих   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),...

Специальная индивидуальная программа развития для обучающегося индивидуально на дому 2 класса

Рабочая программа развития предназначена для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектульными нарушениями) в условиях надомного обучения для 2 класса...